Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальные Основы развития




ГЛАВА 3.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА

 

Переходя к исследованию и выработке концептуальных основ развития военно-транспортной политики с учетом материалов первой и второй главы необходимо сделать следующие посылы:

Во-первых, военно-политическому руководству Российской Федерации нельзя допустить, чтобы интересы военной безопасности государства были поставлены в зависимость от потребностей собственно перевозочного процесса и коммерческих интересов транспортных структур.

Во-вторых, все предлагаемые транспортные проекты должны иметь не только социальное значение, но и прежде всего, оборонное значение, что позволит говорить об их значимости в укреплении экономической безопасности страны и, соответственно, необходимости государственного участия в процессе их реализации.

В-третьих, транспортная система всегда являлась и является важнейшим материальным каркасом межрегиональной интеграции и сотрудничества как внутри России, так и при осуществлении международных связей. Чем масштабнее, чем протяжённее страна, тем больше должен быть развит ее транспортный комплекс, в части инновационного транспорта и его современной, многофункциональной инфраструктура, тем продуманнее и обоснованнее должна быть военно-транспортная политика Российской Федерации.

 

3. 1. ЖДВ в системе транспортной безопасности страны

 

Железнодорожные войска России (далее ЖДВ) прошли много изменений, происходивших в истории нашей страны. Исторические аспекты развития показывают важное значения железнодорожного транспорта, военно-железнодорожного дела в военной безопасности и национальной обороне страны.

Исторические аспекты деятельности и развития Железнодорожных войск можно разделить на 3 периода:

1. 1-й Императорский период (1851-1917 гг. ), где Железнодорожные войска существовали в виде различных военно-рабочих формирований, в основном предназначенных для строительства или эксплуатации железных дорог. Основу Железнодорожных войск составляли военные железнодорожные команды. В дальнейшем, войска перешли к батальонной организации и состояли из железнодорожных батальонов, затем батальоны объединяются в бригады, которые становятся основным тактическим соединением Железнодорожных войск.

Такой уровень развития железнодорожной сети не позволял использовать железные дороги в военных целях, существенно снижал оборонную мощь государства.

2. Советский период 1918-1991гг. Этот период позволяют так же проследить динамику развития Железнодорожных войск России, и оценить их вклад в укрепление обороноспособности государства. Во время Гражданской войны (1918 - 1921) Железнодорожными войсками было восстановлено и введено в эксплуатацию 22 тысячи км железнодорожных путей, восстановлено более трех тысяч железнодорожных мостов.

В 1926 году Железнодорожные войска силами военнослужащих отдельного корпуса Железнодорожных войск рабоче-крестьянской Красной Армии начали проводить топографические исследования трассы будущего БАМа.

В период советско-финской войны Железнодорожные войска СССР за 47 дней, в 1940 году, в сложных условиях суровой зимы построили железную дорогу Петрозаводск — Суоярви протяжённостью 132 километра.

За годы Великой Отечественной войны Железнодорожные войска СССР восстановили более 81 000 км главных путей и около 7 000 км второстепенных путей, чтобы по железной дороге осуществлялось бесперебойное движение провизии, вещей для нашей армии и, конечно же, военной техники.

3. Современный период. В 1995 году был издан Федеральный закон «О Железнодорожных войсках Российской Федерации». [33] Федеральное управление железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации реорганизовали в Федеральную службу железнодорожных войск Российской Федерации.

Для обеспечения бесперебойной и устойчивой работы железных дорог в любых условиях обстановки предназначены Железнодорожные войска Российской Федерации.

6 августа 1851 года император Николай 1 высочайше утвердил " Положение об управлении Санкт-Петербургско-Московской железной дороги", на основании которого приказом по Главному управлению путей сообщения и публичных зданий для эксплуатации дороги было сформировано 14 отдельных военно-рабочих рот, 2 кондукторские роты и 1 телеграфная рота. Эти подразделения представляли собой части специального назначения и положили начало организации Железнодорожных войск в России - первые формирования подобного типа в мировой практике.

Начиная с 1851 года, роль железнодорожных войск постоянно возрастает, увеличивается их численность, совершенствуется организационная структура. В 1858 году военное ведомство совместно с ведомством путей сообщения создают специальные железнодорожные строительные бригады.

15 февраля 1870 года было высочайше утверждено " Положение о военных железнодорожных командах", которые вошли в структуру военного ведомства и включались всостав армии.

