Заключение
«Густое население на восточных окраинах Империи закрепит их за Россией более, чем трехсоттысячная армия и дорогостоящие крепости» Князь А. Г. Щербатов, 1910 г.
Транспортная система является одной из системообразующих составляющих развития Российской Федерации и инструментом для достижения экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических, оборонных и других государственных приоритетов. В современных условиях военная сила продолжает играть важную, а во многих ситуациях ключевую роль в международных отношениях, несмотря на возрастающее значение политических, экономических, социальных, экологических, научно-технических и других факторов. Железнодорожные войска являются составной частью сил, участвующих в обеспечении обороноспособности государства. Предназначение и направления строительства Железнодорожных войск определяются теми внешними и внутренними условиями, в которых ведется коренное преобразование военной организации Российской Федерации, а именно: - необходимостью приведения возможностей железнодорожных войск в соответствии с задачами, возлагаемыми на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, и условиями их выполнения в мирное и военное время; - вероятностью вовлечения России в вооруженные конфликты локального и регионального масштаба и необходимостью восстановления в кратчайшие сроки в условиях этих конфликтов железных дорог как основного вида транспортных коммуникаций; - возрастанием роли Железнодорожных войск в системе технического прикрытия железных дорог Российской Федерации; - сохранением напряженности в экономике Российской Федерации и наличием жестких ресурсных, в том числе финансовых, ограничений;
- продолжающимся сокращением объема строительства новых железных дорог; - ухудшением качества призывного контингента и мобилизационных ресурсов, снижением престижа военной службы и уровня социальной защищенности военнослужащих. Особая значимость транспорта в системе военной безопасности России обусловлена ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Все угрозы и риски для железнодорожной отрасли в единой транспортной системе государства, создают риски для экономики и угрожают подрыву обороноспособности России в целом. Вот почему, в современной России, с её огромной территорией более 17 млн. кв. км и протяженностью на десять часовых поясов, когда над Россией всегда день, транспорт обязан рассматриваться не только как отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Устойчивое развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности России и ее национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения. Транспортная система Российской Федерации, включающая основные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный, представляет собой необходимый материальный фактор обеспечения военной безопасности государства. Посредством транспорта государство, как основной субъект обеспечения национальной безопасности, осуществляет привлечение (перераспределение) экономических, демографических, военных и других ресурсов страны для нейтрализации угроз национальной безопасности. Кроме того, транспорт опосредованно оказывает влияние на предупреждение их возникновения (эскалации), способствуя оптимальному структурированию жизненного пространства нации (организации территории России) и нивелированию предпосылок, обусловливающих появление (эскалацию) данных угроз.
Обеспечение наращивания группировок Вооруженных Сил и других войск, поддержание их боеготовности на высоком уровне еще в мирное время, осуществление постоянного восполнения боевой техникой, материальными средствами, людскими ресурсами, усиление в ходе военных действий возможно только при условии наличия высокоразвитой транспортной системы на стратегических направлениях и страны в целом. Значение транспортной системы для обеспечения стратегической мобильности Вооруженных Сил и других войск возрастает в условиях сокращения их численности, так как в случае необходимости потребуется выполнение крупномасштабных стратегических перегруппировок войск (сил) на угрожаемые стратегические направления и организация их всестороннего обеспечения. Военно-транспортная политикав условиях реформирования экономики и изменения системы управления транспортом определяет основные направления деятельности политического руководства страны, с учетом особенностей отдельных видов транспорта, баланса общенациональных и региональных интересов, исходя из тактических и стратегических задач развития обороны и национальной безопасности государства с учетом перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время теория военно-транспортной политики России[51] и методология её обоснования, в том числе понятийный аппарат, закономерности, принципы и методы обоснования политических решений и механизмов поддержания транспортной стабильности в стране и создания «военно-транспортной мощи» государства, обеспечения военной и других видов национальной безопасности на основе всестороннего оборудования и развития территории страны в транспортном отношении получили начальное развитие в диссертациях, научных монографиях и статьях. Однако, меняется мир, меняется политическая и экономическая основа государственности, меняется военная политика, а стало быть развитие теории и методологии военно-транспортной политики остается на долгие годы потребностью военной науки.
