Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные черты российской нравственной мысли




Российская философия — значимое явление в истории мировой фило­софии. Возникнув под влиянием православной традиции и западноевро­пейской философской мысли, она прошла сложную духовную эволюцию.

Ее характерной чертой является антропоцентризм. Российская фи­лософия, независимо от того, кто ее представляет — религиозный мыс­литель, натурфилософ или диалектический материалист, — главным своим предметом считает человека, смысл его существования. Поэтому в учениях российских философов доминирует нравственная проблема­тика — панморализм. Неразделенность теоретической и практической сфер человеческого бытия как типичное качество российского ментали­тета отмечают многие исследователи. Так, дореволюционный мысли-

106

тель Н.К. Михайловский в качестве примера этой неразделенности ука­зывал на сложную семантику русского слова «правда», соединившего в себе и гносеологическую «истину» и нравственную «справедливость».

Следствием пристального внимания к проблеме человека стано­вится особый-интерес к социальным формам его существования. Поэтому для российской этико-философской мысли характерным является поиск общественного идеала и способов его достижения.

2.9.2. Периодизация

Условно эволюцию нравственной мысли в России можно разде­лить на следующие этапы:

1. С 10 по 17 в. —. этическая проблематика в контексте право­славного религиозного мировоззрения.

2. С конца 17 по начало 19 в. — секуляризация нравственного сознания.

3. 20—70-е годы 19 в. — формирование национальной этиче­ской мысли.

4. Конец 19 — начало 20 вв. — возникновение и эволюция ориги­нальных этико-философских систем.

5. С 20-х годов 20 в. — марксистско-ленинская этическая мысль в Советском Союзе.

2.9.3. Богословская мысль в рамках православия

После распространения в ю в. на Руси христианства духовная жизнь в восточнославянских государственных образованиях (Киев­ская Русь, Московское царствен др.) ограничивалась рамками право­славного религиозного мировоззрения, обозначенного еще восточны­ми отцами церкви. Самостоятельных богословских изысканий вплоть до 17 в. практически не существовало.

Причин такого феномена несколько.

1. Главная из них заключается в том, что воспринятый на Руси византийский вариант христианства был результатом тысячелетнего развития, т.е. фактически полностью сформирован. У российского богословия в отличие от западноевропейского, активно включенного в теологическую традицию, идущую еще со времен патристики, не было опыта интерпретации библейских текстов. Поэтому получен­ный от Византии тщательно разработанный богословский комплекс считался окончательным и изменению не подлежал.

2. К тому же в результате схизмы — разделения церквей в 11 в. на католическую и православную — любое изменение византийского

107

наследия рассматривалось как своеобразная уступка агрессивному католическому Риму и в связи с этим не поощрялось. С падением Константинополя в 15 в. Россия стала рассматривать себя в качестве правопреемницы Византии, в результате чего консервативные тен­денции при решении богословских вопросов усилились.

3. Важную роль сыграло и то обстоятельство, что вся церковная (а светской в то время не существовало) литература была сразу переведена с древнегреческого языка на славянский. Кроме позитивных моментов такого перевода (например, понятность для простого народа и т.д.) были И отрицательные, в частности потеря языковой связи с античным и средневековым философским наследием. В Западной Европе такая связь осуществлялась благодаря церковной латыни.

4. Кроме этого, по причинам внешне- и внутриполитического ха­рактера русские государства не были привлекательны для иностранных ученых. Так, например, в процессе многолетнего завоевания Византии турками основная масса образованных людей эмигрировала не к право­славным единоверцам на север, а главным образом в Италию, стимули­ровав тем самым интеллектуальное возрождение Западной Европы.

Из наиболее известных богословов этого периода можно выде­лить Иллариона, Сергия Радонежского, Филофея, Нила Сорского. Они осмысливают нравственные христианские ценности применительно к национальным реалиям, проповедуют набожность, честность, бес­корыстие, уважение к старшим и любовь к Родине.

