Взгляд в будущее 2 страница
Крупные изменения произошли за последние десятилетия в технико-технологической, организационной и территориальной структуре черной металлургии, остающейся главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из основных — для строительства. Важной тенденцией научно-технического прогресса в отрасли является увеличение элементов непрерывности производственного процесса, обеспечивающее экономию энергии, сокращение потерь и рост производительности труда. К ним относится, например, разработанный в России, но более широко внедренный за рубежом способ непрерывной разливки стали. Установление тесной кооперации металлургических фирм с фирмами — потребителями стального проката вплоть до налаживания на металлургических заводах точных заготовок заранее обусловленных типоразмеров дает возможность машиностроительным предприятиям экономить на транспортных издержках, снижать удельное потребление металла, а вместе с тем снижать производственные издержки. В этом же направлении действует повышение качества металла с учетом запросов клиентуры. Так мировое производство высококачественных легированных нержавеющих, кислотоупорных и жаропрочных сталей возросло с немногим более 1 млн т в 1950 г. почти до 16, 5 млн т в 1997 г. Большое воздействие на географию черной металлургии в Западной Европе, а также США, Японии и многих других странах оказали и продолжают оказывать освоение новых крупных месторождений железных руд в развивающихся странах, создание соответствующих крупнотоннажных средств водного и железнодорожного транспорта (специализированных крупных рудо- и углевозных судов, специализированного железнодорожного подвижного состава, погру-зочно-разгрузочных и складских комплексов и т. п. ). Для размещения крупных металлургических заводов полного цикла стайа в связи с этим характерна сильная opneHTaiftm на портовые центры на побережьях морей (например, в Японии, Республике Корея, Италии, Великобритании, Франции, Испании, Бразилии), крупных судоходных реках (например, в Германии, Венесуэле), озерах (в США). Но наиболее характерной для 70—90-х годов стала тенденция к строительству мини- и миди-заводов мощностью обычно в несколько десятков или сотен тысяч
Компоненты и факторы географического разделения труда
тонн стали в год, работающих либо на ломе с ориентацией в размещении на центры машиностроения и металлообработки, либо на металлизированных железорудных окатышах, равноценных по содержанию железа металлолому, с сильной ориентацией на страны и районы, располагающие ресурсами дешевого природного газа; заводы этого типа особенно характерны для Венесуэлы, Мексики, ряда стран Среднего Востока; строятся они также в Индонезии и Малайзии. Мировая добыча железных руд ведется на уровне 0, 85—1 млрд т в год. Крупнейшие их поставщики — Бразилия и Австралия. В ряде европейских стран с развитой прежде железорудной промышленностью добыча железных руд многократно сократилась (например, во Франции) и даже почти сошла на нет (в Германии, Великобритании). Крупнейшие в мире импортеры железорудного сырья — Япония (до 150 млн т в год), Германия и США. В конце XX в. из мировой выплавки стали в 700—800 млн т в год на промышленно развитые страны приходилось немногим более 1/2 (в 1960 г. — более 80%). Наиболее впечатляющим сдвигом в размещении отрасли в последние годы стал быстрый рост выплавки стали в КНР (в 1996—1998 гг. — более 100 млн т), Бразилии, Республике Корея и Индии. Структура производства конечной продукции черной металлургии — проката, труб, заготовок — в большой степени зависит от специфики структуры и хода развития хозяйства соответствующей страны и ее места в международном разделении труда. Самые крупные экспортеры стали (главным образом в виде проката и труб) — Япония (25—35 млн т в год), Германия, страны Бенилюкса, Франция, Италия, Великобритания, Бразилия и Республика Корея. Характерно, что многие крупнейшие экспортеры стали являются в то же время самыми крупными ее импортерами, что свидетельствует о наличии глубокого внутриотраслевого международного разделения труда в этой отрасли.
