Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. С. Макаренко начал работу в качестве заведующего колонией для малолетних правонарушителей в 1920 году. У него не было опыта управления колонией, деятельностью воспитанников. Воззрения пе-





дагога формировались на протяжении длительного времени. Одна­ко уже в начале работы понял, что для успешного решения постав­ленных воспитательных задач необходимы новые действенные средства. Так, Макаренко приходит к очень важному выводу о не­обходимости включения детей в сферу производственных отноше­ний, а наиболее эффективным методом их организации избирает са­моуправление. В системе этих отношений особое внимание уделялось первичным трудовым коллективам. В учебной деятельности — это класс, а в производственной и общественно полезной в процессе по­иска была найдена иная, наиболее рациональная форма — разно­возрастный отряд. В книге «Методика организации воспитатель­ного процесса» А. С. Макаренко пишет об этом: «Такая организа­ция дает больший воспитательный эффект — она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным услови­ем постоянного накопления опыта и передачи опыта старших по­колений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать стар­ших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому граждани­ну...». Работой разновозрастного отряда руководил избираемый воспитанниками на определенный срок командир, который однов­ременно входил в совет командиров, являясь полномочным пред­ставителем своего отряда.

Потребности в выполнении разовых работ привели к созданию временных объединений — сводных отрядов, позволивших «отря­дам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия об­щего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу». Причем командир сводного отряда был командиром в одном отряде, но осу­ществлял функции подчиненного в другом, что позволяло плодотвор­но формировать в детской среде отношения товарищеской взаимопо­мощи, пройти организаторскую школу командиров большому коли­честву ребят.

Демократия в колонии и коммуне осуществлялась через совет ко­мандиров, который мог решать такие вопросы, как прием или уволь­нение педагога, специалиста, режим работы, учебы, хозяйственные дела, наказания и, что представляет особую ценность для настоящей практики, поощрения.

Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в са­моуправленческой деятельности исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды дея­тельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Форми­руются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). Члены этих органов становятся органи-


заторами работы с учащимися по интересам, проведению дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утвержде­ния школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления — собрание (конференцию) и ис­полнительные (комитеты, советы, парламенты),— старается развить у учащихся потребности в самоанализе, самооценке и в самооргани­зации. Расширяется содержание деятельности учащихся, и соответ­ственно разнообразными становятся связи как в школе, так и за ее пределами.

В деятельности членов исполнительных органов появляется принципиально новое направление работы — инициативное само­управление, которое ведет к созданию объединений учащихся на ос­нове общности целей, общности интересов и общности дел. Это клу­бы, кружки, объединения любителей искусства, юных техников. По­являются объединения социальной помощи, милосердия, охраны природы и др.

На этом этапе развития самоуправления его члены начинают заниматься законодательной деятельностью. Создаются законы, правила жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексы чести, символы, атрибуты коллектива. Они, с одной стороны, ор­ганизуют взаимоотношения учащихся, а с другой — активизируют усвоение требований и соответствующих им способов поведения в коллективе.

Повышается статус актива в жизни школы. Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органов школьного са­моуправления включаются в состав педагогического совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности.

Усиливается инструктивно-методическая работа педагогов в свя­зи с увеличением количества учащихся в органах ученического само­управления. В школе из числа преподавателей и специалистов созда­ется институт консультантов, экспертов, организуются попечитель­ские советы и др.

Третий этап. Основой ученического самоуправления являются об­щественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправ­ление выступает не столько средством и формой сплочения коллек­тива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обяза­тельным элементом содержания, организации и руководства воспи­тательным процессом в школе. Значение общественного мнения зак­лючается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллек­тиве, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. Обществен­ное мнение вдохновляет детей на сознательное служение интересам коллектива, способствует реализации личных и общественных инте-


ресов, оптимальному сочетанию личного и общественного, общес­твенного и личного. В коллективе складывается демократическое са­моуправление, что, в свою очередь, меняет позицию педагога и вос­питанника в коллективе.

Так, в СШ № 73 г. Москвы, руководимой Б. М, Цейтлиным, уче­ние является основным видом деятельности, сплачивающим детей в воспитательный коллектив. Общешкольным координационным ор­ганом самоуправления в познавательной деятельности является со­вет консультантов, в который входят представители каждого класса. Класс на уроке в процессе коллективной работы делится на группы, возглавляемые консультантами. В их обязанности наряду с контро­лем выполнения домашних заданий и оказания индивидуальной по­мощи входит организация выполнения полученного группой зада­ния, включая распределение обязанностей, консультирование, ана­лиз и подведение итогов сделанного. Практически каждый третий ученик является консультантом по какому-либо предмету, но прежде чем им стать проходит подготовительный этап в качестве добытчика знаний. Наиболее подготовленные ребята принимают участие в ра­боте временных, обычно избираемых на год объединениях: лектор­ской группе, правлении клуба «Что? Где? Когда?», объединении бу­дущих учителей.

Опыт этой школы показал, что включение в сферу влияния школь­ного самоуправления учебно-познавательной деятельности, органи­зация ее на основе коллективного начала позволили избежать одного из распространенных противоречий — противоречия между требо­вательностью учителей и отсутствием мотива приобретения зна­ний детьми. У школьников формируется положительное отноше­ние к процессу обучения, создаются для него наиболее благопри­ятные условия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...