Особенности средневекового мировоззрения
Средневековье — особый период в истории человечества. Исследователи до сих пор спорят относительно его культурной и временной локализации. Эти споры имеют под собой веские основания, ведь ряд культур на протяжении длительного периода не претерпевает существенных мировоззренческих изменений. Так, например, в Китае и Ин- дни 1-го тыс. н.э. развитие этической мысли идет эволюционным путем. В Индии продолжается брахмано-буддийский период, в Китае получает распространение пришедший из Индии буддизм, значительную роль играет модернизированное конфуцианство. Но в греко-римском мире (Северная Африка, Передняя Азия и Европа) в 1-м тыс. н.э. произошла серьезная мировоззренческая трансформация. Именно она и послужила причиной возникновения термина «Средневековье». В эпоху Возрождения, которая декларировала формальный возврат к античным ценностям, период с 5 по 14 в. н.э., т.е. около тысячи лет, был назван «межвременьем», иначе «средними» веками. Тогда в это название вкладывался негативный смысл. Однако считать период Средневековья малопродуктивным было бы неправильным. В этом можно убедиться на примере средневековой философии, в частности этики. Некоторые исследователи считают, что средневековая этика была прежде всего религиозной и в этом ее отличие от этики античной. Однако и античная этика тоже была религиозной. К богам апеллировало большинство античных мыслителей. Неверие и атеизм — весьма поздние явления в истории философии. Главное отличие Средневековья от античности заключалось не в самой религиозности, а в ее качестве. Для древней религиозности вообще (Индия, Китай и др.), и для античной в частности, характерен пантеизм. В древности признавали существование и Бога-личности, однако этот Бог (или боги), как правило, находился в зависимости от более высокой по онтологическому уровню божественной всепроникающей субстанции. Таким образом, Бог был несвободен в своей деятельности, лишен статуса морального законодателя. В качестве примера можно привести Бога, описанного в учении Платона, так называемого демиурга. Бог-демиург созидает мир из материи, ориентируясь на идеи, в первую очередь на идею Блага. Если демиург не будет этого делать, он перестанет быть совершенным существом, так как для античности совершенство связано со знанием наилучшего, воплощением его в жизнь. Отсюда и характерная для античности нравственная автономия мудреца. Познав истину, осознав разумом необходимые ориентиры, мудрец становится подобен богу-демиургу, он способен на самостоятельную нравственную деятельность.
Совсем иное представление о Боге существовало в средневековом мировоззрении. В основе средневековой религиозности лежит монотеизм, примат Бога-личности. Он обладает высшим онтологическим статусом, творит мир из ничего по своей прихоти, а не по необходимости безличного закона, сам является Благом, а не ориентируется на него, как на нечто внешнее. Его воля — истина в последней инстанции, любое требование его нравственно, каким бы абсурдным оно ни казалось. В этом случае примером может быть история с библейским многострадальным Иовом. Она показывает, что Бог может лишить невиновного человека (Иова) собственности, родственников, здоровья. С точки, зрения здравого смысла такие действия Бога несправедливы, с точки же зрения религиозного сознания они являются высшим Благом. Злом же для такого сознания становится противодействие воле Бога, его заповедям. Если для античности зло заключается в незнании, то для Средневековья — в своеволии человека.
Таким образом, в основе произошедшей в начале Средних веков мировоззренческой трансформации был личностный монотеизм. Следует отметить, что идея Бога-творца отразила рост самосознания человека, развитие его внутреннего мира. Монотеизм стал причиной принципиальных отличий средневековой этики от античной. Вот главные из них: 1. Нравственность связана не столько с разумом, сколько с верой, т.е. она на долгое время приобретает иррациональный характер. В любых вариантах отношений веры и разума (борьба, нейтралитет или союз) разуму отводится второстепенная роль. Его задача заключается не в поиске истины, но в объяснении ее, так как истина уже дана в виде религиозной догмы. Таким образом, разум становится нравственным только в качестве верующего разума, философия (в том числе и этика) обязательно должна получить религиозную санкцию. 2. Средневековый человек был вынужден отказаться от своей нравственной автономии — одного из важнейших достижений античной философии. В деле совершенствования он, исходя из монотеистической логики, стал полагаться не столько на свои силы, сколько на божественную помощь (благодать). Соответственно изменились и представления средневекового человека о добродетелях. Как известно, главные христианские добродетели — вера, надежда, любовь — ориентируют человека на Бога. 3. Типичный для античности эвдемонизм сменился в Средневековье аскетизмом, ригористическим отношением к жизни. Античная этика считаяа естественным и законным человеческое стремление к счастью и поэтому разрабатывала наиболее адекватные этому стремлению нравственные рекомендации. В средневековой этике естественные стремления и желания стали рассматриваться как греховные. Телесное было противопоставлено духовному и требовало «очищения». 4. Изменилось и представление о социальном бытии человека, о роли государства в нравственной жизни людей. Античному, земному, 64 полису был противопоставлен Град небесный, идеальный, гражданами которого могли стать только истинно верующие. К светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви. Именно к нему перешли посреднические функции между человеком и потусторонним миром.