2.9.4. Секуляризация нравственного сознания

В 17 в. в духовном развитии России происходит своеобразный пере­лом. После церковного раскола середины 17 в. (реформы патриарха Ни­кона) наиболее консервативная часть богословов (старообрядцы) оказа­лась в оппозиции, потеряв былое влияние. В то же время воссоединение с Украиной привело к интенсификации связей России с внешним миром.

Как следствие начиная с 17 в. российская этико-философская мысль постепенно завоевывает себе место в рамках религиозного мировоззрения. В Киеве и Москве основываются богословские уч­реждения, где преподают философию (например, эллино-греческое училище в Москве, Киево-Могелянскоя академия и др.). При этом сле­дует отметить значительное влияние западноевропейской культуры, которое усилилось после реформ Петра I в 18 в.

Одним из первых российских религиозных философов был ук­раинец Г.С. Сковорода (1722—94). Его учение не выходило за рамки православной традиции, но в то же время имело ясно выраженный пантеистический уклон.

108

В собственно России (Великороссии) мыслители активно популяри­зировали достижения европейского Просвещения (английских и фран­цузских философов, в частности Гоббса, Вольтера, Руссо и др.). К таким популяризаторам следует отнести М.М. Щербатова, И.И. Новикова, В.Н. Татищева. Особенностью творчества указанных мыслителей было особое внимание к нравственным проблемам, позволившее многим ис­следователям истории философии говорить о русском гуманизме 18 в.

Наиболее значительным представителем данного течения был А.Н. Радищев (1749—1802). Его философское творчество известно по трудам «Путешествие из Петербурга в Москву» и особенно «О чело­веке, его смертности и бессмертии». Радищев исходит из виталисти­ческого (жизненного) единства природы. Отсюда его поддержка концепции «естественного права», характерной для европейского Просвещения. Подобно Руссо, он протестует против любого угнете­ния «естества» (отсюда свободолюбивый пафос его «Путешествия...», ставшего одновременно и своеобразной утопией).

Большую роль в развитии этико-философской мысли сыграла переводческая деятельность русского масонства 18 в. Главная рели­гиозно-философская тема этого течения (находившегося фактиче­ски вне официальной православной доктрины) заключалась в уче­нии о сокровенном смысле жизни человека.

2.9.5. Формирование национальной этической мысли (западники, славянофилы, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)

Отечественная война 1812 г. сыграла важную роль в развитии российского национального сознания. Произошла своеобразная са­моидентификация народа, в том числе и его элиты. Признавая высо­кие достижения западной культуры, образованные люди того време­ни отмечали и ее негативные черты. Некоторые буржуазные ценно­сти интерпретировались ими как признаки духовной деградации. Появляется идея, что особенности российского мироустройства и миросозерцания могут спасти западную культуру, вывести ее из на­зревающего кризиса, в том числе и кризиса нравственного.

На этой идейной основе и возникает принципиальное деление на западников и славянофилов в первой половине 19 в.

Западники

К западникам относят А.И. Герцена, Н.П. Огарева, К.Д. Кавелина и др. (московский кружок). Тесную связь с московским кружком

109

поддерживали М.А.Бакунин, П.Я. Чаадаев, В.Г Белинский, И.С. Тур­генев и др. Западники высоко ценили достижения европейской мыс­ли. Однако фактически они считали, что реализовать их реально в Европе невозможно. Причина этого в нравственной извращенности, в подмене духовных ценностей ценностями коммерческими. Мыс­лители верили в Россию ка£ в нравственно достойную для воплоще­ния социалистического идеала страну.

