Особенности мировоззрений Нового времени
Эпоха Нового времени ознаменовала собой очередной этап в развитии человечества. Его предпосылкой стали уникальные социально-экономические отношения, складывающиеся на территории Западной Европы с 15 по 18 в. н.э. Речь идет о становлении буржуазных отношений. До этого периода западноевропейская цивилизация отличалась от других (Византии, исламского мира, Индии, Китая и т.д.) несущественно, несмотря на своеобразие культурных явлений, экономической основой развитых средневековых цивилизаций был тот или иной вариант феодализма. Поэтому, когда какое-либо из государств выходило в своем развитии на передовые позиции (например, арабский мир в 7—9 вв. н.э.), этот отрыв не был принципиальным. В Новое время картина изменилась; социально-экономическая эволюция стран Западной Европы привела к тому, что другим государствам мира реально угрожали потеря независимости и превращение в европейские колонии. Лидерство западноевропейской цивилизации проявлялось и в сфере гуманитарного знания, в частности в области философской мысли, так как новые европейские реалии требовали адекватной мировоззренческой реакции. Если в древнее время или в Средневековье философия развивалась в нескольких центрах, то в Новое время теоретические новации вырабатываются в основном западноевропейской философией, вне ее духовного ареала ощущается определенный философский застой. Культурные причины происходящих начиная с 15 в. перемен в Западной Европе сложны и разнообразны. Огромную роль здесь играет античное наследие, влияние которого усиливается активной интеллектуальной миграцией. В процессе завоевания Византии турками к едино- 74 75
верцам в Европу уезжают образованные византийские подданные — ученые, художники, богословы и т.д. В основном они селятся в Италии. В результате их переводческой деятельности появляется колоссальный интерес к античности, в первую очередь к ее гуманистическому наследию. Стремление копировать античные образцы становится главным в эпоху Возрождения — начального этапа Нового времени. Однако античное наследие служит лишь своеобразным катализатором происходящих процессов. Христианское мировоззрение, господствующее на протяжении периода Средневековья, играет не менее важную роль в формировании ментальных основ Нового времени. Идеи индивидуализации души, личной ответственности человека, равенства людей и т.д. получают распространение именно в средневековый период. Несмотря на ярко выраженную религиозную окраску (ответственность человека перед Богом, равенство людей перед Богом и т.д.), эти идеи постепенно становятся естественными и для других форм общественного сознания. Правовая и политическая культура Нового времени немыслима без них, достаточно вспомнить лозунги буржуазных революций. Таким образом, мировоззрение Нового времени формируется на основе своеобразного синтеза духовных достижений античности и Средневековья. Этот синтез обусловлен новыми социально-экономическими условиями. Развитие капитализма вело к доминированию в этической теории таких нравственных принципов, как индивидуализм, рационализм и утилитаризм. 2.7.2. Периодизация Условно развитие этики Нового времени можно разделить на несколько этапов. 1. С 15 по 16 в. — этика эпохи Возрождения, или Ренессанса (в основном области Италии). 2. С 17 по 18 в. — этика эпохи Просвещения (Голландия, Англия и Франция). 3. Конец 18 — начало 19 вв. — исторически краткий период немецкой философско-этической классики. 2.7.3. Этические воззрения в эпоху Возрождения
Мыслители Возрождения не ограничивают свою деятельность философскими рамками, они широко применяют свои энциклопедические знания практически во всех сферах жизни, поэтому их имена хорошо известны: Данте Алигьери, Николай Кузанский, Нико-. лай Коперник, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Якоб Бё'ме, Галилео Галилей и др. Философия этих мыслителей опирается на модификации ари-стотелизма, платонизма и эпикуреизма. Они создают пантеистическую по сути картину мира. Особенность их мировосприятия в отождествлении Бога и природы и как следствие в обожествлении природы. Бог Возрождения безличен, его требования сливаются с естественными законами. Смысловой упор в учениях делается на природу, а не на Бога, т.