Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственность и искусство




Из истории нравственных учений видно, что этическая катего­рия добра и эстетическая категория прекрасного зачастую отождест­влялись. Даже средневековая этика, рассматривающая красоту, как искус, имела ё виду лишь красоту «земную», т.е. неистинную. Про­тивопоставлялась ей красота истинная, «небесная», тесно связанная с моральным совершенством.

Близость нравственности и искусства иллюстрируется тем, что эти­ческие труды нередко создаются в художественной форме (например, у

119

Платона, Ницше и др.), а многие представители искусства (Ф.М.Дос­тоевский, Л.Н. Толстой и др.) являются в то же время и мыслителями-этиками.

Тем не менее объективный процесс дифференциации форм об­щественного сознания способствовал появлению радикальных вари­антов, когда мораль или искусство рассматривались как полностью автономные. В художественной среде существует точка зрения, что художник самодостаточен и не нуждается в нравственных ограничи­телях, что искусство существует «для искусства». Крайний случай -утверждение противостояния морали и искусства (например, Ш. Бодлер, О. Уальд и др.).

Абсолютизация специфических черт искусства вряд ли является продуктивной. Нравственность и искусство отражают разные сторо­ны бытия человека и, исходя из этого факта, следует видеть способы их взаимодействия. По сути, в искусстве в особой художественной форме выражается динамика интересов, идеалов, ценностей. Нрав­ственное воздействие искусства на человека осуществляется не пу­тем доказательства преимущества добродетели над пороком, а с по­мощью эмоциональных переживаний, предполагающих сотворчест­во, осмысление человеком под влиянием художественного произве­дения собственного жизненного опыта. Наблюдая за действиями героев, человек видит наглядные примеры нравственного и безнрав­ственного поведения, добра и зла и т.д. Искусство в данном случае имеет огромное воспитательное значение, это образная (художест­венная) интерпретация нравственных норм и моральных идей, моде­лирование конфликтных ситуаций.

3.2.2. Нравственность и политика

Политика — это властный способ управления. В узком смысле политикой называют управление государством.

Впервые серьезное исследование связи этики и политики предпри­нял древнегреческий философ Аристотель в 4 в. до н.э. Рассматривая человека как «общественное животное», философ видел в государстве источник нравственности и считал этику частью «политического искус­ства». Осознавая относительную самостоятельность нравственности, специфичность ее задач, он выдвигал требование гармонии интересов граждан и государства.

Однако существовали и другие точки зрения на данную проблему. Так, например, древнекитайские легисты, западноевропейские мысли­тели Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс) и др. стремились под­чинить нравственность политике. Они считали естественным политиче-

ский аморализм и цинизм, практику двойного морального стандарта, оправдание любых средств, якобы ведущих к благой цели.

Противоположный подход редуцировал политику к нравствен­ности. Среди мыслителей, придерживающихся подобных взглядов, можно назвать Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллу и др. Для их теорий государства (утопий) характерно абстрактное морализаторство, иг­норирование реальных социально-политических условий.

Сложность обозначенной проблемы связана прежде всего с ответ­ственностью политика перед населением, необходимостью реализовы­вать интересы государства, которые зачастую входят в конфликт с инте­ресами других государств. Действия политика, в отличие от морального авторитета, зависят от множества факторов, они компромиссны.

Тем не менее очевидно, что существует тесная взаимосвязь между нравственным и политическим развитием общества. Нравственность воздействует на политику через моральную оценку, общественное мне­ние, исходя из высших идеалов и целей общества. Политика в свою оче­редь влияет на нравственность, раскрывая обществу его конкретные «ежеминутные» социально-политические интересы.