На примере западников можно увидеть, как российский панмора-лизм трансформировал западноевропейскую философскую мысль. Так, Чернышевский и др. называли свою этическую позицию теорией «разумного эгоизма» (апеллируя тем самым к французским материали­стам 18 в.). Однако ее содержание у русских западников сильно отлича­лась от того, которое вкладывали в нее французские мыслители. По­следние имели в виду приспособление «разумного эгоиста» к обществу для оптимальной реализации своего личного интереса. Чернышевский и его сторонники понимали «разумный эгоизм» как сознательное и беско­рыстное согласование личного интереса с общим. Полезность, о кото­рой идет речь у русского мыслителя, трактуется не в собственно утили­таристском смысле слова, а как свободно избираемое служение народу. Иначе говоря, личный интерес человека толкает его на самопожертво­вание (например, революционеров). Такое сущностное изменение принципа «разумного эгоизма» знаменательно.

Поздние западники (Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, К.Д. Каве­лин, Н.К. Михайловский) были знакомы с творчеством Фейербаха и Маркса. Многие этические темы немецких и российских мыслителей созвучны. Так, последними был поднят вопрос о зависимости морали от общественной среды и особенностей исторического процесса, на­мечена одна из возможных позиций по проблеме роли социальных революций в развитии нравственности.

Представляют интерес и идеи более частного характера, связанные с осуждением крепостничества, самодержавия, вообще любых форм эксплуатации, с утверждением значимости мотивации в нравственной деятельности, критикой мещанской морали.

Славянофилы

Представителями этого направления в России являлись А. С. Хомяков, П.В.Киреевский, К.С.Аксаков, близки к ним В.И.Даль, Ф.И.Тютчев, АН. Островский и др. Славянофилы, как и западники, высоко оценивали европейскую культуру, однако считали ее односторонней и поэтому ущербной. По их мнению, западное мировоззрение потеряло связь с ис­тинным христианством, отсюда его индивидуализм, рационализм, стрем-

110

ление разделить знание и нравственность (истину и добро). В результате этого Европа столкнулась с негативными явлениями в своей духовной жизни, и эти кризисные тенденции будут нарастать. У России же, по­скольку здесь истинное христианство (т.е. православие) неизменно со времен восточных отцов церкви, особая историческая миссия, которая состоит в том, чтобы, не отрицая западную культуру, а «восполняя» ее, сориентировать человечество в правильном направлении.

В первую очередь речь идет об особом духовном коллективизме, иначе «соборности», через которую личность раскрывается в гармо­нии с другими, в добровольном подчинении высшему началу. Такое единство достижимо в рамках религиозной нравственности. По мнению славянофилов, необходимо «воссоздать» цельного человека, у которого представления об истине, красоте и благе тождественны. И такой человек может быть только верующим.

Под влиянием славянофилов сложилось более позднее течение почвеничества (с 60-х годов), куда входили А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский. В стихии русской жизни (на духовную глубину кото­рой якобы указывает существующее в стране православие) они усматри­вали «почву» для социального и духовного развития России. Христиан­ское мировосприятие этих мыслителей оказало значительное влияние на их этические воззрения.

Ф. Достоевский

Так, для творчества Достоевского всегда были актуальны темы доб­ра и зла в человеке, истории и мире, их оценка с религиозной точки зре­ния. По его мнению, добро и зло — это не естественные явления, зало­женные в природе человека (как это утверждает натуралистическая эти­ка), но явления духовного порядка, возникающие из человеческой сво­боды. Достоевского считают предтечей экзистенциализма. Известен он и своим анализом нравственной психологии человека (диалектика добра и зла), критикой морального индивидуализма, рационализма и утилита­ризма, перерастающей у него в критику всей западноевропейской куль­туры. Нравственным противовесом Европе Достоевский видит только Россию.

Религиозное мировоззрение Достоевского влияет и на его пред­ставления о социальном бытии человека. Возможность человека са­мостоятельно формировать общественное устройство (в духе мар­ксизма) мыслитель оценивает отрицательно. По его мнению, рацио­нализация исторического процесса ведет к подавлению свободы. Истинная же история есть исполнение таинственного Божествен­ного плана, «оцерковление» человечества.

