Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2 Особенности развития железнодорожных войск в современных условиях.




Исходя из того, что военная политика Российской Федерации как составная часть общей политики государства (социально-политических институтов), непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, подготовкой и применением военной силы для достижения политических целей в Российской Федерации официально излагается в Военной доктрине государства, находит отражение в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах, посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и реализуется в практике военного строительства и применения военной силы для защиты жизненно важных интересов страны, военно-транспортная политика государства формируется и развивается с учетом государственной, военной, военно-экономической, военно-технической и других направлений общественно-государственной политики.

Как у Вооружённых Сил Российской Федерации в целом, так и у Железнодорожных войск есть задачи и на мирное время, так и на особый период. В особый период они предназначены для организации технического прикрытия, восстановления, заграждения и разминирования железных дорог страны, а в мирное выполняют задачи по содержанию, накоплению материальных средств, необходимых для восстановления железных дорог Российской Федерации, по подготовке специалистов железнодорожных войск. Выполняют задачи по строительству и ремонту подъездных путей Министерства обороны, привлекаются для строительства железных дорог по заказу ОАО «РЖД» и других организаций, которые имеют в своём ведении железнодорожные пути.

Таким образом, из трех важнейших составляющих военных действий – огня, маневра и удара войсками, искусным сочетанием которых всегда достигались и будут достигаться решительные результаты, все большее значение приобретают первые две, то есть огонь и маневр. Удар войсками, ранее предопределявший исход сражений, уже сегодня, а тем более в перспективе, будет применяться лишь для завершения разгрома противника. В этих условиях перед российским военным руководством стоит задача поиска принципиально новых способов подготовки и ведения современных боевых действий, основанных на возросших огневых возможностях войск (сил) и широком использовании маневра.

Высота
Генеральное сражение
Начало XIX века
Операция на КТВД
2-я половина XIX века
Глубокая операция на КТВД
1-я половина XX века
ОБЪЕМНАЯ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ
2-я половина XX века  
Глубина
Дно океана
Ширина  
Начало XXI века
Космос

Рис. 3. 3 Развитие военного дела, в зависимости от развития транспорта

 

В ее решении важная роль принадлежит железнодорожному транспорту, обеспечивающему своевременную поставку боеприпасов, горючего и других материальных средств, а также перегруппировку резервов как из глубины страны, так и вдоль фронта по рокадным железнодорожным направлениям.

Ретроспективный взгляд на эволюцию военного искусства показывает, что траектория его развития представляет собой расширяющееся освоение пространства, в котором ведется вооруженная борьба: от стратегии генерального сражения в одной точке в эпоху наполеоновских войн и линейной стратегии во второй половине XIX века – начале XX века к глубокой операции на континентальном ТВД накануне и в годы Второй мировой войны и далее к объемной (воздушно-космической, воздушно-наземной и наземно-морской) операции в 80-е годы (рисунок № 3). К увеличению пространственных показателей ведения вооруженной борьбы добавляется все возрастающее значение транспортной составляющей.

Стратегическое развертывание Сил быстрого реагирования в зонах кризисов предполагается проводить с использованием военно-транспортной авиации и военно-морских сил с привлечением (при необходимости) самолетов и судов гражданских компаний.

Предполагается, что цели боевых действий будут достигаться различными способами действий: изоляцией (блокадой) зоны конфликта силами авиации и флота; быстрой стратегической переброской, оперативным развертыванием и маневром группировок сухопутных войск и морской пехоты на главные направления с упреждающим захватом ключевых объектов десантами и формированиями специального назначения; решительными ударами по противнику военно-космическими силами с целью лишения его способности к сопротивлению.

Основной и главной целью совершенствования Железнодорожных войск до 2020-2050 гг. является придание им инновационного облика, удовлетворяющего потребностям обеспечения вооруженной защиты военных и национальных интересов государства, соответствующего его экономическим и мобилизационным возможностям, в общей структуре военной организации государства.