3.2.3. Нравственность и религия

Нравственная и религиозная деятельность в истории культуры долгое время отождествлялись: заповеди, данные Богом, одновременно считались и моральными нормами, а богоугодные дела — добрыми по­ступками. Такой подход не был случайным. Во-первых, нравственность и религия регулируют поведение человека в обществе, т.е. выполняют сходные социальные функции. Во-вторых, похожи и способы регулиро­вания. Для нравственных и религиозных требований характерны кате­горичность, универсальность и т.д. В-третьих, главный стимул нравст­венного и религиозного поведения — духовные ценности, отсюда знако-вость таких понятий, как долг, идеал и т.д. и для светского, и для верую­щего человека. При этом следует отметить совпадение нравственных и религиозных ценностей, особенно на ранних этапах развития общества. В истории древней и средневековой этики понятия Благо и Бог были тождественны, поэтому и возникла идентичность содержания нравст­венной нормы и божественного требования.

Также можно отметить, что и в нравственности, и в религии большую роль играет эмоциональная сфера. Вера, глубокие пережи­вания типичны как для нравственной, так и для религиозной жизни.

Эти и другие обстоятельства обусловили единство нравствен­ного и религиозного сознания на протяжении длительного периода. Для религиозного мировоззрения представление о «религиозной

121

нравственности» органично до настоящего времени. Тем не менее с развитием светской культуры содержание нравственности и религии перестает быть идентичным.

Принципиальное отличие заключается в том, что для нравст­венности конечной целью является человек, а для религии — Бог. Последовательный теолог допускает любую жертву во имя Бога. Для него естественна библейская история патриарха Авраама, который, доказывая свою веру, собирается принести в жертву сына. Нравст­венности же присущ гуманизм.

Еще одним характерным отличием религии является система ритуальных действий (культ), а также существование организацион­ных структур (церковь) и специального аппарата священнослужите­лей. Нравственность не имеет институтов и ориентируется главным образом на мнение морального авторитета.

Кроме того, если религия предусматривает суровые потусторон­ние кары, то нравственность ограничивается общественным осуж­дением и взывает к совести. И, наоборот, если для верующего награ­дой является вечная жизнь (т.е. доброе дело является не целью, но средством), то для нравственного человека наградой является сама добродетель, чувство выполненного долга.

3.2.4. Нравственность и наука

Проблема соотношения нравственности и науки имеет два ас­пекта: нравственно-содержательный и формальный.

Первый касается значения нравственности для науки, а именно важность моральных принципов для ученого.

Для науки главной является информация об изучаемом объекте, а не отношение людей к нему или по поводу него. Специфика научного мышления требует от исследователя определенной дистанции от изу­чаемого объекта. Субъективные моменты в процессе познания (личные желания, стремление кому-то угодить, сделать приятное и т.д.) зачастую приводят к ошибкам и поэтому должны быть сведены к минимуму. Высшая нравственная ценность для ученого — объективная истина, т.е. адекватное отражение действительности. С этой ценностью связаны его нравственные принципы: честность, добросовестность, безукоризнен­ное следование профессиональному долгу. Жизнь многих выдающихся исследователей является примером такого поведения.

Несмотря на то что нравственный мотив открыто не проявляется, он играет в научной деятельности важную роль. Несомненно влияние нравственной установки на выбор самой профессии ученого, направле­ния исследования. Тем самым человек старается максимально реализо-

122

вать свои способности во благо общества. Гуманистическая основа на­учной деятельности наиболее ярко проявляется в тех редких случаях, когда профессиональные интересы входят в противоречие с нравствен­ными нормами. Встав перед такой дилеммой, ученый может сознатель­но выйти за рамки нравственного поля. Как доказывает история (вспомним опыты над людьми в фашистских концлагерях и др.), это наносит непоправимый ущерб глубинному смыслу исследования. Все сказанное свидетельствует о необходимости приоритета общечеловече­ских ценностей над личными в процессе научной деятельности. Кстати, в наиболее древнем профессиональном кодексе, так называемой клятве Гиппократа, которую дают медицинские работники, отражены как ча-стнонаучные, так и общечеловеческие ценности и, что важно, указана их субординация.