Известный ученый - экономист Н. С. Мордвинов в 1841 году, предвидя военное значение железных дорог, писал: "... усиление - войска в случае чрезвычайной надобности в нем может удобно вознаграждаемо быть быстрыми переездами по железным дорогам от одного до другого края России из того состава армии, которая признана, будет для государства нужного".

Несовременных условиях роль и место Железнодорожных войск Российской Федерации по вопросам подготовки страны к обороне возрастает. В настоящее время ФСЖВ России на федеральном уровне осуществляет координацию и взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в вопросах технического прикрытия и восстановления железных дорог Российской Федерации в целях обороны государства.

В настоящее время железнодорожные войска являются составной частью сил, участвующих в обеспечении обороноспособности государства. Понимая важность этой государственной задачи, войска нарастающим темпом ведут работу по дальнейшему развитию теории технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог, по практической подготовке соединений и воинских частей к решению задач по штатному предназначению. Войска оснащаются новой более производительной техникой, совершенствуются конструкции, разрабатываются новые руководства по восстановлению отдельных железнодорожных сооружений.

Стратегические перегруппировки - это прежде всего проблема транспорта, технический уровень, состояние и развитие которого накладывают свой решающий отпечаток на порядок и темпы сосредоточения войск на театрах военных действий в период стратегического развертывания.

В целях повышения качества военных управленцев в 1994 году Командующий Железнодорожными войсками – Директор Федеральной службы железнодорожных войск генерал-полковник Когатько Григорий Иосифович принимает верное решение и направляет офицеров железнодорожных войск на обучение в Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

Начинается новый этап развития Железнодорожных войск Российской Федерации, их современная история – в войска приходят генералы, полковники, закончившие ВАГШ ВС РФ или Высшие Курсы руководящего состава федеральных органов исполнительной власти в области обороны и национальной безопасности ВАГШ ВС РФ.  

Первыми, кто пополнил свои знания оперативно-стратегической теорией управления войсками были - Командующий Железнодорожными войсками РФ, Герой социалистического труда генерал - полковник Когатько Григорий Иосифович, статс-секретарь- первый заместитель командующего железнодорожными войсками РФ генерал-полковник Гуров Николай Николаевич, Олег Иванович Косенков, Юрий Леонидович Котлов, Евгений Иосифович Шехтман, Косоротов Юрий Викторович, Селиванов Владимир Александрович и многие другие.

Начиная с 1999 года в учебный процесс ВАГШ ВС РФ вошли вопросы теории и практики применения Железнодорожных войск в общевойсковых операциях. По инициативе академии впервые в истории на основании Директивы начальника Генерального штаба ВС РФ от 30 марта 1999 года № 314/10/848 введена должность старшего преподавателя от Железнодорожных войск РФ, и по взаимному согласованию на эту должность впервые в истории ВАГШ ВС РФ назначен офицер Железнодорожных войск полковник Теребнев Леонид Васильевич.

В период прохождения военной службы в ВАГШ ВС РФ полковник Теребнев Л. В. защитил две диссертации: на соискание ученой степени кандидата военных наук и доктора политических наук на Диссертационном совете академии (темы закрытые).

Большой вклад в подготовку наших генералов и офицеров Железнодорожных войск внесли начальник кафедры Тыла и технического обеспечения генерал-лейтенант Виноградов Владимир Валерьевич, заместитель начальника кафедры генерал-майор Алеев В. Ш, профессора и доценты кафедры полковники Бугров В. И., Цупко Н. П., Хохлов А. С. Работа и служба в Военной академии Генерального штаба ВС РФ – это самые лучшие годы научного, учебного, методического и в целом офицерского становления, так считают все наши выпускники академии. Надо отметить, что не удалось в полной мере сформировать в ВАГШ ВС РФ Кафедру стратегического применения железнодорожных войск и органов военных сообщений, предназначение которой было обучение слушателей решению транспортных задач стратегических перегруппировок войск (сил), развитие и научное сопровождение всех транспортных сил государств и средств, их инфраструктуры, того, что так недостает сегодня Российской Федерации, о чем в Послании Президент Путин В. В. обратился к народу 01 марта 2018 года: раздел послания, посвященный транспорту и грузоперевозкам, сопровождали сразу три графика, рассказывающие о пропускной способности БАМа и Транссиба, мощности морских портов, объеме грузоперевозок по Северному морскому пути и прямых межрегиональных авиамаршрутах. Для развития городов и посёлков, роста деловой активности, обеспечения «связанности» страны нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями.

Такие задачи решали и решают в современных условиях Железнодорожные войска Российской Федерации, одновременно ведут подготовку железнодорожных специалистов не только в теоретическом, но и практическом формате обучения.

