Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Гомоцистинурия и другие генные мутации





Еще одной энзимопатией, связанной с нарушением обмена амино­кислот, является гомоцистинурия.При этом заболевании в резуль­тате мутации нарушена структура фермента, участвующего в пре­вращении гомоцистеина в цистатионин. Больные гомоцистинурией страдают от умственной отсталости, различных патологий органов зрения (катаракты, отслойки сетчатки, атрофии зрительного нерва), присутствуют нейропсихиатрические симптомы (судороги, мышеч­ная слабость, эмоциональные расстройства по типу шизофрении). У части пациентов диета с низким содержанием метионина помогает замедлить или предотвратить нейрологические осложнения.

Синдром ломкой Х-хромосомы

Одной из причин отставания в умственном развитии может быть му­тация гена FMR1, расположенного на Х-хромосоме. Так называемый синдром ломкой Х-хромосомысвязан с дефектами, варьирующими


Олигофрения 79

от умеренных нарушений способностей к обучению и гиперактивно­сти до серьезных отклонений и аутизма. Значение коэффициента интеллекта лежит обычно в области 30-65. При изучении факторов, влияющих на умственное развитие детей с этим дефектом, выясни­лась любопытная особенность, касающаяся средовых воздействий на проявления этого наследственного заболевания. Сравнивался коэф­фициент интеллекта родителей, их здоровых детей и детей с синдро­мом ломкой Х-хромосомы. Оказалось, что коэффициент интеллекта родителей хорошо коррелирует с показателями умственного разви­тия здоровых детей. В то же время эта корреляционная связь значи­тельно слабее для девочек и еще менее значительна для мальчиков с синдромом ломкой Х-хромосомы. Это означает, что по коэффициен­ту интеллекта родителей достаточно трудно предсказать конечный результат данного генетического дефекта.

Таким образом, при мутации гена FMR1ослаблено влияние коэф­фициента интеллекта родителей на результаты развития этих детей. В то же время выяснилось, что большое значение имеют средовые воздействия, в частности та среда, которая окружает ребенка дома. Обогащение домашнего окружения, устранение отвлекающих мо­ментов, постоянство в выполнении рутинных процедур благоприят­но сказываются на развитии способности концентрировать внима­ние и, как следствие, на обучении.



Олигофрения и родственные браки

Большое число мутаций, в том числе вредных, являются рецессив­ными. В фенотипе они могут проявиться только, если окажутся в го­мозиготном состоянии. Инбридинг,или близкородственное скрещи­вание, способствует переводу рецессивных аллелей в гомозиготное состояние, поэтому близкородственные браки у человека приводят к повышенной частоте различных наследственных заболеваний. Так, в ряде стран разрешены кузенные браки (между двоюродными брать­ями и сестрами), процент родственных браков велик и в небольших изолированных популяциях. Специальные исследования показали, * что в случае родственных браков резко возрастает количество раз­личных патологий. Например, по данным, полученным в Израиле, в случаях глубокого слабоумия процент родившихся от кузенных браков в 2-5 раз выше, чем для популяции в целом. Исследования, проведенные во Франции, показали, что в случае родственных бра­ков число мертворожденных или умерших вскоре после рождения превышает показатели для неродственных браков почти в 2 раза.


 


 


80 Глава 5. Генетика психических расстройств

Частота случаев олигофрении среди потомков, родившихся от ку-зенных браков, составляет 9,3%, соответствующий показатель для популяции в целом в Англии — 0,8-1%.

Аутизм

Особый вид нарушения развития представляет аутизм, описанный впервые Каннером в 1943 г. Симптомы аутизма проявляются очень рано: ребенок съеживается от прикосновений, не тянется к родите­лям, вернувшимся после периода отсутствия, в 2-3-месячном воз­расте отсутствует улыбка в ответ на голос матери. В целом для аутизма характерна эмоциональная и социальная отстраненность от других людей. Избегание социальных взаимодействий, нарушение или отсутствие подражания другим людям приводят к серьезным на­рушениям развития, прежде всего речи. Речь может отсутствовать полностью либо развиваться с большим отставанием и искажени­ями. У 66-75% больных аутизмом коэффициент интеллекта ниже 70 баллов, такие больные требуют специального ухода в течение всей жизни.