Для достижения этой цели необходимо:

· привести общую численность Железнодорожных войск в соответствие с их предназначением и объемами задач в мирное время и в особый период;

· повысить возможности частей и соединений Железнодо­рожных войск по восстановлению и строительству железных дорог за счет переоснащения их новыми средствами технического воору­жения, современным оружием и применения прогрессивных техноло­гий и конструкций при выполнении восстановления железнодорожных объектов;

· привести организационно-штатную структуру железнодо­рожных войск, систему их комплектования и подготовки, взаимо­отношений с административными и экономическими структурами страны, а также организацию всех сторон жизни и деятельности войск в соответствие с условиями и задачами строительства Вооруженных Сил РФ;

· использовать накопленный частями и соединениями же­лезнодорожных войск исторический опыт ведения строительно-восстановительных работ в сложных условиях сооружения Байкало-Амурской железнодорожной ма­гистрали, при участии в ликвидации последствий аварии Черно­быльской АЗС, землетрясения в Армении и крушений на железнодорожном транспорте, при действиях в Чеченской республике;

· установить тесное взаимодействие и сотрудничество с транспортными органами и Железнодорожными войсками стран СНГ и других стран, с которыми имеются соглашения по вопросам обме­на научно-технической информацией, подготовки кадров, матери­ально-технического обеспечения, организации технического прик­рытия и восстановления железных дорог в особых условиях.

На железнодорожный транспорт Российской Федерации возло­жено свыше 30% основных объемов мобилизационных, оперативных, эвакуационных и снабженческих перевозок в особый период, что значительно повышает требования к его устойчивой и надежной работе и способности железнодорожных войск к быстрому возобновлению движения поездов при разрушении объектов железных дорог. В связи с этим Железнодорожные войска в мирное время должны содержаться в таком составе и готовности и при такой численности, которые обеспечат с наступлением особого периода непрерывную работу железнодорожного транспорта и одновре­менно позволят провести мероприятия по-своему отмобилизованию и выдвижению по предназначению.

Основными направлениями развития Железнодорожных войск в настоящее время являются:

· оптимизация организационно-штатной структуры органов управления, соединений и воинских частей, сбалансированное развитие и совершенствование структуры, состава и численности войск;

· развитие базы мобилизационного развертывания и инфраструктуры войск;

· ремонт подъездных железнодорожных путей необщего пользования к объектам Министерства обороны Российской Федерации;

· совершенствование системы комплектования войск, системы социального обеспечения военного строительства в интересах войск, повышение социального статуса военнослужащих и гражданского персонала;

· повышение интенсивности и качества оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов управления, соединений и воинских частей войск;

· решение задач модернизации вооружения, военной и специальной техники, создание научно-технического, конструкторского и производственного задела, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание новой, унифицированной, стандартизированной, высокоэффективной системы вооружения и восстановительной техники для переоснащения соединений и воинских частей.

Важнейшей особенностью современных условий со­вершенствования Железнодорожных войск Российской Федерации яв­ляется необходимость приведения их возможностей в соответствие с условиями и характером выполнения задач Вооруженными Силами РФ в мирное время и в особый период.

Второй особенностью является изменение внутренней обста­новки в России. При этом в первую очередь на развитие и совер­шенствование Железнодорожных войск влияют:

· состояние экономики и транспортной инфраструктуры, продолжающееся сокращение производства и нового строительства железнодорожного транспорта;

· разрушение прежней системы государственного планирова­ния, значительно снизившее уровень мобилизационной готовности железнодорожного транспорта.

Третья особенность - это укомплектованность войск. Нельзя допустить, чтобы ушла перспективная офицерская молодежь – будущее Железнодорожных войск, необходимо также сохранить опытные, знающие офицерские кадры, который решает успех дела сегодня.

Реализация основных подходов по совершенствованию Железнодорожных войск, должна про­ходить с учетом изменения характера и интенсивности воз­действия на транспортные коммуникации сторон в мирное время и в особый период.

