24.Слово наоборот. 25. Каламбуры. 26.«Перевод». 27. «Негатив». 28. «Бестолковый словарь». 29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс)
24. Слово наоборот Цель – учить производить звуко-буквенный анализ слова и уточнить понятие «слова» как смысловой единицы речи. Учитель называет быстро слова. Дети должны записать их, наоборот переставив буквы. И обратная ситуация - учитель называет перевернутое слово, дети записывают его нормальное значение.
25. Каламбуры Цель – учить различать омонимы. Омонимы - это разные по смыслу, но одинаково звучащие и пишущиеся слова. Каламбур - игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании сходства равнозначных слов. Детям читается стихотворение Я. Козловского «Рак и гусь»: Раку гусь твердил ОДНО: -Ты ударь клешней О ДНО И на берег ИЗ РЕКИ Вылезь, мудрость ИЗРЕКИ! Я послушать ВЫЙДУ, РАК... Рак ответил: - ВЫ ДУРАК! Найдите в нём омонимы. Что они обозначают?
26. «Перевод» Цель – учить подбирать синонимы. Попросить детей сделать «перевод» строки песни, стиха, рассказа на «другой язык». Необходимо заменить слова в строке на другие, сходные по смыслу (синонимы), так, чтобы общий смысл сохранился. Например, «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной... »
«Перевод» Деревья с разноцветною листвой в солнечный осенний день на опушке напоминают дворец. 27. «Негатив» Цель – учить подбирать антонимы. Попросить детей сделать «негатив» строки из песни, стиха, рассказа, т. е. заменить смысл на противоположный, используя антонимы. Например, «Мороз и солнце»! «Негатив»: Луна, но жара! День чудесный! Ночь мрачна.
Еще ты дремлешь, Я все не сплю Друг прелестный?! И, как враг, живу Проснись, открой И уснуть хочу, Сомкнуты негой взоры... » Но закрыть глаза Никак не могу, И в том моя беда.
28. «Бестолковый словарь» Цель – учить словотворчеству, «открывать новую» семантику слова. Надо обыкновенное слово объяснить по-новому, придумать остроумное значение. Например, сторож - митинг бездарь - человек, которому в день рождения не сделали подарок горизонт - пляжный зонтик изверг — вулкан
29. Какие слова спрятались в сетке букв? (кресс-кросс) Цель – развивать словотворчество. Чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно посмотреть сетку букв: слова могут читаться справа - налево и слева- направо, сверху - вниз и наоборот, по диагонали и даже ломаться. Побеждает тот, кто больше найдет слов.
(Ответы: слева-направо: лед, дым, звезды, месяц, роса, пар, земля, тень, снег; справа-налево: зев, сор, нет; сверху-вниз: эхо, хорек, река, солнце, пар, время, волна, дождь, сосулька; снизу-вверх: Лара, рожь, темень, суд, двор и т. д. )
З0. Составьте слово Цель – учить подбирать антонимы.
Подберите к словам антонимы. Первые буквы антонимов по вертикали составят нужное слово:
Широкий - у зкий Твердый - м ягкий
Старый- н овый Скучный - и нтересный Бесполезный- ц енный Неряшливый- а ккуратный
2. 4. Грамматические игры 1. Знаете ли вы русский язык? Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ. а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном. Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра Плот-плоты рука-руки бедро-бедра Крот-кроты мука-... перо-перья Грот- гроты беда-беды метро -... Цветок-цветы день-дни теленок-телята Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята Судно-суда лень-... козленок-козлята Морковь-... еда-... бочонок-бочонки
б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода. Повар-повариха ткач-ткачиха Портной-портниха купец-купчиха Заяц-зайчика храбрец-... Слон-слониха врач-... Петух-.... учитель-учительница Окунь-... ученик-ученица
в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского. Индюшка-индюк стрекоза-.... Лиса-лис львица-лев Коза-козел кошка-кот Оса-... белка-...
2. Письмо рисунками Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении. Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.
Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)
3. Придумайте предложение Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях. Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др. Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.
4. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)? Цель – учить согласовывать сущ. и прил. Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком. Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.
5. Сколько получится? Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении. Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов. Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|