Целесообразно разрабатывать и развивать теорию военно-транспортной политики и военно-транспортной деятельности, а также теорию транспортного обеспечения Вооруженных Сил по предлагаемому алгоритму: Первое. Теоретическое обоснованиеэффективной политической системы по регулированию отношений транспортных ведомств и военных организаций, военных и гражданских институтов, причастных к решению транспортных проблем в интересах национальной (военной) безопасности в условиях развития гражданского общества. Второе. Разработка научно-методического аппарата для создания эффективных политических и экономических механизмов выработки государственно-политических решений конструирования инвестиционно-финансовых проектов развития транспортной инфраструктуры ЕКТС и подготовки (обновления) подвижного состава, разработки проблем технического прикрытия, заграждения, восстановления и создания резервов мощностей для ликвидаций последствий незаконного вмешательства в работу железных дорог государства. Третье. Научное обоснование методов и способов повышения эффективности принимаемых экономических и политических решений в области капиталовложений в транспортные объекты двойного и военного назначения. Четвертое. Разработка теории экономического и политологического обоснования методологии конкуренции между различными видами транспорта в целях более качественного исполнения заказов государства по объектам двойного и военного назначения ЕКТС. Пятое. Развитие теории строительства Вооруженных Сил с учетом методологии конструирования и принятия политических решений, направленных на повышение качества и стабилизацию транспортных услуг на территории страны по стратегическим направлениям и формирования востребованной в экономике и в системе национальной (военной) безопасности инфраструктурных объектов ЕКТС в границах экономической и военной эффективности бюджетных ресурсов с учетом развития регионов и их социально-экономического потенциала.
Шестое. Разработка теории военной экономики с учетом экономической теории транспортной составляющей военно-транспортной деятельности с целью обоснования политических решений по снижению нагрузки транспортных издержек на экономику (бюджет) государства в ходе решения проблем (задач) национальной (военной) безопасности с использованием транспортного комплекса. Проблемы обороны, в части транспортной составляющей, государство переносит на себя, тем самым освобождает транспортный комплекс от издержек военной деятельности государства. В соответствии с методом обоснования понятия и содержания научной дисциплины в системе знаний о теории и методологии военно-транспортной политике в рамках единой системы знаний военной науки в исследовании предлагается представить относительно самостоятельную совокупность теоретических и научно-практических знаний, разделенных родовым признаком ведомственной принадлежности и функционирования комбинированных объектов «военно-транспортной деятельности», изучения закономерностей функционирования и перспективы развития процессов военно-транспортной деятельности по законам и закономерностям развития общества. Отрасль знаний о военно-транспортной политике с достаточным основанием можно выделить и в самостоятельную отрасль науки, находящуюся на стыке отраслей знаний о политике, военной политике, государственной транспортной политике и промышленной политике. Поэтому предлагается понимать теорию военно-транспортной политики в качестве относительно самостоятельной подсистемы и составной частью системы знаний военной экономики, политологии и военной науки. Россия – одно из самых масштабных государств мира и именно поэтому военно-транспортная политика должна быть в числе приоритетных направлений государственной, военной и транспортной политики Российской Федерации в интересах, прежде всего военной и в целом национальной безопасности государства. Если военно-транспортная система не совершит рывок в вышеизложенном направлении, то даже хорошая, доработанная Стратегия развития транспорта России не будет иметь должного эффекта для государства. Поддержание транспортной стабильности в стране и создание «военно-транспортной мощи» государства с учетом военно-исторического опыта актуально только с участием железнодорожных войск в системе национальной и военной безопасности Российской Федерации обусловлена уникальным геостратегическим положением страны и ее огромным пространственным размахом.
Железнодорожные войска выполняют задачи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Президент Российской Федерации В. В. Путин с высокой степенью ответственности акцентирует внимание общества и государства на развитии инфраструктуры - «Среди наиболее значимых задач, стоящих перед страной – это РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. С учетом масштабов России развитие инфраструктуры это больше, чем экономическая задача. Её решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом – на обеспечение единства страны» Основные задачи транспортников современной России состоят в том, чтобы высокими результатами развиватьгосударство, в интересах повышения качества жизни граждан Российской Федерации, видеть свое предназначение в транспортном развитии всей территории государства, для чего проводить работу по следующим направлениям: 1. Популяризация успехов и результатов в железнодорожной отрасли и в социально-экономическом развитии России. 2. Изучать и популяризировать историческое наследие, уважение прошлого нашего отечества и настоящего. «ВО ВСЁМ МИРЕ У НАС ТОЛЬКО ДВА ВЕРНЫХ СОЮЗНИКА — НАША АРМИЯ И ФЛОТ. ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ САМИ ОПОЛЧАТСЯ НА НАС». Император Александр III 3. Популяризировать транспортную науку, её теорию и практику, работать вместе с молодежью. 4. ВНЕДРЯТЬ ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КАК ОСНОВУ СИСТЕМНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ, ЭКОНОМИКИ и ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН РОССИИ. 