111

Я Толстой

Особняком в российской философий стоит Л.Н. Толстой. С точ­ки зрения этики его творчество можно охарактеризовать как нравст­венный натурализм. Толстой (подобно Руссо) считает, что человек -от природы доброе существо. При этом он также близок к мистиче­скому пантеизму Шопенгауэра, его философии жизни, отсюда его категорическое неприятие индивидуализма.

Этический максимализм творчества Толстого приводит к классиче­скому панморализму, т.е. идее подчиненности всей жизненной стихии нравственному началу. Даже в религии, по мнению русского мыслителя, главное не форма догматов, а их нравственное содержание. Поэтому, соз­давая свою этическую систему, Толстой использует не только христиан­ские, но и иудейские, мусульманские и буддийские источники. Такие взгляды привели его к конфликту с русской православной церковью.

Суть этического учения Толстого состоит в необходимости самосо­вершенствования человека. Провозглашая высшим благом жизнь, он утверждает необходимость ее постоянного улучшения. Нравственное усовершенствование каждого конкретного человека является необходи­мым условием для улучшения жизни общества в целом. Злом, по мне­нию писателя, является все, что духовно принижает человека, разъеди­няет его с другими людьми: гордыня, излишества, тунеядство, насилие, тщеславие и пр. В этическом учении Толстого большое место занимает критика суеверий, т.е. ложных представлений о должном, например «суеверие государства». Толстой считает, что время государства как формы организации общества отошло в прошлое. В 1911 г. была издана книга «Путь жизни», излагающая его учение.

2.9.6. Возникновение этико-философских систем (философия «всеединства», неоромантизм, экзистенциализм Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова)

Высказываемые российскими мыслителями идеи требовали адек­ватной систематизации. К 70-м годам 19 в. условия для этого созревали.

Философия «всеединства»

Основателем данного течения является B.C. Соловьев. На его творче­ство оказали влияние как представители немецкой классической филосо­фии (Шеллинг и др.), так и славянофилы. Учение Соловьева стало попыт­кой адаптации православия к современному знанию. Философ разраба­тывает концепцию «всеединства», в которой осуществляется синтез ре­лигии, философии и науки, который имеет ярко выраженную этическую

112

цель: он раскрывает «полноту жизни» в ее единстве веры, мышления, опыта. Тем самым человеку указывается смысл его существования.

Интересно, что анализ этической сферы у Соловьева предшест­вует гносеологическому. Обычно в философии сначала излагается теоретическая, а затем уже практическая часть (например, Кант сна­чала пишет «Критику чистого (т.е. теоретического) разума», а затем «Критику практического разума»). Подход российского мыслителя указывает на его философские приоритеты, а именно примат нрав­ственного знания над всем остальным.

Среди большого числа философских трудов Соловьева вызывает интерес «Оправдание добра». В этом произведении он развивает идеи о трех основах нравственности (стыде, жалости, благоговении) и соответ­ственно о трех основных принципах морали (аскетизме, альтруизме, богопочитании), а также о значении любви и совести в нравственной деятельности. Соловьев, что характерно для него как религиозного фи­лософа, связывает добро с Божественной благодатью, зло — со свобод­ной человеческой волей. Иными словами, свобода индивидуальной во­ли есть в действиях безнравственных, но ее нет в действиях нравствен­ных. Добро не зависит от человека, оно детерминировано свыше, и по­этому человеку, чтобы быть причастным к добру, необходимо отказаться от своеволия.

Отсюда и своеобразие взгляда мыслителя на историю. Исторический процесс есть неуклонное движение к триумфу добра, воплощению боже­ственных идей в мире. Итогом такого движения должен стать некий соци­альный организм — идеальное человечество (богочеловечество).

Последователи философии «всеединства» Соловьева (С.Я. Трубец­кой, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк и др.) развили пред­ложенную теорию, но уже с несколько иными акцентами, усили­вающими значимость религиозной детерминации нравственности. При этом мыслители предостерегали от мистического самоупоения, призывали к ежедневному духовному труду, нравственному подвигу (см. сборник «Вехи», 1909 г.).

