Шизотипическое расстройство личности
Для этого расстройства отмечается дефицит в социальном и межличностном общении, сниженные возможности или дискомфорт при социальных взаимодействиях, определенные когнитивные нарушения и искажения восприятия, эксцентричное поведение. Диагноз основывается на наличии следующих особенностей поведения (5 или более): ♦ идеи отношения (за исключением бреда отношения); ♦ странные верования, сказывающиеся на поведении и несовместимые с субкультурными нормами (суеверия, вера в ясновидение, ♦ необычные ощущения, включая телесные иллюзии; 104 Глава 5. Генетика психических расстройств ♦ странности в мышлении и речи (метафоричная, чрезмерно вычурная, стереотипная); ♦ подозрительность, параноидальное мышление; ♦ неуместные или ограниченные эмоции; ♦ странное, эксцентрическое поведение; ♦ отсутствие близких друзей или доверенных лиц, помимо близких ♦ чрезмерная социальная тревожность, которая скорее связана с параноидальными страхами, чем с негативной самооценкой. Анализ факторов риска для личностных расстройств (шизоидного и шизотипического) показал, что шизотипическое встречается примерно с равной частотой в случае заболевания одного из родителей любым психическим расстройством, будь то шизофрения или аффективное расстройство. В случае шизоидного расстройства личности обнаружено, что оно бывает только у лиц, родители которых больны шизофренией. Шизофрения и шизотипическое расстройство личности, по-видимому, являются разными состояниями, причем некоторые факторы, влияющие на развитие шизотипического расстройства личности, обусловливают и склонность к шизофрении, но не наоборот (Ritsner et al., 1993).
Контрольные вопросы 1. Какие воздействия среды могут вызвать умственную отсталость? 2. Какая хромосомная мутация вызывает синдром Дауна? 3. Какие факторы риска известны для заболевания синдромом Дауна? 4. Назовите причины возникновения синдрома Шерешевского—Тернера. 5. Опишите особенности психики больных с синдромом Шерешевского—Тернера. 6. Какое нарушение хромосомного набора приводит к синдрому 7. Опишите особенности психики и поведения лиц с синдромом 8. Приведите пример генной мутации, ведущей к олигофрении. 9. Каким образом можно предупредить развитие фенилкетонурии? _____________________________________Контрольные вопросы 105 10. Как близкородственные браки влияют на заболеваемость олигофренией? 11. Какова наследуемость аутизма? Какие средовые воздействия оказывают положительное воздействие на больных аутизмом? 12. Назовите генетические факторы, связанные с болезнью Альцгеймера. 13. Назовите факторы, относящиеся к категории средовых воздействий, снижающих риск заболевания болезнью Альцгеймера. 14. Каковы различия в наследуемости биполярной и униполярной 15. Какие факторы среды играют ведущую роль в заболеваемости 16. Каковы показатели наследуемости для заболевания шизофренией? 17. Какие факторы могут отвечать за дискордантность монозиготных близнецов по заболеванию шизофренией?
Глава 6 I ПСИХОГЕНЕТИКА АНОМАЛЬНОГО И АЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Преступность Изучение психогенетики преступности представляет собой достаточно трудную задачу. Во-первых, само явление чрезвычайно сложно и многообразно. Возникает вопрос: какие формы преступности учитывать, все подряд или по отдельным категориям? Очевидны колоссальные различия между, скажем, экономическим преступлением и убийством по неосторожности или преступлениями, совершенными в состоянии аффекта. Во-вторых, возникают проблемы и со сбором информации. Если в случае болезни пациенты сами ищут врачей и ведется тщательный учет медицинских данных, то в отношении преступности картина прямо противоположная — достаточно большое количество преступлений остается нераскрытыми. «Прирожденный» преступник может иметь такие способности, которые позволят ему избегать наказания.
