Особенности античного мировоззрения
Влияние античной философии на развитие философского сознания человечества трудно переоценить. Духовной родиной античности является Древняя Греция. С походами Александра Македонского на рубеже 4—3 вв. до н.э. древнегреческое мировоззрение широко распространяется по Восточному Средиземноморью (Малая Азия, Египет и др.). Во 2 в. до н.э. к античной культуре присоединяется Древний Рим. Античное мировоззрение имеет свои характерные черты. 1. Преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей (по их мнению, добродетельный человек должен быть счастлив). 2. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится, как это было принято в Древней Индии, радикальным путем избавиться от иллюзорной материальной оболочки для слияния с Абсолютом. Наоборот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. 3. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности, в отличие от Древ- 47 него Китая, не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия. 4. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является*его рациональность. На это обстоятельство следует обратить особое внимание. Для соединения с высшим Благом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное общество: он осуществлял это при помощи разума. Трансцендентный мир для античности умопостигаем, носит название «умного» места. Человек в состоянии достигнуть этого места самостоятельно, что утверждает ценность человека как такового в античной этике, его нравственную самодостаточность и автономность. Отсюда представление о добродетельном человеке, как человеке знающем, а о нравственном поведении — как поведении разумном. Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием.
5. Античность подарила мировой культуре такую форму общественного знания, как наука. Эмпирические знания о природе, обществе и человеке существовали и в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае и т.д. Однако только в Древней Греции благодаря общей рационалистической установке эти знания были отделены от мифологии, систематизированы, обобщены в форме теории. Теоретическое обоснование получила и нравственность, именно в Греции возникает наука о морали — этика. 2.5.2. Периодизация Античную этику можно условно разделить на три периода: архаичный — с 7 по 5 в. до н.э. В этот период происходит становление комплекса этических воззрений; классический — с 5 по 4 в. до н.э. Несмотря на кратковременность, этот этап исключителен по глубине этических разработок, систематизации этического знания; эллинистический — ориентировочно это 3 в. до н.э. — 6 в. н.э. С этого времени античная этическая мысль выходит за границы греческих полисов, становится интернациональной. 2.5.3. Эпоха становления этических воззрений (Гомер, Гесиод, «семь мудрецов»)
Огромное влияние на формирование нравственного древнегреческого мышления оказали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», время соз- 48 дания которых обычно относят к 10—8 вв. до н.э. Эти произведения, популярные на протяжении всей истории Древней Греции, служили в том числе и материалом для философских размышлений. В самих поэмах, являющихся героическим эпосом, нравственных оценок мало. Они уступают по своей значимости таким характеристикам человека, как красота, сила, ум, благородное происхождение и т.д. Своеобразие ситуации, описанной Гомером, состоит в том, что есть высоконравственные люди, но еще нет нравственной идеологии. Герои (Ахилл, Гектор, Одиссей и др.) нравственны интуитивно, в силу реальных общественных связей, без опосредствующей роли моральных норм и добродетелей, этической рефлексии. Объяснение этого феномена состоит в том, что герой не противостоит роду (коллективу, племени), а наоборот, выступает его представителем. Следующий этап развития нравственных представлений отражен в творчестве Гесиода (1 в. до н.э.). В его назидательной поэме «Труды и дни» нравственность оформляется как совокупность общезначимых норм, на страже которых стоят боги (в этом важное отличие Гесиода от Гомера, у последнего боги морально совершенно индифферентны). Негативно воспринимая современное ему состояние нравов, Гесиод видит возможность исправления человека с помощью труда и справедливости. При этом он апеллирует к утилитарному аргументу, следование нравственным идеалам сопряжено с пользой, выгодой. Гесиод является первым моралистом в истории европейской культуры. В его творчестве есть аналог «золотого правила нравственности» (идеи равенства людей как субъектов нравственного требования): «зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил». Формирование нравственных норм получает дальнейшее развитие в изречениях так называемых семи мудрецов (Фалеса, Солона, Перианд-ра, Клеобула, Хилона, Бианта, Питтака). Мудрецы имеют дело уже не с реальными людьми и их отношениями, но с нравственными нормами, существующими как бы сами по себе. Предписания мудрецов требуют от человека самоограничения («ничего слишком», «мера — лучше всего» и т.п.), служения интересам государства («государству советы давай наилучшие» и т.п.), уважения к авторитетам и обычаям («богам — почет, родителям — честь», «старость чти», «о богах говори, что они есть» и т.п.). Отметим, что на этом этапе нравственные размышления еще лишены философского обоснования, они являются обобщением нормативных поисков обыденного сознания.
