Особенности проведения проверки
На этапе проведения проверки прокурору следует стремиться к получению информации, обеспечивающей максимальную пол-ноту выявления нарушений законов о несовершеннолетних и мо-лодежи в той либо иной сфере. Во всех случаях тактически пра-вильно истребование и изучение документов начинать с тех, ко-торые могут дать наибольшие сведения по интересующим вопро- сам1. Так, при проверке исполнения требований законодатель-ства об образовании в государственных и муниципальных до-школьных образовательных учреждениях выяснению подле-жат следующие вопросы:
соответствуют ли требованиям законодательства об образова-нии устав и локальные акты образовательного учреждения; соответствуют ли требованиям федерального законодатель-ства договоры между дошкольным образовательным учреждени-ем и родителями (законными представителями); есть ли ущемля-ющие права родителей пункты об обязательной «спонсорской» или «благотворительной» помощи с их стороны;
1 Настольная книга прокурора / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. Капинус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. М., 2013. С. 184.
как оформляется прием добровольных пожертвований родите-лей, как используются эти средства, соблюдается ли обязатель-ность отчета перед благотворителями;
имеются ли факты введения денежных сборов на образова-тельные услуги, оказываемые в рамках государственных образо-вательных стандартов;
законно ли предоставление платных образовательных услуг, учитывая недопустимость безальтернативного объединения платных услуг в комплекс, соблюдается ли принцип доброволь-ности;
имеется ли лицензия на оказание конкретного вида платных услуг, получено ли согласие учредителя на оказание платных услуг, не включенных в уставную деятельность;
заключены ли договоры между образовательным учреждением и юридическими лицами, оказывающими платные услуги, заклю-чены ли трехсторонние договоры о совместной деятельности между ДОУ, родителями и этими организациями, соответствуют ли договоры требованиям закона, заключены ли трудовые согла-шения или договоры подряда с работниками, оказывающими платные услуги;
соблюдается ли установленный законодательством норматив наполняемости групп воспитанников;
соблюдаются ли образовательным учреждением требования закона о создании условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
законно и обоснованно ли установлена ежемесячная плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание детей в ДОУ;
соблюдаются ли требования законодательства при распоряже-нии имуществом, закрепленным за образовательным учреждени-ем на праве оперативного управления, в том числе при сдаче в аренду основных фондов и имущества1;
и т. д.
Особенности методики и тактики прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи обу-словлены его межотраслевым характером, а следовательно, нали-чием различных органов и учреждений (организаций), чьи функ-ции, задачи и полномочия имеют определенные отличия, что влияет на осуществление прокурорского надзора в отношении каждого из них. Специфика применения методики прокурорского
1 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 27—28. надзора за исполнением законов в отношении таких органов и учреждений определяется рядом факторов, в том числе: наличием нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность соответствующих органов и учреждений в вопросах соблюдения и защиты прав и законных интересов несовершенно-летних и молодежи;
наличием нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации прокурорского надзора за исполнением за-конов в той либо иной сфере;
специфическими задачами, которые стоят только перед опре-деленными органами и учреждениями либо являются для них ос-новными, доминирующими;
различной компетенцией органов и учреждений, осуществля-ющих охрану прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, предупреждающих их противоправное поведение и пресекающих их преступные действия; структурой указанных органов и учреждений.
Так, основными задачами органов и учреждений системы про-филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них в соответствии с федеральным законодательством являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонару-шений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выяв-ление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершен-нолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолет-них в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Практика прокурорского надзора за исполнением законода-тельства о предупреждении повторной преступности несовер-шеннолетних свидетельствует о том, что основной причиной со-вершения подростками повторных преступлений являются недо-статки в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Особенность методики состоит в том, чтобы проверить, в со-ответствии ли с законом осуществляются возложенные на ОВД функции по организации профилактической работы с подростка-ми, состоящими на учете.
Специфика методики прокурорского надзора за расследо-ванием дел о преступлениях несовершеннолетних обусловлена требованиями уголовно-процессуального законодательства, уста-навливающего как задачи органов расследования, так и особен-ности производства по делам в отношении несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки прокурором составля-ется соответствующая справка (докладная записка), в которой указываются выявленные нарушения закона, принятые в соответ-ствии с законом и иными нормативными правовыми актами ме-ры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий им способствующих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|