2.6.2. Периодизация На проблематичность периодизации Средних веков было указано выше. В качестве ориентира можно использовать переход к монотеистической парадигме и ее последующее доминирование в ряде культур. Однако при этом следует обратить внимание, что на первых этапах средневековое мировоззрение существует параллельно с античным. Условно средневековый период развития этического знания можно разделить на следующие периоды: с 1 по 5 в. н.э. — становление средневековой нравственности (Римская империя); с 6 по 10 в. н.э. — развитие средневековых этико-религиозных воззрений (Арабский халифат, Византия, Западная Европа); с 11 по 14 в. н.э. — этика Позднего Средневековья (Западная Европа). 2.6.3. Становление средневековой нравственности (гностицизм, возникновение христианства, евангельская нравственная доктрина, патристика) Главным источником средневекового мировоззрения является духовное наследие античности. Многие идеи последнего (эллинистического) периода античной философии органично соединились с нравственными представлениями средневекового сознания (например, стоические, неоплатонические). Другим мировоззренческим источником средневековой этики стали религиозные культы многонациональной Римской империи и соседних с ней государств. Религиозные веровения того или иного народа, распространяясь, теряли свои национальные черты, универсализировались. Попадая на благодатную в культурном отношении античную почву, они становились частью сложных мировоззренческих систем. Гностицизм Часть таких религиозно-философских систем в первые века нашей эры получила название «гностицизм» (греч. — знание). Для них характерен этический дуализм, радикальное противопоставление духа (добра) и материи (зла). По мнению гностиков, мировой процесс представляет собой постепенное, через множество ступеней (эонов) сосредоточение на одном полюсе духовных элементов, а на другом — материальных. Поэтому для человека как существа духовного главная нравственная задача заключается в избавлении от материального (в первую очередь от телесного). В интересах ускорения этого процесса гностики пропагандировали крайний аскетизм. Некоторые же из них, наоборот, предавались откровенному разврату, считая, что излишества — более эффективный путь борьбы с телом.
Самым известными представителями гностицизма являются Симон Волхв (1 в. н.э.), Валентин, Василид (2 в. н.э.). Гностические секты оказали серьезное влияние на духовную атмосферу первых веков нашей эры. Некоторые их идеи привели к возникновению ересей в христианстве. Возникновение христианства Христианство возникло в 1 в. н.э. и было оформлено как единое вероучение в 4 в. н.э. на Вселенском Никейском соборе. Хотя христианство наследовало иудейский монотеистический культ, тем не менее в его формировании огромную роль сыграла эллинистическая культура. Согласно этому религиозному учению, Бог -Иисус Христос совмещает в себе всю полноту божественной и человеческой природы. Иисус Христос, чтобы спасти людей и дать им вечную жизнь, победил силу греха, приняв истязания и мученическую смерть. Священная книга христианства — Библия. Евангельская нравственная доктрина Деятельность Иисуса и его требования к людям, ставшие аксиомами христианской морали, отражены в комплексе специальных текстов — Евангелиях, иначе в Новом Завете. Основные идеи евангелической нравственной доктрины следующие. 1. Идея Бога-личности как творца мира, а следовательно, и нравственного законодателя. 2. Идея равенства людей перед Богом независимо от их национальности, социального статуса и т.д. В национальных религиозных культах она отсутствует (например, в иудейском Ветхом Завете благодать Бога дается избранному народу). Поздней античности такая установка знакома, но в рамках малочисленных философских школ. Именно благодаря христианству эта идея была «освящена» и стала доступной для широких масс. 3. Идеи любви и милосердия. Они означали выход человека за пределы своей нравственной автономии (типичной для античности), указывали на социальный, деятельный характер его нравственности. Евангельская любовь направлена на тех, от кого мы не можем получить выгоды, т.е. на обездоленных, униженных и т.д. (крайний случай — любовь к врагам). Однако бескорыстие христианской любви тем не менее имеет эгоистичный характер. Вне Бога, оценивающего усилия верующего и в конце концов вознаграждающего его, такая любовь не имела бы смысла. 4. Идея страдания как блага. При этом страдание, естественно, не самоцель, оно необходимо для спасения души.
