Центральным системообразующим понятием, характеризующим самоуправление, является самоопределение. Последнее обеспечивает гармонию человека с самим собой, с другими людьми, обществом, природой.
Самоопределение предполагает самоценность человеческой жизни, индивидуальности, самобытности, смысла деятельности. Самоопределение всегда происходит через освоение прежде всего таких ценностей, как Отечество, благосостояние, демократия, правовое общество, семья, трудовая деятельность, гражданская ответственность. Как отмечает О. С. Газман и А. В. Иванов, самоопределение — это гуманистический взгляд на воспитание. Суть его в том, чтобы помочь воспитаннику определить цели и значение личной жизни, ее смысл, создать условия для общения и взаимодействия с другими людьми. За самоопределением следует поставить самоутверждение. Это значит уважать свое достоинство и владеть способами утверждения своей личности, которые бы не ущемляли интересы других людей. Самоутверждение — категория нравственная. Она включает высокие общечеловеческие качества, такие, как совесть, честность, принципиальность, милосердие и др. Самоопределение, самоутверждение материализуются в самореализации. Она необходима для воплощения в жизнь творческих способностей воспитанника, его познавательных, художественных, спортивных возможностей. Самоопределение, самоутверждение и самореализация дают возможность иначе, чем прежде, взглянуть на воспитательный процесс. Известно, что обычно его рассматривали как передачу социального опыта одним поколением другому. Такой подход в малой степени предполагал его гуманизацию и демократизацию. Самоопределение, самоутверждение, самореализация дают учащимся возможность осознанно занять позицию субъекта воспитательной деятельности, а педагогу — рассматривать воспитание как деятельность детей и взрослых с целью реализации совместно выработанных целей и задач. Позиция педагога заключается не только в том, чтобы передавать готовые нравственные ценности, а прежде всего в том, чтобы вырабатывать их вместе со своими воспитанниками. Такое понимание воспитательного процесса придает ему совершенно иной характер.
Рассмотрим основные слагаемые характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление. Добровольный. Воспитания по принуждению нет. У каждого педагога и воспитанника есть потребность и желание совершенствовать самого себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать коллективно нормы, обычаи, т. е. основы поведения. Отсюда основная функция самоуп- равления — создавать эти основы. Задача педагога — формировать у ребят желание, потребность, мотивы, установки на само) правленческую деятельность путем воодушевляющего управления. Демократический. В организации воспитательной деятельности учитываются интересы и потребности каждого члена, меньшинства, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления — строить жизнедеятельность коллектива, идя от ученика, его интересов, запросов, идеалов. Задача педагога — воспитать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений. Гуманистический. В воспитательной деятельности все должно быть во имя ребенка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена. Функция самоуправления — разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу. Эти отношения помогают воспринимать каждого как уникальную личность и способствуют самореализации ее неповторимости. Задача педагога — научить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
Социальный. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребенка, поскольку оно способствует реализации в коллективе информационной, ценностно-ориентацион-ной, нормативной и других функций. Благодаря им формируются специфические способы регуляции внутригрупповых отношений. Задача педагога — через самоуправление расширять общественные связи и, используя их, обеспечивать каждому индивиду освоение социума, формировать способность преобразовывать его, строить свой собственный мир. Творческий. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление — одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно дает возможность действовать всем не только в соответствии с возложенными на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести, в соответствии с требованиями подлинной нравственности. Задача педагога — направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни. Разновариативный. Самоуправление, формирующееся на основании сложившегося опыта и традиций, типа школы, национальной культуры и традиций, делает воспитательный процесс раз-новариативным, неповторимым. Расширение границ самоуправленческой деятельности, вовлечение новых учащихся в его работу, усложнение задач — все это способствует появлению в воспитательном процессе новационных подходов. Задача педагога — вести поиск результативных методов педагогического обеспечения постоянно развивающегося самоуправления.
Самостоятельный. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательный процесс самостоятельным, т. е. независимым от существующих установок, программ, интересов администрации. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам — необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества. Задача воспитателя — формирование у учащихся потребности и желания реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания, самообучения.
Цели ученического самоуправления определены в традиционной педагогике. Цели воспитания — это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Исходя из этой трактовки, можно сформулировать цели ученического самоуправления следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. Для достижения поставленных целей необходимо реализовать ряд задач: предоставить учащимся возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание; воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законом государства, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество; воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты; формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу. Дальнейшая демократизация общества, переход к правовому государству требуют формирования у учащихся демократической культуры. Для этого в образовательно-воспитательных учреждениях необходимо взаимодействие управления, самоуправления и соуправле-ния. Управление обеспечивает гарантии воспитательным коллективам на самоопределение, саморазвитие и самоуправление. Последнее в свою очередь обеспечивает гарантии учащимся на самоанализ, самооценку, самоустановку. Соуправление дает право органам ученического самоуправления являться партнером и оппонентом других
общественных формирований и государственных органов в осуществлении социально-защитных функций учащихся, связанных с условиями охраны их здоровья, обучения, отдыха, труда, спорта, творчества. Вопросы для обсуждения С какими из вышеуказанных определений самоуправления и со-управления вы согласны, а с какими нет? Укажите, почему. Сформулируйте свои определения данных понятий. Что, на ваш взгляд, в определениях самоуправления есть общего и особенного? Какую развернутую характеристику можно дать ученическому самоуправлению в современной школе? Есть ли, на ваш взгляд, разница в понятиях «ученическое самоуправление» и «школьное самоуправление»? Если да, то в чем она заключается? Какие другие, по вашему мнению, следует изучить понятия или определения, чтобы более глубоко и широко понять сущность ученического самоуправления? Какие цели должно иметь ученическое самоуправление в современной школе? Какие конкретные задачи по отношению к личности должно ставить ученическое самоуправление?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|