На третьем этапе самоуправление учащихся получает четкую структуру и содержательную завершенность.
Это завершающий этап в формировании системы ученического самоуправления. Для него, по В. М. Коротову, характерны расширение прав, обязанностей и усложнение функций органов самоуправления; передача отдельных воспитательных функций педагогов ученическим коллективам; постоянное увеличение числа школьников, принимающих участие в организации его жизни; повышение роли общественных детских и молодежных организаций; выполнение управленческих функций в порядке очередности. Характерен в этом отношении опыт московской школы № $25, возглавляемый доктором педагогических наук В. А. Караковским. Владимир Абрамович рассматривает самоуправление как развивающийся признак коллектива, как один из методов организации деятельности детей. Согласно сложившейся структуре самоуправления в этой школе нет учкома, но есть система дежурных командиров, ими X руководит ежемесячно обновляемый совет. Дежурный командир имеет довольно значительные права и обязанности, определенные специальным положением. В течение месяца (срок избрания) он является организатором всей жизни класса, отвечает за ее качество, а совет командиров организует жизнь коллектива взрослых и детей на основе ключевых общешкольных дел. В реализации этих дел принимают участие все учителя (независимо от причастности к классному руководству) и ученик (независимо от класса), вместе планируя, выполняя и анализируя. В школе практикуются разовые поручения отдельным учащимся и их объединениям, «сводные отряды», советы дел. Учебно-познавательной деятельностью в классах руководят штабы знаний через консультантов и обозревателей, в чьи функции входит: воспитание ответственного отношения к учению, оказание помощи в нем, развитие детской активности и желания узнать больше. Для более плодотворной и эффективной работы школьников проводится воскресная творческая учеба. Ребенок из объекта воспитания превращается в активного участника самого воспитательного процесса, выступая в нем в различных ролях.
Преемником идей коллективного творческого воспитания является педагогический коллектив СШ № 5 г. Подгороднего Днепропетровской области. Всего за три года ему удалось организовать самоуправленческую деятельность детей. Ребята здесь отвечают не только за чистоту, сохранность книг, имущества, но и за уровень знаний товарищей. Через систему консультантов по предметам идет повседневная работа с каждым учеником. Взаимная передача знаний повышает их общественную значимость, формирует чувство ответственности и долга друг перед другом, определяет как негативное общественное мнение в детской среде о ленивых и недисциплинированных. Особыми правами в школе наделена дежурная команда, включающая ребят в порядке прямой очередности. Она выполняет и защитные функции. Например, не будет проблем у невыучившего урок, если в этот день он проинформировал дежурных, и они за него поручились. Ценность такой педагогической идеи усиливается тем, что дежурная команда, в том числе и командир, меняются, через эти роли проходит каждый. Это позволяет чувствовать себя гражданином школы, жить без страха быть униженным. На всех этапах развития коллектива система ученического самоуправления формируется под руководством педагогов на основании следующих принципов: каждому коллективу учащихся — свой орган самоуправления; самоуправлению школы — систему исполнительных органов; каждому направлению работы — орган самоуправления; каждому делу — свой организатор; каждому учащемуся — конкретное поручение; всем членам исполнительных органов — дей-
ственные права и обязанности; всем активистам — школу организаторов; всем органам самоуправления — единство действий и взаимодействие. Динамика развития самоуправления на разных этапах развития коллектива представлена в табл. 1. Мы остановились лишь на основных положениях развития системы ученического самоуправления, характерных для каждого воспитательно-образовательного учреждения. В принципе же каждое заведение должно иметь свою модель ученического самоуправления. Она определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом и месторасположением школы (сельская, городская, поселковая), включением учащихся в социальную жизнь. Ученическое самоуправление предполагает широкую вариативность, которая определяется спецификой данного коллектива, а не механическим насаждением готовых систем и структур, позаимствованных в других школах. Вся система самоуправления должна стоять на страже гарантий, обеспечивающих реализацию учеником своих прав и обязанностей. В школах необходимо создавать такие подструктурные элементы самоуправления, которые предполагали бы защиту прав и обязанностей учащихся, развитие социального творчества, изобретательства и новаторства, защиту чести школы и школьника, способствовали бы содружеству, взаимодействию с разными организациями, учреждениями, объединениями и др. В настоящее время каждое учебное заведение имеет право разрабатывать свой документ (положение, устав, декларацию или др.), в котором, исходя из специфики, опыта работы, типа школы, определяются цели, задачи, функции и содержание деятельности ученического самоуправления. Этот документ предусматривает создание демократического и гуманного коллектива, условий для свободного развития личности, приоритет общечеловеческих ценностей. В качестве примера предлагаем два документа, определяющих общую модель ученического самоуправления. Первый разработан участниками сбора старшеклассников в пионерском лагере «Орленок», второй действует в общеобразовательной экспериментальной школе № 734 г. Москвы.