В цветной металлургам в последние десятилетия наиболее быстрыми темпами растет производство легких металлов и их сплавов, ставших серьезными конкурентами стали в качестве конструкционных материалов. Мировая выплавка алюминия достигла в 1997 г. уровня в 30, 4 млн т в год, в том числе первичного — более 22 млн т. Крупные территориальные сдвиги существенно изменили в последние десятилетия географию этой отрасли и основных ее подотраслей. В мировой добыче бокситов (в 1997 г. — 128 млн т) на первые места вышли Австралия (более 1/3 мировой) и Гвинея (более 1/7), обогнавшая Ямайку. В число крупных их производителей вышла Бразилия (более 11 млн т в год), в то же время во Франции, долгое время лидировавшей по добыче бокситов, их добыча в 1991 г. прекращена из-за исчерпания запасов. Крупнейшим производителем глинозема стала Австралия, в которой наличие крупных месторождений бокситов сочетается с большими запасами угля и удобствами транспортно-гео-графического положения. Следом идут США, Ямайка, Суринам, Венесуэла, Индия и Германия. Процесс выплавки первичного алюминия, несмотря на значительное уменьшение удельного потребления электроэнергии на единицу продукции в результате научно-технического прогресса, все еще очень электроемок: даже на самых новых алюминиевых заводах, например в Дюнкерке во Франции, где используются агрегаты с рекордно большой силой тока (300 тыс. ампер), на 1 т алюминия расходуется около 14 тыс. кВт • ч электроэнергии, а доля расходов на электроэнергию составляет около 1/3 (доля расходов на глинозем — около 1/4). В связи с этим выплавка первичного алюминия по-прежнему тяготеет к районам размещения крупных ГЭС и ТЭС, работающих на самых дешевых видах топлива, а в некоторых странах (например, во Франции) и АЭС. В размещении мирового производства первичного алюминия в 70—80-е годы произошли большие изменения. В Японии, где мощности по его выплавке доходили в середине 70-х годов до 1, 6 млн т, а выплавка — до 1, 2 млн т в год, в начале 90-х годов в эксплуатации оставался лишь небольшой завод при ГЭС. В Северной Америке выплавка стабилизировалась на уровне около 6 млн т в год, а почти весь прирост мощностей и выработки в зарубежных странах обеспечивался их ростом в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Китае и ряде стран Среднего Востока (Бахрейн, ОАЭ, Иран).
Нарастающий территориальный разрыв между районами производства и потребления первичного алюминия ведет к росту доли алюминия, идущего на экспорт: с 1/4 в 1974 г. она возросла к середине 90-х годов до 55%. В число
Промышленность: инновации и география
крупнейших зарубежных экспортеров алюминия входят Канада, Австралия, Норвегия, Бразилия, Венесуэла; крупнейших импортеров — Япония (около 30% мирового импорта), США, Германия, Франция, Италия, Бельгия с Люксембургом, Великобритания. Значительное воздействие на мировой рынок алюминия оказывает его экспорт из стран СНГ, особенно из России (в 1996 г. — 2, 3 млн т; 1-е место в мире). В медной промышленности территориальный разрыв между местами добычи и обогащения руд, с одной стороны, и производством черновой меди — с другой, выражен гораздо слабее, чем в алюминиевой между производством глинозема и выплавкой алюминия из него, что объясняется намного меньшим содержанием металла в медных концентратах (8—35%) и относительно меньшей топливоемкостью. Наоборот, высокое содержание металла в цинковых (46— 62%) и свинцовых концентратах (30—78%) обусловливает относительно хорошую их транспортабельность и во многом объясняет значительные территориальные разрывы между местами их производства и металлургическими переделами. Крупнейшие за пределами СНГ страны — производители черновой меди — Чили, США (более 2 млн т в год), Япония, Замбия, Канада, Заир, Польша, КНР (в каждой из них — более 300 тыс. т в год), рафинированной — США (около 1, 5 млн т в год), Япония, Чили, Канада, Замбия, Германия, Польша, КНР, Заир (в каждой не менее 300 тыс. т в год). По выплавке цинка выделяются Китай (более 1 млн т в год), Япония, Канада (600—700 тыс. т), США, Бельгия и Австралия (300—400 тыс. т в год), свинца — США (более 1, 3 млн т в год), Китай (500—600 тыс. т), Германия, Великобритания, Австралия, Япония.
Важнейшей отраслью потребления черных и цветных металлов является машиностроение, в которое входят общее машиностроение, специализирующееся на выпуске производственного оборудования, транспортное машиностроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Иногда в него включают и производство металлоизделий. Со времени первой промышленной революции XVIII—XIX вв. эта отрасль играет ключевую роль во всем хозяйственном развитии человечества. Ее доля в общем объеме промыш- ленного производства возрастает, в продукции обрабатывающей промышленности экономически развитых стран она составляет обычно от 1/3 до 2/5 и более. Для географии машиностроения характерно групповое размещение кооперирующихся предприятий: предприятия, выпускающие сложную конечную продукцию, дополняются заводами-смежниками, принадлежащими тем же или тесно связанным с ними фирмам. В последние годы эта тенденция усиливается (особенно в автомобильной и электротехнической промышленности) внедрением системы материально-технического снабжения типа «точно в срок», требующей от поставщиков комплектующих изделий их доставки к сборочному производству с учетом жесткого графика всего производственного процесса. Преимущество этой системы для сборочного предприятия — в освобождении от необходимости иметь большое и дорогостоящее складское хозяйство. В условиях растущей загрузки транспортных путей обеспечить доставку комплектующих точно в срок часто возможно лишь при размещении заводов субпоставщиков в непосредственной близости от сборочных предприятий. Вместе с тем далеко зашедшая специализация в сочетании с территориальным разделением труда приводит иногда к формированию узкоспециализированных промышленных центров и даже районов, в большой степени зависящих от конъюнктуры одной отрасли.
