Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры оценивания заданий 16




Пример 1. В остроугольном треугольнике провели высоту . Из точки
на стороны и опустили перпендикуляры и соответственно.

а) Докажите, что треугольник подобен треугольнику .

б) Найдите отношение площади треугольника к площади четырёхугольника , если , а радиус окружности, описанной около треугольника , равен 4. Ответ: .

 

Комментарий.

Доказательство в пункте а верно, хотя в первой строке – описка. В б есть ошибка по невнимательности (12 вместо 8) при нахождении коэффициента подобия, но присутствуют «верно» выполненные все шаги решения.

Оценка эксперта: 2 балла.


Пример 2. См. задача 1. Ответ: б) 30.

 

Комментарий. Доказательство в пункте а верно. В б (4-я строка, б) есть ошибка: утверждение неверно.

Оценка эксперта: 1 балл.


Пример 3.

Точка лежит на отрезке . Прямая, проходящая через точку , касается окружности с диаметром в точке и второй раз пересекает окружность
с диаметром в точке . Продолжение отрезка пересекает окружность с диаметром в точке .

а) Докажите, что прямые и параллельны.

б) Найдите площадь треугольника , если и .

Ответ: б) 30.

 

 

Комментарий.

Доказательство в пункте а верно. Решение задачи пункта б отсутствует.

Оценка эксперта: 1 балл.


Пример 4.

Точка B лежит на отрезке AC. Прямая, проходящая через точку A, касается окружности с диаметром BC в точке M и второй раз пересекает окружность с диаметром AB в точке K. Продолжение отрезка MB пересекает окружность с диаметром AB в точке D.

а) Докажите, что прямые AD и MC параллельны.

б) Найдите площадь треугольника DBC, если AK = 3 и MK = 14. Ответ: б) .

Комментарий. Доказательство в пункте, а верно. Пункт б содержит много верных утверждений, но в этом пункте получен неверный ответ не из-за арифметической ошибки. Верно найдена площадь треугольника АВМ. Но далее автор решения не заметил, что треугольники АВМ и CBD – равновелики!

Оценка эксперта: 1 балл.
Пример 5.

Точка лежит на отрезке . Прямая, проходящая через точку , касается окружности с диаметром в точке и второй раз пересекает окружность
с диаметром в точке . Продолжение отрезка пересекает окружность с диаметром в точке .

а) Докажите, что прямые и параллельны.

б) Найдите площадь треугольника , если и .

Ответ:

 

Комментарий.

Доказательство в пункте, а верно. Пункт б не содержит неверных утверждений и результатов вычислений. В частности, автор решения увидел, что фигура AMCD – трапеция и значит, треугольники АВМ и CBD – равновелики!

Оценка эксперта: 3 балла.

 


5. Критерии проверки и оценка решений заданий 17 (19 в 2015 г.) вариантов КИМ ЕГЭ–2017

 

Введение текстовых задач экономического содержания в ЕГЭ–2015 по математике стало, пожалуй, наиболее заметным изменением во всем комплексе заданий КИМ с развёрнутым ответом. Во всех заданиях этого типа предыдущих лет условие с самого начала формулировалось в математических терминах и отдельно не предполагало построения какой-либо математической модели (частично этот момент мог присутствовать в некоторых способах решения заданий С5 с параметром). Некоторое исключение составляло задание С6, в котором явно текстовое, сюжетное, условие задачи на начальном этапе решения предполагало некоторый перевод на математический язык. Правда, сами тексты условий чаще всего уже активно использовали математическую терминологию: числа, записанные на доске, делимость, доли и дроби, средние величины и т.п.

В заданиях №17 (=19) существенно усилена сюжетная, практико–ориентированная, составляющая условия. Относительно существования (возможностей существования) непосредственных связей этих задач с окружающей нас действительностью можно составить отдельный трактат. Мы ограничимся лишь констатацией двух положений. Во-первых, сами сюжеты не есть прямые цитаты «из жизни», они априорно уже являются некоторыми текстовыми упрощениями, моделями, реально возникающих ситуаций. Во-вторых, эти сюжеты условно можно разделить на два типа, использующих соответственно дискретные модели (проценты, погашения кредитов, …) и непрерывные модели (различные производства, протяженные во времени, объемы продукции, …). Процитируем критерии оценивания выполнения заданий №19 из КИМ-2015.

 

Содержание критерия, задание 17 (=19) Баллы
Обоснованно получен верный ответ  
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели и получен результат: — неверный ответ из-за вычислительной ошибки; — верный ответ, но решение недостаточно обосновано  
Верно построена математическая модель, решение сведено к исследованию этой модели, при этом решение может быть не завершено  
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше  
Максимальный балл  

 

Несколько подробнее, 1 балл можно выставлять в тех случаях, когда сюжетное условие задачи верно сведено к решению математической (арифметической алгебраической, функциональной, геометрической) задачи. Именно к решению, а не к отдельному равенству, набору уравнений, уравнению, задающему функцию и т.п. Грубо говоря, предъявленный текст должен включать направление, «продолжаемое» до верного решения. Оценка в 2 балла, разумеется, включает в себя условия выставления 1 балла, но существенно ближе к верному решению задачи.