Следующий этап развития нравственной рефлексии связан с первыми греческими философами — Анаксимандром, Гераклитом, Пифагором, Эмпедоклом, Парменидом и др. (7—5 вв. до н.э.). Эти мыслители в своих учениях поднялись на новый уровень этической абстракции. Они 49 обосновывают первичность, в том числе и нравственную, некой единой первоосновы, противопоставляя ей многообразие мира: апейрон — отдельным вещам (Анаксимандр), логос (огонь) — отдельным людям (Гераклит) и т.д. Таким образом, в центре внимания мыслителей находится отношение единичного к всеобщему (индивида к роду), а также проблемы, возникающие при этом. Мыслители-натурфилософы говорят о нравственности как о космическом начале, регулирующем человеческое поведение. Человек не может удовлетвориться той жизнью, которая складывается под влияни-•ем стихийных обстоятельств и направляется чувственными удовольствиями. Эмпирически случайную жизнь следует поднять до высоты жизни организованной, а следовательно, полисной, государственной. Нравственные проблемы, поставленные первыми философами, были сформулированы в самом общем виде. Нравственность на данном этапе понималась как непосредственно данная, так как древний грек воспринимал общественные нормы некритически, в качестве обычаев. Разум, по мнению первых философов, должен был подтвердить то, что уже освящено древней традицией. Однако сама логика развития древнегреческого общества утверждала все большую самостоятельность личности, а значит, и разума. 2.5.4. Античное Просвещение (софисты, Сократ, сократические школы) Софисты Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представлен деятельностью учителей мудрости — софистов (5 в. до н.э.). Учение софистов отражает их сомнения в самом предмете этики — нравственности, поскольку они на основе богатого эмпирического материала отметили существенное различие законов, обычаев и нравов как в самой Греции, так и в других странах. Возникла проблема морального критерия. Традиционные нравственные нормы становятся объектом критики.
Чтобы объяснить разнообразие и изменчивость обычаев, один из первых (старших) софистов, Протагор, утверждает: «Человек есть мера всех вещей». Человек не просто реализует какие-то незыблемые нравственные законы, а сам их создает. Таким образом, софист обосновывает право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих — человеческих — целей и интересов. По мнению софистов, есть существенное различие между безусловными требованиями природы и условными требованиями общества. Софисты раскрывали главное, на их взгляд, отличие законов природы от 50 законов общества. Законы природы неизменны, законы общества, в том числе и нравственные, меняются в зависимости от страны, исторического периода и даже человека. Справедливо подчеркивая изменчивость нравственных норм, роль относительного в нравственности, софисты подходили к ним с позиции релятивизма. Можно проследить своеобразную эволюцию их представлений о критерии нравственности. Старшие софисты (Протагор, Гиппий и др.), указывая на меняющийся характер моральных требований, главным критерием плохого и хорошего считали интересы общества, следующее поколение (Критий, Калликл и др.) — личный интерес, пользу. Таким образом, этический релятивизм младших софистов был связан с утилитаризмом. С этой точки зрения они критиковали за догматизм нравственные, правовые и религиозные представления, принятые в обществе, и видели в них результат деятельности преследующих личную выгоду «сильных мира сего». Отсюда выводятся рекомендации, что каждый человек должен проявлять свою волю, а не следовать чужой. Просветительская деятельность софистов, направленная против морального догматизма, имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания всегда человек (как самодостаточная ценность), имеющий право на нравственное творчество. Мыслители указали на общественный характер нравственности, ее связь с конкретными историческими условиями, а также ориентировали этику на изучение человека, как субъекта нравственности. Сократ Древнегреческий мыслитель Сократ (469—399 гг. до н.э.) — последовательный философ-моралист. Он сознательно отказался рассматривать проблемы, не касающиеся нравственного бытия человека. Логика такого отказа примечательна. Сократ считал, что на вопросы устроения мира и т.п. человек не может получить правильный ответ, т.е. достоверное знание. Это доказали софисты. Они критиковали представления современников о мире, обществе и традиционных ценностях, раскрывая не абсолютный, а относительный характер этих представлений. Произнося знаменитое «я знаю, что ничего не знаю», Сократ, с одной стороны, соглашается с софистами («ничего не знаю»), с другой — показывает, что достоверное знание все-таки существует («я знаю»). Его человек может получить не при познании мира, а при самопознании. А это уже область нравственного.
