Нравственность и искусство
Из истории нравственных учений видно, что этическая категория добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождествлялись. Даже средневековая этика, рассматривающая красоту, как искус, имела ё виду лишь красоту «земную», т.е. неистинную. Противопоставлялась ей красота истинная, «небесная», тесно связанная с моральным совершенством. Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что этические труды нередко создаются в художественной форме (например, у 119 Платона, Ницше и др.), а многие представители искусства (Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками. Тем не менее объективный процесс дифференциации форм общественного сознания способствовал появлению радикальных вариантов, когда мораль или искусство рассматривались как полностью автономные. В художественной среде существует точка зрения, что художник самодостаточен и не нуждается в нравственных ограничителях, что искусство существует «для искусства». Крайний случай -утверждение противостояния морали и искусства (например, Ш. Бодлер, О. Уальд и др.). Абсолютизация специфических черт искусства вряд ли является продуктивной. Нравственность и искусство отражают разные стороны бытия человека и, исходя из этого факта, следует видеть способы их взаимодействия. По сути, в искусстве в особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов, ценностей. Нравственное воздействие искусства на человека осуществляется не путем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с помощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчество, осмысление человеком под влиянием художественного произведения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героев, человек видит наглядные примеры нравственного и безнравственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художественная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моделирование конфликтных ситуаций.
3.2.2. Нравственность и политика Политика — это властный способ управления. В узком смысле политикой называют управление государством. Впервые серьезное исследование связи этики и политики предпринял древнегреческий философ Аристотель в 4 в. до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искусства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства. Однако существовали и другие точки зрения на данную проблему. Так, например, древнекитайские легисты, западноевропейские мыслители Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) и др. стремились подчинить нравственность политике. Они считали естественным политиче- ский аморализм и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели. Противоположный подход редуцировал политику к нравственности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, игнорирование реальных социально-политических условий. Сложность обозначенной проблемы связана прежде всего с ответственностью политика перед населением, необходимостью реализовывать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с интересами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны.
Тем не менее очевидно, что существует тесная взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества. Нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мнение, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою очередь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы. 3.2.3. Нравственность и религия Нравственная и религиозная деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались и моральными нормами, а богоугодные дела — добрыми поступками. Такой подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых, похожи и способы регулирования. Для нравственных и религиозных требований характерны категоричность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравственного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знако-вость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верующего человека. При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. В истории древней и средневековой этики понятия Благо и Бог были тождественны, поэтому и возникла идентичность содержания нравственной нормы и божественного требования. Также можно отметить, что и в нравственности, и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие переживания типичны как для нравственной, так и для религиозной жизни. Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравственного и религиозного сознания на протяжении длительного периода. Для религиозного мировоззрения представление о «религиозной 121 нравственности» органично до настоящего времени. Тем не менее с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает быть идентичным. Принципиальное отличие заключается в том, что для нравственности конечной целью является человек, а для религии — Бог. Последовательный теолог допускает любую жертву во имя Бога. Для него естественна библейская история патриарха Авраама, который, доказывая свою веру, собирается принести в жертву сына. Нравственности же присущ гуманизм.
Еще одним характерным отличием религии является система ритуальных действий (культ), а также существование организационных структур (церковь) и специального аппарата священнослужителей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета. Кроме того, если религия предусматривает суровые потусторонние кары, то нравственность ограничивается общественным осуждением и взывает к совести. И, наоборот, если для верующего наградой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга. 3.2.4. Нравственность и наука Проблема соотношения нравственности и науки имеет два аспекта: нравственно-содержательный и формальный. Первый касается значения нравственности для науки, а именно важность моральных принципов для ученого. Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изучаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризненное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения. Несмотря на то что нравственный мотив открыто не проявляется, он играет в научной деятельности важную роль. Несомненно влияние нравственной установки на выбор самой профессии ученого, направления исследования. Тем самым человек старается максимально реализо-
122 вать свои способности во благо общества. Гуманистическая основа научной деятельности наиболее ярко проявляется в тех редких случаях, когда профессиональные интересы входят в противоречие с нравственными нормами. Встав перед такой дилеммой, ученый может сознательно выйти за рамки нравственного поля. Как доказывает история (вспомним опыты над людьми в фашистских концлагерях и др.), это наносит непоправимый ущерб глубинному смыслу исследования. Все сказанное свидетельствует о необходимости приоритета общечеловеческих ценностей над личными в процессе научной деятельности. Кстати, в наиболее древнем профессиональном кодексе, так называемой клятве Гиппократа, которую дают медицинские работники, отражены как ча-стнонаучные, так и общечеловеческие ценности и, что важно, указана их субординация. Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принципов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика — это вид гуманитарного знания. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих составляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение, предсказание и т.д. 3.2.5. Нравственность и экономика Особое внимание, уделяемое взаимоотношениям нравственности и экономики, неслучайно и имеет древнюю историю. Еще Аристотель, раскрыв сложную структуру экономики, признавал нравственную неравноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ считал этически приемлемым только производство. Средневековье также осуждало самодостаточное «делание денеп>. И Августин, и Фома Ак-винский утверждали, что получение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент аморальны. Поэтому, кстати, банковской деятельностью в Европе занимались представители других религий (в частности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с развитием капиталистических отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринимается как критерий Божественного благорасположения. Светская версия протестантской этики стала важной составляющей современной западной экономической культуры. Большую
123 роль стало играть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом^ что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумного эгоизма»), немецких классиков, в марксизме и многих этических концепциях 20 в. В то же время многие философы подчеркивали, что в процессе банковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация сугубо экономических ценностей, таких, как эффективность, интерес, прибыль и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым теряется глубинный смысл экономики как способа обеспечения человеческого существования. 3.2.6. Нравственность и право Как формы общественного сознания нравственность и право имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функции: регулируют поведение людей в обществе. Нравственность и право представляют собой совокупность относительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Главными же различиями между ними являются способы, которыми они регулируют поведение людей. Нормы права: а) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах; б) их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия; в) правосудие осуществляется должностными лицами (прокурор, судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.). Нормы нравственности: а) как правило, четко не определены; б) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека; в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нарушение не наказывается, но вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом. 124 Вопросы 1. Каковы основные проблемы современной этики? 2. В чем заключаются единство и различие форм общественного сознания? 3. Может ли произведение искусства быть безнравственным? ^. В чем гуманистический смысл предпринимательской деятельности? 5. Что является высшей ценностью для религиозного мировоззрения? Обязательная литература 1. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права: от истоков к мировоззрению. Учебное пособие. М., 1998. 2. Войтыла К. Основания этики//Вопросы философии. 1991. № 1. 3. Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993. 4. Попов Л.А. Указ. соч. Дополнительная литература 1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974. 2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|