Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к проведению проверки




 

Правовую основу прокурорско- надзорной деятельности на данном направлении составляет большое количество право-вых актов,регулирующих права и интересы несовершеннолет-них в различных сферах. К ним можно отнести:

 

международные акты (Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправле - ния правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. и др.);

 

Конституция Российской Федерации, Кодексы Российской Федерации: Уголовный и Уголовно-процессуальный, Семейный, Трудовой, Жилищный, Кодекс Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях, федеральные законы, в том числе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, «О дополни-

 

 

1 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы: утв. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761.



тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.

 

№ 159-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ, «О за-щите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и раз-витию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, «Об образовании в Рос-сийской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, иные акты, регламентирующие вопросы защиты прав несовершеннолетних и молодежи в различных сферах.

 

Помимо этого имеется достаточно много нормативных актов ведомственных, контролирующих и надзорных органов, в кото-рых отражены вопросы, касающиеся прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи.

Основным документом, регламентирующим работу органов прокуратуры на данном направлении, является приказ Генераль-ного прокурора Российской Федерации «Об организации проку-рорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26 ноября 2007 г. № 188. В Приказе указано, что при организации надзора прежде всего необходимо исходить из того, что в Конвенции о правах ребенка 1989 г., других общепри-знанных нормах международного права и российском законода-тельстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. В связи с этим следует пресекать принятие региональных нормативных право-вых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей. Необходимо иметь в ви-ду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

 

Из положений указанного Приказа можно выделить следую-щие основные надзорные направления прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи:

 

осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внима-ние на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, орга-низация питания в образовательных учреждениях и т. д.);

 

используя предоставленные полномочия, решительно пресе-кать факты жестокого обращения с детьми, физического, психи-ческого и сексуального насилия в семьях, воспитательных и об-разовательных учреждениях;


 


систематически проверять соблюдение законодательства о за-щите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репу-тации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образова-ния и культуры;

 

пресекать в пределах предоставленных законом полномочий использование средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних;

 

своевременно и принципиально реагировать на случаи нару-шения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;

 

систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая внима-ние на законность, качество и полноту оказываемых медицинских услуг, на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в госу-дарственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

 

осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здраво-охранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости

 

и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностя-ми здоровья;

 

особое внимание уделять законности разрешения дел и мате-риалов по фактам смертности детей первого года жизни и дето-убийства, а также самоубийства несовершеннолетних;

 

добиваться безусловного исполнения органами и учреждения-ми системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблю-дении обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей;

 

обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевре-менном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попече-ния родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечитель-ство, на усыновление или в интернатные учреждения;

регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту лич-ных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;


 


активизировать надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступ-ность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессио-нального образования важным средством защиты прав и интере-сов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзор-ности и правонарушений;

 

обеспечить надзор за соблюдением прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий;

 

усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объеди-нений, а также за соблюдением законности в их деятельности;

 

осуществлять надзор за соблюдением в отношении несовер-шеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприяти-ях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблаго-получна;

 

периодически проверять исполнение требований закона о во-инском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной под-готовке к военной службе в учреждениях среднего (полного) об-щего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, военно-патриоти-ческих молодежных и детских объединениях, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

 

осуществлять надзор за соблюдением законности в деятельно-сти военно-патриотических молодежных и детских объединений, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских корпусов, а также воинских частей, в списки личного состава которых зачислены в качестве воспитанников несовер-шеннолетние;

 

регулярно проверять исполнение законов о профилактике без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних, службой криминальной милиции и милицией общественной безопасности органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждениями соци-ального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики без-надзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 

обеспечить действенный прокурорский надзор за деятельно-стью подразделений по делам несовершеннолетних органов


 


внутренних дел по выявлению и учету несовершеннолетних пра-вонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей, проведению с ними индивидуальной профилактической работы;

 

обеспечить участие прокурора в рассмотрении судом каждо-го дела о направлении несовершеннолетнего в центры времен-ного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

 

усилить прокурорский надзор за исполнением требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством

 

в отношении несовершеннолетних, органами предварительного расследования в ходе досудебного производства, а также прово-дить анализ практики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних;

осуществлять эффективный надзор за исполнением требова-ний закона при приеме, регистрации, разрешении сообщений о фактах безвестного исчезновения детей;

 

организовать эффективный надзор за исполнением законода-тельства о профилактике преступлений несовершеннолетних ис-ходя из принципов гуманного обращения с ними, индивидуаль-ного подхода к их исправлению, дифференциации уголовной от-ветственности;

 

организовать поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также работу по анализу практики участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, внесения представлений на незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления судов; работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановле-ния судов;

 

установить постоянный надзор за соблюдением прав осужден-ных несовершеннолетних как отбывающих наказание в воспита-тельных колониях, так и осужденных к лишению свободы условно, к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

 

Еще одним важным документом, составляющим ведомствен-ную нормативную основу рассматриваемого направления дея-тельности органов прокуратуры, является приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурор-ского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и сво-бод человека и гражданина» от 7 декабря 2007 г. № 195. В нем предписывается проводить проверки исполнения законов на ос-новании поступившей в органы прокуратуры информации (обра-щений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой


 


информации и т. п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских пол-номочий, в первую очередь для защиты групп граждан, нуждаю-щихся в особой социальной и правовой защите, к которым, без-условно, следует относить несовершеннолетних и молодежь.