Отсутствует воображение, эмоциональная эмпатия, не воспри­нимаются чувства и переживания других, отмечается выраженное нарушение способности начинать и поддерживать разговор. Они не понимают намеков, юмора, не могут хранить секреты. Эксперимен­тально показано отсутствие понимания того, что могут испытывать, переживать и даже знать другие люди. Например, аутичному ребен­ку показывают куклу, которая кладет шарик в корзинку, а затем ухо­дит через дверь кукольного дома. В ее отсутствие ребенок наблюда­ет, как шарик изымается из корзинки. Когда кукла возвращается, ребенка спрашивают, где кукла будет искать шарик, и он неизменно показывает не на корзинку, а туда, где шарик находится сейчас. Если тот же эксперимент проделать с ребенком, больным синдромом Дау­на (с таким же коэффициентом интеллекта), он ответит на вопрос правильно.

Еще одна характерная черта — резко ограниченный репертуар активности, очень часто стереотипно повторяющийся. Наблюдается невероятная настойчивость в соблюдении рутинных ритуалов, боль­ной активно противится даже минимальным изменениям. Круг ин­тересов резко ограничен. Ребенок игнорирует других детей и предпо­читает играть один, причем склонен к повторяющейся, стереотипной активности (может часами наблюдать вращающиеся предметы, пере-


 


Аутизм 81

сыпать песок между пальцами, перекладывать объекты в каком-то непонятном порядке). Эта тенденция полностью концентрировать внимание на каком-то объекте или деятельности и невозможность переключать внимание является характернейшей чертой аутизма. С нарушениями механизмов внимания, в частности привлечения внимания, связан такой типичный признак аутичного ребенка, как отсутствие (или избегание?) контактов взглядами. При аутизме час­то отмечаются длительно повторяющиеся стереотипные простые дви­жения: раскачивание, наклоны, хлопки, щелканье пальцами. Иногда такая деятельность направлена на самого себя. Больной может ме­тодично наносить себе удары вплоть до появления физических по­вреждений.

Смена типа активности может даже спровоцировать эмоциональ­ный кризис, так же как и незначительные изменения в окружающей среде, например любые изменения в обстановке (убрали игрушки в комнате или сложили их в другом порядке, поставили новую мебель и т. п.). В связи с этим наблюдается избегание нового, больные пред­почитают поддерживать прежний распорядок дня, носить каждый день одну и ту же одежду, выбирают один и тот же маршрут движения.

У очень небольшого числа больных аутизмом (так называемых autistis savants) на фоне умственной отсталости иногда обнаружи­ваются некоторые экстраординарные способности. Это может быть способность к молниеносным арифметическим вычислениям, музы­кальные способности, память, рисование. Так, описан случай, когда 8-летний больной аутизмом с одного взгляда мог воспроизвести все цифры таблицы или молниеносно умножить четырехзначные циф­ры. В другом примере ребенок 6 Vi лет мог писать слова в обратном порядке с такой же скоростью, как и в прямом.

Заболеваемость аутизмом составляет 0,7-5,6 случаев на 10 тыс., причем преобладают мальчики (75% случаев аутизма). Большинство признаков становятся очевидными уже к концу третьего года жизни. В самое последнее время в ряде штатов США сообщалось об увеличении заболеваемости аутизмом. Долгое время считалось, что при­чиной аутизма является неправильное поведение родителей, их не­способность поощрить правильное поведение и установить тесную связь с ребенком. В настоящее время ясно, что в основе этого заболе­вания лежат биологические причины.