Второй аспект касается значения науки для нравственности, а именно — возможности научного обоснования нравственных принци­пов и создания научной теории нравственности. Стремление философов подняться над изменчивым миром «мнений», обыденностью, поиск ими общезначимых оснований в тех или иных нравственных требованиях и привели к возникновению этики. Этика — это вид гуманитарного зна­ния. Как и любая другая наука, она имеет собственный понятийный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. Детальная научная разработка и совершенствование этих состав­ляющих позволяет ей выполнять свои основные функции: описание нравственных явлений, их объяснение, предсказание и т.д.

3.2.5. Нравственность и экономика

Особое внимание, уделяемое взаимоотношениям нравственности и экономики, неслучайно и имеет древнюю историю. Еще Аристотель, раскрыв сложную структуру экономики, признавал нравственную не­равноценность производства, торговли и ростовщичества. Философ считал этически приемлемым только производство. Средневековье так­же осуждало самодостаточное «делание денеп>. И Августин, и Фома Ак-винский утверждали, что получение прибыли от торговли и особенно выдача денег под процент аморальны. Поэтому, кстати, банковской дея­тельностью в Европе занимались представители других религий (в част­ности, иудеи). Переворот происходит в начале Нового времени с разви­тием капиталистических отношений. Уже протестантизм признает нравственным стремление к прибыли, финансовый успех воспринима­ется как критерий Божественного благорасположения.

Светская версия протестантской этики стала важной состав­ляющей современной западной экономической культуры. Большую

123

роль стало играть понимание взаимосвязи между экономическим успехом и общественным благом^ что получило отражение в трудах французских материалистов (теория «разумного эгоизма»), немец­ких классиков, в марксизме и многих этических концепциях 20 в.

В то же время многие философы подчеркивали, что в процессе бан­ковской, торговой, производственной и другой деятельности возможна абсолютизация сугубо экономических ценностей, таких, как эффектив­ность, интерес, прибыль и др. в ущерб общечеловеческим. Происходит своеобразное сведение бытия личности к ее имуществу, оценка человека исключительно с точки зрения его материального достатка, финансовых возможностей. Тем самым теряется глубинный смысл экономики как способа обеспечения человеческого существования.

3.2.6. Нравственность и право

Как формы общественного сознания нравственность и право имеют между собой много общего, так как выполняют схожие функ­ции: регулируют поведение людей в обществе.

Нравственность и право представляют собой совокупность от­носительно устойчивых норм, основанных на общечеловеческих представлениях о должном, справедливом и т.д. Эти нормы имеют всеобщий характер и распространяются на всех членов общества. Нравственность и право представляют собой развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений.

Главными же различиями между ними являются способы, кото­рыми они регулируют поведение людей.

Нормы права:

а) однозначно и подробно зафиксированы в специальных до­кументах;

б) их исполнение обеспечивается (при необходимости) мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия;

в) правосудие осуществляется должностными лицами (проку­рор, судья и др.) в особых учреждениях (суд, тюрьма и т.д.).

Нормы нравственности:

а) как правило, четко не определены;

б) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека;

в) имеют неофициальный, рекомендательный характер, их нару­шение не наказывается, но вызывает моральную санкцию (осуждение), причем ее способен осуществить любой человек или общество в целом.

124

Вопросы

1. Каковы основные проблемы современной этики?

2. В чем заключаются единство и различие форм обществен­ного сознания?

3. Может ли произведение искусства быть безнравственным?

^. В чем гуманистический смысл предпринимательской дея­тельности?

5. Что является высшей ценностью для религиозного мировоз­зрения?

Обязательная литература

1. Букреев В. И., Римская И.Н. Этика права: от истоков к миро­воззрению. Учебное пособие. М., 1998.

2. Войтыла К. Основания этики//Вопросы философии. 1991. № 1.

3. Ненасилие. Философия, этика, политика. М., 1993.

4. Попов Л.А. Указ. соч.

Дополнительная литература

1. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...