Структура ученического самоуправления: динамика и тенденции развития
Сущность понятия «структура». Самоуправление в первичных коллективах. Высшие органы самоуправления. Исполнительные органы самоуправления. Постоянные и временные органы ученического самоуправления. Специфика самоуправления в общешкольном коллективе. Самоуправление на разных этапах развития коллектива. Принципы развития ученического самоуправления. Документы, определяющие цели, задачи и функции самоуправления в школе. Структура — это совокупность, строение, порядок элементов, образующих единое целое. Структура определяет качественное своеобразие целостной системы. Основными структурными элементами и одновременно базой формирования системы являются первичный коллектив — класс (кружок) и общеученический коллектив школы внешкольного учреждениях
Класс представляет собой постоянное формирование детей, подростков, юношества. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед общешкольным коллективом, с учетом возрастных особенностей учащихся. Класс является первичным коллективом школы, ее основным структурным элементом и центром воспитательной работы. Срок функционирования класса как первичного коллектива определяется постоянным составом его членов. Он может пополняться новыми членами и действовать до тех пор, пока будут поддерживаться сложившиеся традиции. Класс как воспитательный центр и как учебный не всегда совпадают. Как воспитательный центр класс можно рассматривать, если каждый его член участвует в общении друг с другом и поддерживает дружеские отношения в коллективе. Более того, чтобы класс выполнял воспитательную функцию, необходима деятельность в нем строго с позиции ребенка, его интересов, дарований, склонностей. Одновременно отношения воспитанников и воспитателей строятся на взаимопонимании, взаимопомощи, сопереживании и сочувствии. А между воспитанниками существует атмосфера доверия, уважения, любви, искренности./Класс является основой школьного самоуправления. Не-
17 -
В1бл1ятэк» г\ к и»;
редко сначала начинают формировать общешкольное самоуправление.
Наряду с основными структурными подразделениями в классах для подготовки текущих дел, организации разных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например штаб туристов, звенья милосердия, спортивные команды, трудовые бригады, советы друзей малышей, экологические дозоры. В каждом классном коллективе в систему ученического самоуправления входят и уполномоченные. Это командиры классов, члены постоянных подразделений при исполнительных органах, а также члены общешкольных органов самоуправления. Все они наделены определенными правами и действуют от имени тех органов, которые они представляют. Завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность. В числе принципов, которые лежат в основе системы поручений,— преемственность, учитывающая обогащающийся из года в год опыт социальной деятельности воспитанника; последовательность, предполагающая постепенное усложнение содержания и характера заданий; массовость, т. е. участие в делах коллектива каждого воспитанника, обеспечивающее постоянную занятость общественной работой на протяжении всего пребывания ученика в коллективе. Обычно в первичных коллективах преобладают индивидуальные поручения, но наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные. Они позволяют создавать группы по интересам, которые впоследствии перерастают в содружества. Структура ученического самоуправления в классном коллективе представлена на схеме.
Общешкольный ученический коллектив имеет структуру, подобную структуре классных коллективов. В школьном коллективе функционирует высший орган (собрание или конференция), есть исполнительные органы, временные и постоянные подразделения при них. Действует большая армия уполномоченных органов самоуправления. Однако механизм функционирования системы самоуправления значительно сложнее. Это объясняется структурой общешкольного коллектива. Кроме первичных коллективов в нем могут функционировать разные воспитательные центры, связанные с укреплением здоровья, обучением, отдыхом, трудом, спортом, творчеством. Более того, каждая школа старается иметь определенную систему таких центров. В частности, познавательные, трудовые объединения, объединения с природоохранительной и экологической направленностью деятельности, с культурными и национальными традициями способствуют формированию труженика. Центры, воспитывающие потребность в здоровом образе жизни и формирующие защитника Отечества,— это спортивно-оздоровительные коллективы, группы по охране памятников, с патриотической направленностью в работе. Центры с социальной направленностью занимаются охраной окружающей среды, милосердием, защитой прав населения разных возрастов, групп и др. В последнее время все большее распространение получают клубы семейного дня, семейных династий, объединения разного профиля для мальчиков и девочек и др.
Бесспорно, все они должны иметь своих представителей в органах ученического самоуправления, их деятельность должна координироваться и управляться. Одновременно необходимо создавать специальные условия для взаимодействия смежных клубов по интересам и руководства ими в штабах и комиссиях смежного направления. В структуре школьного ученического самоуправления повышается и одновременно усложняется уровень коллективных отношений, отношений ответственной зависимости между членами творческих объединений, между членами актива, учениками и учителями. Эти отношения имеют непосредственную связь с теми изменениями, которые происходят в нашем обществе: переоценка нравственно-этических ценностей; новые государственно-религиозные отношения; утверждение гуманных отношений в жизни общества; необходимость охраны подрастающего поколения от антиправовой и антинравственной атмосферы.