Приказом директора Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - командующего Железнодорожными войсками Российской Федерации генералы, офицеры и ППС ВАГШ ВС РФ, внесшие большой вклад в решение специальных задач, стоящих перед Железнодорожными войсками Российской Федерации награждены знаком «За отличие в службе» в Железнодорожных войсках Российской Федерации. В числе награжденных - генерал-полковники Чечеватов B. C., Жеребцов В. В., Васенин В. А., генерал-лейтенанты Богданов К. В., Захаров А. Н., Чернов В. В., Клокотов Н. П., Липатов М. И., генерал-майоры Илюхин П. П., Калугин П. П., Алеев В. Ш. А. Т. Климович, Зоткин С. А., Фролов Е. А., Печугин В. Г., полковники Окунев И. П., Теребнев Л. В., профессорско-преподавательский состав - ветераны академии генерал-майор запаса профессор Тарасов Г. А., полковник запаса, профессор Бугров Б. И., Хохлов А. С. и другие.

В ВАГШ ВС РФ прошли обучение генерал-майор Лещишин В. Г., в настоящее время генерал-лейтенант в запасе, руководитель департамента в ПАО «РЖД»), полковник Косоротов Ю. В., в настоящее время генерал-майор, кандидат военных наук, доцент, заместитель начальника Военной академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. ХрулёваМинистерства обороны Российской Федерации.

В период с 1998 года по 2002 год разработаны, изданы и читались слушателям основного факультета и факультета переподготовки и повышения квалификации лекции по организации работы ЖДВ и органов ВОСО по планированию и осуществлению перевозок войск, а также по основам применения железнодорожных войск в операциях.

Высшим командным составом железнодорожных войск читается лекция по предназначению и функциям железнодорожных войск в обеспечении военной безопасности государства, взаимодействию железнодорожных войск с Федеральными органами исполнительной власти по вопросам подготовки железных дорог в интересах обороны государства.

Слушатели академии регулярно выезжали в Учебный центр Железнодорожных войск в поселок Загорянский, Московской области, где знакомились с техникой, а также боевыми и производственными возможностями войск.

На базе учебного пункта управления успешно проводились армейские командно-штабные учения со слушателями 1 курса, а также фронтовые командно-штабные учения и стратегические командно-штабные военные игры с выпускниками академии.

Таким образом интеграция научного потенциала железнодорожных войск в систему Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации способствовала в этот исторический период взаимовыгодному сотрудничеству и дало неоценимые плоды в развитии военной науки и Железнодорожных войск Российской Федерации

Однако, в 2004 году была упразднена Федеральная служба железнодорожных войск Российской Федерации (ФСЖВ РФ), а ее функции приняло на себя Министерство обороны Российской Федерации. В том же году железнодорожные войска снова вошли в состав Вооруженных сил России и оказались в подчинении Тыла Вооруженных Сил.

С 1 января 2005 года взамен Федеральной службы железнодорожных войск, упраздненной Указом Президента Российской Федерации, органом военного управления железнодорожных войск стало Командование железнодорожных войск.

Директивой Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 года № Д-117 «Об организационных мероприятиях, проводимых в железнодорожных войсках, в 2010 году»[34] Командование железнодорожных войск переформировалось в Главное управление начальника железнодорожных войск, и в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года генерал – майор О. Косенков (в настоящее время генерал-лейтенант) был назначен на должность начальника Главного управления Железнодорожных войск. Главное управление начальника железнодорожных войск предназначалось для организации мероприятий по обеспечению реализации Министерством обороны Российской Федерации полномочий в части технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участников (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации в зоне ответственности Вооруженных Сил, повышения ее живучести и пропускной способности, а также наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов. (рис. 3. 1)

На сегодняшний день Приказом Министра обороны Российской Федерации № 260 от 28 апреля 2017 года утверждено Положение о Главном управлении начальника Железнодорожных войск. Этим Положением определены основные задачи и функции Главного управления ЖДВ.

В соответствии с Положением начальник Главного управления ЖДВ является одновременно и начальником Железнодорожных войск и является прямым начальником личного состава ЖДВ.

Начальник Железнодорожных войск отвечает: за боевую и мобилизационную готовность Главного управления ЖДВ; успешное выполнение задач и функций, возложенных на Главное управление ЖДВ; подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава Главного управления ЖДВ; безопасность военной службы; внутренний порядок; организацию делопроизводства; организацию и осуществление мероприятий по защите государственной тайны; техническое, материальное и социально-правовое обеспечение[35].