Основным положением этики Сократа является признание традиционной для античного сознания связи понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья. То, что люди стремятся к удовольст- 51 виям и избегают страдания, самоочевидно. Но что конкретно является для них удовольствием, а что — страданием — вот в чем вопрос. Зачастую бывает, что человек стремится к удовольствию, а приходит к страданию. Поэтому, считает Сократ, прежде чем желать получить удовольствие, надо быть уверенным, что это будет именно удовольствие. А для такей уверенности необходимо знание, и оно достижимо. Люди страдают, по мнению философа, от. того, что не знают истинного удовольствия, а следовательно, и добродетели, так как для Сократа счастье и добро совпадают. Отсюда вытекает второе положение этики Со-- крата — знание, добро и счастье тождественны. Связь добра с ясным сознанием примечательна. Сократ убежден, что добро может совершить только вменяемый человек. Добро, совершенное случайно или бессознательно, таковым не является. Вне разума нравственного, а значит, и счастливого человека не существует. Кроме того, Сократ известен тем, что определяет нравственные характеристики человека — мужество, справедливость и т.д. Знаменитые сократовские диалоги с собеседниками, по сути, сводятся к раскрытию содержания этих понятий. Существует мнение, что, конкретизируя содержание нравственных понятий, их иерархию, Сократ тем самым уточняет конструкцию потустороннего мира добра, в реальности которого он убежден. Впоследствии под влиянием Сократа его ученик Платон создаст учение об умопостигаемом мире идей. Сократические школы Уровень философского осмысления нравственных проблем, достигнутый благодаря творчеству софистов и особенно Сократа, приводит к возникновению так называемых сократических школ. Наиболее известными из них стали школы киренаиков и киников. Киренаикц Основателем школы киренаиков является ученик Сократа Ари-стипп из Кирены (? — около 366 г. до н.э.). Аристиппа называют родоначальником этического гедонизма. Характерную для античности связь между удовольствием и благом он довел до логического конца. По его мнению, высшее благо — это наслаждение, независимо от его качества и источника. То, что источник наслаждения мог быть отвратителен и безобразен, не смущало мыслителя. Причем такой подход имел свое философское обоснование. Аристипп принципиально отказывается от оценок мира (как и Сократ), утверждая, что человек не может иметь о нем достоверное знание. Мыслитель предлагает полностью сосредоточиться на собственных положительных ощущениях и считать такие ощущения главным критерием добра. Последователи Аристиппа не были столь радикальны, как их учитель. Они подчеркивали роль разума, умеренности, приоритет духовных удовольствий над телесными. Своеобразным итогом первого опыта гедонистического мышления можно считать идею «смертепроповедника» Гегесия, призывавшего отказаться от жизни, чтобы прекратить страдания, так как сумма жизненных страданий, по его мнению, больше суммы удовольствий. По свидетельствам античных историков, Гегесий гордился тем, что после его лекций некоторые слушатели кончали жизнь самоубийством. Гедонизм киренаиков, правда, в гипертрофированной форме выразил очень важную для этики идею — идею ценности конкретных чувственных потребностей человека. Киники Киники провозгласили высшим благом нравственную автономию индивида. Известными представителями этой школы были Ан-тисфен (450—360 гг. до н.э.) и Диоген Синопский (? — 320 г. до н.э.). Антисфен считал, что добродетель связана с внутренним достоинством, благородством человека. Доказывая независимость человека от мира, он пропагандировал аскетический образ жизни. По мнению Антисфена, необходимость возникает на уровне связей с миром, поэтому человек ради своей свободы должен обходиться самым необходимым. Неприхотливость мудреца, образ которого рисует Антисфен, отразилась в названии школы — «киники», в переводе с древнегреческого означающее «собаки». Следует отметить, что опрощение киников косвенно указывало на их пренебрежение к миру. Особенно ярко это продемонстрировал ученик Антисфена — Диоген. Он не только свел к минимуму телесные потребности, но и отвергал нормы приличия. Так, Диоген прилюдно справлял интимные нужды. Кроме того, и это следует отметить, Диоген скептически относился к социальным институтам. Своим отечеством он считал всю вселенную, называя себя «космополитом», т.е. гражданином мира. Намеченная киниками нравственная тенденция была ригористичной — добродетель самоценна; мудрец, обладающий ею, ни в чем более не нуждается. Чрезвычайно важные для понимания смысла морали идеи внутренней свободы личности и приоритета духовных ценностей были в этой школе абсолютизированы. В дальнейшем развитии античной культуры размышления киников оказали влияние на стоицизм, а учения киренаиков— на эпикуреизм. 