Здесь предполагается завершенное, практически полное решение соответствующей математической задачи. Типичные допустимые погрешности здесь – вычислительные ошибки (при наличии всех шагов решения) или недостаточно полные обоснования. Например, при отыскании экстремума решение ограничивается верным нахождением лишь критической точки, без надлежащей её проверки на экстремальность. Кратко, «2 = 3-».

Отметим, что термин «математическая модель», быть может, излишне высокопарен для сравнительно простых задач экономического содержания, предлагаемых на ЕГЭ. Однако, по нашему мнению, он наиболее лаконичен, общеупотребим и достаточно ясен для того, чтобы пытаться отыскать ему адекватную замену. Следует подчеркнуть, что один и тот же сюжет может быть успешно сведен к различным математическим моделям (см. ниже задачу 2) и доведён до верного решения. По этой причине в критериях проверки нигде нет жесткого упоминания о какой-либо конкретной (алгебраической, геометрической, функциональной, …) модели.

Вообще, способов верного решения заданий этого типа никак не меньше, чем для привычных текстовых задач. Возможен и стиль, приближенный к высшей математике, и наивный подход, напоминающий арифметический способ решения текстовых задач, и метод использующий специфические для математической экономики понятия (целевая функция, симплекс-метод и т.п.).

 

Задача 1.

1 июня 2013 года Всеволод Ярославович взял в банке 900 000 рублей в кредит. Схема выплаты кредита следующая – 1 числа каждого следующего месяца банк начисляет 1 процент на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 1%), затем Всеволод Ярославович переводит в банк платёж. На какое минимальное количество месяцев Всеволод Ярославович может взять кредит, чтобы ежемесячные выплаты были не более 300 000 рублей?

 

Решение №1.1 («по-взрослому»).

Минимизировать время выплат можно, только максимизировав сами выплаты. Решим задачу в общем виде. Пусть сумма (в тыс. руб.) кредита; задолженность в й месяц; – выплата в й месяц, ; коэффициент ежемесячного повышения, . Тогда

После предпоследней выплаты останется и тогда в последний, й раз, кредит будет погашен. Значит, .


Относительно получаем неравенство

.

По условию , т.е. ,

Так как , то .

Ответ: 4.

Решение №1.2 («по-детски»).

Если бы банк не брал процентов, то долг можно было бы вернуть за 3 месяца. Банк за 3 месяца возьмет меньше, чем 3% от первоначальной суммы в 900 тыс., т.е. меньше 27 тыс. Поэтому то, что забирает банк, точно можно будет оплатить в 4-й месяц, потратив меньше 300 тыс.

Ответ: 4.

Задача 2.

15-го января был выдан полугодовой кредит на развитие бизнеса. В таблице представлен график его погашения.

Дата 15.01 15.02 15.03 15.04 15.05 15.06 15.07
Долг (в процентах от кредита) 100% 90% 80% 70% 60% 50% 0%

В конце каждого месяца, начиная с января, текущий долг увеличивался на 5%, а выплаты по погашению кредита происходили в первой половине каждого месяца, начиная с февраля. На сколько процентов общая сумма выплат при таких условиях больше суммы самого кредита?

Решение. Пусть 15-го числа текущего месяца долг равен , а 15-го числа предыдущего месяца долг равен . Тогда в конце предыдущего месяца долг равен и поэтому выплата в первой половине текущего месяца равна .

Значит, в процентах от суммы кредита выплаты в феврале составили %, в марте составили %, в апреле – 14%, в мае – 13,5%, в июне – 13%, а в июле %. Следовательно, общая сумма выплат составила %.

Ответ: 22,5.

 

Задача 3.

В июле планируется взять кредит в банке на сумму 28 млн рублей
на некоторый срок (целое число лет). Условия его возврата таковы:

— каждый январь долг возрастает на 25% по сравнению с концом предыдущего года;

— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга;

— в июле каждого года долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на июль предыдущего года.

Чему будет равна общая сумма выплат после полного погашения кредита, если наибольший годовой платёж составит 9 млн рублей?


Решение 1. Пусть кредит планируется взять на лет. Долг перед банком (в млн рублей) по состоянию на июль должен уменьшаться до нуля равномерно:

28, , …, , , 0.

По условию, каждый январь долг возрастает на 25%, значит, последовательность размеров долга (в млн рублей) в январе такова:

35, , …, , .

Следовательно, выплаты (в млн рублей) должны быть следующими:

, , …, , .

Получаем: , откуда . Значит, всего следует выплатить

(млн рублей).

Ответ: 80,5 млн рублей.

 

Решение 2. По условию долг уменьшается по арифметической прогрессии:

.

Первая выплата равна . Вторая выплата равна , третья равна , четвертая равна и т.д. Значит, наибольшая выплата – первая, , выплат – 14 штук и они составляют арифметическую прогрессию, но с разностью .

Общая выплата равна .

Ответ: 80,5 млн рублей.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...