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ [^Права ребенка — социально-правовая основа ученического самоуправления^ Органы самоуправления и их значение в обеспечении учащихся социальной защитой, социальными гарантиями. Роль органов самоуправления в социальной адаптации детей. Знание прав ребенка — необходимое условие демократической культуры учащихся. Права и обязанности учащихся в школе. Законодательные документы о правах учащихся. Декларируемые и реальные права учащихся в школе. Диапазон доверия учащимся. Права органов ученического самоуправления. Внутришкольные документы о правах органов ученического самоуправления. права ребенка определяют соответствующие документы. В их числе Женевская декларация прав ребенка (1959), Декларация прав ребенка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991), закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993), Примерное положение об общеобразовательной школе (1993). На основании документов каждый ребенок наделен определенными правами независимо от своей принадлежности к стране, нации. Международные документы раскрывают права детей, которые приобрели силу норм. Это права на благополучие ребенка во всем мире; обеспечение ребенку свободы и уважения его достоинства; формирование основ, необходимых детям для полноценной и плодотворной жизни в обществе; создание условий для полного раскрытия способностей. Указанные документы также предоставляют детям права на сохранение своей индивидуальности, на свободу мысли, совести и религии; на создание ассоциаций; на защиту от всех форм дискриминации; свободно выражать свое мнение; искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме и др. В нашей республике документы о правах детей оговаривают условия, необходимые для гуманистического воспитания учащихся. Прежде всего это руководство школой на основе принципов гласности, демократии и самоуправления. Очень важно положение указанных документов о том, что воспитательная работа в школе ведется с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся на принципах взаимоуважения и сотрудничества, с учетом местных социально-экономических условий, национальных традиций и региональных особенностей.
В школах могут быть разработаны положение, конституция, устав, внутриколлективные законы, заповеди, обращения к своим воспитанникам, правила внутреннего распорядка, нравственные наказы, кодексы чести и др. Все они должны создаваться с учетом общественного мнения и социального опыта учащихся, ежегодно обновляться. В основе этих документов должны быть нравственные ценности, определенные самим коллективом и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести. Что касается самоуправления, то оно должно охватывать все стороны деятельности детей и подростков: познавательную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие, а также взаимоотношения ученик — ученик, ученик — коллектив, ученик — учитель и т. д. Все эти отношения оформляются в разных документах, которые и являются нравственной основой самоуправления. Ратифицированная парламентом Беларуси в октябре 1990 г. Конвенция ООН о правах ребенка и принятый Верховным Советом РБ закон «О правах ребенка» дают возможность, реализовать два принципиально важных подхода в жизнедеятельности, воспитании и развитии подрастающего поколения. Первый. В организации жизнедеятельности подрастающего поколения идти от ребенка, а не к ребенку со своими требованиями и указаниями, как это было в традиционной педагогике. Такой подход обеспечивает ребенку социальную защиту (реализация прав ребенка в семье, школе, внешкольных учреждениях, обществе, государстве), социальную адаптацию (отношения ребенка с самим собой, окружающей средой и миром) и социальные гарантии (развитие ребенка как личности, его склонностей, способностей, возможностей). Ответственность взрослых за социальную зрелость молодого поколения — одна из глобальных проблем современности. Второй. Названные документы ставят в равные условия всех субъектов воспитательного процесса, т. е. семью, школу, общество. Это дает возможность говорить об образовании открытой системы воспитания в школе. Профессиональное, компетентное участие всех взрослых в развитии личности ребенка — показатель цивилизованности нашего общества. А это обеспечивает уверенность взрослых в завтрашнем дне своих детей.
