Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтобы лучше понять сущность ученического самоуправления, следует обратиться к энциклопедическим изданиям.




Прыкладнае палажэнне аб агульнаадукацыйнай школе //Зборнж нарма-тыуных дакументау Мшгстэрства адукацьй Рэспублш Беларусь. 1993. № 10.

10. Первичный периодический доклад Республики Беларусь об осущес­
твлении положений Конвенции ООН «О правах ребенка» //Адукацыя \ вы-
хаванне. 1993. № 1.

СПРАВКА

Дзещ маюць права на аб'яднанне у самастойныя днцячыя аргашзацьй пры умове, што дзейнасць гэтых аргашзацый не супярэчыць Канстытуцьй 1 1ншым законам Рэспублш Беларусь, не парушае грамадсю парадак 1 бяспеку дзяржавы, не наносщь шкоды здаро^ю 1 маральнасщ насельнщтва, не ушчам-ляе правы 1 свабоду шшых асоб. Дзейнасць дз1цячых аргйшзацый, яюя да-магаюцца пагнтычных мэт, не дазваляецца.

Дзяржава аказвае дз|цячым аргашзацыям матэрыяльную 1шшую дапамогу.

Закон РэспублШ Беларусь аб правах дз\цящ


УПРАВЛЕНИЕ, САМОУПРАВЛЕНИЕ И СОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Сущность понятий «демократия» и «демократизация». Управле­ние, самоуправление и соуправление в воспитательном процессе шко­лы. Природа самоуправления. Самоуправление — управление самим собой: самоопределение, самоутверждение, самореализация. Содру­жество, сотрудничество и сотворчествооснова соуправления. Значение самоуправления в воспитательном процессе. Цели и задачи ученического самоуправления.

В современной теоретической и методической литературе нет еди­ного мнения в определении термина «самоуправление учащихся». Бо­лее того, большинство авторов, рассматривающих ученическое само­управление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления. Или одним и тем же термином назы­вают разные понятия. Это относится к таким понятиям, как «самоуп­равление», «ученическое самоуправление», «соуправление», «Школьное самоуправление» и др. Разнотолкование, возможно,— одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в ученическом коллекти­ве. В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а со­управление. Третьи делают попытку подменить ученическое самоуп­равление общественным самоуправлением школы.

Да и сам термин «самоуправление» трактуется по-разному. В «Педагогической энциклопедии» самоуправление рассматривается как «участие детей в управлении и руководстве делами своего кол­лектива». Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на раз­ных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рас­сматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной



жизни, третьи — как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы.

Самоуправление в ученическом коллективе (школе, классе, круж­ке, клубе) возможно при демократическом управлении. Управление, самоуправление и соуправление — звенья одной цепи!]'

Чтобы лучше понять сущность ученического самоуправления, следует обратиться к энциклопедическим изданиям.

Демократия — (греч. народовластие, т. е. народ и власть), форма государственно-политического устройства общества, осно­ванная на признании народа в качестве источника власти, на прин­ципах равенства и свободы. Термин «демократия» употребляется так­же применительно к организациям и деятельности политического и социальных институтов, например партийная Д., производственная Д. (Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы и др. 2-е изд. М, 1989. С. 156).

Демократизация. Принцип организации коллективной де­ятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988. С. 130).

Демократическое управление обеспечивает ученическим коллек­тивам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление.

Педагогический контроль за развитием ученического самоуправле­ния предполагает создание организационных, идеологических и мето­дических гарантий в определении и саморазвитии коллектива школьни­ков. Организационные гарантии обеспечивают функционирование ор­ганов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее соответствующих типу школы, опьггуЛемократической дея­тельности и культуре учащихся, уровню опыта педагогического коллек­тива. Структура и формы ученического самоуправления создаются с учетом конкретных условий и желаний самих учащихся.

Идеологические гарантии — это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученическо­го, но и коллектива школы в целом. Идеологические гарантии мате­риализуются в том, что решения органов ученического самоуправле­ния берутся во внимание при принятии решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений ее работы. Методические гарантии реализуются в процессе инструктивной помощи самодеятельным органам самоуправления.

Как отмечает В. М. Опалихин, ученическое самоуправление раз­вивается в рамках руководства школой. Поэтому самоуправление сле­дует рассматривать как часть управления. Но это та часть, отмечает исследователь, которая реально доверяется органам ученического са­моуправления. И вот в этой-то части органы самоуправления не прос­то «участвуют» и не просто «помогают» управлять, а реально управ­ляют, отвечая за полное и качественное выполнение того, что им до­верено. Далее В. М. Опалихин отмечает, что за директором школы, педагогами сохраняется право на общее руководство, контроль за


«конечным результатом». В итоге за работу школы в целом, в том числе и за организацию ученического самоуправления, спрашива­ют с руководителя школы, педагогов, а не с учащихся, которые им подчинены.

Вслед за демократическим управлением рассмотрим сущность по­нятия «самоуправление». С этой целью также обратимся к справоч­ной литературе.

Самоуправление — самостоятельность какой-либо орга­низованной социальной общности в управлении собственными дела­ми (Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М, 1988. С. 1165).

Самоуправление. 1. Право на внутреннее управление сво­ими, местными силами. Студенческое С; с. городов. 2. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах на-ционально-территориальной единицы, автономии (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М, 1988. С. 568).

Самоуправление — часть системы управления трудовым коллективом, в которой в качестве субъекта управления выступает сам коллектив (Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1987. С. 94).

Самоуправление — автономное функционирование ка­кой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное при­нятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполните­лей в процессы выработки решений; коллективное управление как участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа управления; выработка и принятие испол­нителями общих решений (Краткий словарь по социологии /Под рбщ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М, 1988. С. 296—297). I На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что само­управление учащихся — самостоятельность в проявлении инициати­вы, принятии решений и его самореализации в интересах своего кол­лектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря са­моанализу, Самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу.

Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами. Заме­тим, что управление не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетентность учащихся. Именно в этом состоит право управлять самостоятельно и с полной ответствен­ностью организовывать дела своего коллектива. Самоуправление — это реальное право учащихся на самоанализ, самокритику и самоус­тановку в своей деятельности. Оно выражается в развитии инициати­вы, в принятии решений, в самореализации учащихся (организация дежурства, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и др.).

2. Зак. 5441 о


Таким образом, самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

В повседневной деятельности самоуправление учащихся прояв­ляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сде­ланного и принятии решений.

Природа самоуправления многогранна. В целом корни его — в со­циальной активности народа. Политические корни, в частности,— в демократической культуре, идеологические — в оптимальном соче­тании личного и общественного, общественного и личного, а нрав­ственные — в утверждении этических ценностей, гуманного отноше­ния к человеку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...