Другие философские учения

Кроме учения о «всеединстве» в русской идеалистической фило­софии можно выделить неолейбницианство (Л.М. Лопатин, И.О. Лос-ский и др.) и неокантианство (А.И. Введенский и др.). Представители этих течений развивали главные идеи Лейбница и Канта, исходя из общей панэтической специфики российской философии.

Под знаком «нового религиозного сознания» на рубеже 19— 20 вв. формируется направление неоромантизма. К нему относятся

113

занимающиеся активной литературной деятельностью Д. С. Мережков­ский, А.А. Блок, Вяч.И. Иванов и др.). Называя себя «самозародив­шимися» мистиками, находящимися вне церковной традиции, они критикуют христианский аскетизм и индивидуализм.

Новым этапом в российской философии стало творчество Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова. Их, идеи легли в основу одного из важнейших направлений мировой философии 20 в. — экзистенциа­лизма. Главные из идей этих мыслителей — свобода личности, твор­чество как адекватный способ самовыражения человека, принципи­альное противопоставление личного (свободного) и социального (необходимого) бытия, а также иррациональность единичного суще­ствования. На этом фундаменте строится экзистенциальная нравст­венность.

К философии жизни близко творчество Я. К. Рериха (1874—1947). Он считается создателем так называемой «Живой Этики», ориентиро­ванной на выявление общечеловеческих ценностей. Целостная куль­тура человечества должна быть, по мнению мыслителя, наполнена космическим смыслом. Это позволит преодолеть противостояние ло­кальных культур. В процессе одухотворения мира и приведения его к гармоническому единству (отказом от насилия, активным творением добра, сотрудничеством) главная роль принадлежит этике.

2.9.7. Марксистско-ленинская этика в Советском Союзе

Произошедшая в результате социально-экономических потря­сений (революций, мировой и гражданской войн) смена обществен­ного устройства в России оказала влияние и на судьбы российской философии. Со второй четверти 20 в. большинство российских мыс­лителей (С.Я. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лос-ский, Н.К. Рерих и др.) оказались в добровольной или вынужденной эмиграции. Поэтому некоторые рассмотренные выше учения, став­шие вершинами развития российской философской мысли, создава­лись вне России. В самой России, точнее, в возникшем на обломках Российской империи Советском Союзе, стал доминировать вариант диалектического материализма — марксизм-ленинизм.

Марксизм был популярен в России еще до революции, его идеи пропагандировали известные философы (П.Б. Струве, С.П. Франк, Н.А. Бердяев, Г.В. Плеханов и др.). Российские мыслители творчески развивали учение Маркса, многое сделали для философского осмыс­ления его социально-исторических взглядов.

114

Рост революционного движения дал возможность наиболее ра­дикальным марксистам («большевикам») перевести теоретические положения марксизма в практическую плоскость. Большую роль в этом процессе сыграла деятельность В.И. Ульянова-Ленина, фило­софская составляющая которой получила впоследствии название марксизма-ленинизма.

Марксизм-ленинизм представляет собой целостный комплекс мар­ксистских идей, трансформированных в новых национальных и соци­ально-экономических условиях. Стержнем учения стала идея о неиз­бежности революции, насильственного слома капиталистического строя. Ленин и его единомышленники (Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, A.M. Коллонтай и др.) формулируют основные постулаты революцион­ной этики: зависимость нравственности от политической целесообраз­ности, революционный долг, самопожертвование, социальная справед­ливость и т.д.