Учитывая большой социально-педагогический потенциал, заложенный в Конвенции ООН о правах ребенка и законе РБ «О правах ребенка», необходимо вести широкую пропаганду указанных документов. Анализ деятельности школ, внешкольных учреждений, детских объединений, организаций по месту жительства показал, что взрослые и дети слабо знают и мало реализуют в своей работе положения названных документов. Незнание прав подрастающего поколения формирует у взрослых ложное представление о воспитательной работе. Именно поэтому в основу ее сегодня нередко кладут требования к детям, не обеспечивая их социальных гарантий на защиту, адаптацию и развитие.
Чтобы устранить этот недостаток, целесообразно доводить до сведения детей и их ближайшего окружения, т. е. родителей, опекунов, друзей, знаний о самом факте существования прав ребенка. За многие десятилетия наше общество привыкло к лозунгам, которые звучат в высшей степени привлекательно, но остаются невыполненными. Эта участь может постигнуть и названные документы, если их значение и необходимость выполнения не будут восприняты широкой общественностью, родителями, педагогами и самими детьми.^Поэтому следует использовать весь имеющийся арсенал средств в учебных и внешкольных учреждениях, в том числе родительские, ученические собрания, индивидуальные беседы, чтобы знакомить и детей и взрослых с правами ребенка, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка и законе «О правах ребенка», а также прав учащихся, изложенных в законе РБ «Об образовании в Республике Беларусь» и Примерном положении об общеобразовательной школе. Важно разъяснять сущность этих прав, содержание документов, в которых они изложены и закреплены. Это юридические документы, поэтому они нуждаются в соответствующих комментариях и кропотливой работе по их разъяснению. К данной работе следует привлекать юристов, социальных работников, представителей детских фондов, организаторов детских организаций и движений. Определенный опыт такой работы есть в гимназии № 2 г. Бреста. Здесь под руководством старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии начального обучения Брестского педагогического университета Т. М. Степановой в рамках уроков педагогики в психолого-педагогических классах был разработан и прочитан курс «Мы и наши права». Цель этого курса — формирование у учащихся нравственно-правовой культуры, развитие чувств гуманности, милосердия, осознание своих собственных прав, желание содействовать развитию другого человека. По замечанию Т. М. Степановой, данный курс помогает учащимся осознать такие понятия, как «жизнь», «справедливость», «свобода», «равноправие». Разъяснение прав и изучение этих прав являются исходным моментом для формирования у учащихся гражданственности, демократической культуры, социального творчества, умения действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества. Система самоуправления не получает развития в тех школах, где плохо ведется разъяснение прав учащихся. Они не знают о праве на пользование культурно-спортивной базой учебного заведения, о правах на безопасные условия и охрану здоровья, на поощрение и вознаграждение, на участие в органах самоуправления и др. Не знают они и своих обязанностей: уважать достоинство учителей и преподавателей; придерживаться правил внутреннего распорядка; исполнять требования, предусмотренные законодательством республики, и др. Одно из ведущих прав ребенка — это право на различие. Детей надо не только объединять, но и различать. Европейский комитет по образованию детей и подростков с ранним умственным развитием, одаренных, талантливых в декабре 1988 года принял специальную резолюцию. Она так и называется «Право детей на различие». В этом документе сказано, что дети независимо от происхождения имеют право на развитие и на полное применение их возможностей на самом высоком уровне. В резолюции подчеркнуто, что необходимо благоприятствовать успеху детей, образование должно учитывать различие ритмов обучения, различие уровней развития, различие способов обучения. Уважение к различию — единственный путь, гарантирующий развитие всех детей, какими бы ни были их потенциалы. Не зря многие исследователи ученического самоуправления рассматривают отсутствие у учащихся реальных прав как одну из центральных проблем, без решения которой нельзя говорить о демократизации школы. В частности, В. В. Жуков отмечает, что нужен правовой всеобуч для всех учащихся на тему «Ученик в школе и обществе». По его мнению, у нынешних органов ученического самоуправления нет ни единого участка их школьной жизни, пусть малозначительного, за который они несли бы всю полноту ответственности. Мы часто упрекаем наших воспитанников в пассивности, подчеркиваем, что кто-то когда-то в их возрасте командовал полком. От учителей слышишь: «Безынициативные дети». Учащиеся доказывают обратное: взрослые не дают возможности проявлять инициативу. Бесспорно, никто не собирается культивировать вседозволенность учащихся. Но в каждой школе должны быть участки работы, где им было бы предоставлено полное доверие. Кроме того, могут существовать отдельные виды деятельности, в которых ребятам предоставляется частичное доверие. Возможность