По качеству морали (абсолютизм, релятивизм)
В нравственных воззрениях есть элементы постоянно воспроизводящиеся, а есть преходящие. Это обстоятельство используется при следующих методологических построениях. Абсолютизм В рамках абсолютистской этики содержание нравственных идей признается неизменным, вечным, не зависящим от конкретной ситуации или исторических условий. Сторонники этического абсолютизма могут трактовать нравственные законы, например, как законы вселенной (натуралистическая этика), априорные истины (автономная этика) или как божественные заповеди (религиозная этика). Релятивизм Этический релятивизм выражается в том, что нравственным -понятиям придается относительный, изменчивый и условный характер. В истории этической мысли к его представителям можно отнести древнегреческих софистов, некоторых философов Нового времени, выступавших против религиозного абсолютизма (Т. Гоббс, Б. Ман-девиль), современных неопозитивистов, считающих, что нравственные суждения не имеют объективного содержания, а выражают лишь субъективные эмоциональные установки тех, кто их высказывает (эмотивизм Б. Рассела, Р. Карнапа). По предмету этики (аксиология, деонтология) В этической мысли существуют разные представления о предмете этического знания. Наиболее значимые из них следующие. Аксиология К этому направлению в этике можно отнести мыслителей, сосредоточивших свое внимание на нравственных ценностях, их природе и происхождении. По их мнению, центральными являются проблемы идеала, добра и зла и т.п. Абсолютизация аксиологического подхода приводит к тому, что ценности приобретают самостоятельное, не зависящее от человека бытие (например, учение об идеях древнегреческого философа Платона). Таким образом, существенно умаляется значение личности в нравственном творчестве.
Деонтология Философы этого направления сосредоточивают внимание на понятиях долга и вообще должного: каким образом из представлений о должном складываются нравственные требования к человеку, каковы условия нравственной деятельности и т.п. Абсолютизация проблемы может привести к парадоксу, как, например, в учении И. Канта: долг состоит в том, чтобы совершать добро, а добро состоит в том, чтобы выполнять долг. Фактически же деонтолога не интересуют последствия поступка, совершенного по велению долга. Даже если результатом стало зло. К человеку, выполнившему свой долг, никаких нравственных претензий деонтолог не предъявляет. В современной отечественной этике аксиология и деонтология являются теоретическими разделами. Аксиология изучает нравственные ценности, деонтология — способы их осознания и реализации. Итоги Перечисленные выше направления и принципы в истории и теории этики являются основными. С их помощью можно достаточно точно классифицировать этическое учение того или иного мыслителя (определить существенные моменты, указать предшественников и последователей и т.д.). Выделенные в данной главе методологические принципы классификаций могут оказать существенную помощь при изучении истории этики. 31 Вопросы 1. Перечислите основные направления этической теории. 2. Покажите зависимость содержания нравственных норм от этических принципов, лежащих в их основе. 3. Дакая связь между представлениями о природе нравственности и представлениями о смысле жизни человека? 4. Раскройте единство и отличие аксиологического и деонто-логического подходов в этической теории. Обязательная литература 1. Аристотель. Никомахова этика// 'Аристотель. Соч. в 4 тт. М., 1984. Т. 4. С. 54-77.
