Примеры оценивания выполнения заданий 14
Пример 1. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 12, а боковое ребро равно 8. Точки и — середины рёбер и соответственно. Плоскость содержит прямую и перпендикулярна плоскости основания пирамиды. а) Докажите, что плоскость делит медиану основания в отношении , считая от точки . б) Найдите объём пирамиды, вершиной которой является точка , а основанием — сечение пирамиды плоскостью . Ответ: б) .
Комментарий. Решения пункта б нет, а в пункте а нет обоснования того, что при делении на 6 равных частей мы обязательно попадем в нужные точки. Оценка эксперта: 0 баллов. Пример 2. а)см. Пример 1, только «сторона основания равна 6, а боковое ребро равно ». б) Найдите площадь многоугольника, являющегося сечением пирамиды плоскостью . Ответ: 12.
Комментарий. Чертёж верный, но доказательство утверждения пункта а отсутствует и пункт б не выполнен. Хотя в тексте решения есть разумные выводы, которыми автор решения воспользоваться не смог. (Может создаться впечатление, что решение не до конца скопировано из оригинального текста работы. Нет, в работе действительно нет никакого продолжения.) Оценка эксперта: 0 баллов. Пример 3. а) см. Пример 1, только «сторона основания равна 6, а боковое ребро равно ». б) Найдите периметр многоугольника, являющегося сечением пирамиды плоскостью . Ответ: .
Комментарий. Сечение построено верно и обоснованно получена величина отношения 5:1. В «Доказать» заявлено доказательство другого отношения, но эта описка никак не повлияла на дальнейшее. В п. б есть неверный ответ и зачеркнутое решение, т.е. нет решения. Оценка эксперта: 1 балл. Пример 4. В основании четырёхугольной пирамиды лежит прямоугольник со сторонами и . Длины боковых рёбер пирамиды , , .
а) Докажите, что — высота пирамиды. б) Найдите расстояние от вершины до плоскости . Ответ: .
Комментарий. Утверждение пункта а не доказано. В пункте б найдена высота, проведенная к гипотенузе прямоугольного треугольника, но никак не обоснованно, что это расстояние от точки до плоскости . Оценка эксперта: 0 баллов. Пример 5. В основании четырёхугольной пирамиды лежит прямоугольник со сторонами и . Длины боковых рёбер пирамиды , , . а) Докажите, что — высота пирамиды. б) Найдите угол между прямой SC и плоскостью . Ответ: . Комментарий. Всё сделано аккуратно. Оценка эксперта: 2 балла. Пример 6. В основании четырёхугольной пирамиды лежит прямоугольник со сторонами и . Длины боковых рёбер пирамиды , , . а) Докажите, что — высота пирамиды. б) Найдите расстояние от вершины до плоскости . Ответ: .
Комментарий. Обоснованно получено доказательство утверждения пункта а, хотя нет ссылки на признак перпендикулярности прямой и плоскости. Верно намечен путь вычисления расстояния от вершины до плоскости , но реализовать его не удалось. Оценка эксперта: 1 балл. 3. Критерии проверки и оценка решений заданий 15 (18 в 2015 г., С3 ранее) вариантов КИМ ЕГЭ–2017
Напомним, что на этом месте в КИМ 2011–2014 гг была система двух неравенств, а в 2015-2017 гг. заявлено решение одного неравенства. Грубо говоря, задание №15 «в два раза» проще прежнего задания С3. Среди различных причин такого изменения отметим внутреннюю для задач на решение неравенств. Дело в том, что критерии проверки задания С3 были весьма лаконичны, жестко структурированы, но в то же время и достаточно беспощадны. Вполне грамотный и хорошо подготовленный выпускник, который допускал в решении каждого из неравенств системы хотя бы по одной неточности, получал 0 из возможных 3 баллов, несмотря на все достижения, которые он продемонстрировал в процессе решения. Например, это приводило к тому, что оценка «2 балла» из трёх была более редкой, чем оценка «3 балла» из трёх.
При переходе к решению одного неравенства поле возможностей при выставлении 0, 1 или 2 баллов несколько расширяется. При этом сразу же подчеркнём, что в данном случае оценка «1 балл» не есть половина оценки «2 балла». Другими словами, утверждение «1 балл ставится, если задача решена наполовину» неверно. Более точным является тезис, выражаемый равенством «1 = 2-» или словами «1 балл ставится, если задача почти решена». Для получения 1 балла за выполнение задания №15 необходимо получение итогового ответа и наличие верной последовательности всех шагов решения. Вот как в точности выглядят критерии оценивания выполнения задания №15.
Вот одно из видоизменений, связанных с конкретикой задания.
При этом в первом случае выставления 1 балла допускаются только ошибки в строгости неравенства: «» вместо «», или наоборот. Если в ответ включено значение переменной, при котором одна из частей неравенства не имеет смысла, то следует выставлять оценку «0 баллов». Мы использовали решения заданий №15 из материалов ЕГЭ предыдущего года, а также задания диагностических работ. В них задачи №15 несколько моделируют те типы неравенств, которые встречались в заданиях С3. Были выбраны примеры решения в основном по показательным неравенствам.
Следующие ниже примеры решений мы намеренно приводим в весьма лаконичном стиле. Кратко говоря, это «минимальное» решение, за которое можно выставить максимальный балл. Задача 1. Решите неравенство . Ответ: . Решение. Относительно неравенство имеет вид: , откуда или . Возвращаясь к , получаем: или . Ответ: . Вот как выглядят в данном случае критерии выставления 1 балла. «Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного ответа исключением точки ; ИЛИ получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения». При включении в ответ или х = 1 ставится оценка «0 баллов». Задача 2. Решите неравенство . Решение. Относительно неравенство имеет вид: , откуда или . Возвращаясь к , получаем . Ответ: . «Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного ответа исключением точек х = 0 и/или х = ; ИЛИ получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения». При включении в ответ х = 1 или х = ставится оценка «0 баллов».
Задача 3. Решите неравенство . Решение. Относительно неравенство имеет вид: , откуда или . Возвращаясь к , получаем или , . Ответ: . Вот как выглядят в данном случае критерии выставления 1 балла. «Обоснованно получен ответ, отличающийся от верного ответа исключением точки х = 8; ИЛИ получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения». При включении в ответ х = 0 или х = ставится оценка «0 баллов».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|