5. РАБОТАТЬ С ВЕТЕРАНАМИ, ЗАБОТИТЬСЯ О ВЕТЕРАНАХ ОТРАСЛИ, А НАСТАВНИЧЕСТВО ВЕТЕРАНОВ СФОРМИРОВАТЬ В ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК. Основная ЦЕЛЬ общественной комиссии Железнодорожных войск и НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ по направлению «Работа с ветеранами» заключается в следующем: ВКЛЮЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ – носителей опыта и идеологии объединенных усилий для развития железных дорог России – в воспитание патриотической культуры, продвижение исторических ценностей среди молодежи, поощрение инициативы в сфере развития железных дорог, транспорта и инфраструктуры, растить молодое поколение и достойную смену ветеранам Российской Федерации. ЗАДАЧИ общественной комиссии по направлению «Работа с ветеранами»: Привлечение опытных и заслуженных профессионалов для формирования поведенческих ориентиров и участия в общественной экспертизе и популяризации достижений в сфере развития Железных дорог России. Развитие взаимодействия участников деятельности в Железнодорожной отрасли с ветеранами всех профессий, участвующих в работе отрасли. Систематизация и позиционирование российских и советских достижений в железнодорожной науке и практике с учетом опыта Железнодорожных войск, органов ВОСО и Трансстроя. Привлечение старшего поколения к участию в мероприятиях образовательно-просветительского и воспитательно-патриотического направления. Участие в формировании новой идеологии Всероссийских народных праздников: «День железнодорожника», «День Железнодорожных войск», «День Военных сообщений (ВОСО)» Основные направления деятельности Общественной комиссии по направлению «Работа с ветеранами» и РАЗВИТИЕ НАСТАВНИЧЕСТВА: • организация площадок и инструментов для продвижения наставничества; • привлечение наставников и вовлечение участников строительства железных дорог, мостов, тоннелей и иной инфраструктуры в практику наставничества. • информационно-просветительская деятельность и пропаганда наставничества. ПОДДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ: • Восстановление и укрепление связей между участниками исторических событий в Железнодорожном деле: БАМ, Ивдель-Обь... • Организация памятных мероприятий, посвященных историческим событиям в Железнодорожной отрасли, в Железнодорожных войсках и органах ВОСО. • Сбор и систематизация информации об исторических событиях в Железнодорожной отрасли и их участниках. ПРОДВИЖЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ: • выдвижение кандидатов – ветеранов железнодорожного транспорта, транспортных строителей и сопутствующих профессий, ученых и политиков для присвоения почетных и заслуженных званий. • информационное продвижение исторических достижений в Железнодорожной отрасли и привлечение их участников к патриотической работе. • Обоснование и обращение к руководству государства об учреждении звания «Заслуженный железнодорожник РФ», «Заслуженный военный железнодорожник РФ» и «Заслуженный транспортный строитель РФ». Транспорт - важная составная часть для военной и национальной безопасности, и в мирное время должен быть готов к выполнению в чрезвычайных ситуациях не только экономических, но и воинских и эвакуационных перевозок. В монографии на основе воспоминаний ветеранов Железнодорожных войск проанализирован исторический опыт железнодорожных войск советского периода, рассмотрено современное состояние, выработаны предложения для осмысления, организации научных дискуссий и в последующем получения дополнений, замечаний по тексту. Монография такого комплектования научного и практического материала выходит впервые, как по форме, так и по содержанию, мы начинаем новую форму научной работы в соединении многих наук- военной науки, политологии, социологии, политические и исторические науки, экономические науки и другие. Предлагается обсудить создание Федерального государственного института военной организации - Федеральной службы военно-транспортной политики - военно-транспортного командования МО РФ. Предлагается возложить на Федеральную службу военно-транспортной политики - военно-транспортное командование МО РФ - разработку концепции и мероприятий мобилизационной подготовки железнодорожной инфраструктуры, экономики и Вооруженных Сил в интересах транспортного обеспечения страны в мирное время и в особый период. Предложены Концептуальные основы развития железнодорожных войск: 1) поддержание соединения и части войск в численности, составе и состоянии, обеспечивающими гарантированное выполнение стоящих перед ними задач в мирное время и в особый период. 2) выполнение задач по техническому прикрытию и заграждению железных дорог, организации временной эксплуатации головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений в целях обеспечения боевой деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативного функционирования железнодорожного транспорта в особых условиях; 3) выполнение задач по строительству новых и повышению пропускной способности действующих железных дорог для обеспечения их живучести и подготовки к работе в особый период. Предложенная разработка концепция является основой для развития железнодорожных войск, организационных и управленческих механизмов железнодорожных войск, важнейших исследований совершенствования деятельности войск по предназначению регламентировано указаниями Министерства обороны Российской Федерации. Публично-государственная транспортная политика представляет собою целеориентированную и управляемую, комплексную и организованную совместную деятельность общества и бизнеса и их институтов по политическому и экономическому разрешению транспортных проблем при руководящей и интегративной роли институтов государственной власти и на основе использования коллективных ресурсов общества, которая включает в себя совокупность публичных целей и задач, условий и норм, решений и действий, а также их социально-экономических результатов и последствий в развитии единой коммуникационно-транспортной системы России В ходе исследования и написания монографии в главе 2 и 3 были частично использованы научные результаты, защищенные полковником Теребневым Л. В. в кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата военных наук и докторская диссертация - на соискание ученой степени доктора политических наук на Диссертационном совете Военной академии Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также предложения магистрантов и бакалавров Северо-Западного института управления – РАНХ и ГС при Президенте РФ, отраженные в выпускных квалификационных работах и магистерских диссертациях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|