 

Вопросы защиты прав и законных интересов несовершенно-летних и молодежи при реализации приоритетных националь-ных проектов, отражены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» от 19 января 2007 г. № 11, в котором, в частности, отмечено, что при проведении проверки исполнения бюджетного законодательства, особое внимание следует обра-щать на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реали-зацию национальных проектов, осуществление федеральных и региональных целевых программ, а также на их целевое расхо-дование и своевременное доведение до конечных получателей; проверять соблюдение требований законодательства при раз-мещении за счет этих средств заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

Требование об активизации усилий по предупреждению и пресечению преступлений, потерпевшими по которым являются дети и подростки, по искоренению условий, способствующих их вовлечению в преступную деятельность, зафиксировано в прика-зе Генерального прокурора Российской Федерации «Об органи-зации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» от 16 января 2012 г. № 7. Осо-бое внимание следует обращать на исполнение законов, направ-ленных на борьбу с различными формами преступной деятельно-сти, в том числе преступностью несовершеннолетних, нефор-мальными молодежными объединениями экстремистской направленности, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, рецидивной преступностью. В указанном Приказе отме-чено, что важнейшим направлением противодействия преступно-сти является осуществление надлежащего надзора за исполнени-ем законов, имеющих целью предупреждение преступлений, со-вершаемых несовершеннолетними. Прокурорам надлежит обес-печивать своевременное прокурорское реагирование на наруше-ния законности в ходе расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение уголовно наказуемых деяний

и антиобщественных действий.

В Приказе зафиксировано требование проводить анализ состо-яния преступности среди несовершеннолетних, ее причин и усло-


 


вий не реже одного раза в полугодие. По результатам данного анализа прокурорам необходимо принимать меры к усилению борьбы с такими преступлениями.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами

 

и учреждениями системы профилактики безнадзорности и право-нарушений несовершеннолетних необходимо уделять повышен-ное внимание вопросам реализации предоставленных им полно-мочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, свое-временного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятель-ствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в со-вершение преступлений и антиобщественных действий.

 

Особое внимание, в соответствии с положениями приказа Ге-нерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью орга-нов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162, сле-дует обращать на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым), исходя из требований ч. 2 ст. 108 УПК РФ.

 

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» от 10 сентября 2008 г. № 182 обязывает прокуроров при проверках исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи отслежи-вать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентиро-вать руководство образовательных учреждений на осуществление мероприятий, направленных на охрану прав и законных интере-сов несовершеннолетних, профилактику правонарушений, разъ-яснение ответственности за противоправное поведение этой кате-гории граждан.

 

Обязанность по координации деятельности правоохранитель-ных органов по борьбе с преступностью, в том числе и преступ-ностью среди несовершеннолетних, в соответствии с Федераль-ным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Положе-нием о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, возложена на прокуроров.

 

Необходимо отметить, что все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности в различных сферах, касающиеся несо-


 


вершеннолетних и молодежи должны постоянно находиться в поле зрения прокуратуры, а планомерное воздействие следует оказывать на причины правонарушений и весь комплекс обстоя-тельств, приводящих к их совершению1. Залогом эффективности мер прокурорского реагирования является усиление их профи-лактической направленности.

 

Привлекаются к работе по осуществлению надзора за испол-нением законов о несовершеннолетних и молодежи наиболее квалифицированные и опытные работники. Целесообразно рабо-ту по данному надзорному направлению поручить конкретному сотруднику либо нескольким сотрудникам с четким распределе-нием зон ответственности и обеспечением тесного взаимодей-ствия между ними.

 

Важно планомерно собирать актуальную информацию и ана-лизировать ее. С этой целью рекомендуется вести следующие накопительные дела, сгруппированные в наряды:

паспорт района (города), содержащий сведения о количестве детского населения, учреждениях детской инфраструктуры;

 

папки-накопители по надзорным объектам, содержащие стати-стические отчеты, сведения о состоянии законности, справки о проверках, копии актов прокурорского реагирования, сведения о результатах рассмотрения поступивших жалоб, обращений и т. д.;

 

журнал учета преступности несовершеннолетних, отражаю-щий характеристики совершенных преступлений, лиц, их совер-шивших, а также причины совершения преступлений и принятые

в связи с этим меры прокурорского реагирования2.