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1988. Тема 1. 3. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М.,1998. Лекция 1. 4. Шпеман Р. Основные понятия этики. М., 1993. 5. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.,1994. 6. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995. 7. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. 8. ВалеевД.Ж. Происхождение морали. Саратов. 1981. 9. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974. 10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Указ. соч. С. 49-73. П.Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и становление нравственности. М., 1978. 12. ТитаренкоА.Н. Критерий нравственного прогресса. М., 1967. Дополнительная литература 1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1998. 2. Дробнщкий О.Г. Понятие морали. М.,1974. 3. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.,1991. С. 22- 4. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992. 5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988. 6. Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 22—80. 7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987. 8. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб. 1995. 9. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Чтобы понять какое-либо явление, необходимо изучить его историю. Сущность явления проступает в процессе его развития, она как бы растянута во времени: от прошлого к настоящему? а затем к предполагаемому будущему. В науке метод историзма, т.е. восприятие изучаемого объекта как продукта определенного исторического развития, представляет собой наиболее эффективный способ познания. Этика также использует метод историзма в исследовании нравственности. Однако существует ряд особенностей, обусловленных тем, что она является областью гуманитарного знания. Одна из них — тесная связь этики со своим предметом, их взаимопроникновение и взаимозависимость. Понять ту или иную модель поведения без знания ее мировоззренческих составляющих невозможно. Ведь всякое этическое учение является рефлексией, теоретическим обобщением современного ему нравственного опыта. Таким образом, история нравственности тесно переплетена с историей этики, с историей этического познания. Этические представления в Древней Индии Особенности древнеиндийского мировоззрения Главное отличие древнеиндийского мировоззрения — его ярко выраженная религиозно-мифологическая направленность. Следствием тотальной мифологизации древнеиндийской культуры явилось принижение значения естественнонаучного знания, рациональности вообще. В итоге древнеиндийская философия лишь в малой степени ориентировалась на принципы рационального обоснования, столь ценимого, например, в древнегреческой философии. Рефлексия в рамках обыденного нравственного сознания, характерная для философии Древнего Китая, также не являлась предметом философско-этических размышлений древнеиндийских мудрецов. Им стал мистический аспект человеческого
бытия, иррациональная, зачастую основанная на аскезе практика отношений между отдельным человеком и «истинной» потусторонней реальностью, т.е. божеством, абсолютом. Ведический период Важную роль в становлении древнеиндийского этико-философ-ского миросозерцания сыграло такое культурное явление, как Веды — сборник религиозных гимнов, история создания которых уходит к 2-му тыс. до н.э. Значение их для древнеиндийской культуры сравнимо со значением библейских текстов для христианской, кора-нических — для исламской культуры и т.д. На основе Вед позднее составлены комментарии: Брахманы, Арань-яки и Упанишады, которые пытаются расшифровать и систематизировать ведийскую символику. Для нас наиболее интересны Упанишады (8 в. до н.э.), подготовившие почву скорее для философской, чем для чисто религиозной интерпретации. Упанишады пронизывает идея всемирной духовной субстанции — брахмана. Человек, обладающий ее частичкой — атманом, может стать сопричастным божеству. Соответственно смысл жизни человека есть постижение брахмана и соединение с ним. Для этого следует отрешиться от материального мира, который является не более чем иллюзией (майя), максимально освободиться от влияния телесности, неустанно приобщаться к знанию, развиваться в нравственном плане. Постоянная работа над собой приводит к освобождению от грехов, совершенных в прошлых жизненных воплощениях. Иллюзии материального мира рассеиваются. Слияние с брахманом позволяет человеку достичь высшего состояния — нирваны. Исходя из такой картины бытия, добром является все, что способствует постижению брахмана, преодолению власти майи, слиянию с абсолютом, а злом — все, что этому препятствует. Следствием такой главной нравственной установки являются конкретные заповеди: подавление страстей, желаний, сострадание к ближнему, отказ от насилия.
Таковы в очень сжатом изложении мировоззренческие принципы, намеченные в Упанишадах. Представленную схему можно охарактеризовать как пантеистическую. Здесь и безличное духовное начало, противостоящее изменчивому материальному миру, и человек, душа которого заключена в материальную оболочку. Отсюда и его стремление освободиться от материи, сделать выбор в пользу «истинного» обезличенного состояния, растворения в божественном. Выбор же человека в пользу «неистинного» состояния обрекает его (и не только его) на страдания. Кроме того, в комментариях Упа-
нишад очевидна столь типичная для древних культур тесная связь человека с родом. В этом смысле представление о карме, как наказании за зло, совершенное в предыдущих воплощениях, имеет аналогии в других культурах. Например, представлениями о первородном грехе в иудаизме и христианстве, когда наказание за проступок предка достается следующим поколениям (идея грехопадения). Упанишады с их приматом духовных ценностей и осуждением чувственных удовольствий оказали сильное влияние на дальнейшее развитие древнеиндийских этических воззрений. Они подготовили почву для достаточно интенсивного оформления этико-философс-кого мировосприятия, которое начиная с 6 в. до н.э. связано с появлением философских школ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|