5. Для раннего христианства также характерно отрицательное отношение к собственности, на котором строится коммунизм раннехристианских общин. Антисобственническое отношение происходит от общего неприятия вещественности, телесности. Правда, в отличие от гностицизма христианство не отказывается от плоти, но требует ее «очищения» путем поста и аскезы. Патристика Период с проповеди Христа до 5 в. н.э. (по некоторым оценкам, до 9—11 вв. н.э.) считается эпохой патристики. В это время религиозные мыслители закладывают фундамент христианского вероучения. Ими была проведена серьезная работа по адаптации первоначального христианства к высоким требованиям греко-римской культуры, рационально-теоретическому обоснованию христианских догматов. Находящееся на стадии формирования христианское учение еще было поливариативным, поэтому во взглядах некоторых отцов церкви (Оригена, Тертуллиана и др.) обнаруживаются элементы ереси. Патристика делится на восточную, греко-язычную и западную, употребляющую латынь. После разделения вселенской церкви на православную и католическую (11 ь. н.э.) произошло и своеобразное деление духовных учителей. 1. Восточные отцы церкви — Ориген (2—3 вв. н.э.), а также Василий Великий, Григорий Назианин, Григорий Нисский (4 в. н.э.), входящие в так называемый каппадакийский кружок, и др. Эти мыслители особенно чтимы в православной христианской традиции. Интерес представляет творчество Оригена, испытавшего силь- SHoe влияние неоплатонизма. Результатом этого стал его пантеистический тезис о полном спасении всех душ и духов, включая дьявола (учение об апокатастасисе). В каппадакийском кружке разрабатывалось множество богословских идей, в частности характерная для православия идея соборности. 2. Западные отцы церкви — Л*. Тертуллиан (3 в. н.э.), св. Иеро-ним, Августин Блаженный (4—5 в. н.э.) и др. Их деятельность значима прежде всего для католической традиции. Творчество»Тертуллиана известно своим радикальным противопоставлением разума и веры («Афин и Иерусалима»). Его кредо можно сформулировать следующим образом: «верую, ибо абсурдно». Образцом его парадоксального мышления может послужить следующий отрывок: «Сын- божий распят; нам не стыдно, ибо полагалось бы стыдиться, и умер Сын божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем несообразно. И после погребения он воскрес; это несомненно, ибо невозможно». Освобождая веру от разума и здравого смысла, Тертуллиан тем самым освобождал нравственность от законов природы и общества. Учение Августина было официальным учением римской католической церкви вплоть до 19 в. По мнению многих исследователей, Августин в классически образцовой форме систематизировал ранне-средневековое западноевропейское религиозное мировоззрение. Этот мыслитель особо выделил основную для Средневековья идею божественного статуса нравственности. Августин уверен, что все творимое Богом причастно к добру. Зло в отличие от добра не субстанционально, это своеобразный недостаток добра. Причина зла — в свободной воле, позволяющей человеку игнорировать божественные требования. Такое представление мыслителя было направлено против античного убеждения в нравственной суверенности личности, ставшего причиной некоторых ересей (в частности, пелагианства). Августин известен также своим религиозным ригоризмом и фанатизмом. 2.6.4. Религиозная этика Раннего Средневековья (Византия, ислам) Византия В 4 в. н.э. Римская империя была разделена на западную и восточную части. Западная часть вскоре была завоевана варварами, восточная же — Ромейская, или Византийская, империя — просуществовала более тысячи лет. Господствующим мировоззрением Византийской империи было христианство. Ближневосточное культурное влияние обусловило его своеобразную форму — православие. Особым пиететом в Византии пользовались труды восточных отцов церкви с их вниманием к вопросам спасения души. Для византийского православия характерно острое переживание двойственности человеческого существования, его причастности как к обычному, земному, миру, так и к миру «горнему», потустороннему. Потусторонний мир воспринимался как изначальный, божественный, а значит — благой. Православного человека отличало постоянное стремление к Богу, зачастую вопреки своим «земным» интересам. Это вполне объяснимо, ведь «земной» человек унижен, все его дела тщетны, а богатства эфемерны, в то время как обращение к Богу дает ему возможность обрести подлинное достоинство и вечность. Уже в Раннее Средневековье был сформирован идеал высоконравственного человека «не от мира сего» — праведника. Свое художественное воплощение он получил в необычайно популярной в Византии (а затем и в Древней Руси) легенде о «божьем человеке Алексии»., Суть легенды в том, что сын богатых и богобоязненных родителей Алексий уходит из отеческого поместья, чтобы через какое-то время вернуться обратно нищим странником. После возвращения он, никем не узнанный, живет милостыней, терпя издевательства от многочисленных слуг и домочадцев. Инкогнито Алексия раскрывается близкими через много лет, когда он умирает. Бессмысленность поступка Алексия с точки зрения здравого смысла только подчеркивает его правильность с точки зрения религиозной нравственности. Внешнее благополучие, по мнению средневекового византийца, скрывает от человека бездну его грехопадения, о которой ему следует всегда помнить. Разрушая природные и социальные связи, Алексий избавляется от соблазнов и иллюзий мира, сосредоточивается на спасении души. Подобное мироощущение приводит к возникновению в 4 в. н.э. своеобразного этико-аскетического учения — исихазма. Его представителями были Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Григорий Панама и др. Смысл исихазма в единении человека с Богом путем сосредоточения сознания на себе самом, на так называемом «внутреннем человеке». Для этого был разработан ряд специальных приемов психофизического контроля, а также особая техника молитвы — так называемая молитва Иисусова. Этические представления, отличающиеся терпимостью, направленные против чрезмерного ригоризма, были менее распространены. Они выражены, например, в творчестве М. Шелла (9 в. н.э.). Ислам Ислам — одна из трех великих религий, возникшая на рубеже 6—7 вв. н.э. в Аравии. Основателем ислама является Мухаммед, торговец, ставший пророком. Основные идеи и принципы ислама были изложены в Коране, священной для верующих книге. В отличие от христианства, формировавшегося на базе множества различных философских течений и религиозных сект, ислам изначально являлся целостным учением, что не в последнюю очередь было обусловлено заимствованием уже готовых, давно апробированных иудео-христианских идей. Сильнее влияние на формирование ислама оказала арабская национально-культурная традиция. Важнейший принцип ислама — строгий монотеизм. Даже противоречия в Коране объясняются тем, что Бог менял свою волю в процессе ее изложения пророку. Поэтому нравственные требования в исламе типичны для теистической этики. Бог есть абсолютное добро; поведение человека нравственно, если оно направлено на реализацию Божественной воли и т.д. Отличительной чертой этики ислама является ее социальная направленность, единство с другими формами общественной регуляции (в первую очередь с правом). Религиозная этика ислама это не абстрактные принципы, но конкретные нормы повседневной жизни. Это особый образ жизни, включающий: 1) исповедание единобожия («нет бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»); 2) ежедневную пятикратную молитву; 3) ежегодный месячный пост; 4) добровольную очистительную милостыню; 5) хотя бы одно паломничество в Мекку. Еще одной особенностью исламской этики является то, что императивность (требовательность) ее норм условна, а не категорична. Это очевидно, когда речь идет о многочисленных запретах (не употреблять алкоголь, свинину и т.д.). При определенных условиях допускается отступление от этих запретов. Ислам, в отличие от христианства, отказывает человеку в богоподобии, указывает на границы его возможностей, а в результате более снисходителен к его слабостям. Есть в исламе и представления о загробном воздаянии за добродетельность и наказании за порок. 2.6.5. Этическая мысль Позднего Средневековья (схоластика, мистика, еретические учения) В 10—14 вв. религиозно-философская мысль достигает нового уровня. Этому способствует повышение роли разума в средневековом мировосприятии, а также осмыслению богатого античного наследия. В арабской (Алъ-Гозоли, Аль-Фараби, Ибн-Рушди (Аверроэс), Ибн-Сина (Авиценна) и др.), а затем под ее непосредственным влиянием и в за- падноевропейской философии переводятся и становятся популярными произведения Аристотеля и неоплатоников. Религиозную философию (богословие) данного периода принято делить на несколько течений. Схоластика (теоретическое, рациональное богословие) В западноевропейской религиозной философии определение границ разума и веры приводит к созданию компромиссной теории двух истин, смысл которой в непротиворечивости суждений разума постулатам веры. При этом разум продолжает подчиняться вере, а философия выступает «служанкой» богословия. Учения, в которых главным инструментом познания Бога, а следовательно, и критерием нравственной оценки становился разум, а не вера, были редки. Таким исключением являлось учение П. Абеляра. Нравственное учение св. Фомы Аквинского Основываясь на теории двух истин, св. Фома Аквинский (1225— 74 гг. н.