Основными функциями Железнодорожных войск, являются [38]:

Что касается планирования применения ЖДВ:

· реализация полномочий Министерства обороны по координации деятельности по вопросам технического прикрытия, восстановления, разминирования и заграждения участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта на театрах военных действий в соответствии с планами оперативного применения войск военных округов, а также по вопросам наведения и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов в целях обороны страны и безопасности государства;

· разработка предложений в план технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе по наведению и эксплуатации наплавных железнодорожных мостов;

· участие в планировании применения Вооруженных Сил по вопросам, касающимся ЖДВ, в том числе при выполнении ЖДВ задач в составе группировок войск (сил) при возникновении военных конфликтов;

· планирование применения ЖДВ;

· осуществление руководства управлениями ЖДВ военных округов и воинскими частями ЖДВ по специальным вопросам;

Что качается планирования и организации выполнения мероприятий по строительству и развитию ЖДВ:

· разработка плана строительства и развития ЖДВ и организация его выполнения;

· разработка, утверждение (согласование) технических заданий и тактико-технических требований на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ на планируемые и проводимые исследования в интересах ЖДВ;

· участие в проведении предварительных и государственных испытаний опытных образцов новой техники;

· подготовка предложений в проекты государственного оборонного заказа, мобилизационного плана экономики Российской Федерации и государственной программы вооружения по ВВСТ и материальным средствам номенклатуры ЖДВ;

· координация (через научно-технический комитет ЖДВ) деятельности научно-исследовательского испытательного центра ЖДВ и испытательного полигона железнодорожной техники.

Что касается организации деятельности по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Главного управления ЖДВ и подчиненных воинских частей это:

· осуществление контроля за состоянием боевой и мобилизационной готовности и подчиненных воинских частей;

· планирование приведения Главного управления ЖДВ в боевую готовность;

· планирование обеспечения мобилизационного развертывания ЖДВ техникой железнодорожных войск;

· разработка и согласование планов проверок мобилизационной готовности специальных формирований федеральных органов исполнительной власти, передаваемых в состав Вооруженных Сил для технического прикрытия и инфраструктуры железнодорожного транспорта в период мобилизации и военное время, организация их проведения;

· планирование и организация в установленном порядке проведения проверок готовности к применению комплектов наплавных железнодорожных мостов на базах хранения открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Что касается планирования мероприятий подготовки ЖДВ к выполнению возложенных на них задач это:

· сбор и обобщение сведений о результатах выполнения воинскими частыми ЖДВ задач по закрепленным направлениям деятельности;

· осуществление контроля проведения мероприятий боевой (специальной) подготовки в подчиненных воинских частях;

· участие в проведении мероприятий боевой (специальной) и мобилизационной подготовки воинских частей ЖДВ по планам военных округов;

· подготовка предложений по развитию учебно-материальной базы воинских частей ЖДВ;

· разработка учебных программ, определяющих боевую подготовку ЖДВ;

· подготовка и доведение до управления ЖДВ военных округов указаний по организации специальной подготовки;

· организация разработки и обеспечение ЖДВ организационно-технологической документацией на порученные им объекты восстановления, ремонта и строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта;

· организация и контроль выполнения ЖДВ производственных задач, в том числе в ходе ремонта железнодорожных путей необщего пользования ветвевладельцев Министерства обороны;

· участие в планировании объемов и оценка уровня подготовки младших специалистов;

· участие в разработке квалифицированных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций высшего образования;

· подготовка предложений по потребности ЖДВ в военных кадрах.

Что касается организации и проведения мероприятий, обеспечения ЖДВ техникой железнодорожных войск, продукцией производственно-технического назначения и СВМ это:

· организация обеспечения ЖДВ техникой железнодорожных войск, продукцией производственно-технического назначения, средствами малой механизации, конструкциями и другими материальными средствами по закрепленной номенклатуре, их накопления до установленных норм и своевременного освежения, контроль за их правильным хранением и обслуживанием;

· обеспечение в установленном порядке СВМ объектов восстановления, ремонта и строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта, порученных ЖДВ;

· ведение количественного и качественного учета техники железнодорожных войск и других материальных средств по закрепленной номенклатуре.

