Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По качеству морали (абсолютизм, релятивизм)




В нравственных воззрениях есть элементы постоянно воспроиз­водящиеся, а есть преходящие. Это обстоятельство используется при следующих методологических построениях.

Абсолютизм

В рамках абсолютистской этики содержание нравственных идей признается неизменным, вечным, не зависящим от конкретной ситуа­ции или исторических условий. Сторонники этического абсолютизма могут трактовать нравственные законы, например, как законы вселен­ной (натуралистическая этика), априорные истины (автономная этика) или как божественные заповеди (религиозная этика).

Релятивизм

Этический релятивизм выражается в том, что нравственным -по­нятиям придается относительный, изменчивый и условный характер. В истории этической мысли к его представителям можно отнести древнегреческих софистов, некоторых философов Нового времени, выступавших против религиозного абсолютизма (Т. Гоббс, Б. Ман-девиль), современных неопозитивистов, считающих, что нравствен­ные суждения не имеют объективного содержания, а выражают лишь субъективные эмоциональные установки тех, кто их высказывает (эмотивизм Б. Рассела, Р. Карнапа).

По предмету этики (аксиология, деонтология)

В этической мысли существуют разные представления о предме­те этического знания. Наиболее значимые из них следующие.

Аксиология

К этому направлению в этике можно отнести мыслителей, со­средоточивших свое внимание на нравственных ценностях, их при­роде и происхождении. По их мнению, центральными являются проблемы идеала, добра и зла и т.п. Абсолютизация аксиологиче­ского подхода приводит к тому, что ценности приобретают само­стоятельное, не зависящее от человека бытие (например, учение об идеях древнегреческого философа Платона). Таким образом, суще­ственно умаляется значение личности в нравственном творчестве.

Деонтология

Философы этого направления сосредоточивают внимание на понятиях долга и вообще должного: каким образом из представле­ний о должном складываются нравственные требования к человеку, каковы условия нравственной деятельности и т.п. Абсолютизация проблемы может привести к парадоксу, как, например, в учении И. Канта: долг состоит в том, чтобы совершать добро, а добро состо­ит в том, чтобы выполнять долг. Фактически же деонтолога не инте­ресуют последствия поступка, совершенного по велению долга. Даже если результатом стало зло. К человеку, выполнившему свой долг, никаких нравственных претензий деонтолог не предъявляет.

В современной отечественной этике аксиология и деонтология являются теоретическими разделами. Аксиология изучает нравствен­ные ценности, деонтология — способы их осознания и реализации.

Итоги

Перечисленные выше направления и принципы в истории и теории этики являются основными. С их помощью можно достаточ­но точно классифицировать этическое учение того или иного мыс­лителя (определить существенные моменты, указать предшествен­ников и последователей и т.д.).

Выделенные в данной главе методологические принципы клас­сификаций могут оказать существенную помощь при изучении ис­тории этики.

31

Вопросы

1. Перечислите основные направления этической теории.

2. Покажите зависимость содержания нравственных норм от этических принципов, лежащих в их основе.

3. Дакая связь между представлениями о природе нравственно­сти и представлениями о смысле жизни человека?

4. Раскройте единство и отличие аксиологического и деонто-логического подходов в этической теории.

Обязательная литература

1. Аристотель. Никомахова этика// 'Аристотель. Соч. в 4 тт. М., 1984. Т. 4. С. 54-77.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1988. Тема 1.

3. Попов Л.А. Этика. Курс лекций. М.,1998. Лекция 1.

4. Шпеман Р. Основные понятия этики. М., 1993.

5. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.,1994.

6. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.

7. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.,

1990.

8. ВалеевД.Ж. Происхождение морали. Саратов. 1981.

9. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.

10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Указ. соч. С. 49-73. П.Петропавловский Р.В. Диалектика прогресса и становление

нравственности. М., 1978.

12. ТитаренкоА.Н. Критерий нравственного прогресса. М., 1967.

Дополнительная литература

1. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.,1998.

2. Дробнщкий О.Г. Понятие морали. М.,1974.

3. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.,1991. С. 22-

4. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.

5. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.

6. Кропоткин П.А. Указ. соч. С. 22—80.

7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории мо­рали. М., 1987.

8. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб. 1995.

9. Юнг К. Психология бессознательного. М., 1994.

ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Чтобы понять какое-либо явление, необходимо изучить его историю. Сущность явления проступает в процессе его развития, она как бы растянута во времени: от прошлого к настоящему? а затем к предпо­лагаемому будущему. В науке метод историзма, т.е. восприятие изу­чаемого объекта как продукта определенного исторического разви­тия, представляет собой наиболее эффективный способ познания.

Этика также использует метод историзма в исследовании нрав­ственности. Однако существует ряд особенностей, обусловленных тем, что она является областью гуманитарного знания. Одна из них — тесная связь этики со своим предметом, их взаимопроникно­вение и взаимозависимость. Понять ту или иную модель поведения без знания ее мировоззренческих составляющих невозможно. Ведь всякое этическое учение является рефлексией, теоретическим обоб­щением современного ему нравственного опыта. Таким образом, история нравственности тесно переплетена с историей этики, с ис­торией этического познания.

Этические представления в Древней Индии

Особенности древнеиндийского мировоззрения

Главное отличие древнеиндийского мировоззрения — его ярко вы­раженная религиозно-мифологическая направленность. Следствием тотальной мифологизации древнеиндийской культуры явилось прини­жение значения естественнонаучного знания, рациональности вообще. В итоге древнеиндийская философия лишь в малой степени ориентиро­валась на принципы рационального обоснования, столь ценимого, на­пример, в древнегреческой философии. Рефлексия в рамках обыденного нравственного сознания, характерная для философии Древнего Китая, также не являлась предметом философско-этических размышлений древнеиндийских мудрецов. Им стал мистический аспект человеческого

бытия, иррациональная, зачастую основанная на аскезе практика отно­шений между отдельным человеком и «истинной» потусторонней ре­альностью, т.е. божеством, абсолютом.

Ведический период

Важную роль в становлении древнеиндийского этико-философ-ского миросозерцания сыграло такое культурное явление, как Ве­ды — сборник религиозных гимнов, история создания которых ухо­дит к 2-му тыс. до н.э. Значение их для древнеиндийской культуры сравнимо со значением библейских текстов для христианской, кора-нических — для исламской культуры и т.д.

На основе Вед позднее составлены комментарии: Брахманы, Арань-яки и Упанишады, которые пытаются расшифровать и систематизи­ровать ведийскую символику. Для нас наиболее интересны Упаниша­ды (8 в. до н.э.), подготовившие почву скорее для философской, чем для чисто религиозной интерпретации.

Упанишады пронизывает идея всемирной духовной субстанции — брахмана. Человек, обладающий ее частичкой — атманом, может стать сопричастным божеству. Соответственно смысл жизни человека есть постижение брахмана и соединение с ним. Для этого следует отрешиться от материального мира, который является не более чем иллюзией (майя), максимально освободиться от влияния телесности, неустанно приобщаться к знанию, развиваться в нравственном плане. Постоянная работа над собой приводит к освобождению от грехов, совершенных в прошлых жизненных воплощениях. Иллюзии материального мира рас­сеиваются. Слияние с брахманом позволяет человеку достичь высшего состояния — нирваны. Исходя из такой картины бытия, добром являет­ся все, что способствует постижению брахмана, преодолению власти майи, слиянию с абсолютом, а злом — все, что этому препятствует. Следствием такой главной нравственной установки являются конкрет­ные заповеди: подавление страстей, желаний, сострадание к ближнему, отказ от насилия.

Таковы в очень сжатом изложении мировоззренческие принци­пы, намеченные в Упанишадах. Представленную схему можно оха­рактеризовать как пантеистическую. Здесь и безличное духовное на­чало, противостоящее изменчивому материальному миру, и человек, душа которого заключена в материальную оболочку. Отсюда и его стремление освободиться от материи, сделать выбор в пользу «истинного» обезличенного состояния, растворения в божествен­ном. Выбор же человека в пользу «неистинного» состояния обрекает его (и не только его) на страдания. Кроме того, в комментариях Упа-

 

нишад очевидна столь типичная для древних культур тесная связь человека с родом. В этом смысле представление о карме, как наказа­нии за зло, совершенное в предыдущих воплощениях, имеет анало­гии в других культурах. Например, представлениями о первородном грехе в иудаизме и христианстве, когда наказание за проступок пред­ка достается следующим поколениям (идея грехопадения).

Упанишады с их приматом духовных ценностей и осуждением чувственных удовольствий оказали сильное влияние на дальнейшее развитие древнеиндийских этических воззрений. Они подготовили почву для достаточно интенсивного оформления этико-философс-кого мировосприятия, которое начиная с 6 в. до н.э. связано с появ­лением философских школ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...