Оказывается, что любить человечество легче, чем любить одного, конкретного человека, например соседа, одноклассника, коллегу по работе и др.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Классики педагогики неоднократно отмечали, что человек, оставшись в одиночестве, развивается только до определенных пределов. Далее ему необходим коллектив. Только в коллективе идет самопроявление, самоутверждение, самообогащение и самопроверка. Сегодня экономический и политический кризис, отрицательно сказавшийся на благосостоянии практически каждого человека, особенно сильно ударил по одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, жертвам чернобыльской аварии, неизлечимо больным детям. Бесспорно, отношение к таким семьям и детям определяется дифференцированно, но все они должны ощущать нашу заботу. В этом плане заслуживает внимания опыт работы г. Новополоцка. Здесь внешкольные учреждения совместно с заинтересованными организациями оказывают материальную и моральную помощь детям из детского дома «Малютка», детям-инвалидам, детям-больным. Для обездоленных детей проводятся праздники, спортивные соревнования, организуются концерты, им дарят самодельные подарки. В школах и внешкольных учреждениях созданы посты милосердия. Члены этих постов оказывают нуждающимся детям помощь в приготовлении обеда, мелком ремонте одежды, в уборке квартиры. Все, кто принимает участие в такой работе, приобретают некоторые медицинские умения: оказывать первую медицинскую помощь, ухаживать за больными и др. «Дети — детям» — благотворительная акция, первая часть которой состоялась в Доме Белорусского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами, должна найти свое продолжение в каждом учебном заведении, внешкольном учреждении и детской организации. Во-вторых, Л. И. Новикова приходит к выводу, что одной из функций членов ученического самоуправления является регулирование и корректировка отношений в школьном коллективе. Соответственно содержанием деятельности актива должно стать оказание помощи учащимся, которые находятся в затруднительных ситуациях, некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, имеют отклонения в поведении и ведут нездоровый образ жизни. Бесспорно, в этой работе органам ученического самоуправления следует опираться на помощь и поддержку психологической службы школы. Сейчас, когда в каждой школе введена должность социального психолога, сделать это легко. В функциональные обязанности психолога входит привлечение самих ребят к анализу и по-
иску путей совершенствования отношений в коллективе. Именно с этой целью в органах ученического самоуправления формируют такие подразделения, как советы чести, службы милосердия, миротворчества. Под их руководством и при их участии действуют телефоны и почта доверия, факультативы и кружки «Азбука здоровья», школы самопознания, объединения юных психологов. На занятиях в процессе организации вышеуказанных форм ребята учатся познавать заботы людей, помогать другим и одновременно учатся жизни достойного человека. В-третьих, исследование, проведенное Л. И. Новиковой, а также наши исследования показывают, что все шире в сферу деятельности ученического самоуправления включаются функции изучения индивидуальных интересов ребят, удовлетворенность их жизнедеятельностью в школе, в социуме. В ряде школ изучаются сильные стороны учащихся с целью привлечения их к организации внеурочной работы с товарищами. С этой целью в структуре органов ученического самоуправления формируются подразделения, которые выполняют социологические функции. Школьники способны к самоанализу, аналитической деятельности, рефлексии. Социальные педагоги школ, внешкольных учреждений могут оказать помощь ученическому активу в такой работе.