         Что касается участия в организации повседневной деятельности подчиненных воинских частей и руководства ими при выполнении поставленных задач это:

·       руководство работой по предупреждению происшествий, преступлений, гибели и травматизма военнослужащих, поддержанию правопорядка, воинской дисциплины и обеспечению безопасности военной службы в подчиненных воинских частях;

· участие в осуществлении контроля за выполнением в подчиненных воинских частят мероприятий по противодействию терроризму;

· участие в выработке и реализации мер по формированию высокого уровня морально-психологического состояния, совершенствованию работы с личным составом подчиненных воинских частей.

Все функции и задачи железнодорожных войск военных округов связаны с обеспечением и поддержанием военной безопасности государства на железнодорожном транспорте. [39]

Необходимо обратить внимание на тот факт, что на характер работы железнодорожного транспорта значительное влияние оказывают малодеятельные линии (линии необщего пользования), которые в большинстве своем тупиковые.

Малодеятельные линии — железнодорожные пути общего пользования с невысокой грузонапряженностью и низкой эффективностью работы, если по ней курсирует до 8 пар поездов в сутки. На октябрьской железной дороге 40 таких участков, больше половины из них – убыточные (рис. 3. 1).

Такие участки, как Бологое – Великие Луки, Торжок – Ржев, Сортавала – Суоярви, Окуловка – Неболчи, Тихвин – Будогощь, Хвойная – Пестово, Выборг – Вещево, Новгород – Новолисино, Попово – Приморск, Новгород – Батецкая, Котлы – Усть-Луга, Сланцы – Гдов, Батецкая – Луга, Великие Луки – Скворцово являются малодеятельными участками.

Низкая, прежде всего, экономическая эффективность малодеятельных железнодорожных линий ставит перед ОАО «РЖД» вопрос сокращения эксплуатационных расходов на них.

Рассмотрим близкую нам Ленинградскую область. Роль транспортного комплекса Ленинградской области в экономике страны во многом определяется ее экономико-географическим положением. Из – за ее расположения область является не только транзитным регионом для Северного морского пути и значительной части российского экспорта/импорта грузов других стран, но и зоной влияния транспортного комплекса. Ленинградская область охватывает около половины территории России, от Кузбасса до Балтийского моря. Основой регионального транспортного комплекса в области составляет железнодорожный транспорт, который представлен Октябрьской железной дорогой — филиалом ПАО «РЖД». Он обеспечивает основной объем перевозок грузов и пассажиров, в том числе на большие расстояния.

Протяженность убыточных железнодорожных линий ежегодно растет и составляет по России уже более 8000 км (свыше 9% общей эксплуатационной длины железных дорог). [40] ПАО «РЖД» ищет способы выведения этих линий из состава железнодорожного транспорта или закрытия этих участков железных дорог.

В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий тупиковые железнодорожные линии с малыми размерами движения в настоящее время признаются нерентабельными и значительно ухудшают экономические показатели ПАО «РЖД» (табл. 3. 1).

Однако, руководство ПАО «РЖД» забывает, что такие линии, как правило, имеют социальное и оборонное значение, обеспечивая специальные заказы и воинские перевозки. Или же выполняют социальные функции — связывают отдаленные города и поселки с городами. [41]

Приведенная в табл. 3. 1 статистика тревожна сама по себе, но вдвойне тревожна в том, что в экстремальных условиях железные дороги будут не способны перевозить грузы и мобилизационные ресурсы на расстояния более 700-800 км.  