е. пантеизм постепенно переходит от мистического варианта (Н. Кузанский) к натуралистическому (Д. Бруно). В конце Возрождения натурфилософское отношение к миру становится определяющей тенденцией. Еще одной важной чертой данной эпохи стал антропоцентризм (гуманизм). Своеобразный антропоцентризм был свойствен и средневековому сознанию, однако сфокусирован он был на потустороннем бытии человека. Мыслителей же Возрождения интересует земной аспект человеческой деятельности. Натуралистический подход Возрождения, несомненно, стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений. Происходит нравственная реабилитация отдельного «земного» индивида. Этическими категориями становятся понятия «самосохранение», «филавтия» (т.е. любовь к самому себе) и т.д. Центральная проблема этики — статус человека. Мыслители говорят как о физической красоте, так и о духовности человека — о его нравственном величии, достоинстве. Духовные качества индивида состоят в его возможности преодолеть свое животное состояние, варварство, в способности к нравственному самосовершенствованию. Доказательством достоинства человека, величия его разума является культура (науки, ремесла, искусства и т.д.). Характерно, что понятие «творчество», бывшее прерогативой Бога, начиная с эпохи Возрождения используется применительно и к человеку. Человек как бы усовершенствует созданный Богом мир. Отвергая представления о жалкой земной человеческой участи, типичной для Средневековья, мыслители Возрождения говорят о наслаждении осмысленной жизнью. Такое наслаждение не гедонистично, поскольку предназначение человека заключается в созидательной деятельности, а долг — в познании. Нравственная задача состоит в том, чтобы максимально развить свои способности, реализовать свой потенциал в великих деяниях. Особую остроту это требование получает в учениях, отрицающих бессмертие души. С таким подходом связано понятие «героический энтузиазм» Джордано Бруно, мыслителя, потрясшего воображение современников тем, что он взошел на костер за свои идеи.
Большое внимание гуманисты Возрождения уделяли общественному устройству. Их взгляды на роль человека в обществе разнообразны. Так, Никколо Макиавелли подробно рассматривает современную ему социальную действительность. Исходя из представлений об изначально злой природе человека, он дает рекомендации политическим лидерам с^воей страны. Суть их в манипуляции низменными страстями человека, ее превращении в средство государственной политики. Подобные взгляды стали впоследствии образцом политической безнравственности, аморализма. Иначе видят задачи государственного устройства Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Считая, что в природе человека заложены добрые качества, которые непременно будут реализованы в будущем, эти мыслители моделируют в своих произведениях «идеальные» сообщества. Реабилитация мира и человека, предпринятая в этических трудах эпохи Возрождения, стала необходимым этапом перехода от средневековых ценностей к ценностям Нового времени. Учения гуманистов, побеждая средневековый аскетизм, становились теоретическим обоснованием творчества мастеров, художников и ученых. Вытекающая из пантеистических установок этих учений концепция «всеобщей» религии содействовала гуманистическому истолкованию нравственного христианского идеала, противостояла как католическому, так и протестантскому фанатизму.
2.7.4. Этика протестантизма Гуманисты эпохи Возрождения — небольшая группа интеллектуалов, не идущая на открытый конфликт с церковью. Для большинства из них отношение к господствующему религиозному вероучению — католичеству ограничивается религиозным индифферентизмом. Однако с 16 в. в Западной Европе возникает мощное народное антицерковное движение — протестантизм. Его лидерами стали М. Лютер, Ж. Кальвин и др. Смысл их протеста в требовании коренного реформирования римской католической церкви, возвращения к первоначальному, апостольскому христианству. Кроме социально-экономических и национальных причин возникновения этого движения, следует отметить и другие. В первую очередь протестантизм ознаменовал новый уровень общественного сознания в Западной Европе. Критика церкви с этой точки зрения являлась критикой ее посреднической деятельности между человеком и Богом. Человек в учениях реформаторов духовно самостоятелен, он достиг такой ступени развития, что Бог может обратиться к нему непосредственно. Благодаря этому обстоятельству нравствен- ные требования Бога к человеку не искажаются посредническими инстанциями. Этика протестантизма последовательно монотеистична. Бог настолько выше созданного им мира, что даже теодицея, т.