Тенденция развития системы самоуправления характеризуется и способами привлечения учащихся к выполнению организатор-
ских функций. Как показывает практика, выборный актив все больше выполняет роль координирующего центра и одновременно проводит инструктивно-методическую работу сучащимися. В частности, во многих классах есть дежурные, которые организуют деятельность первичного коллектива в течение определенного времени. Как показывает практика работы многих школ, система ученического самоуправления находится в прямой зависимости от этапов развития коллектива. Эта зависимость хорошо изучена. О ней рассказано в работах В. М. Коротова, Г. М. Логутенко, Т. В. Орловой, Н. К. Твер-дохлебова, А. М. Филь, П. Т. Фролова. Опираясь на идеи этих авторов и наши наблюдения, раскроем содержание.каждого этапа. Для первого этапа характерно проведение педагогическим коллективом работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, желания и потребности помочь учителю, стремления к активной социальной деятельности. На этом этапе динамика развития ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому здесь целесообразно разработать и реализовать организационно-деятельностный проект по изучению социальной активности учащихся и возможностей педагогов в ее развитии. Главная позиция воспитанников в жизнедеятельности первичных и общешкольном коллективов — исполнительская. Позиция педагога — позиция учителя, т. е. он личным примером, дидактическими приемами формирует у учащихся знания, умения, навыки самоуправленческой деятельности. Одновременно в процессе общеколлективных дел идет подготовка воспитанников к самоучету, самоконтролю и самоанализу. Это открывает возможность в дальнейшем передачи функций управления отдельными делами от педагогов школы учащимся. Через коллективные формы идет активная подготовка учащихся к полной самоуправленческой деятельности.
Многие исследователи считают, что на этом этапе главным методом вовлечения учащихся в социально значимую деятельность является прямое требование педагога. При этом оно должно быть предъявлено в категорической форме, без апелляции к интересам детей. Наблюдения и специально созданные экспериментальные ситуации показали иное. Категорические требования вызывают сопротивление учащихся, нежелание вести социальную работу в коллективе. А вот учет интересов детей, их возрастных психологических особенностей, потребностей дает положительный результат. На их оснрве разрабатываются для воспитанников задания, поручения, делается правильная расстановка сил в коллективе, создаются условия для самооценки, самоконтроля, взаимопомощи. Такой подход обогащает внутриколлективные отношения элементами самоуправленческой деятельности. Ведущие методы и приемы рассматриваемого этапа: пример членов педагогического кол-
лектива; поддержка социально значимых начинаний; формирование у воспитанника на основании имеющихся умений и навыков положительного имиджа, неповторимого и ценного для коллектива; предложение учащимся интересных дел. В плане воспитания самодеятельности и инициативы ребят в учении интересен опыт школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского для беспризорников, руководимой В. Н. Сорокой-Росинским. Учение в этой школе было основным видом деятельности, вокруг которого ор-' ганизовался и сплачивался детский коллектив. Педагоги в работе с учащимися придерживались принципа «поменьше учителя — побольше ученика». В основу заинтересованности ребят в учебном труде были положены игровое начало, самостоятельная деятельность воспитанников, передача им некоторых организационных функций урока и состязательность.
Работа, поставленная под девизом «Всякое знание превращать в деяние», позволяла интерес детей преобразовать в увлечение, когда все познанное воплощалось в материальное и осязаемое, например в рисунки, схемы, инсценировки, уроки-«матчи», уроки-«сражения» и др. Следовательно, знания для ребят не являлись бесцельным грузом, а становились очевидно значимыми. Эта методическая идея актуальная и в наше время. У учителей и воспитанников школы-коммуны к моменту ее образования не было сформированных педагогических подходов, заранее подготовленной схемы организации жизни детей, все рождалось в процессе творческой работы, определялось в зависимости от потребностей и условий. Для современной школы особенно важен уникальный опыт становления и развития самоуправляющегося коллектива в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, созданных замечательным педагогом А. С. Макаренко, которыми он руководил в течение 16 лет начиная с 1920 года. Самоуправление Антон Семенович рассматривал как метод создания коллектива и организации его деятельности. По его мнению, детское самоуправление призвано решать три задачи: 1. Создавать работоспособные органы коллектива, уполномоченные представлять интересы общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|