 

Предназначение ЖДВ
Техническое прикрытие железных дорог- комплекс инженерных, технических и организационных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях всесторонней подготовки объектов сооружений и устройств эксплуатируемой железнодорожной сети, восстановительных сил и средств к ликвидации последствий возможного воздействия противника на железные дороги, а так же комплекс мер и работ, проводимых в военное время на разрушенных прикрываемых объектах (участках, направления) для восстановления прерванного движения поездов
Восстановление железных дорог- комплекс инженерных, технических и организационным мероприятий и работ, проводимых на разрушенных участках (объектах), сооружениях и устройствах железных дорог для возобновления прерванного движения поездов. Это основная задача ЖДВ в операциях
Живучесть железных дорог– устойчивость функционирования железных дорог в условиях воздействия на них противника и возможность восстановления движения поездов в минимальные сроки. Живучесть обеспечивается путём заблаговременного проведения, как в мирное, так и военное время комплекса технических, инженерных и организационных мероприятий и работ
Заграждение железных дорог- комплекс инженерных и организационных мероприятий, имеющих целью: запрещение или существенное ограничение использования противником захваченных железнодорожных участков (направлений), нанесение ему потерь в живой силе и материальных средствах при восстановлении и эксплуатации железных дорог; не допустить использование противником барьерных объектов для перегруппировки войск и маневра силами и средствами
Разминирование железных дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий и работ, проводимых в целях предотвращения разрушения заминированных объектов (участков направлений) безопасного ведения восстановительных работ, а также безопасной эксплуатации железных дорог. Разминирование является составной частью технологического процесса восстановления и может быть самостоятельной задачей при техническом прикрытии, а также в ходе проведения операций, боевых действий и в условиях введения чрезвычайного положения

 


Рис. 3. 1 Предназначение Железнодорожных войск

В целях оптимизации структуры управления Вооруженными Силами Российской Федерации, при решении в регионах задач в области обороны была проведена реформа военно-административного отделения Российской Федерации, установлена основная военно-административная единица страны – военные округа Вооруженных Сил Российской Федерации. Западный военный округ штаб находится в Санкт – Петербурге, Южный военный округ, штаб в г. Ростов – на – Дону, Центральный военный, округ штаб в г. Екатеринбурге, Восточный военный округ, штаб в г. Хабаровске.

В частности, были сформированы управления железнодорожных войск объединенных стратегических командований военных округов.

Вместе с территориальными командованиями Железнодорожных войск были расформированы 11 воинских частей и организаций Железнодорожных войск, не вошедших в перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации (рис. 3. 2).

Железнодорожные бригады были переподчинены командующим войсками военных округов.

Соединения и воинские части, подчиненные управлениям Железнодорожных войск округов, предназначались для технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта общей сети железных дорог в зоне действия военного округа на направлениях основных воинских перевозок. [36]

 

Рис. 3. 2 Структура железнодорожных войск в составе военного округа

 

Главным управлением начальника Железнодорожных войск была продолжена работа по разработке уставных документов железнодорожных войск и приведения их в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам, регламентирующим принципиальные положения, требования и рекомендации, определяющие подготовку и применение соединений, воинских частей и подразделений Железнодорожных войск в мирное время и в особый период. [37]

Направленность и содержание строительства Железнодорожных войск определялись условиями, в которых проводилось коренное преобразование военной организации Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе Железнодорожных войск. Необходимость совершенствования возможностей Железнодорожных войск определялась основными положениями по подготовке и проведению операций на стратегических направлениях:

· необходимостью приведения железнодорожных в соответствие с характером задач, возлагаемых на Вооруженные Силы Российской Федерации;

· вероятностью вовлечения России в вооруженные конфликты локального и регионального масштабов и необходимостью восстановления в кратчайшие сроки железных дорог в условиях этих конфликтов, как основного вида транспортных коммуникаций;

· возрастание роли Железнодорожных войск в системе технического прикрытия железные дорог Российской Федерации;

· возрастание числа и вероятности катастроф и аварий техногенного характера, природных катаклизмов.

В ходе проводимых преобразований и реформирования железнодорожных войск, принимаемые командованием и всеми органами управления меры, позволили органически вписаться в общую систему обеспечения обороны страны и безопасности государства, соответствовать требованиям времени, быть готовыми к выполнению стоящих перед войсками задач.

Военно-учебные заведения Железнодорожных войск прошли свою эволюцию и сегодня это «Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации.

Институт ведет свою историю с 1918 года, когда приказом НКО № 140 были созданы Первые советские инструкторские военно-железнодорожные курсы, впоследствии преобразованные в Первую советскую военно-железнодорожную школу командного состава.