 

Таблица 3. 1

 

Среднестатистические характеристики малодеятельных участков и малоинтенсивных линий железных дорог [42]

Железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» Протяженность МЛ, км Доходы на 1 км МЛ, млн. руб. Расходы на 1 км МЛ, млн. руб. Эксплуатационный штат на 1 км МЛ, чел.
Октябрьская 0, 046 0, 144 1, 08
Калининградская 0, 0 0, 016 0, 068
Московская 0, 012 0, 068 0, 71
Горьковская 0, 002 0, 05 0, 48
Северная 0, 102 0, 31 0, 74
Северо-Кавказская 0, 0690 0, 23 1, 137
Юго-Восточная 0, 054 0, 105 1, 52
Приволжская 0, 086 0, 15 1, 23
Куйбышевская 0, 020 0, 06 0, 84
Свердловская 0, 09 0, 16 1, 26
Южно-Уральская 0, 012 0, 125 1, 52
Западно-Сибирская 0, 105 0, 13 1, 14
Красноярская 0, 178 0, 29 2, 63
Забайкальская 0, 059 0, 14 0, 76
Дальневосточная 0, 07 0, 20 1, 82
Сахалинская

Нет данных

Всего: Средние значение на 1 км 0, 14 1, 13

 

Так как нельзя не брать во внимание тот факт, что сеть железных и автомобильных дорог на всем своем протяжении с Запада на Восток страны пересекается водными преградами, однако многие мосты не дублированы, обходы для наводки наплавных мостов застроены капитальными сооружениями, а земля передана в аренду на длительный срок. При этом, транспортно-эксплуатационное состояние железнодорожных и автодорожных мостов и путепроводов ухудшается. Так, в Западном регионе - из 224 больших мостов через крупные реки имеется всего 23 дублирующих моста, а во Внутреннем и Восточном регионах - из 230 больших мостов ни один не имеет дублирующего моста. На сети железных дорог по различным техническим и технологическим причинам более 15 тыс. км являются узкими местами (рис. 3. 4), где пропускная способность ниже, чем на магистральных железных дорогах.

 

Рис. 3. 4 Узкие места на железных дорогах России[43]

С. Ю. Витте и П. А. Столыпин прекрасно понимали, что Россию невозможно защитить от экспансии, с Востока не построив на границе железнодорожную магистраль на границе с Китаем.

Степень заселенности, наличие коммуникаций - это немаловажный фактор, который необходимо учитывать в экономической, региональной, социальной и транспортной политике (таблица №3. 2). При транспортной оценке населенных пунктов в статье используется показатель степени «обжитости» местности, численно выражающийся в их количестве на 100 кв. км площади или средними расстояниями между ними.

Следует отметить, что деятельность компании ОАО «Российские железные дороги» находится в сфере государственного регулирования, а 100% акций, объединяющих имущество стоимостью более 50 млрд. долларов, принадлежит государству. Однако услуги по оборонному заказу предоставляются транспортными компаниями на договорной основе, что еще более осложняет проблемы транспортного обеспечения обороны и национальной безопасности в целом.

При этом существует реальная возможность вовлечения России в целый спектр традиционных и нетрадиционных вооруженных конфликтов. А такая ситуация с железными и автомобильными дорогами должна решающим образом повлиять на формирование руководством страны политических и экономических подходов к обеспечению военной безопасности и строительству военной организации государства, в части оборудования территории страны в транспортном отношении.

Таблица № 3. 2

Основные характеристики «обжитости» местности

 

Тип местности

Основные характеристики «обжитости» местности

густота НП на 100 кв. км среднее расстояние между НП, км число жителей на 1 кв. км
Густонаселенная более 100 менее 1 более 100
Хорошо обжитая 5 - 100 1 – 5 1 - 100
Обжитая 1 - 5 5 – 20 1 - 10
Мало обжитая 0, 1 - 1 20 – 50 0, 1 - 1
Необжитая менее 0, 1 более 50 менее 0, 1

 

Здесь уместно отметить, что серьезнейшая угроза безопасности и благополучию России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, в значительной мере лежит в демографической плоскости и выражается в образовавшейся диспропорции между европейской частью страны, где сосредоточено более 75% населения и экономического потенциала, и регионами Сибири и Дальнего Востока, на долю которых приходится 60-85% основных энергетических и минеральных ресурсов. При этом плотность населения в Сибири составляет 3, 7 чел на 1 кв. км, что в 7, 2 раза ниже, чем в европейской части страны (26, 7). Только юг Сибири заселен по российским критериям достаточно плотно – Кемеровская область (31, 4 чел. ), Новосибирская область, Омская область и Алтайский край (15 чел. ), Юг Красноярского края и республика Хакассия (7-10 чел. ). Однако все это – узкий коридор вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

