Оценка эксперта: 0 баллов.
6. Критерии проверки и оценка решений заданий 18 (20 в 2015 г., С5 ранее) вариантов КИМ ЕГЭ–2017
Как это обычно бывает, задачи с параметром допускают весьма разнообразные способы решения. Наиболее распространенными из них являются: – чисто алгебраический способ решения; – способ решения, основанный на построении и исследовании геометрической модели данной задачи; – функциональный способ, в котором могут быть и алгебраические, и геометрические моменты, но базовым является исследование некоторой функции. Зачастую (но далеко не всегда) графический метод более ясно ведёт к цели. Кроме того, в конкретном тексте решения вполне могут встречаться элементы каждого из трех перечисленных способов. Ниже приведены задачи двух типов из материалов досрочного и основного ЕГЭ–2015, их решения, ответы и соответствующие критерии проверки. Далее в Части 1 приведены 6 примеров решений этих задач на ЕГЭ вместе с комментариями по оценке и самими оценками. Подчеркнём, что каждая задача оценивалась по критериям соответствующего года проведения ЕГЭ.
Задачи типа 1 и 2 имеют много схожего в своей структуре и условиях: (1) это системы относительно двух переменных; (2) это системы с параметром; (3) первое уравнение системы довольно громоздкое, но не содержит параметр; (4) уравнение, содержащее параметр, напротив, весьма простое; это уравнение пучка параллельных прямых, или прямых, проходящих через фиксированную точку; (4) всё начинается с преобразований первого уравнения и его решения; (5) далее, как правило, удобнее использовать геометрическую интерпретацию; (6) верное выполнение (4) и (5) гарантирует получение 1 балла; (7) 3 балла выставляется за практически верное решение; допускаются только 1–2 неточности во включении концевых точек соответствующих промежутков;
(8) оценка в 2 балла – самая редкая. В то же время, имеются и различия. В основном они связаны с видом первого уравнения. В заданиях первого типа эти уравнения сводятся к произведению двух линейных множителей или же линейного множителя и (простейшего) квадратичного множителя. Такое разложение можно провести или группировкой членов, или решая уравнение, как квадратное относительно одной из переменных. В заданиях второго типа присутствует модуль. При его раскрытии с помощью выделения полных квадратов всё сводится к дугам двух окружностей. Дальнейший существенный шаг состоит в нахождении угловых коэффициентов касательных в точках пересечения этих окружностей. Без знания того, что для наклонных прямых (или какого-то аналога нахождения уравнения перпендикуляра к заданной прямой в заданной точке) этот шаг становится почти непреодолимым. Судя по имеющимся сканам работ, верное нахождение угловых коэффициентов касательных в большинстве случаев гарантировало получение 3 баллов за решение.
Задача 1 Найдите все значения , при каждом из которых система имеет ровно два различных решения. Решение. Решим первое уравнение: . Рассмотрим случай (1): . При любом получаем одно решение , для которого неравенство верно только при . Рассмотрим случай (2): , . Так как , то при корней нет, при получаем один корень , при получаем два различных корня. У параболы - ветви вверх, абсцисса вершины равна и . Значит, оба корня не меньше -3 при т.е. при , а при один корень меньше -3, а другой – больше -3. Соберем сведения о числе решений в случаях (1) и (2) в таблице
Остается учесть те значения , при которых решение из случая (1) совпадает с одним из решений случая (2). Тогда , и из , получаем, что .
Ответ: , .
Задача 2. Найдите все значения , при каждом из которых система уравнений имеет ровно два решения. Решение. Изобразим на координатной плоскости множество точек, координаты которых удовлетворяют первому уравнению системы. Рассмотрим два случая: 1) Если , то получаем уравнение ; ; . Полученное уравнение задаёт окружность с центром в точке 2) Если , то получаем уравнение ; ; . Полученное уравнение задаёт окружность с центром в точке Полученные окружности пересекаются в двух точках и , лежащих на прямой , поэтому в первом случае получаем дугу с концами в точках и , во втором — дугу с концами в тех же точках (см. рис.). Рассмотрим второе уравнение системы. Оно задаёт прямую , которая проходит через точку и угловой коэффициент которой равен . При прямая проходит через точки и , то есть исходная система имеет два решения. При прямая перпендикулярна прямой , угловой коэффициент которой равен , значит, прямая касается дуги в точке и пересекает дугу в двух точках (одна из которых — точка ), то есть исходная система имеет два решения. При прямая перпендикулярна прямой , угловой коэффициент которой равен , значит, прямая касается дуги в точке При или прямая пересекает каждую из дуг и в точке При прямая пересекает дугу в двух точках (одна из которых — точка ) и не пересекает дугу в точках, отличных от точки , то есть исходная система имеет два решения.
При прямая пересекает дугу в двух точках (одна из которых — точка ) и не пересекает дугу в точках, отличных от точки , то есть исходная система имеет два решения. Значит, исходная система имеет ровно два решения при . Ответ: .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|