Основные группы современных типов сельского хозяйства мира
Компоненты и факторы географического разделения труда
Социальная категория, товарность Производственные формы, специализация, главные отрасли (культуры, виды скота), энергетическая оснащенность, интенсивность Размещение: регионы (страны) мира
Б. Плантационное хозяйство Товарное производственно-кооперативное, фермерское и крестьянское хозяйство
Специализированное и смешанное экстенсивное и интенсивное растениеводство (зерновые, технические, кормовые, плодовые и овощные культуры). Растениеводческо-животноводческое хозяйство. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство. Механизированное производство. Специализированное, преимущественно интенсивное растениеводство (многолетние технические, стимулирующие, плодовые культуры). Разный уровень механизации. Смешанное и специализированное растениеводство (зерновые, технические, плодовые, овощные), экстенсивное и интенсивное. Специализированное пастбищное животноводство. Специализированное интенсивное животноводство. Механизированное производство на коллективно-кооперативных и фермерских предприятиях. Интенсивное растениеводческое, растениеводче-ско-животноводческое и животноводческое крестьянское хозяйство с ручным трудом, тягловой силой и малой механизацией. Северная Америка, Европа,! Австралия (развитые стра- { ны) Африка, Азия, Латинская Америка, Океания (разви-, ] вающиеся страны) Центрально-Восточная Европа, Россия и другие страны СНГ, КНР, КНДР, | Вьетнам, Монголия, Куба i
Транспорт: компонент географического разделения труда и фактор интеграции
Транспортные системы по своему техническому уровню, масштабам, организационным формам и качеству освоения транспортных потоков адаптируются к новым требованиям клиентуры, тогда как затраты отодвигаются на второй план. Эти новые требования связаны: с усиливающейся дифференциацией отправок (растет потребность в перевозках грузов мелкими партиями); с интернационализацией производства; со стремлением к повышению эффективности перевозок, чтобы противостоять тенденции повышения капиталоемкости транспортно- го процесса; с необходимостью приспособления к меняющейся структуре производства и экономических связей; с обеспечением регулярности и ритмичности пассажирских и грузовых перевозок; с повышением уровня сохранности и скорости доставки грузов; с необходимостью обеспечения безопасности движения при увеличивающейся его интенсивности в условиях продолжающейся территориальной концентрации населения и производства в районах транспортных узлов и вдоль основных транспортных осей; с резким повышением требований к уровню комфортности в пассажирских перевозках; с необходимостью учета и с ужесточением экологического аспекта развития транспорта (включая вопросы отчуждения территории); с необходимостью снижения энергоемкости и ресурсоемкости в целом на транспорте и в других отраслях. Качество транспортного обслуживания приобретает особое значение на стадии постиндустриального развития экономики в связи с развитием международных форм производственного кооперирования. Все эти факторы ведут к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного, а также воздушного транспорта, к совершенствованию международных транспортных коммуникаций, ускорению оборачиваемости транспортных средств, интенсивному развитию смешанных бесперегрузочных сообщений, специализации транспортных средств и услуг, образованию крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.
Компоненты и факторы географического разделения труда
Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и внутренний валовой продукт (табл. 11. 14). За 40 лет удельный мировой, грузооборот на тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километ-рическая подвижность населения увеличились в 3, 5—4 раза. Основные параметры мировой транспортной системы и их динамика представлены в табл. 11. 13; 11. 14 и на рис. II. 18. Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась. В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром труб. Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой грузооборот за последние 40 лет вырос с 2, 8 до 9, 0 тыс. т/к пассажирооборот — с 1, 0 до 3, 2 тыс. пасс. -к Можно отметить динамизм развития перевозок -объем работы вырос более чем в 7 раз и продо жает расти. И в мировом грузообороте, и в пассажир обороте резко выделяется один, главный, ви транспорта, доля которого до последнего времб ни продолжала возрастать: в грузообороте морской транспорт, в пассажирообороте — леи ковой автомобильный индивидуального польза вания. Происходит изменение структуры перевозо! между отдельными видами транспорта: в грузо обороте соотношение между железнодорожньи и его главным конкурентом — автомобильны! транспортом изменилось с 4: 1 до 1, 2: 1, доля тру бопроводов (нефте-, продукте- и газопровод выросла с 4, 2 до 12, 8%, снижается роль внутрен| него водного транспорта. В пассажирообор воздушный транспорт приближается к уровни железнодорожного. Автобусный транспорт превзошел железнодорожный еще в 1970 г.
Таблица II. Is,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|