К источникам информационно-аналитической работы проку-рора можно отнести:

статистические и отчетные данные, аналитические справки и докладные записки, оперативные сводки, обобщения материалов прокурорской и судебной практики, информационные письма, материалы ранее проведенных прокурорских проверок и т. п.;

 

сведения о результатах работы органов государственной вла-сти и местного самоуправления, органов контроля и надзора, ор-

 

 

1 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников, помощни-ков прокуроров районного звена, осуществляющих надзор за исполнением за-конов о несовершеннолетних и молодежи / под ред. А. Е. Михальчук. Саратов, 2011. С. 6.

2 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. СПб., 2009. С. 14.


 


ганов и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения и других органов системы профилактики;

 

материалы ведомственных проверок, проведенных Минздра-вом России, Минтрудом России, Минобрнауки России, Рос-здравнадзором, Роспотребнадзором, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Прези-денте Российской Федерации по правам ребенка (уполномочен-ными по правам человека и по правам ребенка в субъектах Рос-сийской Федерации), другими надзорными и контролирующими органами;

обращения (жалобы, заявления), поступившие в прокуратуру,

в другие надзорные и контролирующие органы государственной власти Российской Федерации от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц; доклады, иные официальные документы названных выше органов по вопросам охраны прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и молодежи;

результаты мониторинга прессы и иных средств массовой ин-формации, официальных сайтов государственных и муниципаль-ных органов, учреждений, организаций и др.;

сведения, содержащиеся в материалах гражданских и уголов-ных дел; материалы прекращенных уголовных дел и те, по кото-рым в возбуждении уголовного дела отказано;

сведения, содержащиеся в государственной и ведомственной статистической отчетности; различные региональные и муници-пальные формы отчетности;

иные источники информации.

Предшествует проведению проверки всесторонний и глубокий анализ соответствующей информации1, позволяющий прокурору

 

1 В ходе подготовки осуществляется анализ следующей информации, отно-сящейся к предмету и объекту предстоящей проверки:

о состоянии, характере, динамике правонарушений и преступлений среди подростков в районе;

о состоянии, характере и динамике нарушений законности поднадзорным органом или учреждением;

о состоянии законности в конкретном проверяемом направлении в период, предшествующий проверке;

о результатах предыдущей подобной проверки;

о состоянии, характере и динамике преступности несовершеннолетних на территории, обслуживаемой поднадзорным органом или учреждением;

о результатах рассмотрения жалоб, поступивших как в органы прокуратуры, так и в поднадзорный орган или учреждение;



получить наиболее полную и объективную картину состояния за-конности в различных сферах правоотношений, затрагивающих права и законные интересы несовершеннолетних и молодежи. Это дает возможность своевременно делать выводы о характере и рас-пространенности конкретных нарушений, их динамике, тенденци-ях роста или снижения, рационально и предметно планировать надзорные мероприятия1. Таким образом, при анализе и оценке фактического положения дел необходимо стремиться к «стратеги-ческому и комплексному (системному) взгляду на проблему»2.

 

Проверки исполнения законов о несовершеннолетних и моло-дежи условно можно подразделить на плановые (текущие); про-водимые в связи с поступившей в прокуратуру информацией (за-явление, жалоба или иное обращение граждан и организаций) о нарушениях закона соответствующими органами и учреждения-ми, их должностными лицами; проводимые по инициативе про-курора по мере необходимости; проводимые по заданию выше-стоящего прокурора (органа прокуратуры). Проверки различают-ся по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительности охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нару-шений закона, их оценки и др. Проверкой может предусматри-ваться анализ практики исполнения законов, охватывающих од-ну, две, три и более правовые сферы (об образовании, социаль-ном обеспечении, законности содержания, профилактики право-нарушений и безнадзорности и др.). Проверка может быть огра-ничена изучением вопросов исполнения законов одним каким-либо органом или организацией, но может распространяться на отдельные звенья той или иной системы органов в целом или да-же на несколько групп3.

 

В зависимости от характера проверяемых вопросов и конкрет-ной ситуации целесообразно планировать проверки следующих видов: целевая (предметная) проверка исполнения определенных

 

 

о результатах изучения материалов гражданских или уголовных дел, каса-ющихся несовершеннолетних, а также дел об административных правонару-шениях;

 

об исполнении законных требований прокурора, содержащихся в ранее вне-сенных актах прокурорского реагирования;

 

другие необходимые сведения.

1 См.: Организация работы городской (районной) прокуратуры: методиче-ское пособие / под ред. С. И. Герасимова. М., 2001. С. 26.

