А. С. Макаренко начал работу в качестве заведующего колонией для малолетних правонарушителей в 1920 году. У него не было опыта управления колонией, деятельностью воспитанников. Воззрения пе-
дагога формировались на протяжении длительного времени. Однако уже в начале работы понял, что для успешного решения поставленных воспитательных задач необходимы новые действенные средства. Так, Макаренко приходит к очень важному выводу о необходимости включения детей в сферу производственных отношений, а наиболее эффективным методом их организации избирает самоуправление. В системе этих отношений особое внимание уделялось первичным трудовым коллективам. В учебной деятельности — это класс, а в производственной и общественно полезной в процессе поиска была найдена иная, наиболее рациональная форма — разновозрастный отряд. В книге «Методика организации воспитательного процесса» А. С. Макаренко пишет об этом: «Такая организация дает больший воспитательный эффект — она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений, младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину...». Работой разновозрастного отряда руководил избираемый воспитанниками на определенный срок командир, который одновременно входил в совет командиров, являясь полномочным представителем своего отряда. Потребности в выполнении разовых работ привели к созданию временных объединений — сводных отрядов, позволивших «отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу». Причем командир сводного отряда был командиром в одном отряде, но осуществлял функции подчиненного в другом, что позволяло плодотворно формировать в детской среде отношения товарищеской взаимопомощи, пройти организаторскую школу командиров большому количеству ребят.
Демократия в колонии и коммуне осуществлялась через совет командиров, который мог решать такие вопросы, как прием или увольнение педагога, специалиста, режим работы, учебы, хозяйственные дела, наказания и, что представляет особую ценность для настоящей практики, поощрения. Второй этап развития коллектива характеризуется стабильностью деятельности постоянно увеличивающегося ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления (штабы, бригады, содружества и др.). Члены этих органов становятся органи- заторами работы с учащимися по интересам, проведению дежурств. Все большее значение в жизнедеятельности учащихся приобретает собрание. Самоуправление становится ведущим условием утверждения школьника в коллективе. Педагогический коллектив, опираясь на высшие органы самоуправления — собрание (конференцию) и исполнительные (комитеты, советы, парламенты),— старается развить у учащихся потребности в самоанализе, самооценке и в самоорганизации. Расширяется содержание деятельности учащихся, и соответственно разнообразными становятся связи как в школе, так и за ее пределами. В деятельности членов исполнительных органов появляется принципиально новое направление работы — инициативное самоуправление, которое ведет к созданию объединений учащихся на основе общности целей, общности интересов и общности дел. Это клубы, кружки, объединения любителей искусства, юных техников. Появляются объединения социальной помощи, милосердия, охраны природы и др.
На этом этапе развития самоуправления его члены начинают заниматься законодательной деятельностью. Создаются законы, правила жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексы чести, символы, атрибуты коллектива. Они, с одной стороны, организуют взаимоотношения учащихся, а с другой — активизируют усвоение требований и соответствующих им способов поведения в коллективе. Повышается статус актива в жизни школы. Приказом директора школы лидеры (уполномоченные) выборных органов школьного самоуправления включаются в состав педагогического совета школы, что подчеркивает социальную значимость актива в решении проблем школьной жизнедеятельности. Усиливается инструктивно-методическая работа педагогов в связи с увеличением количества учащихся в органах ученического самоуправления. В школе из числа преподавателей и специалистов создается институт консультантов, экспертов, организуются попечительские советы и др. Третий этап. Основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо установившиеся традиции. Самоуправление выступает не столько средством и формой сплочения коллектива, сколько принципом. Принцип самоуправления является обязательным элементом содержания, организации и руководства воспитательным процессом в школе. Значение общественного мнения заключается в том, что сами учащиеся, независимо от статуса в коллективе, поддерживают социально значимые начинания и в зависимости от участия в них оценивают позицию своих сверстников. Общественное мнение вдохновляет детей на сознательное служение интересам коллектива, способствует реализации личных и общественных инте- ресов, оптимальному сочетанию личного и общественного, общественного и личного. В коллективе складывается демократическое самоуправление, что, в свою очередь, меняет позицию педагога и воспитанника в коллективе. Так, в СШ № 73 г. Москвы, руководимой Б. М, Цейтлиным, учение является основным видом деятельности, сплачивающим детей в воспитательный коллектив. Общешкольным координационным органом самоуправления в познавательной деятельности является совет консультантов, в который входят представители каждого класса. Класс на уроке в процессе коллективной работы делится на группы, возглавляемые консультантами. В их обязанности наряду с контролем выполнения домашних заданий и оказания индивидуальной помощи входит организация выполнения полученного группой задания, включая распределение обязанностей, консультирование, анализ и подведение итогов сделанного. Практически каждый третий ученик является консультантом по какому-либо предмету, но прежде чем им стать проходит подготовительный этап в качестве добытчика знаний. Наиболее подготовленные ребята принимают участие в работе временных, обычно избираемых на год объединениях: лекторской группе, правлении клуба «Что? Где? Когда?», объединении будущих учителей.
Опыт этой школы показал, что включение в сферу влияния школьного самоуправления учебно-познавательной деятельности, организация ее на основе коллективного начала позволили избежать одного из распространенных противоречий — противоречия между требовательностью учителей и отсутствием мотива приобретения знаний детьми. У школьников формируется положительное отношение к процессу обучения, создаются для него наиболее благоприятные условия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|