Характерной особенностью ученического самоуправления на современном этапе является его связь с общественно-государственными учреждениями в плане социальной защиты детей. В частности, создаются службы по социальной защите детей в школах (решение социально-поведенческих проблем: плохие взаимоотношения, замкнутость, излишняя стыдливость и др.); социальные службы, занимающиеся проблемами ребенка в семье (защита от физического и нравственного унижения, укрепление семейных уз, нормализация взаимоотношений между членами семьи и др.); социальные службы «вне дома» (попечительская деятельность, размещение детей в детских учреждениях и др.); социальные службы по защите детей от негативного влияния общества (наркомания, алкоголизм, половая распущенность и др.). Все эти службы создаются с участием органов ученического самоуправления на межведомственной основе, носят комплексный характер и, несмотря на разные функции, помогают семье и детям в решении спорных и конфликтных ситуаций. Следующая особенность ученического самоуправления — это расширение сферы деятельности. Ребенок в значительной мере формируется как личность в естественной среде, т. е. по месту жительства. Известно, что большинство детей, подростков, юношества проводят свободное время в микрорайонах, на улицах, во дворах и, как правило, в стихийно складывающихся группах и компаниях. Здесь нередко у школьников формируются склонности к антиобщественным проявлениям, идеалы, противоречащие общечеловеческим ценностям. Вот почему необходимо объединять педагогические коллективы школ с государственными и общественными организациями для создания открытых систем воспитания. Это означает необходимость перехода от мероприятий к созданию социально-педагогических центров (социально-педагогических комплексов, зон педагогического влияния, культурной среды обитания и др.). Данные центры должны иметь локальные программы деятельности с учетом социально-педагогического и экономического окружения, природных условий, сложившихся национальных и этнических традиций. Цель центров — удовлетворить интеллектуально-познавательные, физкультурно-оздоровительные, культурно-досуговые потребности подрастающего поколения. С этой целью в центр (комплекс) включаются все социальные институты воспитания: семья, школа, внешкольные учреждения, учреждения культуры и спорта, разные общественные формирования, движения, организации, ассоциации, в том числе и органы ученического самоуправления. В социально-педагогическом комплексе большая часть (но не вся) воспитательной работы из школы переносится на территорию микрорайона. Это дает возможность перейти от педагогики мероприятий к воспитательной среде, которая составляет основу образа жизни человека. Такой подход открывает органам ученического самоуправления возможность участвовать в создании общности детей и взрослых на принципах взаимодействия, партнерства, сотрудничества, содружества поколений. Это помогает адаптации, реабилитации и самоутверждению детей и подростков в среде по месту жительства.
Структура, содержание комплексов могут быть разными. Но, как показывает опыт работы, в комплексе необходимы подразделения, защищающие социальные права детей и подростков, занимающиеся трудоустройством подрастающего поколения и организующие культурно-досуговую деятельность воспитанников. Создание подразделений, защищающих права ребенка,— настоятельное требование жизни. Эти подразделения должны быть независимы от школы, государственных и общественных организаций. Они могут быть межшкольными, зональными, районными. Главная цель таких подразделений — пропагандистская работа среди родителей, педагогов, широких кругов общественности по правам детей. Одновременно указанные подразделения в соответствии с законодательными документами должны вести работу по реализации прав детей. Взрослые, возглавляющие данные подразделения, должны быть наделены совместно с органами ученического самоуправления правами представлять интересы детей в общественно-государственных организациях.
л— Ученическому самоуправлению следует пересмотреть свою работу в связи с проблемой организации детского труда. Она стала сегодня очень важной в результате инфляции, сокращения рабочих мест, повышения цен на продовольственные и промышленные товары. Участие общественных и ученических органов самоуправления в организации легального заработка для школьников — это реальный шанс снизить количество детских преступлений. Выполнять эту функцию
в социально-педагогическом комплексе может специально организованная биржа труда для подростков на основании сотрудничества ученического и общественного самоуправления. Ее деятельность может быть разнопрофильной: формировать банк данных о потребностях в рабочих руках подростков на предприятиях, в учреждениях, организациях; оказывать им помощь в трудоустройстве; содействовать в организации предпринимательской деятельности; организовывать занятия по культуре бизнеса и дрЛ Ученические органы самоуправления могут активно участвовать в организации досуга школьника. Эта деятельность должна строиться на основе расширения ее воспитательных и образовательных функций. Поэтому в нашей республике все увереннее занимают свое место в открытых воспитательных системах хобби-центры. Как правило, они по своей структуре представляют сеть разных объединений с разветвленной системой самоуправления (кружков, клубов, объединений как постоянно, так и временно действующих). Цель органов ученического самоуправления совместно с общественным управлением — реализовать склонности, дарования, способности ребят с разным интеллектуальным опытом в науке, технике, культуре, спорте, социальном и народном творчестве^ С вопросами развития системы ученического самоуправления тесно связаны и проблемы детского движения. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка и закону Республики Беларусь «О правах ребенка» дети имеют право на создание своих организаций и объединений. Международный опыт свидетельствует, что детское движение — реальная разновидность социальных движений современности как начальная ступень демократии, исток гражданственности, творческого потенциала общества. Социологические исследования показывают, что число детей, стремящихся быть членами детских организаций, гораздо выше, чем негативно относящихся к ним. Интересен и тот факт, что количество взрослых, признающих необходимость детского движения, увеличивается. Появление многочисленных детских организаций свидетельствует о коренных преобразованиях в политической системе нашей республики и является фактором саморазвития общества, его стабилизации.
