Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность органов самоуправления по социальной защите учащихся




Самоуправление и его роль в формировании гуманистических от­ношений в коллективе. Потребности учащихсяоснова содержа­ния деятельности органов самоуправления. Служба милосердия в структуре ученического самоуправления. Формы деятельности по социальной поддержке детей. Социологические службы в структуре самоуправления. Самоуправление в социально-педагогических ком­плексах. Служба защиты прав ребенка. Самоуправление и детский труд. Досуговая сфера в деятельности органов самоуправления. Детские организации и объединения и их взаимодействие с органами самоуправления. Внутришкольные документы о защитных функциях ученического самоуправления.

Изменившиеся условия социальной действительности потребова-ли пересмотреть приоритеты в содержании и функциях деятельности ученического самоуправления, в частности, перейти от авторитарного характера руководства через ограниченно демократический к истинно демократическому. Это значит, что деятельность органов самоуправ­ления должна носить личностно-ориентированный характер. Он пред­полагает внимание к самочувствию каждого ученика в детском кол­лективе, его настроению, потребностям, склонностям, интересам. Од­новременно органы ученического самоуправления ставят своей целью гармонизацию отношений в жизнедеятельности всего коллектива.

Особое внимание этой проблеме уделяет доктор педагогических наук Л. И. Новикова. Она считает, что, не ограничивая ученическое самоуправление, следует давать возможность его членам приобретать практику самостоятельного вхождения в человеческое общество, строить гуманистические отношения с другими людьми. На основа­нии изучения тенденций в развитии ученического коллектива она де­лает ряд заключений относительно его самоуправления.

Во-первых, в органы ученического самоуправления следует изби­рать ребят, по характеристике Л. И. Новиковой, способных «вчув­ствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, т. е. спо


собных и сопереживать, и радоваться успехам товарищей. К сожале­нию, часто этими качествами не обладает актив, наделенный опреде­ленной властью. И, более того, существующие формы ученического самоуправления не ориентируют школьников на подобного рода от­ношения. Школьные суды, президиумы, выполнение роли педагогов, членов администрации школы в дни самоуправления не способству­ют формированию у ребят потребности к миротворческой и милосер­дной деятельности. Они лишь заменяют авторитарную позицию пе­дагога авторитарной позицией выборного актива. Психологи часто описывают ситуации, когда дети и подростки в процессе игр, выпол­няя негативные роли, не хотят из них выходить. Занимая авторитар­ную позицию в ученическом самоуправлении, школьник получает не положительный, а отрицательный урок. Мы присоединяемся к тем авторам, которые считают, что заимствования из политической сис­темы государства в ученическое самоуправление бессмысленны (Л. Баринова, М. Поташник и др.). Структура ученического самоуп­равления должна определяться нуждами и потребностями самих де­тей. Вот почему мы против включения в ученическое самоуправление «карательных» структур и предписания высшим органам школьного коллектива подобных функций.

/Сравнительно недавно в структуре исполнительных органов само­управления появились посты и даже целые службы милосердия. Се­годняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия детей и учащихся, молодежи не обойтись. Воспитание чувства милосердия, возвращение к нему — настоятельная необходи­мость и первостепенная педагогическая задача, цель которой — сфор­мировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Поэтому ценен опыт тех общешкольных коллективов, где милосердие воплощено в образе жизни и предполагает: доверие к каждому человеку; вкладывание де­нег в фонд милосердия и благотворительные фонды; шефство над детскими фондами и домами инвалидов; помощь ветеранам и инва­лидам в микрорайонах школ престарелым людям; отправка посылок в районы, пострадавшие от катастроф, и др. Я

Поддержки заслуживают те коллективы, где проблемы милосер­дия вылились в постоянно действующие движения, такие, как «Дом без одиночества» (шефство над престарелыми людьми), «Дети Гип­пократа» (помощь больным), «Дружба» (сбор средств для пострадав­ших в беде), «Младший друг» (помощь животным), «Забота» (шеф­ство над детскими домами), «Доверие» (оказание помощи отступив­шимся подросткам) и др. Участие в названных движениях и акциях формирует у воспитанников убеждение в том, что от того, насколько мы милосердны сегодня, зависит не только настоящее людей, кото­рым мы помогаем, но и наше будущее, когда мы сами состаримся или окажемся в беде.

В особом внимании нуждаются дети-сироты, инвалиды, дети с не­достатками умственного и физического развития, дети беженцев,


многодетных семей, а также дети, родители которых лишены роди­тельских прав. Коллективы, в которых воспитываются такие дети, должны быть объектом усиленного внимания ученического самоуп­равления. Мы больше обращаем внимание на взрослых, попавших в беду, но почти не рассматриваем в ученических коллективах вопросы милосердия по отношению к детям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...