Анализ заболеваемости родственников показывает, что риск ау­тизма для братьев и сестер больного составляет 2,5-8,6%, что более чем в 100 раз превышает средние значения для популяции в целом.


82 Глава 5. Генетика психических расстройств

Если в семье два аутичных ребенка, то шанс заболеть для третьего составляет 35%. В одной работе, выполненной в штате Юта, было по­казано, что в 11 семьях, где отец страдал аутизмом, более чем у поло­вины из 44 детей отмечен аутизм. Обнаружено, что среди братьев и сестер больного аутизмом значительно чаще, чем в среднем, встреча­ются нарушения в обучении чтению и правописанию, депрессивные состояния. Однако характерно то, что отсутствует связь с шизофре­нией. Это важно, поскольку ряд симптомов аутизма (но далеко не все!) сходен с признаками шизофрении, и некоторые ученые сначала рассматривали его как форму шизофрении. Сейчас очевидно, что это разные заболевания, в частности, детская шизофрения проявляются только после 5 лет, заболеваемость среди лиц обоего пола одинакова, и в семьях больных аутизмом частота заболеваемости шизофренией не превышает средней в популяции.

Средние значения конкордантности по аутизму для монозигот­ных близнецов составляют 73%, для дизиготных — 7%. Отсюда высо­кий коэффициент наследуемости, который в отдельных работах оце­нивается в 90% (разброс для разных исследований от 65 до 90%). Таким образом, аутизм в очень большой степени определяется осо­бенностями генотипа.Анализ данных показывает, что, возможно, с аутизмом связано от 2 до 10 локусов.

Сообщалось о целом ряде отклонений в нормальном развитии мозга при аутизме, например на уровне нейрональной организации в миндалине (ядро, тесно связанное с эмоциональными реакциями) или в гиппокампе. У 25% аутичных детей во взрослом или подрост­ковом возрасте развивается эпилепсия. Однако если смотреть на данные в целом, то отсутствует какой-либо постоянный патологиче­ский фактор, специфический для аутизма.

В случае аутизма не найдено эффективных средств фармакологи­ческого лечения, однако получены определенные успехи в поведен­ческой терапии, когда удается достичь полезного результата с помо­щью методов коррекции поведения, основанных на обучении. Речь идет об интенсивном обучении тем особенностям поведения, в отно­шении которых наблюдается дефицит при аутизме. Прежде всего, это обучение обращению внимания, поддерживанию контакта взглядов, тому, как смотреть и в то же время слушать. Большинство коррекционных техник основано на принципах классического обусловлива­ния и инструментального обучения.

Обучение затрудняется большими индивидуальными различия­ми, существует и целый ряд других сложностей. Даже самые способные больные не могут правильно действовать или рассуждать в но­вых или необычных ситуациях, в условиях, когда имеется слишком большой выбор.


Аутизм 83

Им крайне необходимы систематичность и рутин­ное повторение в сочетании с простыми и четкими инструкциями, объясненными простым языком. Большие проблемы возникают с подкреплением правильного поведения, поощрением и ободрением. Дело в том, что аутичные дети не обнаруживают никакой реакции на внимание и похвалы, особенно в начале. Психотерапевт может на­чать с предложения сладостей (любимой пищи, напитка), сочетая его с улыбкой и похвалами, т. е. попытаться выработать нечто вроде реф­лекса второго порядка. В конце концов ребенок начинает связывать сласти с одобрением и поощрением и добиваться их.

Один из наиболее часто используемых методов — это системати­ческая тренировка отдельных правильных действий. Ребенку пред­лагают указать на какой-либо предмет или дотронуться до чего-либо, немедленно поощряя правильное действие. Такие действия повторяются десятки раз. Постепенно выбор можно разнообразить. В дальнейшем начинают добиваться ответов на вопросы, которые постепенно включают все больше требований. Дети, которые плохо говорят, поощряются за правильное повторение слов или отдельных звуков.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.