Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение психологии к медицине. XIX век




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмиль Крепелин (1856—1926) особенно стремился внести в психиатрию психологический эксперимент. Он применил в клинике ассоциативный эксперимент и показал различие в характере ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ассоциативный эксперимент в клинике применял также Р. Зоммер. Крепелин произвел экспериментальные исследования умственного утомления и построил кривую работы. Ему принадлежит попытка составления схем исследования личности (здорового или больного) путем измерения ряда признаков: времени протекания психических процессов, способности к упражнению, прочности упражнения, специальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна, отклоняемости и некоторых других. Из подобных исследований возникла задача установления типа людей, которая стала одним из направлений новой области психологии—дифференциальной психологии. Крепелин - автор современной нозологической концепции в психиатрии и классификации психических заболеваний, пионер психофармакологии; автор множества психиатрических понятий, автор четырёхтомного учебника (1890-е, мног переизданий).

 

В теснейшем союзе с научной психологией действовал Эйген Блейлер (1857—1939). Из его школы вышел К. Юнг, оба использовали ассоциативный эксперимент в диагностических целях. Блейлер особенно известен выделением новой формы мышления — аутистического мышления.

 

Жан Мартен Шарко (1825—1893) невролог, в клинике Сальпетриер он руководил отделением с больными истерией. Тогда эта болезнь считалась исключительно женской, а её причины видели в нарушении работы матки. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом органических нарушений. Он также заметил, что эти женщины обладали повышенной чувствительностью к гипнозу (убеждал их в гипнозе, что они парализованы, после выхода из гипноза они действительно оказывались парализованными, потом также в гипнозе снимал паралич). В результате он пришёл к выводу, что при истерии человек находится в состоянии, подобном гипнозу, в обычной жизни. У такого человека может наступить паралич от слабого, но постоянного и монотонного воздействия раздражителя. Шарко видел истоки истерии в нарушении работы периферической нервной системы, которое приводит людей в особенно чувствительное к внешним воздействиям состояние. Открыл мужскую истерию.

Работы: «Клинические лекции по нервным болезням» (1885), «Исцеляющая вера» (1899, посмертно).

 

Теодюль Рибо (1839-1916) — основоположник современной эмпирической психологии во Франции, основатель первого печатного органа психологов журнала «Философское обозрение» (1876), организатор I Международного психологического конгресса (1889). Использовал материалы патологии и гипноза для изучения высших психических функций и личности. Рибо разделял позиции ассоцианизма и физиологической психологии. Психология, по Рибо, должна быть экспериментальной наукой, но эксперимент не сводил к его лабораторной форме и называл патопсихологию естественным экспериментом самой природы. Возникновение социальных чувств, памяти, произвольного внимания, творческого воображения, он связывал с общественными условиями существования человека, с его трудовой деятельностью.

 

Пьер Жане, психолог, ученик Шарко и Рибо считал, что суть истерии составляют сужение поля сознания. Жане разработал "психологическую концепцию неврозов", основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Наблюдения, сделанные Жане в ходе его клинических исследований, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда. Однако, в отличие от психоанализа, Жане, рассматривая бессознательное, ограничивал его простейшими формами психического автоматизма. Основным методом психологии он считал клиническое наблюдение.

Разработал концепцию памяти, понимая её как «преобразованную форму социального поведения отсутствия», рассказ о некотором событии прошлого, случившемся в отсутствие того, кому этот рассказ адресован (Почти Выготский же!).

Работы в 19 в.: «Психологический автоматизм» (1889); «Неврозы и фиксированные идеи» (1898).

 

В России у истоков экспериментальной психологии стояли врачи-психиатры. В 80-х гг. XIX в. ими были организованы экспериментальные психологические лаборатории при психологических клиниках (в Казани, а затем в Петербурге — Владимир Михайлович Бехтерев; Москве — Сергей Сергеевич Корсаков, А. А. Токарский; Харькове — П. И. Ковалевский; Киеве — И. А. Сикорский; Дерпте (теперь Тарту) — Э. Крепелин, В. Ф. Чиж и др.). В этих лабораториях велись исследования по широкому кругу проблем, включая, кроме психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психиатрию. Темами экспериментально-психологических исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые; мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность и др.) Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию, был Н. Н. Ланге (Новороссийский университет, 1896 г.). Далее подробнее о Бехтереве и Павлове.

 

Физиолог И. П. Павлов (1849—1936) не создал собственной психологической концепции, но его влияние на психологию велико. Впервые обращение физиолога Павлова к психическим явлениям произошло в связи с изучением пищеварительных желез (За эту работу И. П. Павлов в 1904 г. был удостоен Нобелевской премии). Выявилось, что работа пищеварительных желез может быть-обусловлена не только чисто физиологическими моментами (раздражением полости рта), но и видом пищи, ее запахом, т. е. фактами психическими. Секрецию слюнной железы на эти факторы Павлов назвал «психической секрецией», но истолковал ее в физиологических понятиях. Объяснение этих фактов и положила начало учению об условных рефлексах. Вся дальнейшая работа И. П. Павлова была направлена на изучение условнорефлекторных связей: условий их образования, развития, угасания, их биологического смысла, сигнального значения (они сигналы внешних возбудителей безусловных рефлексов).

Характеризуя особенности высшей нервной деятельности человека, Павлов наметил учение о второй сигнальной системе как о прибавке к механизмам высшей нервной деятельности.

Павлов надеялся, что его объективные исследования позволят проанализировать приспособление от его простейших форм вплоть до высших проявлений, т. е. психических явлений у животных и сознания у человека. Павлов признавал реальность субъективного мира и психологию как науку, изучающую его. В письме Челпанову по случаю открытия Психологического института в Москве 5 апреля (24 марта) 1914 г. он писал, что деятельность мозга – венец земной природы («Вот почему я, исключающий в своей лабораторной работе над мозгом малейшее упоминание о субъективных состояниях, от души приветствую Ваш психологический институт»). Но именно физиология должна стать фундаментом исследования психологии.

 

В. М. Бехтерев (1857— 1927) пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался в Казанском университете (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной командировки в клиниках Германии, Австрии и Франции). Создал учение о нервной системе, а также о нарушениях духовной сферы в связи с нарушениями мозгОбъективную психологию и психиатрию он включил в круг наук о мозге, предложил термин «психоневрология». В 1908 г. он создал Психоневрологический институт, после революции – ещё ряд психоневрологических учреждений, самый крупный из них - Институт по изучению мозга и психической деятельности (1918).

Центральная идея Бехтерева — объединение различных разделов неврологии: нейрохирургии, нейропатологии, физиологии и психологии. Сначала использовал приемы экспериментальных исследований Вундта. Во втором периоде, в начале XX в., он создает свою объективную психологию, рассматривая психическую деятельность как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т. п. В 1907—1912 гг. выходит «Объективная психология». В третьем периоде Бехтерев создает общие основы рефлексологии (сочетательные двигательные рефлексы, т. е. вырабатываемые прижизненно в совокупности - соотносительная деятельностью), Бехтерев сделал вывод о том, что именно эта деятельность должна стать объектом изучения как воплощение строго объективного подхода к психической деятельности. На основе рефлексологии учениками Бехтерева была создана система воспитания детей, изучены процессы сна и бодрствования… Вопросы социальной обусловленности поведения и развития составили «Коллективную рефлексологию», в которой Бехтерев распространял законы тяготения, инерции, относительности и др. на понимание психики и общественных явлений.

Наследница Бехтерева – Ленинградская психологическая школа (В.Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев).

 

 

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7