е. оправдание зла, творимого в мире при попустительстве Бога, является кощунством. Лидеры протестантизма говорят о нравственной ничтожности человека, безмерной удаленности от Бога из-за грехов. Однако в то же время они подчеркивают и его высочайшую личную ответственность перед Богом. Человек должен лично искупать свой грех тяжелым трудом, а не распределять его в рамках церкви на всех или использовать для его замаливания чужую святость (для чего в католической церкви существует институт индульгенций). Этот своеобразный вариант религиозного индивидуализма, соединенного с искупительным культом труда («молись и работай»), оказался чрезвычайно созвучен требованиям эпохи, недаром многие исследователи указывают на тесную связь протестантизма с развитием капиталистических отношений. 2.7.5. Этические воззрения в эпоху Просвещения (Р. Декарт, Г. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, английский и французский сенсуализм, французский материализм) К 17—18 вв. идея суверенности нравственного субъекта становится центральной. В качестве средства ее утверждения, позволяющего также объяснять и общеобязательность морали, выступает разум. 17—18 вв. являются по преимуществу веками рационалистической этики. В отличие от других эпох, в частности античности, рационализм Нового времени не созерцательный, а деятельный. Иными словами, разум нацелен на изменение «земного» мира, он призван обуздать эгоистическую природу человека, согласовать индивидуальные устремления с общественным благом, придать жизнедеятельности людей созидательный характер! Отсюда и типичная для эпохи идея прогресса. Такая установка рождает иллюзию возможности нравственного переустройства человека и общества путем просвещения.
Большое влияние на нравственные воззрения оказывает новая картина мира, формирующаяся в это время. На смену статической гармонии мира приходит гармония динамическая, в естествознании утверждается классическая механика. Своеобразно решается и важная для религиозного мировоззрения проблема взаимоотношений Бога и мира. В средневековом теизме Бог постоянно и произвольно влияет на мировой процесс, отсюда и чудо как явление, нарушающее естественный ход вещей. Для науки же чудо неприем- 79 лемо. Эпоха Просвещения дает свой вариант решения этой проблемы. В это время становится популярным представление о том, что Бог, создав мир, отстраняется от его дел, подобно часовому мастеру, который, отладив и заведя часы, больше не вмешивается в их работу. Фактически мир рассматривается как)идеально отлаженный и поэтому самодостаточный механизм. Похожим образом воспринимается и сам человек. Механицизм как принцип используется в этических учениях. Р. Декарт Наиболее ярко рационализм представлен в творчестве гене Декарта (1596—1650), изложившего свое этическое учение в сочинениях «Страсти души» и «Рассуждения о методе». Применение этим философом механики для объяснения телесных и психических функций человека привело к решительному повороту в понимании нравственности, ее естественно-научному истолкованию. Противопоставление духовного бытия человека телесно-чувственному, так называемый психофизический дуализм, типично для антропологических воззрений мыслителя. Человек у Декарта — разумная машина, которая, оптимизируя свое существование, приспособляется или, наоборот, вступает в конфликт с внешним миром. В этике Декарта господствует принцип эффективности. Разум так регулирует аффекты (чувства радости, печали, гнева, удовольствия и т.д.), чтобы при минимуме затрат получить максимально полезный эффект. Так, даже любовь, по мнению мыслителя, хороша потому, что полезна для здоровья. Нравственность с такой механической точки зрения выполняет с помощью разума роль инженера при машине-человеке. Человек развивает собственную добродетель как некий метод самоконтроля для выживания в мире. Не будь ее, человек пошел бы по пути страстей — наслаждений, гнева и т.