Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности древнекитайского мировоззрения




Религиозно-мифологическая сторона духовной жизни Древнего Китая не имела такого всеобъемлющего характера, как в Индии. Од­нако пантеистические мотивы, несомненно, повлияли на становле­ние древнекитайского этико-философского мышления.

Главной проблемой зарождающейся философии были взаимоот­ношения человека и общества. Социальным институтам (семье, госу­дарству) в Китае уделялось особое внимание. Они фактически рас­сматривались в качестве промежуточных этапов между человеком и божеством. На формирование этической мысли Древнего Китая ог­ромное влияние оказало такое культурное явление, как ритуолиэм — строгие правила социального поведения на все случаи жизни. Мысли­тели стремились в первую очередь понять сущность человека в контек­сте его общественного положения, через призму социальной иерар­хии. Они не только интересовались теоретическим решением соци­альных проблем, но и нередко в качестве чиновников участвовали в практической государственной деятельности. Поэтому этические воз­зрения той эпохи, за некоторыми исключениями, были социально ориентированны, тесно связаны с реальным бытом, обыденным нрав­ственным сознанием. Это особенно характерно для древнекитайского мышления.

Появление сборника предсказаний «Ицзин» (вероятно, 7 в. до н.э.), открывшего древнему китайцу его место в мироздании, — важное культурное событие в китайской истории. Тексты, содержащиеся в этой книге, были символичны и многозначны. Комментарии к «Ицзин», подобно комментариям к Ведам в Индии, способствовали становлению философской мысли, ее оформлению в виде философ­ских школ.

Центральным для китайской философии стало понятие «путь» (дао). Оно означало безличную мировую силу, выступающую в каче­стве космического и одновременно нравственного принципа. Реше­ние вопроса о смысле жизни связывалось с необходимостью следо­вать дао, конкретизируемого затем в основных моральных принци­пах и понятиях. Существовало также дуалистическое представление

V 39

об универсальных силах ян и инь, мужского (светлого и доброго) и женского (темного и злого) начал. Однако дуализм этих сил был от­носительным, они являлись как бы двумя составляющими одной мировой субстанции (дао), перетекавшими друг в друга.

2.2.2. Расцвет нравственной философии Древнего Китая (натурфилософия, школа закона, даосизм, конфуцианство)

Период 6—3 вв. до н.э. — это «золотой век» китайской филосо­фии вообще и этики в частности. Оформляется большое количество направлений, наиболее известными из них являются: натурфилосо­фия, Школа закона, даосизм и конфуцианство.

Натурфилософия

Древнекитайскую натурфилософию представляли Ян Чжу (440— 360 гг. до н.э.) и Ван Чуй (1 в. н.э.).

В Китае почти полностью утрачены подлинные свидетельства об этом учении. В нем элементы гедонизма, эвдемонизма и даже утили­таризма уравновешиваются здравым смыслом. На этой основе воз­никли атеистическая и рационалистическая установки (надо ориен­тироваться на реальные, т.е. земные, ценности; разум должен обуз­дывать страсти, определять меру добродетели, отбросив крайности).

Элементы фатализма, свойственные размышлениям Ян Чжу о жиз­ни и смерти (судьбу, необходимость изменить нельзя), не привели его к пессимистическому мировосприятию. По его мнению, ко всему надо относиться легко, все следует предоставить естественному течению.

Школа закона

Возникла в 4—3 вв. до н.э. Главный нравственный принцип этой школы — закон. Провозглашение его приоритетности объясня­ется общей установкой пиетета по отношению к государству. Нрав­ственно то, что совпадает с государственным интересом. Отказыва­ясь от методов просвещения, легисты предлагали правовое принуж­дение в качестве единственного средства управления народом. Не совесть, не стыд, а страх перед наказанием побуждает, по их мне­нию, человека избегать зла.

Теоретической подоплекой таких идей явилась мысль о естествен­ной склонности человека к злу. Эта концепция развивалась идеологом законников — Хат Фэй-цзы (280—233 гг. до н.э). Он считал, что человек от природы эгоистичен, потому надо не призывать его к добру, а так за-

40

конодательно организовать его деятельность, чтобы зло беспощадно пресекалось. Мыслитель отрицал значимость мотивации поступков: важен не мотив, а лишь результат, определяемый законом. Вне закона нет добра и зла (злые помыслы, например, злом не являются, если они не реализованы).

Даосизм

Создатель учения Лао-цзы — полулегендарная личность. Неиз­вестны годы его жизни, как неизвестно и точное время создания главного творения даосов — «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о дао и дэ»). Предположительно книга составлена последователями Лао-цзы в 4—3 вв. до н.э.

Даосизм ориентируется на глобальные мировоззренческие проблемы. Это отличает его от социоцентризма других древнекитайских учений и сближает с древнеиндийской традицией. В центре даосского мировоззре­ния находится понятие дао, давшее имя этой школе. Оно понимается как первооснова бытия. Дао первично, а Небо, земля и человек вторичны по отношению к нему. Отсюда следует, что истинное предназначение чело­века, делающее его нравственным, — следовать дао.