В последние десятилетия в машиностроении далеко зашел процесс интернационализации производства в рамках ТНК, на основе межфирменных и межгосударственных соглашений и в других организационных формах. Осуществляется эта интернационализация преимущественно на основе развития производственных связей между промышленно развитыми странами, но постепенно в этот процесс втягиваются и некоторые развивающиеся, постсоциалистические и даже социалистические страны, например Китай. В промышленно развитых странах на машиностроение приходится около 70% всех расходов на НИОКР, проводимых в обрабатывающей промышленности. Большой объем НИОКР выполняется в системах многозаводских корпораций, а также тесно сотрудничающих с ними мелких и средних технологических партнеров. Основная часть их инновационной деятельности 7-3649 Компоненты и факторы географического разделения труда
выполняется в странах базирования. Опережающие темпы развития наукоемких отраслей, базирующихся на новейших достижениях научно-технического прогресса, общий рост наукоемкости производства, усложнение техники, ускорение смены ее поколений стимулируют сосредоточение наиболее сложных производств, особенно опытно-промышленных, в странах и районах, располагающих соответствующими научными и инженерно-конструкторскими учреждениями и кадрами, соответствующей инфраструктурой, особенно информационной и транспортной. В 80-е годы в промышленно развитых странах началась, по существу, новая научно-техническая революция, которая может иметь далеко идущие последствия для географии машиностроения. Речь идет о внедрении в машиностроение систем автоматизированного проектирования (САПР) и гибких автоматизированных производств (ГАП), основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ), особенно типа обрабатывающих центров, промышленные роботы, ЭВМ и специальные транспортные системы. Кроме того, расширяется использование роторных производственных линий. Использование систем машин, управляемых ЭВМ, обеспечивает возможность быстрой переналадки производственного процесса и придает гибкость массовому производству. Наибольший эффект достигается в мелко- и среднесерийном производстве (основная часть машиностроительной продукции производится мелкими сериями). При такой организации производственный процесс многократно уплотняется путем сокращения простоя машин в ожидании проведения непосредственных производственных операций, обеспечивается большая экономия живого труда и производственных площадей в расчете на единицу продукции и в связи с этим существенно меняется соотношение важных факторов размещения производства. Одно из преимуществ гибких систем — возможность оперативно учитывать конкретные пожелания заказчиков даже в крупносерийном производстве, например в автомобилестроении, производстве бытовой электротехники. Взамен прежних «тэйлористских» и «фордистских» заводских систем, с их монотонным конвейерным производством, узкой специализацией рабочих и строгой иерархией в составе персонала, широко внедряются бригадные методы организации производства, существенно повышающие самостоятельность и ответственность всех работников и требующие намного более высокой и разносторонней квалификации персонала. Возрастание значения машиностроения в хозяйственном развитии стран нашло отражение в увеличении доли машиностроительных фирм среди крупнейших промышленных корпораций мира: так, в 1992 г. из 50 крупнейших по объему реализации продукции промышленных фирм более половины, а из 10 самых крупных — 7 были машиностроительными. В зарубежных странах машиностроение -одна из тех отраслей, где в наибольшей мере сохраняется доминирующее положение небольшой группы экономически высокоразвитых стран, да и среди них лишь несколько являются нетто-экспортерами машин. Наиболее велико превышение экспорта машин над импортом у Японии и традиционно у Германии. Характерно, что в связи с далеко зашедшим внутриотраслевым международным разделением труда в машиностроении крупнейшие страны — экспортеры машин являются и крупнейшими их импортерами. Доля развивающихся стран в производстве машин намного меньше общей их доли в промышленном производстве. Среди их машиностроительных предприятий много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Лишь немногие из них располагают современными по технике и технологии машиностроительными предприятиями (например, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Республика Корея, Сингапур, Сянган, Малайзия), но и в них большая часть предприятий принадлежит полностью или частично иностранному капиталу. Наибольшей разносторонностью отличается машиностроение США, Германии и Японии. В них развиты практически все отрасли современного машиностроения, тем не менее и для них характерна определенная специализация. Так, в машиностроении США большая роль принадлежит новейшим наукоемким отраслям, прямо или косвенно связанным с военным производством: авиаракетно-космической промышленности, военному кораблестроению, производству ЭВМ, военной и производственной электронике, атомно-энергетической технике. Промышленность: инновации и география