учащихся определять свое от- 4. Зак. 5441 ношение к тем или иным ценностям; право выбирать коллектив кружка, клуба, формы и содержание деятельности; право высказывать свою точку зрения, суждения по тому или иному предложению не имеют ограничений. Для реализации такого подхода в отдельных школах придумали и форму — стену демократии. На ней вывешиваются личные и групповые манифесты, листовки с призывами, независимые газеты и др. Не всегда ребята будут правы. Но тут же, рядом, пусть выскажут свою точку зрения другие ученики, родители, учителя, члены администрации школы, внешкольного учреждения. В школе № 734 г. Москвы, документы которой мы приводим в данной работе, пошли дальше. Здесь разрешена свобода митингов, собраний, забастовок, политических и религиозных убеждений. Но все это является средством формирования демократической культуры у учащихся. Если нет свободы, дети будут уходить из организованных коллективов в неформальные объединения с весьма сомнительной направленностью. Учащимся надо предоставить возможность решать не только организационные вопросы, но и идеологические, и Моральные. Например, школьник действует не только в соответствии с требованиями коллектива, но и согласно голосу собственной совести. Это предопределяет самостоятельность в решении нравственных проблем, готовность выступать против устоявшихся обычаев, мнения большинства, если это большинство вступает в противоречие с требованиями подлинной нравственности, и др. Диапазон доверия и формы его проявления пусть каждая школа определит сама. Безусловно, все это зависит от демократической культуры администрации, профессионального мастерства педагогов и социальной зрелости учащихся. Последнее особо важно учитывать в процессе формирования демократической культуры учащихся. Там, где ребята переживают за честь школы, за свой коллектив, за свои права и полномочия, последние хорошо воспринимаются ими и реализуются. В этих коллективах все свободно высказывают свое мнение, умеют отстаивать его, слушать других, опровергать или соглашаться, командовать и подчиняться, руководить и исполнять, проявлять инициативу, товарищество, бороться против негативных явлений, развивать в себе сопричастность к свершениям. О своих правах и обязанностях не знают не только учащиеся, но часто и сами учителя. Это свидетельствует о низкой правовой культуре как воспитателей, так и воспитанников. Каждая школа вправе разработать свои права и обязанности школьника, педагога, можно их конкретизировать, воплотить в моральные заповеди, придать им форму кодекса. Но необходимо учитывать главное условие: они не должны быть уже тех, которые представлены в вышеуказанных документах. Следует помнить, что права учащихся в самоуправленческой деятельности — главное в практике работы современной школы. Предоставление учащимся конкретных прав — основа демократизации самоуправления. Диапазон предоставленных прав влечет за собой и диапазон расширения ответственности! Это одна из демократических тенденций современной школы. Без поддержки учащихся педагог не решит никакой воспитательной проблемы. Заинтересованность ребят должна поддерживаться и развиваться именно путем предоставления им реальных прав, и в первую очередь права на организацию ученического самоуправления. Анализ ранее действовавших директивных документов в школе показывает, что позиция ученика в них определялась однозначно, ученик рассматривался как объект педагогического воздействия. Это привело к тому, что учащиеся отучились отвечать даже за дела своих собственных коллективов. Поэтому мы поддерживаем В. А. Кара-ковского, директора школы № 825 г. Москвы, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, который утверждает, что школьник, если не имеет или не знает своих прав, начинает их выдумывать или присваивать себе чужие. Сегодня, несмотря на требования времени, мы продолжаем дебаты о том, включать ли представителей органов ученического самоуправления в состав педсоветов или не включать. И, к сожалению, находим убедительные доводы в защиту авторитарной педагогики. Но пора уже понять, что демократизация общества не может происходить без учета мнений общественных организаций, включения их представителей в органы управления школой разного уровня. Мы имеем в виду совет школы, педагогический совет, родительский комитет, совет при директоре школы, методические объединения и др. Чтобы повышать ответственность органов ученического самоуправления за жизнедеятельность коллектива, необходимо наделить их реальными правами, определить их обязанности и придать им статус самоуправляемых коллективов. Особо считаем необходимым заметить следующее: управление не только и не столько организационный, сколько нравственно-правовой вопрос. Его решение способствует формированию у учащихся правовой и демократической культуры. Поэтому самоуправление не может быть без реальных, конкретных прав и обязанностей. Сегодня ни один демократический, цивилизованный коллектив не может обойтись без установления своих реальных прав и обязанностей. Права — это нормы поведения, которые регулируют жизнедеятельность и взаимоотношения членов коллектива. Они охраняются тем коллективом, от имени которого приняты.