2 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно -методическое пособие для старших помощников... С. 7.

3 Там же. С. 8.



норм законодательства (исполнение законодательства, регламен-тирующего охрану здоровья несовершеннолетних); комплексная проверка исполнения основных норм действующего законода-тельства, направленная на выяснение широкого круга проверяе-мых вопросов; сквозная проверка, охватывающая полностью структуру городского (районного) органа, которая по своему со-держанию может носить как целевой, так и комплексный харак-тер; контрольная проверка, преследующая цель получения досто-верных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений действующего законодательства.

 

Например, прокурор может проверить соблюдение законов при приеме учащихся в конкретное учебное заведение или во все учебные заведения района, города. Может проверяться одна ста-дия деятельности либо вся деятельность учебного заведения. При комплексной проверке проверяется выполнение основных функ-ций учреждения либо главной функции (например, работа с ро-дителями) во всех имеющих отношение к делу организациях рай-она (образование, дошкольное воспитание, внешкольные учре-ждения и пр.). Проверка состояния здоровья подростков прово-дится в органах здравоохранения, физического воспитания. Во-просы беспризорности и безнадзорности подростков входят в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по работе с несовершеннолетними ОВД и учреждений социальной защиты населения. Различаются провер-ки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная

 

масса проверок относится к категории проверок текущего харак-тера1.

 

Поверки могут проводиться как самостоятельно силами про-куратуры, так и с привлечением специалистов соответствующих ведомств. Необходимость привлечения специалистов обусловле-на характером планируемых мероприятий. В ряде случаев целе-сообразно проинформировать через средства массовой информа-ции население о предстоящей проверке, организовать работу так называемой горячей линии для приема соответствующих сооб-щений от граждан по телефону.

 

Круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе запланирован-ной проверки, зависит от ее цели, задач, характера и направлен-ности, а также от объектов проверки. Так, при проверке исполне-

 

1 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для старших помощников…. С. 9.



ния законов о воинской обязанности и военной службе необхо-димо установить:

 

укомплектованность образовательных учреждений кадровым составом преподавателей ОБЖ преимущественно из числа офи-церов, пребывающих в запасе, либо в виде исключения пребыва-ющих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессио-нальное образование (п. 7 Положения о подготовке граждан Рос-сийской Федерации к военной службе, утвержденного Постанов-лением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441);

 

оснащенность учебно-материальной базы всем необходимым для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в соответствии с гос-ударственными стандартами. Указанная учебно -материальная база включает: предметный кабинет, спортивный городок, эле-менты полосы препятствий, учебные и наглядные пособия, тех-нические средства обучения (п. 20 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра-зования, образовательных учреждениях начального профессио-нального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министерства обороны Рос-сийской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24 февраля 2010 г.);

 

роль руководителей образовательных учреждений в комплек-товании преподавательского состава и оборудовании кабинетов, а также достаточности финансирования на указанные цели из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Россий-ской Федерации1.

 

Межотраслевой характер указанного направления надзора, его многообъектность и тематическое разнообразие проверок вызы-вают необходимость ознакомления с рекомендациями и предло-жениями, содержащимися в информационно-методических мате-риалах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, реко-мендациях координационных совещаний, решениях соответ-ствующих коллегий при осуществлении подготовки к соответ-ствующей проверке.

 

1 Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / рук. авт. кол. Н. П. Дудин. С. 78—79.



До проведения проверочных действий целесообразно прове-дение беседы с руководством проверяемого органа или учрежде-ния для выяснения общей обстановки и получения информации о фактическом положении дел, а также о проведенной работе по исправлению ранее выявленных недостатков. В случае необхо-димости прокурор может поручить подготовить нужные ему для проверки сведения. В большинстве случаев, проверку рекоменду-ется проводить непосредственно с выходом на объект, для того чтобы самому оценить положение дел, начинать рекомендуется с территориального обхода. В обходе должны участвовать долж-ностные лица органа или учреждения, для дачи объяснений по возникающим вопросам. Важным источником сведений для ори-ентировки прокурора в большом массиве информации может служить имеющиеся в каждом органе и учреждении служебная документация: различного рода наряды, папки, журналы, книги, документы, различного рода формы отчетности. В ходе проверки следует обязательно ознакомиться с этими документами, так как

 

в них отражается проводимая органами и учреждениями работа. По мере необходимости прокурор может проверить достовер-ность сведений, например, сравнив их с другой информацией. Имеет смысл получить доступ к актам инспектирования проверя-емого учреждения, если оно ранее проводилось. В ходе проверки возможен опрос лиц, например опрос воспитанников на предмет того, имели ли место факты применения к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы), обоснован-ность их применения, своевременность уведомления об этом прокурора и т. д.1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...