Основные группы современных типов сельского хозяйства мира
Компоненты и факторы географического разделения труда Окончание таблицы] № п/п Социальная категория, товарность Производственные формы, специализация, главные отрасли (культуры, виды скота), энергетическая оснащенность, интенсивность Размещение: регионы (страны) мира
Товарное капиталистическое: А. Фермерское Б. Плантационное хозяйство Товарное производственно-кооперативное, фермерское и крестьянское хозяйство
Специализированное и смешанное экстенсивное и интенсивное растениеводство (зерновые, технические, кормовые, плодовые и овощные культуры). Растениеводческо-животноводческое хозяйство. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство. Механизированное производство. Специализированное, преимущественно интенсивное растениеводство (многолетние технические, стимулирующие, плодовые культуры). Разный уровень механизации. Смешанное и специализированное растениеводство (зерновые, технические, плодовые, овощные), экстенсивное и интенсивное. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство. Механизированное производство на коллективно-кооперативных и фермерских предприятиях. Интенсивное растениеводческое, растениеводче-ско-животноводческое и животноводческое крестьянское хозяйство с ручным трудом, тягловой силой и малой механизацией. Северная Америка, Европа,! Австралия (развитые стра- { ны) Африка, Азия, Латинская Америка, Океания (разви-, ] вающиеся страны) Центрально-Восточная Европа, Россия и другие страны СНГ, КНР, КНДР, | Вьетнам, Монголия, Куба i ГЛАВА 5 Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции Научно-технический прогресс вносит существенные изменения в географическое разделение труда и особенно в характер международной торговли, вызывая, наряду со структурными сдвигами в товарных потоках, обострение проблем сбыта и транспортного обеспечения. Быстрый рост производственных мощностей на транспорте происходит в связи с расширением спроса на перевозочную работу на мировых товарных рынках, а главное, в результате новых требований клиентуры к качеству транспортных услуг. Играет свою роль и необходимость обновления основного капитала в условиях обострения конкурентной борьбы. Характерным результатом НТР на мировых транспортных рынках являются постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости, развитие смешанных (интермодальных) сообщений. Наиболее острой конкуренции подвержены внутриконтинентальные виды транспорта, особенно тогда, когда они обеспечивают доставку грузов до морских портов.
Транспортные системы по своему техническому уровню, масштабам, организационным формам и качеству освоения транспортных потоков адаптируются к новым требованиям клиентуры, тогда как затраты отодвигаются на второй план. Эти новые требования связаны: с усиливающейся дифференциацией отправок (растет потребность в перевозках грузов мелкими партиями); с интернационализацией производства; со стремлением к повышению эффективности перевозок, чтобы противостоять тенденции повышения капиталоемкости транспортно- го процесса; с необходимостью приспособления к меняющейся структуре производства и экономических связей; с обеспечением регулярности и ритмичности пассажирских и грузовых перевозок; с повышением уровня сохранности и скорости доставки грузов; с необходимостью обеспечения безопасности движения при увеличивающейся его интенсивности в условиях продолжающейся территориальной концентрации населения и производства в районах транспортных узлов и вдоль основных транспортных осей; с резким повышением требований к уровню комфортности в пассажирских перевозках; с необходимостью учета и с ужесточением экологического аспекта развития транспорта (включая вопросы отчуждения территории); с необходимостью снижения энергоемкости и ресурсоемкости в целом на транспорте и в других отраслях. Качество транспортного обслуживания приобретает особое значение на стадии постиндустриального развития экономики в связи с развитием международных форм производственного кооперирования. Все эти факторы ведут к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного, а также воздушного транспорта, к совершенствованию международных транспортных коммуникаций, ускорению оборачиваемости транспортных средств, интенсивному развитию смешанных бесперегрузочных сообщений, специализации транспортных средств и услуг, образованию крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.
Компоненты и факторы географического разделения труда ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ * Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и внутренний валовой продукт (табл. 11. 14). За 40 лет удельный мировой, грузооборот на тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километ-рическая подвижность населения увеличились в 3, 5—4 раза. Основные параметры мировой транспортной системы и их динамика представлены в табл. 11. 13; 11. 14 и на рис. II. 18. Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась. В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром труб. Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой грузооборот за последние 40 лет вырос с 2, 8 до 9, 0 тыс. т/к пассажирооборот — с 1, 0 до 3, 2 тыс. пасс. -к Можно отметить динамизм развития перевозок -объем работы вырос более чем в 7 раз и продо жает расти. И в мировом грузообороте, и в пассажир обороте резко выделяется один, главный, ви транспорта, доля которого до последнего времб ни продолжала возрастать: в грузообороте морской транспорт, в пассажирообороте — леи ковой автомобильный индивидуального польза вания. Происходит изменение структуры перевозо! между отдельными видами транспорта: в грузо обороте соотношение между железнодорожньи и его главным конкурентом — автомобильны! транспортом изменилось с 4: 1 до 1, 2: 1, доля тру бопроводов (нефте-, продукте- и газопровод выросла с 4, 2 до 12, 8%, снижается роль внутрен| него водного транспорта. В пассажирообор воздушный транспорт приближается к уровни железнодорожного. Автобусный транспорт превзошел железнодорожный еще в 1970 г.
Таблица II. Is,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|