Л. Троцкий

В 1938 г. находящийся в эмиграции Л.Д. Троцкий публикует итого­вую работу с характерным названием «Их мораль и наша», где на высо­ком теоретическом уровне формулирует основные положения револю­ционной нравственности. Троцкий провозглашает критерием нравст­венности высший общественный интерес. По его мнению, цель нравст­венно оправдывает любые средства, если эта цель заключается в освобо­ждении человека, в справедливом социальном устройстве. Обвинение в аморализме Троцкий воспринимает как проявление буржуазного лице­мерия. Господствующий класс, ложью, грабежом и насилием получив власть и стараясь сохранить ее, всегда вспоминает о морали, более того, объявляет ее нормы — «не убий», «не укради» и т.д. — вечными и неиз­менными. Однако это не более чем инстинктивное желание сохранить награбленное и избежать возмездия. Такая мораль предназначена для эксплуатируемых масс. И когда возникает реальная угроза, господ­ствующий класс свою чуждость «вечной» морали с легкостью демонст­рирует. Чтобы выступить против такого врага, революционер должен быть свободен от иллюзорных норм, «установленных рабовладельцами для рабов», и быть готовым защищать справедливость даже насильст­венным путем, борьбой. Как и любая война, классовая борьба основы­вается на особой революционной нравственности. Высшая цель оправ­дывает ложь, терроризм, захват заложников и другие формы насилия. Способность революционера во имя свободы человечества пойти на смерть, свою или чужую, указывает на подлинные нравственные качест­ва его личности.

115

После Октябрьской революции 1917г. и прихода партии боль­шевиков к власти, диалектический материализм К. Маркса и В.И. Ленина стал основой советской философии. Против инако­мыслящих применялись репрессивные меры.

Со временем в советской философии сформировалась в качестве отдельной дисциплины марксистско-ленинская этика. Ее основным предметом была социалистическая нравственность как новый этап ис­торического развития нравственности. Отрицательной чертой советской этики была ее чрезмерная идеологизированность (например, «Мораль-ньтй кодекс коммуниста»). Несмотря на это, советская этика стабильно развивалась. Философы большое внимание уделяли исследованиям нравственных коллизий в советском обществе, анализу (в контексте критики буржуазной философии) современных теорий морали, изуче­нию истории этики и т.д. Среди философско-этических работ послед­них десятилетий советского периода следует отметить труды О.Г. Дробшщкого, И. Т. Фролова, А.А. Гусейнова и др.

Итоги

Развитие российской этической мысли отразило многовековую эволюцию русского общества, всю сложность и противоречивость этого процесса. Существующие разрывы культурной традиции (петровские реформы, Октябрьская революция и т.д.), несмотря на их серьезный характер, тем не менее не изменили цивилизационных доминант России. Этой точки зрения придерживается ряд исследо­вателей (например, известный философ 20 в. Н.А. Бердяев, видящий истоки «русского коммунизма» в «русском православии»). Одной из таких неизменных доминант является важная роль нравственных регулятивов в обществе, что своим «панморалистическим» содержа­нием отразила российская философия.

Вопросы

1. Каковы особенности российской этико-философской мысли?

2. Объясните суть спора между российскими западниками и славянофилами в 19 в.

3. Обозначьте нравственные ориентиры творчества Ф.М. Досто­евского и Л.Н. Толстого?

4. Философия «всеединства» B.C. Соловьева. Каково ее значение в истории российской этико-философской мысли?

5. В чем проявилось новаторство, а в чем преемственность со­ветской этики?

116

Обязательная литература

1. Белинский В.Г. Опыт системы нравственной филосо-фии//Собр. соч. Т. 1. М., 1976.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Указ. соч.

4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Указ. соч. 5 Соловьев B.C. Соч. в 2-х тт. М., 1989.

6. «Основы марксистско-ленинской этики». Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. М., 1986.

7. Троцкий Л.Д. Их мораль и наша//Вопросы философии, 1990. №5. С. 105-126.

Дополнительная литература

1. Толстой Л.Н. Религия и нравственность// Толстой Л.Н. В чем моя вера. Тула, 1989.

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу сшою//Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

3. Франк С.Л. Смысл жизни. М. 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...