| ^ Задача органов ученического самоуправления — вместе с педагогическими коллективами формировать морально-этический климат в школе. С этой целью под руководством актива разрабатывается кодекс чести школьника, включающий права, обязанности членов коллектива, меры их поощрений и порицаний. Во многих коллективах составляются заповеди, регулирующие отношения ученик — ученик, ученик — коллектив, ученик — общество и др. Уполномоченные органов ученического самоуправления являются носителями нравственных традиций и обычаев, регулирующих социальные отношения в коллективе, нормы деятельности и поведения. ^) В школьном коллективе органы ученического самоуправления большое внимание уделяют взаимодействию всех заинтересованных формирований в воспитании подрастающего поколения. Это педагогический коллектив школы, семья, производственные коллективы, учреждения культуры и спорта, различные общественные формирования, движения, организации и др. Взаимодействие их в воспитании предполагает отказ от эпизодических контактов с общественностью и семьей и дает установку на создание общности детей и взрослых на принципах взаимоуважения и партнерства, содружества и сотрудничества поколений. Эти отношения следует оформить на договорной, нравственной и правовой основах. Материализуются они в декларациях сотрудничества, конкретных программах, организационно-дея-тельностных проектах. Таким образом, система ученического самоуправления как в классе, так и в школе — довольно сложное образование, которое отражает умение педагогов развивать детский коллектив, уровень воспитанности и сплоченности его, контакты школы с другими учреждениями и организациями. В систему самоуправления входят также формиро- вания учащихся по интересам, избранный актив для осуществления воспитательных и организованных направлений, сложившиеся в коллективе традиции, мнение и личная ответственность каждого ученика за школьные дела. Основными структурными элементами (единицами) системы ученического самоуправления в классе и школе являются собрание (конференция), исполнительные органы (комитет, совет и др.), а также институт уполномоченных (выборный актив). Общешкольное (классное) собрание (конференция) является важным органом самоуправления. Собрание рассматривает и принимает стратегические управленческие решения. Они определяют жизнедеятельность коллектива учащихся (школы, класса, клуба, кружка и др.) на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы. Собрание (или конференция) проводится на основе принципов демократии, гуманности и гласности. Созывается оно по необходимости или по сложившейся традиции, но не реже одного раза в год. Участие членов коллектива в работе собраний во многих школах и внешкольных учреждениях рассматривается не только как право, но и как обязанность воспитанников. Собрание (конференция) рассматривается в воспитательно-образовательных учреждениях как законодательный орган и важная форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и нравственной атмосферы в коллективе.
При планировании работы органов самоуправления указываются не только повестка очередного собрания, но и какую работу должны провести все исполнительные органы и ученические коллективы. Это позволяет воспитанникам принимать активное участие в процессе подготовки и проведении собрания. На собрание (конференцию) могут приглашаться по решению самих учащихся представители государственных органов, учреждений, общественных формирований с правом быть наблюдателями или с правом совещательного голоса. Собрание (конференция) как высший орган самоуправления наделяется конкретными правами и обязанностями, что и фиксируется в соответствующем документе. Все рассматриваемые вопросы должны быть связаны с организацией, координацией жизнедеятельности коллектива учащихся и управлением ею. Решения носят законодательный характер. На собрании (конференции) избираются исполнительные органы самоуправления. Главное их назначение — регулирование жизнедеятельности коллектива в период между двумя собраниями и проведение в жизнь принятых решений. Исполнительные органы — это ученические комитеты, советы учащихся, штабы и др. Их названия определяются исходя из сложившихся традиций в коллективе, специфики работы воспитательно-образовательного учреждения и творческого подхода в деятельности педагогов и учащихся. Члены испол-
нительных органов избираются из наиболее социально активных учащихся или формируются из делегированных представителей первичных коллективов. В состав исполнительных органов может быть избран любой член коллектива, кандидатуру которого предложили воспитанники. Одновременно любой член коллектива может предложить и свою кандидатуру. При одобрении его программы большинством членов коллектива он избирается в состав соответствующего исполнительного органа. Сроки функционирования органа, режим его работы, функциональные обязанности членов определяются общим собранием воспитанников. Исполнительный орган (совет учащихся, школьный комитет и др.) может сложить с себя возложенные на него обязанности, если большинство членов коллектива выразят ему недоверие или он окажется несостоятельным в реализации решений собрания. Общеколлективным собранием определяется и структура исполнительного органа. При этом учитываются структура коллектива (общешкольный, первичные коллективы, объединения внутри его по интересам и общественные формирования), развитие основных видов воспитательной работы в коллективе (познавательной, трудовой, спортивной, туристической и т. д.), тип воспитательно-образовательного учреждения (школа, лицей, внешкольное учреждение и др.), его традиции и, наконец, наполняемость (число воспитанников). При исполнительном органе могут создаваться постоянные и временные формирования. К первым относятся те, которые непосредственно входят в структуру школьного комитета или совета учащихся. Как правило, они носят одинаковые названия: секторы, советы, штабы и др. Их деятельность возглавляет член исполнительного органа. Ко вторым относятся бригады, советы дел, посты, дозоры и др. С/ягу&'бш^а и 7$ > В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных. В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности. Не менее важным фактором развития системы ученического самоуправления является расширение сферы деятельности коллектива. Это способствует объединению усилий всех заинтересованных коллективов в воспитании подрастающего поколения. Разрабатываются программы взаимодействия, предусматривающие содружество поколений, сотрудничество учителей и учеников, партнерство ученических и производственных коллективов, спонсорство организаций, учреждений, предприятий в деле социальных начинаний учащихся и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|