Конверсия военного производства, порожденная уменьшением опасности возникновения новой крупномасштабной войны, породила для некоторых машиностроительных фирм, предприятий и центров немалые проблемы, привела к значительным сокращениям персонала. Германия выделяется своим общим машиностроением — изготовлением производственного оборудования, особенно малыми сериями и по индивидуальным заказам; Великобритания — двигателестроением; Япония выдвинулась на первое место в мире по судостроению, автомобилестроению, выпуску станков с ЧПУ, промышленных роботов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, микроэлектроники. Для машиностроения малых промышленно Многие машиностроительные фирмы, в том числе и самые крупные в своей отрасли, часто входят в состав еще более крупных структурно диверсифицированных конгломератов. Это очень типично для структуры промышленности Японии, Германии, для многих промышленных корпораций США. В качестве владельца или совладельца таких фирм иногда выступает государство в лице своих центральных либо местных органов (например, во Франции, Италии, Гер- мании). В размещении отраслей машиностроения по странам, а вместе с тем и в структуре машиностроения отдельных стран много различий, определяемых совокупностью большого числа факторов. По общему объему производства металлообрабатывающего оборудования выделяются Япония, Германия, США, Италия, Швейцария, Великобритания и Франция. Постоянными нет-то-экспортерами этого оборудования из них являются лишь Япония, Германия, Италия, Швейцария и Франция. В отличие^от них США и Великобритания в отдельные годы больше ввозят этого оборудования, чем вывозят. Большинство промышленно развитых стран и все без исключения развивающиеся — нетто-импорте-ры металлообрабатывающего оборудования. Для ряда стран, особенно Швейцарии, Германии, Швеции, Великобритании, США, характерна специализация в международном разделении труда на выпуске особо сложных, дорогостоящих видов оборудования, для Италии, Испании, постсоциалистических стран Европы — относительно более простого. В производстве основного оборудования для ГАП и САПР главную роль играют Япония и США; значительно слабее позиции стран Европы. В середине 80-х годов выпуск в Японии станков с ЧПУ и промышленных роботов был больше, чем в остальных странах с рыночной экономикой, вместе взятых. К этому времени 50—60% промышленных роботов, эксплуатировавшихся во всем мире, были японского производства. Роботостроением занимаются чаще всего фирмы, производящие станки и куз-нечно-прессовое оборудование, электротехнику и электронику, разного рода транспортные средства. Крупнейшей по использованию металлообрабатывающего оборудования и промышленных роботов отраслью промышленности является автомобилестроение, фирмы которого сами участвуют в разработке и производстве как специального станочного оборудования, так и промышленных роботов. Автомобильная промышленность играет в экономике крупнейших промышленно развитых стран выдающуюся роль. В ФРГ, например, занимающей по выпуску автомобилей третье место в мире, вслед за США и Японией, в конце 80-х годов на нее приходилось 12% всех занятых в обрабатывающей промышленности, 13% объема ее продукции, 18% всего экспорта (1-е место), Компоненты и факторы географического разделения труда
в Японии — 1/10 всей продукции обрабатывающей промышленности и около 1/5 всего экспорта (также 1-е место). Автомобилестроение — крупнейший потребитель станочного и кузнеч-но-прессового оборудования, тонкого холоднокатаного стального листа, резинотехнических изделий, один из крупнейших потребителей стекла, электротехники, а в последние десятилетия — легких сплавов, синтетических материалов и электроники. Мировое производство автомобилей к концу 90-х годов вплотную приблизилось к 60 млн машин в год; более 2/3 из них приходилось на легковые и комбинированные автомобили и около 1/3 — на грузовики и автобусы. Из легковых и комбинированных автомобилей более 1/5 производится в Японии, почти столько же — в Северной Америке, около 2/5 — в странах Европы, где выделяются Германия (более 13%), Франция (более 9%), Италия и Испания. В производстве грузовиков также первенствуют США и Япония, но в выпуске машин грузоподъемностью более 16 т впереди Германия. Из развивающихся стран значительными мощностями по выпуску автомобилей (принадлежащими во многих случаях иностранным ТНК) располагают Республика Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Индия, Аргентина; в большинстве других развивающихся стран автомобилестроение представлено почти исключительно чисто сборочными и авторемонтными заводами. Внутри стран автомобилестроительные заводы до недавнего времени размещались преимущественно в