Приказом НКО СССР от 16 марта 1937 года № 36 Первая советская военно-железнодорожная школа переименована в Ленинградское Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

Приказом НКО от 16 марта 1943 года № 131 в связи с награждением высшей государственной наградой училище стало именоваться Ленинградское ордена Ленина Краснознаменное училище военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

Постановлением Совета Министров СССР от 27 июня 1969 года училище преобразовано в Ленинградские Высшие ордена Ленина Краснознаменное командное училище Железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе.

Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1072 на базе училища был создан Военно-транспортный институт железнодорожных войск и военных сообщений в качестве государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 1997 года № 1342 институт преобразован в Военно-транспортный университет железнодорожных войск Российской Федерации. В связи с переходом в состав Министерства обороны Российской Федерации с 2005 года университет именуется Военно-транспортный университет Железнодорожных войск.

Распоряжением Правительства Российской Федерации № 634-р от 6 мая 2008 года университет переименован в Военно-транспортный университет Железнодорожных войск и военных сообщений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №1951-р от 24 декабря 2008 года университет присоединен к Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулёва в форме обособленного структурного подразделения и на основании штата №17/155 1 октября 2009 года переименован в Военно-транспортный институт Железнодорожных войск и военных сообщений.

11 ноября 2009 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1695-р образован филиал ВАТТ, а с 1 июля 2011 года на основании штата № 17/400 переименован в ВАТТ (г. Санкт-Петербург, г. Петродворец).

1 июля 2012 года на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 545 от 15 марта 2012 года переименован в Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений).

В 1979-1980 годах из-за недостатка учебных и жилых площадей два факультета были переведены в г. Петродворец, где в настоящее время размещен весь институт.

За 100 летнее существование подготовлено более 40 000 офицеров, из них 23 000 с высшим профессиональным образованием.

Выпускники института за всю его историю принимали активное участие в строительстве, восстановлении, реконструкции и развитии транспортной сети страны как в мирное, так и в военное время. Только в годы Второй мировой войны от 60 до 70% командиров частей и соединений Железнодорожных войск и более 80% руководящего состава органов военных сообщений были выпускниками института.

В послевоенные годы выпускники принимали активное участие в строительстве железных дорог Абакан-Тайшет, Ивдель-Обь, Тюмень-Сургут, Байкало-Амурской магистрали, электрификации Транссиба, в развитии транспортной сети России, других государств СНГ.

В настоящее время институт, являясь структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военной академии материально-технического обеспечения», в соответствии с лицензией осуществляет подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием для Железнодорожных войск, службы военных сообщений и иностранных армий по 6 специальностям на двух факультетах и специальном отделении для военнослужащих иностранных армий.

Планирование, организация и проведение учебной работы отвечают требованиям Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ, утвержденного приказом МО РФ от 12 марта 2003 года №80.

Содержание подготовки курсантов определяется учебными планами и программами, разработанными на основе Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, утвержденными начальником Военной академии материально-технического обеспечения 30 августа 2012 года и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускника, утвержденными Заместителем министра обороны Российской Федерации 11 июля 2011 года.

Объем теоретического обучения для разных специальностей находится в пределах 25% от бюджета учебного времени. Практическое обучение составляет 70-73%. В структуре практического обучения учебное время для занятий на местности, объектах транспортного строительства и эксплуатации транспорта по дисциплинам, определяющим военно-профессиональную подготовку по специальностям, составляет от 500 до 700 часов по расписанию занятий. На каждом курсе обучения предусмотрены полевые выходы. По основным дисциплинам, определяющим подготовку военного специалиста, в учебных программах предусмотрены тренажи и отработка учебных нормативов, как в часы занятий, так и вовремя, отведенное распорядком дня института.

Все курсанты за период обучения проходят стажировку и практику в объеме: учебную – 3 недели; производственную – 6 недель; войсковую стажировку – 4, 5 недели. Учебная практика проводится на полевой учебной базе, в учебно-производственных мастерских института и объектах Санкт-Петербургского транспортного узла. Производственная практика проводится в частях железнодорожных войск, на полевой учебной базе института и на реальных объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Войсковая стажировка курсантов проводится в частях железнодорожных войск и комендатурах военных сообщений на должностях соответственно командира взвода и помощника военного коменданта.

Учебно-воспитательную работу со слушателями и курсантами ведут 13 кафедр. Институт производит выпуски по 6 (шести) специальностям ВПО и 6 (шести) специальностям СПО.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...