2.5.5. Классический период античной этики (Платон, Аристотель) Платон Учение Платона (427—347 гг. до н.э.) — это систематизация этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя Сократа, Платон также ставил перед собой задачу определения общих нравственных понятий. Причем эти понятия были для мыслителя не простыми абстракциями, но истинной реальностью. В результате он пришел к обоснованию характерного для религиозной философии дуализма мира: видимого смертного мира явлений и трансцендентного, потустороннего мира вечно живых идей (понятий). Если Сократ ограничил познание человека самопознанием (по его мысли, человек должен руководствоваться убеждениями, признанными им после проверки разумом наилучшими), то Платон идет дальше. Он считает, что наилучшие человеческие идеи объективны, т.е. они существуют независимо от сознания человека, правда, не В природе, а в некоем умопостигаемом космосе. Такой подход характерен для объективного идеализма, представителем которого и является Платон. Философ считает разум своеобразным проводником в потусторонний мир идеалов или, как он их называет, идей. Душа чувствует себя в мире идей комфортно, так как это «умное» место (постигаемый космос) — ее бывшая родина, а земная жизнь — своеобразное место ссылки. Поэтому знание, в том числе и моральное, по мнению Платона, является врожденным, оно скорее не приобретение нового, а припоминание старого. Отождествляя истинное бытие с ясным сознанием, Платон, по сути, изучает топономику мышления, законы его функционирования. Для древнегреческого идеализма, и идеализма Платона в частности, характерен ярко выраженный этический оттенок. Духовный мир идей является образцом для телесного несовершенного мира. По мнению Платона, главная организующая идея — это Благо. Оно — самоочевидная цель любой деятельности: и божественной, и человеческой. Платон в соответствии с античными представлениями связывает Благо со счастьем. Он уверен, что, если индивид поступает правильно, он получает от этого не только нравственное удовлетворение, но и физическое удовольствие. Таким образом, Благо, по Платону, связано не только с истиной, но и с наслаждением, а значит, с красотой. Причем красота, как и наслаждение, имеет направление от телесного (чувственного) к духовному. Учение о высшем Благе включало и политический аспект: познав идею Блага и ру- 54 ководствуясь ей, человек корректирует не только свое личное поведение, но обычаи и законы государства. В связи с этим собственно этическая концепция Платона подразделяется на две взаимосвязанные части: индивидуальную и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа в учении Платона противопоставляется телу. Телом человек принадлежит к низшему чувственному миру, а душой, благодаря разуму, может соприкасаться с миром вечных идей. Душа имеет трехуровневую структуру (чувство, воля, разум). Уровни человеческой души связаны с добродетелями: чувственная с добродетелью умеренности, волевая с добродетелью мужества, разумная с добродетелью мудрости. Добродетели — это своеобразные ступеньки к миру вечных идей. В этом восхождении — смысл человеческого бытия. Определяемая этими идеями социальная этика Платона предлагает свой вариант идеального общества. Общество, как и душа, должно иметь три уровня. В таком обществе предполагается закрепление добродетелей за каждым сословием (низшее сословие должно обладать умеренностью, среднее (воины) — мужеством, высшее (правители) — мудростью). Причем правители получают право на руководство потому, что благодаря своему интеллекту они ближе всех к трансцендентному миру идей. Низшее же сословие, удаленное от мира идей, стремится к злу — низменным удовольствиям, разобщенности (по причине обладания частной собственностью) и т.д. Это сословие приобщается к Благу в помощью государства, которое должно силой обуздывать низменные вожделения его членов. Благодаря жесткой политической и соответственно моральной иерархии в государстве должна реализовываться высшая политическая добродетель — справедливость, свидетельствующая, по мнению Платона, о социальной гармонии. В жертву социальной гармонии приносятся интересы отдельной личности. Совершенное государство, изображенное мыслителем, некоторым Исследователям представлялось весьма непривлекательным из-за стереотипов сословного поведения, навязываемых человеку в ущерб его свободе. Аристотель В творчестве Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) античная этика достигла своего высшего развития. Напомним, что мыслитель прежде всего, вычленяет этику из общефилософского знания, дает имя этой науке. Ему принадлежит первый посвященный ей труд «Никомахова этика» (ставший каноном этического образования вплоть до 18 в. н.