Еще в 1908 г. выступая в Государственной Думе, по воп­росу строительства Амурской железной дороги, П. А. Столыпин связывал это строительство с вопросами заселения пустын­ного края русскими, предосте­регая против захвата террито­рии России иными народами путем «мирного проникновения». Он говорил: «При наличии государства, густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее прососется иностранец, если раньше туда не придет рус­ский, и это просачивание, гос­пода, уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужыми соками и, когда мы проснемся, может быть, он окажется русским только по названию, ... но возможно ли заселение без путей сообще­ния? »

Ему вторит А. Г. Щербатов: «Постройка новых сибирских магистралей и проведение северной линии к Беринговому проливу даст возможность заселения Сибири и восточ­ных окраин и защиты их мир­ным путем без увеличения рас­ходов на военную оборону».

Транспорт, как и энергетика, нужны стране, в первую оче­редь, не как эффективные каналы для сбора налогов, а как мощный катализатор эко­номического роста. Транспорт, к тому же, не просто сектор экономики, а главное страте­гическое направление в инно­вационном обновлении России.

В настоящее время возникли реальные основания, определяющие необходимость активизации государственной транспортной политики в сфере военно-транспортной деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы вполне актуально выглядит суждение генерал-губернатора Восточной Сибири Д. Г. Анучина в отношении внешней политики Александра II. Бывшему генерал-губернатору этого края Н. Н. Муравьеву-Амурскому, который внес значительный вклад в присоединение новых территорий для России, в частности, левого побережья Амура и берега Тихого океана вплоть до залива Петра Великого, он писал: «Нашему императору чужды интересы России на Дальнем Востоке. То-то он разбогател семью миллионами долларов, полученными за Аляску. Сегодня он уступил Японии Курильскую гряду, а завтра отдаст Англии Амурский край. Причина позорных для России сделок кроется в ее экономической отсталости и в ее военной слабости. А главное – в отсутствии путей сообщения. Кроме рек и троп на дальневосточных окраинах». [44] 

Финансирование содержания и эксплуатации малодеятельных линий может осуществляться за счет средств пользователей услугами железнодорожного транспорта и других заинтересованных лиц на условиях договоров с владельцами инфраструктур в системе государственно - частного партнерства или аутсорсинга. Такими заинтересованными «лицами», могут выступать Министерство обороны РФ, в «лице» Железнодорожных войск.

Для того что бы обеспечить национальную безопасность и сохранить экономическую независимость страны, обеспечить устойчивую работу транспорта в чрезвычайных условиях, транспортная система в России должна обладать мобилизационными резервами, которые будут носить двойное назначение как гражданское, так и военное.

Содержание и ремонт железнодорожных путей необщего пользования объектов Министерства обороны должны выполняться в соответствии с техническими условиями на работы по ремонту и планово–предупредительной выправке пути, должно обеспечиваться исправное состояние всех элементов железнодорожного пути (земляного полотна, верхнего строения), зданий, сооружений и устройств, гарантирующее бесперебойное и безопасное движение поездов, отдельно следующих локомотивов, и проведение маневровой работы с установленными скоростями. [45]

Главной задачей текущего содержания железнодорожных путей необщего пользования ветве-владельцев Министерства обороны и железнодорожных путей необщего пользования объектов Министерства обороны, владельцами которых являются федеральные государственные унитарные предприятия, заключается в предупреждении появления неисправностей, своевременном их устранении и ликвидации причин, вызывающих эти неисправности.

Отношения между исполнителями работ (ремонтными организациями) по содержанию железнодорожных путей необщего пользования, регулируются договорами между ними, проекты которых в письменной форме согласовываются начальниками территориальных управлений военных сообщений на железнодорожном транспорте.