Обязанности — нравственные требования, которые выступают как долг человека, как возлагаемые на него задачи. Обязанности характеризуют требования, равно относящиеся ко всем членам коллектива. Права без обязанностей — это уже привилегии. В школе должны быть наделены правами и обязанностями общешкольный и первичные коллективы, их органы самоуправления и каждый ученик. В любом общешкольном документе (уставе, положении и др.) детально излагаются права высшего органа самоуправления — ученического собрания (конференции). Анализ работы органов самоуправления в школах свидетельствует, что, как правило, компетенцией собрания являются: принятие нормативного документа ученического коллектива (указа, положения, декларации или др.), внесение в него изменений и дополнений; рассмотрение вопросов, связанных с жизнедеятельностью, традициями, обычаями ученического коллектива школы. Исполнительный орган (совет учащихся, ученический комитет, штаб командиров и др.) осуществляет выполнение решения собрания (конференции) учащихся, создает условия и реализует выполнение классами программы деятельности; следит за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию учащимися своих прав и обязанностей; готовит и выносит на обсуждение собрания учащихся программы деятельности постоянных и временных структурных подразделений, комплектует функциональные группы актива для выполнения соответствующих дел; налаживает работу клубно-профильных объединений и объединений по интересам; дает поручения первичным коллективам и проверяет их исполнение; организует работу с активом учащихся первичных коллективов; вносит предложения на собрание (конференцию) учащихся по совершенствованию жизнедеятельности ученического коллектива. Высшим органом первичного коллектива (класса, кружка, клуба, объединения по интересам и др.) является собрание, на котором присутствуют все его члены. На собрании могут присутствовать родители, шефы, друзья коллектива. Решение собрания является действительным, если за него проголосовало более половины членов коллектива. На собрание могут приглашаться по решению самих учащихся представители других коллективов с правом совещательного голоса. Собрание созывается в первичном коллективе по мере необходимости или по сложившимся традициям. Исключительной компетенцией собрания является: определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (заповеди, законы, правила и др.); устанавливать и избирать органы самоуправления, определять их структуру и функциональные обязанности; определять микроколлективы класса, заключать договоры и соглашения о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями; избирать исполнительные органы самоуправления (совет учащихся, ученический комитет, штаб командиров, другие исполнительные органы); определять структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления; устанавливать конкретные задачи деятельности ученического коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы; утверждать права и обязанности первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся; делегировать своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзывать их при необходимости; принимать решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп); координировать работу исполнительных органов самоуправления, заслушивать отчеты о их работе и оценке их деятельности; устанавливать деловые связи с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключать с ними соглашения о совместной деятельности; определять меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики; устанавливать формы порщрения и порицания в общешкольном коллективе; решать все вопросы, связанные с жизнью своего коллектива и его органов самоуправления; оценивать деятельность своих членов, принимать решения о поощрении или порицании;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|