э.). Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения, социальная ориентированность этического мышления (через взаимосвязь этики и политики). Главные отличия Аристотеля от Платона в сфере этического знания следующие. Во-первых, ограничение нравственного пространства миром человека (восприятие морали не как космического, а как социального явления). Во-вторых, отрицание врожденного характера знания о добродетели (что дало Аристотелю возможность поставить задачу нравственного воспитания). В-третьих, восприятие добра как деятельности, а не только как познания (целью этики, по мнению Аристотеля, являются не просто знания, а поступки). Этика, считает Аристотель, — это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой научить человека, как стать счастливым. Очевидно, мыслитель остается последователем античного эвдемонизма, хотя его представление о счастье своеобразно. Истинное блаженство, как считает Аристотель, дает созерцательная (теоретическая) деятельность. Но такое состояние, при котором познание и деятельность совпадают, характерно для богов, а не для человека. Человек же, обладая определенным потенциалом,/ тем не менее существо несовершенное, телесное. Его удел — стрем-(ление к истинному счастью. Направляя, этика должна помочь ему реализовать себя. Нравственная реализация человека возможна главным образом через общественную деятельность, так как государство является более высокой инстанцией по сравнению с отдельным человеком. Поэтому Аристотель считал этику частью политики. Нравственный идеал Аристотеля оказал влияние на позднеантич-ное представление о мудреце. Мудрец не раб наслаждений, а подчиняет свои желания разуму. Он обладает широким спектром добродетелей (таких, как умеренность, щедрость, правдивость, великодушие, общительность, справедливость и т.д.). В целях самосовершенствования нравственный человек общается с себе подобными, поэтому он высоко ценит дружбу. Учение Аристотеля о дружбе представляет собой опыт постановки и решения проблемы общения. Поскольку человеческая душа соединяет в себе разум и волю, Аристотель выделяет две категории добродетелей: дианоэтические (добродетели разума, например, мудрость); этические (добродетели характера, например, мужество). Аристотель также обосновал идею о том, что каждая добродетель есть «золотая» середина между двумя духовными крайностями. Мужество, например, это как бы середина между трусостью и отвагой, щедрость — между скупостью и мотовством и т.д. Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношений личности и общества, Аристотель стремился найти пути их гармонического взаимодействия в ориентации человека на общественное благо—с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан — с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов, потому что истинное благо и для личности, и для государства — одно и то же. Нравственность приводит личные цели, желания, потребности человека в соответствие с интересами государства. Рассматривая данную проблему, Аристотель высказал важную мысль о том, что источник нравственности нужно искать в политических (шире — социальных) отношениях. 2.5.6. Эллинистический период античной этики (Эпикур, стоики, скептики, неоплатоники) Отличительной чертой философской мысли эллинистического периода является доминирование собственно этической проблематики. Вопросы нравственного поведения, смысла жизни, совершенствования человека интересуют мыслителей гораздо больше, чем вопросы устройства универсума (онтологии) или его познания (гносеологии). Такое ослабление внимания к внешнему миру и соответственно усиление внимания к миру внутреннему неслучайно -углубляется самосознание человека, восприятие им себя в качестве самостоятельной и независимой (автономной) единицы. Эпикур Эпикур (341—270 гг. до н.э.) являлся основателем этико-фило-софской школы, просуществовавшей по официальной хронологии не менее 600 лет. По месту преподавания школа получила название «Сад» (ср. Академия Платона, Лицей Аристотеля). В основе философского учения Эпикура — атомизм, т.