В статье Т. В. Екельи Е. П. Елитратова «Эффективность эксплуатации тупиковых линий при рыночных отношениях» раскрывается подход к проблеме. На этих линиях зарождаются новые грузопотоки, создаются грузообразующие и грузопоглащающие центры, что обеспечивает функционирование в целом всего железнодорожного транспорта и в конечном итоге – устойчивую работу предприятий промышленности и сельского хозяйства страны. [46]

Содержание и эксплуатация малодеятельных линий для ОАО «РЖД» обходится слишком дорого. Это обусловлено, прежде все­го, большим числом выполняемых операций управления и потребностью в персонале для приема и отправления поездов на станциях. Сокращение за­трат может быть достигнуто за счет снижения потребности в персонале, уменьшения числа напольных сигналов и определения такого уровня техни­ческого оснащения малодеятельных линий, который был бы достаточен с точки зрения обеспечения безопасности.

Организация работы малодеятельных железнодорожных линий – комплексная задача, решение которой должно осуществляться на основе оптимизации коммерческой эффективности ПАО «РЖД», а также требований национальной безопасности, обороноспособности и социально-экономической стабильности в регионе (субъекте федерации).

Выведение малодеятельных линий, железнодорожных переездов и станций (по параграфам или в целом) из эксплуатации зависит не только и не столько от интересов ПАО «РЖД», сколько от уровня развития социально-экономических институтов субъектов федерации и их обеспечения транспортными средствами и дорогами для удовлетворения растущих потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.

Субъектам Российской Федерации целесообразно разработать транспортную политику регионов, крупных городов и городских агломераций с целью гармоничного сопряжения транспорта, обеспечения транспортной безопасности, экологической чистоты и качественного обслуживания населения и экономики с учетом решения проблем национальной (военной) безопасности региона и государства в целом.

Транспортные стратегии и транспортные планы региона позволят организовать развитие транспортной системы и обеспечить потребности в перевозке грузов и пассажиров, сформировать транспортные балансы региона для целей и перспектив железных дорог и других видов транспорта с учетом системной загрузки и повышения эффективности малодеятельной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Такая организация перевозок в субъекте федерации позволит оптимизировать перевозочный процесс в целом, а не только по отдельным направлениям (участкам), добиться большего экономического эффекта, снизить транспортные издержки, поднять скорость доставки грузов и пассажиров по месту требования, что положительно скажется на социально-экономическом росте субъекта федерации. Разработка таких планов должна быть увязана с последующим переходом социальной сферы по проезду в транспорте к комплексной эксплуатации различных видов транспорта региона в интересах повышения качества жизни граждан. Транспортные планы регионов должны содержать данные, обеспечивающие транспортные органы на местах необходимой информацией, которая позволяла бы осуществлять перевозочный процесс с наибольшей эффективностью и служить основой для определения объемов перевозок на перспективу.

Комплексные планы экономического развития и транспортные балансы позволят осуществлять строительство в полосе тяготения малодеятельных линий объектов производственного и сельскохозяйственного назначения, выпускающих продукцию, которая в готовом или переработанном виде вывозится железной дорогой потребителю. В этом случае повышается загрузка малодеятельных линий и они переходит за счет повышенной интенсивности использования в разряд прибыльных. Для отработки данного варианта необходим тщательный анализ складывающихся и перспективных рынков товаров и услуг на уровне региона, федерального округа или даже страны в целом.

В целях повышения качества транспортного обслуживания населения, промышленных предприятий и военных организаций в регионах, а также проведения единой транспортной политики и координации действий организаций железнодорожного транспорта целесообразным представляется законодательное решение вопроса о передаче функций единого заказчика по содержанию и ремонту железнодорожных путей общего и необщего пользования, инфраструктуры, мостов и тоннелей различного назначения и пользования (ГУП субъекта федерации из военных подразделений Железнодорожных войск) с использованием источника финансирования – надтарифной составляющей по развитию инфраструктуры предприятий промышленного железнодорожного транспорта, военных организаций из бюджетов субъектов федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...