Даосы выдвигают типичный для пантеистического мировоззре­ния принцип недеяния («у вэй»). Смысл его заключается в пассивно-созерцательном отношении к миру, отказе от всякой активной дея­тельности, воздержании, бескорыстии, умении удовлетворяться ма­лым и т.д. Отказываясь от личных желаний, интересов, выгод, а в конце концов и от своего «Я», человек освобождает в себе место для безличного дао.

Понятием добродетель (дэ) даосы стремились выразить степень приобщенности человека к дао. Добродетель — это проявление дао, она указывает на меру нравственности человека.

Нравственным идеалом даосизма является мудрец. Это человек, обладающий высшим дэ,. т.е. постигший суть дао и воплощающий его волю своей жизнью. Описания поведения такого мудреца пред­стают в виде парадоксов, так как его поступки необъяснимы с точки зрения здравого смысла.

Естественность жизни предполагала отказ от ее формальной рег­ламентации, поэтому даосы отрицали общественные ритуалы. Циви­лизованное общество, по их мнению, противоречит природе. Даосы вообще сторонились общественной жизни, предпочитая скрытное одиночество. Структурированность, закоснелость — все это было для даосов признаками смерти. Жизненным, по их мнению, было то, что незавершенно, изменчиво, находится в движении. Подобная диалек-

41

тичность пронизывала и их этические воззрения. Отсюда отсутствие устойчивых критериев нравственной оценки поступка (релятивизм): то, что было добром в одном случае, становится злом в другом. Кроме того, все в мире одинаково ценно, нет вещей великих и вещей ни­чтожных, так как все они есть проявление одного дао.

*

Конфуцианство

Основателем школы является Кун-цзы (551—479 гг. до н.э.). Его. учение изложено учениками в книге «Лунь юй» («Беседы и сужде­ния»). Учение опирается на традиционные нравственные ценности и социальные нормы. Конфуций пользуется понятиями, подчерки­вающими общественный аспект бытия человека, — это человечность, взаимность, ритуал, умеренность и т.д. В совокупности содержание понятий выражало дао — «правильный путь».

Наиболее значимым в нравственном учении китайского мыслителя следует признать понятие человечности. Реализация этого качества всегда связана с другими людьми, т.е. имеется в виду принцип взаимности, кото­рый Конфуций формулирует как «золотое правило нравственности» (так его назовут позже): не делай другим того, чего себе не желаешь.

Конкретным воплощением принципа взаимности является ритуал (ли), т.е. нормы поведения. По мнению Конфуция, выполнять требова­ния ритуала и есть истинное человеколюбие. Ведь люди отличаются друг от друга и по природным качествам, и по своему социальному статусу. Такое неравенство, будучи неупорядоченным, ведет к унижению чело­веческого достоинства, другое дело, когда оно заключено в жесткие со­циальные рамки. Равные, точнее, соразмерные, гармоничные отноше­ния между людьми возможны благодаря ритуалу. Каждый человек иден­тифицирует себя с определенным для его положения образцом и следует ему. Если он делает это безукоризненно, то конфликтных ситуаций с другими людьми у него возникать не должно.

К представлениям о ритуале относится предложенная мыслите­лем так называемая концепция выпрямления имен. Ее смысл в том, что каждый человек должен соответствовать своему общественному статусу: государь должен быть государем, сановник — сановником, простолюдин — простолюдином и т.д.

Еще одной важной составляющей учения Конфуция о ритуале яв­ляется концепция сыновней почтительности. Она устанавливает гармо­нию между временным неравенством людей, предупреждая конфликт поколений. Почтение сына к отцу и забота отца о сыне — первичные нравственные отношения. По сути, они составляют фундамент общест­ва, обеспечивают его стабильность и преемственность.

42

Одной из главных категорий этики Конфуций считает такое по­нятие, как воспитанность. Смысл этого понятия в том, что нравст­венные обязанности, выполняемые человеком в обществе, являются делом воспитания, культуры.

Идеал нравственной личности конфуцианской этики воплощен в образе «благородного мужа», который достиг успеха в следовании по правильному пути жизни. Он стремится познать дао, подчиняется соци­альному порядку, честен, справедлив, бескорыстен, его слова соответст­вуют делам. Хорошую возможность для реализации таких качеств пре­доставляет деятельность чиновника, кроме всего прочего, служащая и примером для подражания. Сила нравственного примера и постоянное воспитание народа, по Конфуцию, не менее важные средства государст­венного регулирования, чем правовое принуждение.

Есть в конфуцианской этике и антиидеал — «низкий человек». Для него соблюдение ритуала, представления о человеческом досто­инстве и стремление к знанию не стали мотивами поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...