д. — и погиб. Отсюда восприятие телесно-чувственного бытия как неэффективного, не ведающего своей частной выгоды, а следовательно, безнравственного. Таким образом, кроме рационализма в этике Декарта присутствует и элемент утилитаризма. Следует отметить, что человек в учении Декарта рассматривается вне общественного контекста, изолированно. Т. Гоббс Особенности построения и функционирования общественного механизма, в первую очередь государственного, подробно рассмотрены у другого крупнейшего философа Нового времени — Томаса Гоб-бса (1588—1679). Этические проблемы этот философ изложил в произ- 80 ведениях «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», «О свободе и необходимости», «Основы философии». Его концепция утверждает типичные для Нового времени буржуазные ценности — индивидуализм, утилитаризм, рационализм. Исходя из идеи, что природа создала людей, равными по физическим и умственным способностям, Гоббс показывает эгоистичного индивида, расчетливо ориентированного на власть и личную пользу. Человек, стремясь к самосохранению, вступает в конфликт с другими людьми. По мнению Гоббса, нравственность является результатом целесообразного соглашения, договора между людьми. Правда, многие мыслители, принимая во внимание представления Гоббса об эгоистической природе человека, видели в нем представителя сенсуализма, т.е. приверженца чувственного источника нравственности. Являясь сторонником механистического подхода, Гоббс считал, что законы человеческого поведения в обществе так же строги и необходимы, как законы естественные, природные. Атомизируя социум, философ рассматривал отношения между людьми как объективно-причинные и, таким образом, доступные научному познанию. В таком представлении, когда изучаемый предмет рассматривается как структура элементов с предсказуемой системой отношений, ярко проявился характерный для эпохи Просвещения тип мышления. В этике Гоббс придерживается теории Макиавелли, утверждая наличие изначального зла в человеке. Он оценивает естественное состояние индивидов как состояние войны каждого против всех. Из закона самосохранения индивида следует его стремление к пользе. Так как человек живет в обществе, то для реализации своей частной пользы ему необходима власть. Борьба за власть, присущие человеку ненависть и страх требуют неких правил, иначе отношения между людьми могут закончиться их взаимным уничтожением. Вырабатываемые правила — суть негласного общественного договора. Разум помогает в установлении этих правил, научный подход делает их оптимальными (на основе этой идеи Гоббса впоследствии будут созданы буржуазные конституции, в частности Всеобщая декларация прав человека). Нравственность рассматривается философом как система норм, выражающих реальные изменчивые отношения полезности. Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса, раньше люди не знали естественных причин своего поведения (власти и пользы), поэтому утверждали абсолютные (неизменные, вечные) нравственные идеи. Б. Спиноза Еще одним вариантом этических воззрений Нового времени стал рационалистический пантеизм. Его ярким представителем был 81 Бенедикт Спиноза (1635—77). Основной труд Спинозы «Этика» представляет собой учение о вечной и бесконечной субстанции и человеке как ее части. Учение Спинозы ограничено рамками механистического мировоззрения, хотя и имеет свои особенности, обусловленные пантеизмом. Философ не считает, подобно Декарту и Гоббсу, атомарное существование индивидов истинным. По его мнению, настоящим предназначением человека является его духовное слияние с божественной субстанцией. Тем не менее Спиноза признает существующий в обществе индивидуализм. Человек, по мнению мыслителя, руководствуется в своей жизнедеятельности безнравственным стремлением к самосохранению и выгоде. Отсюда в обществе постоянная борьба частных интересов, всеобщая ненависть и отчуждение. Однако благодаря разуму человек может и должен упорядочивать слепые аффекты (такие, как радость, печаль, вожделение), самосовершенствоваться, приближаться к вечным, не зависящим от общественной конъюнктуры ценностям. Аффекты разъединяют, разум же, наоборот, объединяет людей друг с другом и в конечном счете с их субстанциональной основой. Благодаря разуму человек осознает свое глубинное единство с миром. Таким образом, чтобы стать нравственным, он должен преодолеть свой чувственный эгоизм в интеллектуальной любви к божественно-природной субстанции и различным ее проявлениям. Вывод мыслителя тесно связан с идеей единства человеческого рода. Рационализм Спинозы проявился в его понимании такой важной этической категории, как свобода. По его мнению, свобода — это осознанная необходимость, т.