Чтобы лучше понять сущность ученического самоуправления, следует обратиться к энциклопедическим изданиям.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Прыкладнае палажэнне аб агульнаадукацыйнай школе //Зборнж нарма-тыуных дакументау Мшгстэрства адукацьй Рэспублш Беларусь. 1993. № 10. 10. Первичный периодический доклад Республики Беларусь об осущес СПРАВКА Дзещ маюць права на аб'яднанне у самастойныя днцячыя аргашзацьй пры умове, што дзейнасць гэтых аргашзацый не супярэчыць Канстытуцьй 1 1ншым законам Рэспублш Беларусь, не парушае грамадсю парадак 1 бяспеку дзяржавы, не наносщь шкоды здаро^ю 1 маральнасщ насельнщтва, не ушчам-ляе правы 1 свабоду шшых асоб. Дзейнасць дз1цячых аргйшзацый, яюя да-магаюцца пагнтычных мэт, не дазваляецца. Дзяржава аказвае дз|цячым аргашзацыям матэрыяльную 1шшую дапамогу. Закон РэспублШ Беларусь аб правах дз\цящ УПРАВЛЕНИЕ, САМОУПРАВЛЕНИЕ И СОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Сущность понятий «демократия» и «демократизация». Управление, самоуправление и соуправление в воспитательном процессе школы. Природа самоуправления. Самоуправление — управление самим собой: самоопределение, самоутверждение, самореализация. Содружество, сотрудничество и сотворчество — основа соуправления. Значение самоуправления в воспитательном процессе. Цели и задачи ученического самоуправления. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «самоуправление учащихся». Более того, большинство авторов, рассматривающих ученическое самоуправление, пишут о нем как о само собой разумеющемся. Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления. Или одним и тем же термином называют разные понятия. Это относится к таким понятиям, как «самоуправление», «ученическое самоуправление», «соуправление», «Школьное самоуправление» и др. Разнотолкование, возможно,— одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов народного образования затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в ученическом коллективе. В частности, одни доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление. Третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.
Да и сам термин «самоуправление» трактуется по-разному. В «Педагогической энциклопедии» самоуправление рассматривается как «участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива». Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы управления. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни, третьи — как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами школы. Самоуправление в ученическом коллективе (школе, классе, кружке, клубе) возможно при демократическом управлении. Управление, самоуправление и соуправление — звенья одной цепи!]' Чтобы лучше понять сущность ученического самоуправления, следует обратиться к энциклопедическим изданиям. Демократия — (греч. народовластие, т. е. народ и власть), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политического и социальных институтов, например партийная Д., производственная Д. (Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аве-ринцев, Э. А. Араб-Оглы и др. 2-е изд. М, 1989. С. 156).
Демократизация. Принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988. С. 130). Демократическое управление обеспечивает ученическим коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Педагогический контроль за развитием ученического самоуправления предполагает создание организационных, идеологических и методических гарантий в определении и саморазвитии коллектива школьников. Организационные гарантии обеспечивают функционирование органов самоуправления в самых разнообразных структурах и формах, наиболее соответствующих типу школы, опьггуЛемократической деятельности и культуре учащихся, уровню опыта педагогического коллектива. Структура и формы ученического самоуправления создаются с учетом конкретных условий и желаний самих учащихся. Идеологические гарантии — это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического, но и коллектива школы в целом. Идеологические гарантии материализуются в том, что решения органов ученического самоуправления берутся во внимание при принятии решений, утверждении планов работы школы, при определении основных направлений ее работы. Методические гарантии реализуются в процессе инструктивной помощи самодеятельным органам самоуправления. Как отмечает В. М. Опалихин, ученическое самоуправление развивается в рамках руководства школой. Поэтому самоуправление следует рассматривать как часть управления. Но это та часть, отмечает исследователь, которая реально доверяется органам ученического самоуправления. И вот в этой-то части органы самоуправления не просто «участвуют» и не просто «помогают» управлять, а реально управляют, отвечая за полное и качественное выполнение того, что им доверено. Далее В. М. Опалихин отмечает, что за директором школы, педагогами сохраняется право на общее руководство, контроль за
«конечным результатом». В итоге за работу школы в целом, в том числе и за организацию ученического самоуправления, спрашивают с руководителя школы, педагогов, а не с учащихся, которые им подчинены. Вслед за демократическим управлением рассмотрим сущность понятия «самоуправление». С этой целью также обратимся к справочной литературе. Самоуправление — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами (Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М, 1988. С. 1165). Самоуправление. 1. Право на внутреннее управление своими, местными силами. Студенческое С; с. городов. 2. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах на-ционально-территориальной единицы, автономии (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 20-е изд. М, 1988. С. 568). Самоуправление — часть системы управления трудовым коллективом, в которой в качестве субъекта управления выступает сам коллектив (Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий/Под ред. Е. С. Кузьмина. Л., 1987. С. 94). Самоуправление — автономное функционирование какой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в процессы выработки решений; коллективное управление как участие всех членов организации, населения, трудящихся в работе соответствующего органа управления; выработка и принятие исполнителями общих решений (Краткий словарь по социологии /Под рбщ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. М, 1988. С. 296—297). I На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что самоуправление учащихся — самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление реализуется благодаря самоанализу, Самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимся по отношению к своей деятельности или коллективу. Самоуправление следует рассматривать не как вседозволенность, а как участие школьников в управлении собственными делами. Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, родителей, а своими, которые входят в компетентность учащихся. Именно в этом состоит право управлять самостоятельно и с полной ответственностью организовывать дела своего коллектива. Самоуправление — это реальное право учащихся на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности. Оно выражается в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся (организация дежурства, благотворительная деятельность, благоустройство школьного двора и др.).
2. Зак. 5441 о Таким образом, самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов. В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений. Природа самоуправления многогранна. В целом корни его — в социальной активности народа. Политические корни, в частности,— в демократической культуре, идеологические — в оптимальном сочетании личного и общественного, общественного и личного, а нравственные — в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|