е. учение о множестве автономных сущностей. Интерпретируя атомизм этически, Эпикур рассматривает в качестве идеала образ самодостаточного мудреца, цель которого достижение безмятежности (атараксии). По мнению мыслителя, наивысшей ее степени достигают боги, будучи образцом для простых смертных. Боги наслаждаются блаженством, они отстранены от миров. Кроме этого, важными качествами мудреца являются индифферентное отношение ко всему внешнему, умение дружить, умение наслаждаться, правильное отношение к жизни и смерти. Примыкая к эвдемонистической традиции, Эпикур определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответ- ственно основная цель этики — помочь человеку избавиться от страданий или хотя бы облегчить их/ Он отмечает, например, что счастью тождественно не просто удовольствие (это было характерно для кире-наиков), но удовольствие благоразумное. Он рекомендует не предаваться любым удовольствиям без разбора, а предпочитать духовные, соблюдать меру, иначе страданий не миновать. Добродетель — средство, необходимое для достижения счастья. Главная добродетель — мудрость — предполагает занятия философией. Благодаря философии человек освобождается от негативных ощущений (страхов), наиболее сильными из которых являются следующие: страх перед судьбой (необходимостью), страх перед богами, страх перед смертью. Мудрец, по мнению Эпикура, не боится судьбы, так как осознает себя свободным; он не боится богов, так как понимает степень их отстраненности от земных дел; и не боится смерти, так как она не имеет к жизни никакого отношения. В социальных воззрениях Эпикур придерживается идеи договорного происхождения общества. Государство возникает по взаимному согласию, ради общего блага. Поэтому соблюдение законов обязательно. Тем не менее активно включаться в политическую жизнь не следует, как не следует и стремиться к почестям или богатству — это источники душевных тревог. Эпикур свел нравственность к моральным качествам личности, средству для достижения счастливой жизни, по сути, игнорируя ее роль в обществе. СТОИКИ Учение возникло практически одновременно с эпикуреизмом. Основателем школы считается Зенон из Китиона (ок. 333—262 гг. до н.э.). В истории стоицизма выделяют три периода: Древняя Стоя (3—2 вв. до н.э.), в это время учение разрабатывают Зенон и Хрисипп; Средняя Стоя (2—1 вв. до н.э.), тесно связанная с творчеством Панеция, и Новая Стоя (1—2 вв. н.э.) — период, когда стоицизм представляют три известных римских мыслителя — богатый вельможа Сенека (5 г. до н.э. — 65 г. н.э.), раб Эпиктет (50—140 гг. н.э.) и император Римской империи Марк Аврелий Антонин (121—180 гг. н.э.). Мир, согласно стоикам, представляет собой определенный божественный порядок. События, происходящие по необходимости, являются одновременно и осуществлением высшей разумной цели. Человек должен развить свой разум до состояния сходства с мировым разумом, что позволяет ему увидеть в кажущемся хаосе явлений высший и благой замысел. Поняв этот замысел, человек должен беспрекословно, жертвенно следовать ему. В этике стоицизма продолжается развитие ригористической тенденции, намеченной еще киниками. По мнению стоиков, истинная этика — это атика долга. Традиционное представление античности о счастье трансформируется в подчинение нравственному требованию. Наиболее явно такая тенденция выражается в идее самоценности добродетели — добродетель и есть истинное счастье. Наградой за нравственное поведение являются не материальные блага, удовольствия, почести или власть, но самоуважение и самодостаточность. Мудрец следует «необходимости» (судьбе) не по принуждению, но осознанно. Он подчиняется ей, не утратив при этом чувства собственного достоинства. Стоическое учение как бы отвечает на вопрос, что делать человеку, когда он фактически ничего сделать не может. По сути, человеку остается лишь уповать на божественный разум, беспрекословно довериться ему. Такой вывод сближал Позднюю Стою с формирующимся христианским мировоззрением. Эта позиция оправдана, так как понять благой божественный замысел трудно. Обычно человек сталкивается не с общим благом, но с частным злом, конкретной несправедливостью. Мудрец должен уметь подняться на более высокий уровень знания о мире, что достигается в особом состоянии духа -- апатии. В отличие от атараксии (безмятежности) Эпикура, апатия это скорее невозмутимость, равнодушие, бесчувствие. Свобода от сострадания, гнева, желаний и т.д. означает, что человек смог сделать выбор между чувствами и разумом в пользу последнего, а следовательно, его восприятию мира не мешают аффекты. Кроме того, мудрец ставит себя выше всех общепринятых, но не мотивированных разумом норм и ограничений. По глубокому убеждению стоиков, истинный мудрец должен быть космополитом, т.е. гражданином не конкретного государства, но целого мира. Скептики Основателем этого философского направления является Пиррон (4—3 вв. до н.э.). Наиболее известным систематизатором — Секст Эмпирик (2—3 вв. н.