е. возможность выбора, основанная на знании законов. Отсюда и его идеал мудреца, человека, который сумел подняться над своими аффектами и в жестоком мире «не плачет, не проклинает, а понимает». Г. Лейбниц К рационалистической этике следует отнести и немецкого философа Готфрида Лейбница (1646—1716). Разрабатывая идеалистическое учение об иерархии неделимых духовных сущностей — монад (т.е. единичных), Лейбниц приходит к своей знаменитой теории оптимизма. По его мнению, наш мир — лучший из миров, так как из всех возможных вариантов миров Бог выбрал наилучший. В мире царит гармония, поэтому зло — лишь необходимый и частный элемент вселенной. Объясняя свою позицию, Лейбниц прибегает к теодицеи, учению, оправдывавшему Бога, допустившего существование в мире зла. Отсюда и название од- ного из главных трудов мыслителя — «Теодицея» (1710). Основу нравственного зла Лейбниц видит в свободной, но ослабленной грехом воле человека. Кроме рационалистического направления в этике, представленного Р. Декартом, Б. Спинозой и др., в 17—18 вв. развивалось и сенсуалистическое (т.е. чувственное, эмоциональное) направление, признающее источником нравственности чувства. Значение разума при этом не отрицалось (как это произошло позже в иррационали-стических учениях 19—20 вв.) и тем не менее ему отводилась второстепенная роль. Английский и французский сенсуализм К сенсуалистам относится английский философ Д. Локк (1632—1704), отождествлявший добро и зло с комфортом и дискомфортом во взаимоотношениях человека с другими людьми. Таким образом, нравственные нормы должны быть просто удобны и выгодны, они связаны с полезностью, а не с истинностью (т.е. разумом). Критерием оптимальности нравственной нормы выступает опыт. Последователи Локка Д.Юм (1711—76), А. Фергюсон (1722—1816), А. Смит (1723—90) считали, что основанием нравственности является противостоящая эгоизму способность к проявлению симпатии и альтруизму. При этом философы подверкивали, что соображения полезности также присутствуют в нравственных оценках. Сенсуалистическая тенденция в пантеизме Просвещения представлена именами А. Шефтсбери (1671—1713), Ж. Руссо (1712—78) и др. В этом течении за основу нравственности берется также не разум, а естественные человеческие чувства (например, благожелательность, справедливость, сострадание и др.). В соответствии с логикой пантеизма за этими социальными чувствами признается и их первичность. Вторичными, а следовр^льно, производными становятся чувства индивидуализирующие (такие, как эгоизм). Они возникают одновременно с собственностью. Мыслители акцентируют внимание на конфликте доброй человеческой природы и цивилизации, ведущей к падению нравов. Реконструкцию естественной нравственности, по их мнению (особенно ясно это выражено у Руссо), может обеспечить политическое устройство, гарантирующее свободу, равенство и братство. Неслучайно тесно связавший нравственность и политику Руссо считался одним из идеологов Французской революции. Французский материализм Материалистическое течение представляли П. Гольбах (1723—89), К. Гельвеции (1715—71) и др. Они, наоборот, считали, что основой нравственности является именно «любовь к себе», эгоизм, который с помощью разума превращается в двигатель прогресса, так как человек непрерывно стремится к удовлетворению своих все возрастающих потребностей. Более того,.чтобы человек мог максимально реализовать себя, необходимы соответствующие социальные институты, а следовательно, эгоизм влияет и на общественный прогресс. Такой подход привел к возникновению теории «разумного эгоизма», главная идея которой в следующем: преследуя свои частные интересы, человек способствует общественному благу. Иными словами, эту идею можно выразить так: мораль, предлагающая установку на общественное благо, оказывается полезной индивиду, поскольку позволяет ему оптимально реализовать свой интерес. Гарантия такой гармонии — эффективное законодательство. Нужно заметить, что разнообразие этических поисков Нового времени не исчерпывается наследием упомянутых здесь мыслителей. Немало интересного можно найти и в произведениях близкого к критическому сенсуализму Б. Мандевиля (1670—1733), а также Ф. Ларошфуко (1613—80), Б. Паскаля (1623-62) и др. Итоги этических поисков эпохи Просвещения Учения философов Просвещения оказали большое влияние на развитие как западноевропейской, так и мировой культуры. Главным их итогом стала фундаментальная идея прав и свобод человека, суть которой в том, что человек от природы равен другому человеку и обладает неотчуждаемыми правами, к числу последних относится право на жизнь, достоинство, неприкосновенность собственности, свобода совести, стремление к счастью и т.