Тем не менее попытки анализа такого сложного социального явления, как преступность, с психогенетической точки зрения неоднократно предпринимались. Конкордантность монозиготных близнецов по этой характеристике выше, чем дизиготных. Например, по данным одной работы, она составляет 71% у монозиготных близнецов и 34% у дизиготных, однако бросается в глаза относительно высокое значение конкор- дантности у дизиготных близнецов. В относительно недавней публи- кации приводятся сходные данные по уголовным преступлениям: конкордантность монозиготных близнецов — 0,52, дизиготных — 0,23. Эта черта окажется еще более выраженной, если принимать в расчет только детскую преступность (соответственно 85 и 75%). Еще одна работа по юношеской преступности дает значения для конкор-дантности монозиготных близнецов 91% и для дизиготных — 73% (Gottesman, Goldsmith, 1994). Поэтому есть все основания полагать, Преступность 107 что средовые воздействия оказывают здесь весьма значительное влияние на дисперсию признака, причем играет роль как раз общая (разделенная) среда. Подобно коэффициенту интеллекта, с возрастом роль воздействия общей среды снижается. В лонгитюдных исследованиях было обнаружено, что наследуемость антисоциального поведения у подростков равна 0,07, а влияние общей среды составляет 0,31. Пожалуй, это самые высокие значения для воздействия общей среды по всем исследованным свойствам личности. При повторных обследованиях взрослых воздействие общей среды падает до 0,05, тогда как наследуемость возрастает до 0,43 (Lyons et al., 1995). Что касается природы средовых воздействий, относящихся к категории индивидуальной среды, то их выявление представляет значительные трудности. У родителей обычно наблюдается довольно выраженная тенденция одинакового отношения к детям при воспитании, однако иногда оно может отличаться, особенно при конфликтах между ребенком и родителями. По поводу антисоциального поведения подростков сообщалось, что 60% дисперсии связано с негативным и конфликтным родительским поведением, специфически направленным на подростка. Однако при анализе выяснилось, что наблюдаемая связь опосредуется в основном генетическими причинами и различия в обращении с детьми отвечают за небольшую часть эффектов индивидуальной среды (2-10%).
В случае антисоциального поведения мы имеем хороший пример реактивной корреляции «генотип—среда». Долгое время считалось, что нарушения норм поведения у подростков связаны с неэффективными стратегиями воспитания родителей, основанными на жестких негативных отношениях, т. е. являются результатом средовых воздействий. Психогенетический анализ показал, что средовые влияния здесь минимальны и в основе антисоциального поведения подростков должны лежать генетические причины. Стало очевидным, что негативное отношение родителей и жесткие методы воспитания являются реакцией на девиантное поведение подростков, связанное с наследственностью. Исследования приемных детей это подтверждают (Ge et al., 1996), причем на реактивную генотип-средовую корреляцию здесь указывает связь между психиатрическим статусом биологических родителей и стилем воспитания усыновителей! Антисоциальность приемного ребенка вызывает жесткую реакцию у воспитателей, непоследовательный и негативный подход, который, в свою очередь, усиливает антисоциальное поведение приемных детей. 108 Глава 6. Психогенетика аномального и девиантного поведения Дети унаследовали генотип, который привел к некоторой реакции среды, в данном случае вызвал определенное поведение приемных родителей. Из-за этого возникает корреляция в поведении биологических и приемных родителей. Анализ данных по приемным детям показывает, что у биологических родственников тех приемных детей, которые впоследствии совершали преступления, отмечается большая вероятность совершения преступлений и большая встречаемость различных психопатий по сравнению с приемными родителями. Последнее обстоятельство указывает на еще одну важную проблему. Причиной преступности может быть аномальное развитие личности, как связанное с наследственными задатками, так и возникшее в результате воздействия среды (болезни, травмы и пр.). Среди преступников вообще отмечается большое число лиц с психопатиями и различными патологиями. Так, по некоторым данным, у 75% преступников отмечается наличие патологических или пограничных изменений в электроэнцефалограмме.
Низкий коэффициент интеллекта может иметь непосредственное отношение к преступности, и не только в том смысле, что он связан с недостаточно продуманным поведением, но и с неспособностью подготовить преступление, скрыть его, привлечь хорошего адвоката, правильно вести себя на суде и т.п. Преступник — это тот, кто совершил преступление, данные же статистики имеются лишь по пойманным и осужденным преступникам, а это не одно и то же. Поэтому в качестве контроля необходимо использовать не общие данные популяции, а группу людей с таким же коэффициентом интеллекта и социально-экономическим статусом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|