э.) создал учение, которое в настоящее время является официальным учением католической церкви. Этот мыслитель систематизировал средневековую этику. В отличие от Августина, следовавшего философским традициям Платона, Фома взял за основу идеи Аристотеля, сочинения которого к этому времени стали доступны в полном объеме. Фома Аквинский соединил рациональное содержание этики Аристотеля с нравственным христианским идеалом. Структурно этика средневекового мыслителя делится на учение о высшем Благе, т.е. Боге, и учение о добродетелях, ведущих к Нему. По мнению Фомы Аквинского, мир есть Благо, потому что причина его — Бог. Зло случайно: будь зло необходимым, абсолютным, оно бы самоуничтожилось. Этого не происходит, потому что зло зависит от добра. В соответствии с общей христианской установкой оно связано со свободой воли (по сути, благим даром Бога человеку). В то же время благодаря свободной воле человек может быть добрым, т.е. стремиться к Богу. Это стремление невозможно без осознания и тем самым связано с разумом. Такая, направленная на Бога, интеллектуальная деятельность блаженна. В этом смысле Фома Аквинский, как и Аристотель, эвдемонист. В чистом виде, по его мнению, блаженство при созерцании Бога возможно только после смерти. Тогда человек созерцает Бога непосредственно. Таким образом, блаженство после смерти наиболее полно и, что важно, вечно. От высшего Блага, обозначающего цели человека, мыслитель переходит к учению о добродетелях, раскрывающем средства дости- 71 жения цели. Человек добродетелен в меру своей свободы, основой же его свободы является разум. Суждение занимает центральное место в структуре свободного поступка. Роль человеческого разума велика, однако, являясь религиозным мыслителем, Фома Аквинский указывает на его (разума) естественные границы. Человеку не доступен ряд божественных истин^ в силу своей сверхразумности эти истины являются предметом веры. Поэтому для добродетели, кроме разума, нужна и божественная помощь: естественная (в виде законов природы, общества) и сверхъестественная (в виде благодати). Вера является такой благодатью. Без нее принятие логически не объяснимых догматов было бы невозможным. Вера, как и разум, -необходимый элемент нравственного поступка. Фома Аквинский разделяет добродетели по степени совершенства на умственные (см. дианоэтические Аристотеля), нравственные (см. этические Аристотеля), богословские (вера, надежда, любовь). Последние занимают высшее место в иерархии добродетелей. Нравственное учение Дунса Скота На принципиально иной платформе — не на единстве, а на различении разума и веры — строит свое этическое учение другой известный средневековый мыслитель Дуне Скот (1266—1308 гг. н.э.). Различение ума и воли (веры) явилось решающим аргументом для противопоставления философии и теологии, научно-теоретического и нравственно-практического отношения к миру. Д. Скот считает, что философия только дает знание, теология же мобилизует человеческую волю для выполнения тех положений, которые предписываются христианским вероучением. Поэтому знающий человек еще не обязательно нравственен, верующий же нравственен обязательно. Ограждая философию от теологии, Д. Скот, по сути, формулирует мысль о том, что человек в качестве познающего субъекта независим от Божественных требований. Для того времени эта мысль одновременно означала свободу ученого и от нравственных норм. Многие исследователи видели в этом предвестие этики Нового времени. Что касается Скота, то он считает, что такой подход вызван изъянами неверующего ума. Мыслитель декларирует типичную для всего периода Средневековья идею о примате воли (веры) над разумом. Познающий человек лишь на полпути к своему истинному предназначению, следующий шаг на этом пути он делает, обретая веру. Отказывая разуму в нравственности, Д. Скот принижает статус не только человеческого, но и Божественного ума. Он считает, что требования Бога не сверхразумны, как утверждал Фома Аквинский, но иррациональны, являются не истинами, а произвольной, изменчивой игрой Божественной воли. Таким образом, Д. Скот вносит в религиозную нравственность элемент релятивизма. Мистика (практическое, иррациональное