д. Нравственный долг состоит в том, чтобы самостоятельно организовывать свою жизнь, не нарушая при этом прав других лиц. Именно эти принципы этики Просвещения стали нормами поведения людей в цивилизованном обществе. С Нового времени они приобретают обязательный характер, более того, закрепляются конституционно (французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация независимости США и т.д.). 2.7.6. Этика немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) Немецкая классическая философия является вершиной философской культуры Нового времени. В трудах немецких мыслителей 84 (И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля) были собраны и творчески переработаны этические идеи предшественников, в результате чего наука о нравственности поднялась на качественно новый уровень, что получило отражение уже в произведениях первого немецкого классика — Иммануила Канта (1724—1804). И. Кант Кант ставил перед собой задачу критики догматического разума, т.е. разума, неправомерно претендующего на решение любых проблем. До-кантовской философии, делавшей, например, часто взаимоисключающие умозаключения о строении бытия, был присущ догматизм. Хрестоматийны в этом смысле схоластические споры: сколько ангелов поместится на конце иглы, способен ли Бог создать тяжесть, которую не сможет поднять, и т.д. На самом деле, считает немецкий мыслитель, в познании природы и Бога человек принципиально ограничен. Исследованию границ человеческого познания был посвящен труд «Критика чистого разума» (1781), сделавший философа знаменитым. Кант приходит к выводу, что реальный мир недоступен человеческому пониманию. По сути, человек познает лишь продукты собственного сознания. Механизм такого познания прост. Человек адаптирует свои контакты с реальным миром в приемлемую для себя форму. Возникающие уже после адаптации в сознании человека образы мира ничего общего с реальным миром не имеют. Мыслитель называет такие образы феноменами (в философской традиции так называются явления, сущность (или причина) которых нам неизвестна). Тем не менее в том, что реальный мир есть, Кант не сомневается, так как только он, по его мнению, и может стимулировать деятельность сознания. Кант пишет о реальном мире, как о чем-то непроницаемом, закрытом для разума, как о мире вещей-в-себе. Человек может только бездоказательно предполагать (верить), каков этот мир. На таких предположениях Кант и строит свое этическое учение. Таким образом, он, по его собственным словам, ограничивает своей критической философией разум, чтобы предоставить место вере. Реальный мир вещей-в-себе (иначе потусторонний, трансцендентный) становится основой нравственного учения И. Канта. Этическому анализу посвящен еще один знаменитый труд немецкого мыслителя «Критика практического разума» (1788), а также «Основы метафизики нравственности» (1785) и «Религия в пределах только разума» (1793). По мнению Канта, значение мира вещей-в-себе настолько велико, что человек всегда хотел иметь о нем какое-либо представление. После указанных философом границ познания оно возможно не на основе знания, а на основе веры. И необходимо такое представление не для познавательной деятельности, но для деятельности нравственной, т.е. практической. Представления, возникающие у верующего человека о мире ве-щей-в-себе, Кант называет ноуменами. В этом мире существует Бог, бессмертные души (личности), а также свобода. Выделенные ноумены, считает Кант, можно считать основаниями нравственной деятельности. На это указывает их распространенность в качестве высших нравственных идей. Причем они являются не смутным чувством отдельного человека, но ясным, объединяющим все человечество убеждением. 1. Идея свободы — исходный пункт нравственного учения: без нравственного выбора, убежден Кант, нет морали. 2. Идея бессмертия души, по мнению философа, необходима потому, что нравственное совершенство требует вечности. 