районах и центрах с издавна развитым машиностроением. В США оно было сосредоточено на Северо-Востоке, в Японии — в южной части о. Хонсю, в Великобритании — в Центральной и Юго-Восточной Англии, во Франции — в Парижском районе, в Италии — на Севере. Производство легковых автомобилей в Чехии, Польше, автобусов в Венгрии тяготело в своем размещении к столичным районам. За последние десятилетия в размещении этой отрасли произошли значительные изменения. В Западной Европе автомобилестроительные предприятия строились главным образом в периферийных (нередко припортовых), а также структурно кризисных старопромышленных районах, в США — на Юге и Западе в соответствии со сдвигами в расселении населения и с учетом различий в инвестиционном климате. Новые сдвиги в географии автомобилестроения в Европе наметились в 80—90-е годы в связи с политическими переменами и либерализацией условий развития хозяйственных связей стран Запада с постсоциалистическими странами, что во многом объясняется стремлением западноевропейских стран закрепиться на потенциально перспективных рынках стран Центрально-Восточной Европы и использовать их дешевую рабочую силу. Большое влияние на научно-технический прогресс в отрасли оказывает повышение требований к безопасности и экологической приемлемости автомобилей. Автомобилестроение тесно связано с другими отраслями современной промышленности. Одна из важнейших тенденций — возрастание в стоимости автомобилей доли электротехнического и электронного оборудования, уже доходящей в новейших марках легковых автомобилей до 20% и более. Электротехническая промышленность, включающая традиционную электромеханическую и электронную подотрасли, — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Динамизм ее определяется преимущественно быстрым развитием электронной подотрасли, а в ней — главным образом производством микроэлектроники, ставшей электронной основой новой научно-технической революции. Отдельные подотрасли и производства электротехнической промышленности существенно различаются по наукоемкости, трудоемкости и другим факторам размещения производства. Для начальных стадий технологически сложных производств, особенно на принципиально новых направлениях научно-технического прогресса, характерны большая наукоемкость, а вместе с тем приуроченность к наиболее развитым в научно-технологическом отношении районам и центрам. Выпуск же серийной и массовой продукции, особенно не требующей использования сверхсложного оборудования и высококвалифицированных специалистов разных специальностей, больше тяготеет к менее развитым периферийным районам самих промышленно развитых стран и относительно более развитым из развивающихся стран, располагающих резервами дешевой рабочей силы. В размещении предприятий, занятых разработкой и освоением новейшей наукоемкой электроники, в последние десятилетия выяви- Промышленность: инновации и география
' лась тенденция к формированию ареалов с большой их концентрацией, цементируемых информационными и иными взаимосвязями и связями с вузовскими и крупными государственными научно-исследовательскими центрами, поставляющими идеи, кадры и предоставляющими возможности использования соответствующего оборудования, что особенно важно на первых этапах становления предприятий. Классическими примерами такого рода ареалов в США считают калифорнийскую «Силиконовую долину», где начиная со второй половины 50-х годов возникло более 200 предприятий электронной промышленности с основной специализацией на разработке и производстве полупроводниковых приборов, а также ареал вдоль автострады № 128 в штате Массачусетс, где главным образом на основе связей с Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом (МТИ) возникло более 600 предприятий со специализацией на электронике, особенно на разработке мини-ЭВМ. Кроме них, в США имеются и другие ареалы с большой концентрацией электронных предприятий, например в Техасе в районах городов Даллас и Форт-Уэрт, в штате Колорадо в районе г. Колорадо-Спрингс, в штате Миннесота в районе г. Миннеаполис. Сходные с американскими ареалы с высокой концентрацией электронных предприятий возникли и в других странах, в частности в Великобритании — в районе г. Кембридж, в Средней Шотландии, на юго-западе Англии вдоль автострады Лондон — Бристоль, во Франции — в районах Гренобля, Тулузы, Бордо, в полосе вдоль побережья Средиземного моря, в Германии — в Баварии, особенно в районах Мюнхена и Нюрнберга — Эрлангена, в Баден-Вюртемберге, особенно в районах Среднего Неккара и г. Ульм. В территориально-организационной структуре электронной промышленности Японии возрастает роль «технополисов», создаваемых на основе национальной государственной программы с увязкой с задачами региональной политики, а о. Кюсю с его значительной концентрацией предприятий микроэлектроники иногда называют «Силиконовым островом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|