Примеры оценивания решений заданий 15
Пример 1. Решите неравенство . Ответ: .
Комментарий. Хотя рациональное неравенство «почти» решено, в работе много ошибок. Похоже, автор не разобрался в логарифмах даже на простейшем уровне. Оценка эксперта: 0 баллов. Пример 2. Решите неравенство . Ответ: .
Комментарий. Можно отметить верную последовательность всех шагов решения, за исключением неравенства с множителем . Далее, конечно, ошибка в применении метода интервалов. Все решения найдены, но к ним «добавлены» посторонние решения. В результате – ответ неверный. Оценка эксперта: 0 баллов.
Пример 3. Решите неравенство . Ответ: . . Комментарий. В результате компенсирующих ошибок и частично верных утверждений получена «часть» множества решений неравенства. Но имеются грубейшие ошибки. Оценка эксперта. 0 баллов. Пример 4. Решите неравенство . Ответ: .
Комментарий. Можно отметить не самый удачный путь к «цели», но способ решения не оценивается. Ответ правильный и получен с приемлемым обоснованием. Оценка эксперта. 2 балла. Пример 5. Решите неравенство . Ответ: .
Комментарий. Вычислительных ошибок в ходе преобразований нет. Есть грубая ошибка в преобразовании первого же неравенства, которое решается по правилу пропорции (см. пунктиры). Судя по тексту решения, его автор неверно усвоил совет типа «если всё положительно, то от знаменателей можно избавляться крест-накрест»: ведь не просто так написано, что 3/2 > 0.
Оценка эксперта: 0 баллов. Пример 6. Решите неравенство . Ответ: .
Комментарий. Типичный 1 балл. Путаница в корнях квадратного уравнения, а потом всё верно.
Оценка эксперта: 1 балл. Пример 7 Условие см. пример 1. Ответ: .
Комментарий. Ответ неверный, все шаги решения присутствуют, но «случайно» использовалось верное неравенство при записи значений x. Это не может трактоваться как "получен неверный ответ из-за вычислительной ошибки, но при этом имеется верная последовательность всех шагов решения".
Оценка эксперта: 0 баллов.
4. Критерии проверки и оценка решений заданий 16 (18 в 2015 г., С4 ранее) вариантов КИМ ЕГЭ–2017
В планиметрических заданиях заметное структурное и содержательное изменение произошло в 2014 году. В пункте а теперь нужно доказать геометрический факт, в пункте б – найти (вычислить) геометрическую величину. С точки зрения разработчиков включение проверяемого элемента на доказательство в задание 16 должно повысить уровень подготовки школьников. Кроме того, такое доказательство является естественным продолжением практики использования заданий на доказательство в экзамене за курс основной школы. По фактическим данным выполнения задание 16 является границей, разделяющий высокий и повышенный уровень подготовки участников ЕГЭ. В 2017 году изменений в структуре и тематическом содержании этих заданий нет.
Задача 1
Точка лежит на отрезке . Прямая, проходящая через точку , касается окружности с диаметром в точке и второй раз пересекает окружность а) Докажите, что прямые и параллельны. б) Найдите площадь треугольника , если и .
Решение. а) Точки и лежат на окружностях с диаметрами и соответственно, поэтому . Прямые и перпендикулярны одной и той же прямой , следовательно, прямые и параллельны. б) Пусть — центр окружности с диаметром . Тогда прямые и перпендикулярны. Учитывая, что прямые и перпендикулярны, получаем, что прямые и параллельны. Обозначим через . Треугольник подобен треугольнику с коэффициентом 5, поэтому . Опустим перпендикуляр из точки на прямую . Так как четырёхугольник — прямоугольник, , . По теореме Пифагора , откуда . Получаем, что . Поскольку прямые и параллельны, . Значит, треугольники и равновелики. Следовательно, . Ответ: б) 30.
Задача 2. Дан прямоугольный треугольник с прямым углом . На катете взята точка . Окружность с центром и диаметром касается гипотенузы в точке . а) Докажите, что прямые и параллельны. б) Найдите площадь четырёхугольника , если и .
Решение. а) Поскольку прямые и перпендикулярны, прямая — касательная к окружности. По свойству касательных, проведённых к окружности из одной точки, прямая перпендикулярна прямой . Точка лежит б) Пусть , . Тогда , , . Центр окружности, вписанной в угол, лежит на его биссектрисе, поэтому — биссектриса треугольника . По свойству биссектрисы . Пусть , . Тогда по теореме Пифагора . Поэтому . Следовательно, . Пусть отрезки и пересекаются в точке . Тогда — середина , а — средняя линия треугольника . Поскольку , прямоугольные треугольники и подобны, откуда ; . Из прямоугольного треугольника находим: ; . По формуле площади трапеции . Ответ: б) 7.
Как и во всякой сложной геометрической задаче, весьма деликатным является вопрос о степени и характере обоснованности построений и утверждений. Позиция разработчиков КИМ состоит в том, что при решении задания №16 (=18=С4) невозможно от выпускников школ на экзамене требовать изложения, приближающегося к стилю учебников и методических статей. Достаточным является наличие ясного понимания геометрических конфигураций искомых объектов, верного описания (предъявления) этих конфигураций и грамотно проведённых рассуждений и вычислений. Обратим также внимание на то, что часто при решении геометрических задач школьники ссылаются на весьма невразумительный чертёж, а иногда чертёж вообще отсутствует (если рисунок сделан на бланке карандашом, то эта область не сканируется). Снижать оценку только за это не рекомендуется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|