3. Идея Бога. Благодаря ей нравственность связывается с блаженством. В единении нравственности и блаженства заключается высшее Благо и справедливость. В земной (феноменальной) действительности добродетельный человек неблагополучен, смертен и подчинен необходимости. Поэтому, убежден Кант, если бы не вера в ноуменальный мир, истинная нравственность была бы невозможна. В итоге концепциям, основанным на стремлении к чувственному удовольствию, к счастью или к личной выгоде, Кант отказывает в этическом звании. По мнению мыслителя, эти концепции исходят из законов природы, т.е. из «необходимости», а не из свободной человеческой деятельности. Вера немецкого философа в ноуменальный мир противоречит грубой феноменальной реальности, поэтому для ее поддержания необходимо осознаннее (т.е. основанное на мышлении) волевое усилие. Оно бескорыстно, поэтому, считает Кант, — доброе. Таким образом, добрая воля является предпосылкой нравственности. Если в феноменальном мире человека принуждают выполнять те или иные естественные законы, то в ноуменальном он может выступить их творцом. По мнению Канта, такая возможность подчеркивает ответственность человека как нравственного законодателя. Оптимальность законов ноуменального мира обеспечивается человеческим разумом, поэтому эти законы не произвольны, но необходимы. «Чистый», т.е. свободный от влияния страстей или выгоды, разум в состоянии вывести такие же безукоризненные нравственные законы, как математические. Своим совершенством они вызвали бы уважение всякого разумного существа, которое стало бы следовать S6 им не по принуждению, а свободно. Кант называет нравственный закон категорическим императивом (т.е. безусловным требованием) и дает ему следующую формулировку: поступай так, как если бы максима (правило), из которой вытекает твое действие, должна была посредством твоей воли стать всеобщим законом. Он видит в человеке всегда цель, а не средство и, следовательно, сообщество разумных существ рассматривает в качестве царства целей. Очевидно, что, выводя из разума общезначимые законы ноуменального мира, Кант, по сути, проводит теоретический анализ особой сферы нравственного сознания. В этом смысле творчество немецкого философа является определенным рубежом в развитии этической рефлексии. Обычно внимание мыслителей задерживалось не на формальной, а на содержательной стороне нравственности. Неслучайно поэтому некоторые исследователи считают учение Канта свидетельством окончательного утверждения этики в структуре философского знания в качестве самостоятельной науки. Радикальное противопоставление феноменального (посюстороннего) мира ноуменальному (потустороннему) позволило заявить об автономности нравственности как сферы человеческого бытия. До и после немецкого философа нравственность в целом являлась гетерономной, т.е. источник нравственных норм искали вовне: в Боге (религиозная этика), природе (натуралистическая этика) или обществе (социальная этика). Кант же утверждает ее самодостаточность. В результате такого подхода на человека ложится большая ответственность. Ведь выполнение нравственных требований в феноменальном мире не дает ему ничего, кроме чувства самоуважения. Требования же так высоки и неестественны, что зачастую идут вразрез с интересами человека, угрожая его благополучию, спокойствию и т.д. Тем не менее выполнять эти требования, преодолевая свои эгоистичные склонности, необходимо. При этом следует отличать целенаправленное нравственное действие от случайных совпадений. Кант подчеркивает, что, даже когда человек совершает добрый поступок, но при этом руководствуется не долгом и совестью, а естественным велением сердца, поступок нельзя признать нравственным. Здесь проявляется кантовский ригоризм. И. Фихте Творчество И. Канта стимулировало появление целого ряда философских учений, важное место в которых занимала этическая 'составляющая. К одной из таких систем относится «наукоучение» Иоганна Фихте (1769—1814). 87 Фихте продолжает развивать идею об активности человеческого разума, приходя при этом к отрицанию кантовской вещи-в-себе. По его мнению, источником ощущения является не некая непознаваемая, потусторонняя по отношению к сознанию сущность, но само сознание. Предмет познания, таким образом, окончательно теряет свой независимый от человека источник, превращаясь в неотъемлемый элемент самопознания. В этом процессе сознание открывает себя в качестве познаваемого объекта и познающего субъекта одновременно («не-Я» и «Я»). Примером может служить частная ситуация, когда в попытке самоанализа человек фиксирует лишь свои бесконечные маски-состояния, оставаясь при этом так и неузнанным, неуловимым для самого себя исследователем. Объекты, т.