Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

24.Слово наоборот. 25. Каламбуры. 26.«Перевод». 27. «Негатив». 28. «Бестолковый словарь». 29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)




24. Слово наоборот

Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи.

Учитель называет быстро слова. Дети должны записать их, наоборот переставив буквы. И обратная ситуация - учитель называет перевернутое слово, дети записывают его нормальное значение.

  

25. Каламбуры

Цель – учить различать омонимы.                             

Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Детям читается стихотворение Я. Козловского «Рак и гусь»:

Раку гусь твердил ОДНО:

-Ты ударь клешней О ДНО

И на берег ИЗ РЕКИ

Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ!

Я послушать ВЫЙДУ, РАК...

Рак ответил: - ВЫ ДУРАК!

Найдите в нём омонимы. Что они обозначают?

 

26. «Перевод»

Цель – учить подбирать синонимы.

Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился.


Например,


«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной... »

 


       «Перевод»       

                         Деревья с разноцветною листвой в солнечный

осенний день на опушке напоминают дворец.


27. «Негатив»

Цель – учить подбирать антонимы.

Попросить детей сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы.

Например, «Мороз и солнце»!     «Негатив»: Луна, но жара!

День чудесный!                              Ночь мрачна.

Еще ты дремлешь,                          Я все не сплю

Друг прелестный?!                         И, как враг, живу

Проснись, открой                           И уснуть хочу,

Сомкнуты негой взоры... »            Но закрыть глаза

                                                         Никак не могу,

                                                                                И в том моя беда.

 

28. «Бестолковый словарь»

Цель – учить словотворчеству, «открывать новую» семантику слова.

Надо обыкновенное слово объяснить по-новому, придумать остроумное значение.

Например, сторож - митинг

              бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарок

              горизонт - пляжный зонтик

              изверг — вулкан

 

29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)

Цель – развивать словотворчество.

Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться.

Побеждает тот, кто больше найдет слов.

 

Э Л Е Д Ы М К С
X В Е Д Ы О
О С М Е С Я Ц С
Р О С А В В Д У
Е Я П А Р О О Я
К Н А Р Е Л Ж Ь
А Ц Р А М Н Д К
Т Е Н Ь С Н Е Г

 

(Ответы:

слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег;

справа-налево: зев, сор, нет;

сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т. д. )

 

              З0. Составьте слово

Цель – учить подбирать антонимы.

 

Подберите к словам антонимы. Первые буквы антонимов по вертикали составят нужное слово:

 

Широкий -    у зкий

Твердый -         м ягкий

Старый-          н овый

Скучный -       и нтересный

Бесполезный- ц енный

Неряшливый- а ккуратный

 

                                       2. 4. Грамматические игры

1. Знаете ли вы русский язык?  

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты                 дуга-дуги                          ведро-ведра

Плот-плоты            рука-руки                          бедро-бедра

Крот-кроты               мука-...                               перо-перья

Грот- гроты            беда-беды                            метро -...

Цветок-цветы         день-дни                           теленок-телята

Человек-люди        пень-пни                           цыпленок-цыплята

Судно-суда             лень-...                                козленок-козлята

Морковь-...              еда-...                                  бочонок-бочонки

 

б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Повар-повариха                                           ткач-ткачиха

Портной-портниха                                      купец-купчиха

Заяц-зайчика                                                храбрец-...

Слон-слониха                                               врач-...

Петух-....                                                        учитель-учительница

Окунь-...                                                         ученик-ученица

 

в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.

Индюшка-индюк                                        стрекоза-....

Лиса-лис                                                      львица-лев

Коза-козел                                                   кошка-кот

Оса-...                                                            белка-...

 

2.  Письмо рисунками

Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.

Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.

Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)

 

3. Придумайте предложение

Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.

 

4. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?

Цель – учить согласовывать сущ. и прил.

Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.

Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.

 

            5. Сколько получится?

Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.

Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.

 Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...