богословие) Если основным философским базисом средневековой схоластики стал христианизированный аристотелизм, то средневековая мистика прежде всего опирается на неоплатонические идеи. Главная из них — пантеизм, возможность слияния человека с Богом. Мистики считали, что в каждом человеке находится как бы частица божественного, его душа, «искорка». Мир разъединяет эти частицы, облекая их в материю. В разделении, индивидуализации — суть грехопадения. Поэтому нравственная задача верующего заключается в постепенном освобождении от мира — от материи, социума, разума, а в итоге и от Бога-личности (христианская Троица) в пользу более высокого по статусу единого безличностного божества, блаженное слияние с которым осуществляется на основе общей божественной природы. Мистическая этика направлена против внешней религиозности (обрядов, постов и т.д.), а также против посредников между душой и божеством, в том числе и церкви, она утверждает нравственную суверенность человека. Представителями этого средневекового направления религиозно-философской мысли были И. Эриу-гена (9 в. н.э.), М. Экхарт (13 в. н.э.) и др. Содержание мистики показывает, что заимствование античного наследия христианством не прошло для последнего бесследно. Поэтому становится понятным неоднозначное отношение к мистикам ортодоксальной католической церкви. Многие из них обвинялись в ереси, их учения осуждали, а произведения сжигали на кострах. Еретические движения Эти движения являлись формой духовной оппозиции в рамках средневекового общества и в основном опирались на христианизированные гностические учения, утверждавшие этический дуализм. Отсюда и специфика понимания ими нравственных отношений. Непримиримая борьба двух субстанциональных начал — доброго (духовного) и злого (материального) — приводила в нравственной практике к радикальному аскетизму. Последователи этих учений отказывались от собственности, телесных удовольствий, стремились ограничить себя в пище (вегетарианство) и половых отношениях (безбрачие). Они последовательно отрицали роль официальной церкви в посредничестве между че- ловеком и Богом. Наиболее известными представителями этого движения в период Средневековья были манихеи (с 3 в. н.э.), павликиане (7 в. н.э.), богомилы (10 в. н.э.), альбигойцы и катары (с 11 по 15 в. н.э.). 2.6.6. Итоги развития средневековой этики Нравственное мировоззрение средневековой христианской и исламской цивилизаций стало новым этапом в развитии этики. На основе монотеистической парадигмы, идее Бога-творца была выстроена новая система нравственных координат. В ее центре -трансцендентный Бог, мыслимый как высшее Благо. Его поступки, творчество, заповеди имеют безусловный характер. В средневековой, в первую очередь христианской, «модели» нет этически нейтральных сил и вещей, все они связаны с мировым конфликтом добра и зла, вовлечены в историю спасения души. Нравстъенная реальность стала драматичней, это результат отношений двух личностей — Бога и человека, а не одинокий и замкнутый мир античного мудреца. Точкой опоры античного человека была его нравственная самодостаточность. Отсюда атараксия (безмятежность), апатия (равнодушие). Средневековый человек теряет такую опору и выведенный из равновесия напряженно ищет ее вовне, в Боге. Для верующего это вопрос жизни и смерти, т.е. вечного спасения или гибели. Необходимость выхода человека за границы своего внутреннего мира отражена в главных добродетелях того времени — вере, надежде, любви. Низкий уровень нравственной суверенности средневекового человека стал особенно очевиден после повторного ознакомления с античным наследием в эпоху Возрождения. Однако и античное всесилие нравственных возможностей человека воспринималось после Средневековья уже как наивное. Наступающая эпоха стремилась преодолеть односторонность определений нравственности, как античной, так и средневековой. Вопросы 1. Раскройте смысл средневековой мировоззренческой парадигмы. 2. Перечислите основные идеи христианской нравственной доктрины. 3. Каковы основные религиозно-нравственные требования к правоверному мусульманину? 4. В чем принципиальные отличия схоластических и мистических религиозно-нравственных учений? Обязательная литература 1. Библия. 2. Коран. 3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Указ.соч. Дополнительная литература 1. Реале Д., Антисерп Д. Указ. соч. Т. 2: Средневековье. 2. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Этика Нового времени
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|