е. продукты деятельности сознания, статичны, поэтому их можно исследовать. Само же сознание динамично, оно постоянно в движении и уловить его невозможно. Бесконечный поиск самого себя, стремление исчерпать все свои объективные состояния составляет, по Фихте, главную цель сознания. Этот вывод положен в основу этического учения мыслителя. По его мнению, деятельность в качестве самоцели (самопознания) есть не что иное, как автономная, а потому нравственная деятельность.1 Результатом такой деятельности сознания является все более усложняющийся объективный мир (природа). Однако этот мир — лишь материал для выполнения долга. Преодоление очередного объективированного состояния становится упражнением для добродетели. Задача сознания заключается в том, чтобы не останавливаться на достигнутом уровне, но стремиться к более сложным формам самопознания. Переходя от абстрактного (или божественного, родового) сознания к индивидуальному, Фихте конкретизирует нравственные задачи. В плане осуществления всеобщей нравственной цели каждому человеку указано его особое назначение. Индивид должен осознать свое призвание и, исходя из этого, строить свою жизнь. Категорический императив Фихте приобретает следующую формулу: «поступай согласно своему назначению». Бескорыстное действие является добром, бездеятельность или деятельность, направленная на ложную цель (например, на уже пройденный этап), — злом. Гармоничное сообщество личностей является эффективным инструментом решения нравственных задач. Поэтому Фихте гораздо больше, чем Кант, уделял внимания различным общественным институтам (семье, государству и т.д.). Ф. Шеллинг На творчество Фридриха Шеллинга (1755— 1854) оказали влияние критическая философия Канта и особенно «наукоучение» Фихте. Шеллинг соглашается с утверждением Фихте, что объективный мир есть продукт деятельности высшего сознания. Этот усложняющийся процесс самопознания духа — от бессознательного состояния ко все более сознательному, по мнению Шеллинга, отражается (опредмечивается) в развитии природы — от неорганической ее формы, через органическую к разумной. Однако в отличие от Канта и Фихте мыслитель не видит в объекте оппозиции субъекту. Неслучайно его учение называют «философией тождества» (субъект-объектного). В результате Шеллинг считает, что природные законы не противоречат нравственным, более того, между ними существует генетическая связь. Г. Гегель Георг Гегель (1770—1831) создал развернутую систему объективного идеализма. Его творчество стало своеобразным подведением итогов немецкой классической философии и философии Нового времени в целом. Система Гегеля похожа на систему Шеллинга, однако она более рациональна и целостна. В основе учения лежит представление о непрерывном развитии Бога (Духа, Абсолютной идеи). Мир, по мнению мыслителя, есть результат божественной самореализации. Гегель выделяет этапы этой самореализации: сначала абстрактные понятия, затем природа, и наконец, человеческое общество. Соответственно эти этапы должны изучаться особыми философскими науками — логикой, натурфилософией и философией духа. В общих чертах этика Гегеля представлена в «Феноменологии духа». Учением о свободе воли Гегель преддваряет исследование природы морали и нравственности. Полагая свободу необходимым условием и основой нравственности, философ раскрывает диалектический характер связи свободы и необходимости. Он предлагает уже известную формулу: свобода есть осознанная необходимость. На этом основании формулируется концепция трех стадий развития человеческой воли (природная воля, произвол, разумная воля), интерпретирующихся впоследствии в учении об абстрактном праве, морали и нравственности. Интересно, что Гегель разделяет понятия мораль и нравственность. Мораль, по его мнению, представляет собой субъективный мир человека. Исследуя его, Гегель анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть. Описывая меха- низм реализации морали, мыслитель приходит к выводу о надындивидуальном (внешнем) характере моральных требований, в результате чего они входят в противоречие с личными интересами человека и принимают безусловную (императивную) форму.) Кроме того, Гегель рассматривает проблему обязательн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|