Следует учитывать, что все детские организации, как правило, создаются и управляются не самими детьми, а взрослыми, которые, естественно, могут преследовать разные цели и удовлетворять свои потребности: политические, педагогические, потребности в социальном творчестве совместно с детьми, религиозные, а возможно, и потребности асоциального характера. В связи с этим создаваемые детские организации могут стать как средством формирования социально ценных ориентации юных граждан, так и антипедагогическим, и антисоциальным орудием. Детским организациям и объединениям необходима социальная поддержка. Поэтому местные органы власти, педагогические коллективы учебных и внешкольных учреждений, общественность должны оказывать помощь детям, юношам, девушкам, желающим объединиться, в разработке своего устава, программы деятельности, в проведении учредительных собраний, конференций, выборе места базирования и определении функций взрослых в работе организаций, в создании социально-экономических условий для их деятельности. Таким образом, поддерживая организации, мы гарантируем целостность воспитательного воздействия, способствуем развитию социально-педагогического фактора, который обладает уникальными возможностями. Детские организации и объединения, какой бы направленности они ни были по содержанию своей деятельности и по структуре, должны реализовывать права и интересы ребенка. Вот почему их деятельность необходимо строить на основе принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности. Главная функция детских организаций и объединений — оказывать своим членам помощь в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии детей в национально-культурном возрождении, в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии духовных ценностей нашей республики. Все детские сообщества могут создаваться и действовать в учебное и каникулярное время, быть постоянными или временными, но всегда должны функционировать, как самоорганизуемые, самоопределяемые, выражающие волеизъявление и социальные потребности самих детей и подростков. Вмешательство государственных органов, администрации учебных и внешкольных учреждений, организаций взрослых в деятельность детских организаций и объединений допускается лишь в случае нарушения ими законодательства страны. Детские организации и объединения не могут действовать без участия в их жизни взрослых. Функция последних своеобразна и требует соблюдения педагогического и социального такта и этики. Взрослые должны выступать не прямыми, а опосредованными организаторами и воспитателями. Поощряя детскую активность в той или иной сфере деятельности, они должны помочь придать этой деятельности соответствующую организационную форму. Главная задача взрослых — открыть простор детской самодеятельности, стимулировать ее развитие, создавать условия для самовоспитания. Назначение взрослых — действовать исключительно в интересах детей, во имя формирования личности ребенка. Принципы общения с детьми должны строиться на основании содружества, сотрудничества и равноправного партнерства. Подводя итоги сказанному, следует заметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно как средство укрепления дисциплины и порядка в школе. А ведь первоочередная задача органов самоуправления — это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников. Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательно-воспитательном процессе школы и рассматриваться как
первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика. А для этого следует перейти от самоуправления-диктата к самоуправлению, которое выступает организатором такого образа жизни в стенах школы, где все для ученика и все, что делается, исходит от ученика. Мы ратуем за то, чтобы в каждой школе был специальный документ, гарантирующий защиту личности ученика, и специальный орган самоуправления, который занимался бы этими вопросами. В качестве информации к размышлению предлагаем два материала по рассматриваемой проблеме. Первый был разработан участниками всесоюзного семинара по проблеме коммунарской методики, который проходил в г. Владимире в 1989 г. Второй функционирует в школе № 734 г. Москвы. ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Ученики имеют право: на нормальные условия для учебы, работы, проживания; на качественный учебный процесс: право выбора школы, классного коллектива, перехода в другой коллектив, профиля обучения, учителя (начиная с 6-го класса); на уважение своей личности: корректное отношение, на собственное мнение, ошибки, неудачи, понимание; на труд, финансовую самостоятельность; на свободное участие во внешкольной и внеурочной деятельности; на экстернат (одаренные дети), индивидуальные занятия, свободное посещение занятий, посещение уроков у учителей других школ; на создание своих организаций, объединений; на защиту личности от чрезмерного воздействия коллектива; иметь свой собственный печатный или рукописный орган. Гарантии защиты личности ребенка, соблюденияправ: создание советов справедливых (апелляционных комиссий), куда можно было бы обратиться за защитой; профессиональный и психологический отбор педагогов (учитывать человеческую сущность учителя в сочетании с профессиональными возможностями); широкий выбор форм деятельности; создание школьных кооперативов, использование арендного подряда, базовых предприятий; организация летнего семейного отдыха; создание семейно-соседских кооперативов, семейных клубов. Принципы коммунарской методики, которые помогут защитить личность: принцип общей заботы; право на свое мнение; позиция взрослого как старшего товарища, друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|