э.). Скептицизм поставил под сомнение саму возможность человеческого знания. Различные представления философов о сущности вещей, по мнению скептиков, свидетельствуют о невозможности достижения истины. Мы не можем доказать, что в природе царит «необходимость» (стоицизм) или что в природе «необходимость» переплетается со случайностью, свободой (эпикуреизм). Невозможность объективного знания с этической точки зрения приводит к отказу от нравственных суждений. Отсюда и необыкновенное спокойствие мудреца-скептика. Ему не нужна ни стремиться к добру, ни избегать зла. Ведь то, что ему представляется добром или злом, есть лишь иллюзия сознания, каковы же они на самом деле узнать невозможно. Человек должен действовать совершенно свободно, и эта деятельность не должна сковываться какими-либо нравственными оценками. В такой свободе и заключено истинное счастье. Воздержание от нравственных суждений уже само по себе оборачивается благом для человека. Многие люди страдают из-за того, что, по их мнению, они живут плохо. От таких страданий освобождает скептическая позиция о невозможности знать, что такое хорошо и что такое плохо. Таким образом, нравственная роль разума дискредитируется. Одновременно дискредитируется и смысл социальной деятельности человека. Нравственность в скептицизме воспринимается не как форма связи между людьми, но как выражение независимости личности от общества. Неоплатоники Эта последняя из развитых этических систем эллинистического периода исторически формировалась одновременно с христианским вероучением. Основатель учения — Плотин (204—270 гг. н.э.). Его известными учениками были Порфирий (4 в. н.э.) и Прокл (5 в. н.э.). Этика неоплатонизма представляет собой вариант учения Платона, она формирует идеал человека, нравственная цель которого состоит в отрицании чувственного, природного и социального мира, в «очищении» души с целью приобщения к вечному и потустороннему, трансцендентному. Главную роль в этике неоплатонизма играет разум. Он ведет человека к божественному, погружая с каждым шагом в некий интеллектуальный экстаз. Слияние же человека с божественным настолько сверхразумно, что переходит в свою противоположность — в иррациональное. Мир неоплатоники делили на несколько уровней: Единое (божество), мировой ум, мировая душа и материя (абсолютное отсутствие добра и поэтому — зло). Главная нравственная задача человека отрешиться от телесности и посредством разума приблизиться к божеству, последовательно переходя от низшего уровня к высшему. Вначале человек обуздывает свою чувственность (многие неоплатоники искренне стыдились своей телесной оболочки), затем благодаря разуму выходит за пределы своего индивидуального «Я», сливается с Единым. Такие мистические слияния редки и кратковременны. По свидетельствам, сам Плотин за 6 лет смог обрести такое состояние лишь четыре раза, а Порфирий за всю свою жизнь — один раз. Однако, по их мнению, испытанные ими экстазы были такой глубины 60 и силы, что оправдывали затраченные на их подготовку годы, наполняли их высшим смыслом. Неоплатонизм, несомненно, содержит в себе черты, которые являются определенным отступлением от типичных для античности образцов. К ним относятся этическая дискредитация чувственного бытия человека, мистифицирование процесса нравственного совершенствования, разработка специальных техник мистического познания, иррационализм, а также характерный только для эллинистического этапа (но не для античности в целом) индивидуализм, следствием которого стало индифферентное отношение к социальному бытию. Обозначенные черты неоплатонической этики оказали значительное влияние на средневековое, в частности христианское, мировоззрение, активно формирующееся в тот же период. Тем не менее неоплатонизм мог возникнуть только в период античности. Это проявлялось в пантеистическом восприятии божественного, при котором Бог выступает не как личность, но как некая безличностная субстанция. Для христианства же Бог — обязательно личность. Именно пантеистическое влияние неоплатонизма привело к многочисленным ересям в христианстве. 2.5.7. Итоги развития античной этики Античной философией были поставлены важнейшие теоретические проблемы нравственности, намечены различные варианты их решения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций этических вопросов. Типичным для античности следует признать следующий идеал: разумная, счастливая, гармонично развитая и социально значимая личность. Однако общий спектр представлений о человеке достаточно широк. Это обнаруживается в представленных античностью моделях поведения: - гедонизм — этический культ чувственных наслаждений (кире-наики); - эвдемонизм — стремление к счастью как к высшей нравственной ценности (Аристотель, Эпикур и др.); - аскетизм и ригоризм — сведение потребностей к природному минимуму, нравственный суверенитет человека, стойкость, достоинство и невозмутимость (киники, стоики, скептики); — волюнтаризм — своеволие личности (младшие софисты); - крайний созерцательный рационализм, тождество нравственности и знания (Сократ, Платон). Большинство этих моделей после необходимой мировоззренческой коррекции активно использовались
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|