Особенности постклассической этики
В основе этических направлений 19—20 вв. лежали тенденции, оппозиционные классической этике. Основоположниками этих направлений были младшие современники Фихте, Шеллинга, Гегеля, которые создавали свои учения на материале избирательной критики или односторонней интерпретации немецкой философской классики. Нельзя не оценить значения происходящей в начале 19 в. мировоззренческой трансформации. Основным предметом философии является 91
бытие — источник всего существующего, в том числе и нравственности. Традиционно в философии, включая и философию Нового времени, бытие определяли как некую духовную (идеализм), имеющую общую с человеческим разумом природу и поэтому познаваемую (рационализм), единую (монизм) сущность. | Начиная с 19 в. эти качества бытия (как и само бытие в качестве предмета философии) последовательно ставятся мыслителями под сомнение. Таким образом, в возникающих философских учениях подвергаются ревизии те или иные фундаментальные для классической философии принципы — идеализм, рационализм, монизм и онтологизм. Трансформация предмета философии оказывает сильнейшее влияние на этическую составляющую постклассических учений, главными из которых в 19—20 вв. являются следующие: 1) философия жизни; 2) исторический материализм (марксизм); 3) позитивизм; 4) философия существования (экзистенциализм). Этика философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, А. Швейцер) Предметом философии жизни является некая активная духовная сущность. Постулируя эту сущность, мыслители остаются на монистических и частично на идеалистических позициях, однако резко расходятся с традиционным рационализмом. В отличие, например, от гегелевского Духа природа этой сущности иррациональна. Она принципиально не познается разумом: он имеет дело лишь с продуктами ее деятельности. Такая сущность познается человеком интуитивно, путем непосредственного внутреннего переживания. Представителей данного направления можно условно разделить на две группы. Одна из них видит в этой сущности чистую иррациональную волю (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая -жизнь в натуралистическом (биологическом или психобиологическом) смысле, зачастую распространяя его и на нравственность (А. Бергсон, 3. Фрейд, А. Швейцер и др.).
А. Шопенгауэр Иррационалистический монизм основоположника философии жизни Артура Шопенгауэра (1788—1860) последовательно раскрывается в его этических произведениях «О свободе воли» и «Об основе морали». В основе нравственности, по мнению мыслителя, лежит сострадание другому, т.е. чистый неэгоистический мотив. Эгоизм, уверен Шо- пенгауэр, разъединяет людей, так как человек дан себе непосредственно, а остальные люди — опосредованно. Поэтому в существовании необъяснимого чувства сострадания, интегрирующего живых существ в одно целое, заключена тайна, указывающая на единую сущность объективного мира. Мыслитель называет эту сущность «волей к жизни». Шопенгауэр — пессимист. По его мнению, создающая мир воля бессмысленна и бесцельна. Порождаемые ею существа не удовлетворены, в мире царит страдание. Оно реально в отличие, например, от наслаждения (наслаждение есть отсутствие страдания). Отсюда и реальность сострадания, как основы нравственности. Из сострадания мыслитель выводит два основных нравственных принципа: 1) справедливость, т.е. непричинение страдания при реализации какого-либо эгоистичного интереса (этот принцип сформулирован в Ветхом Завете); 2) человеколюбие, бескорыстная помощь в преодолении страдания (этот принцип сформулирован в Новом Завете).
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности — «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности — «ты мне, я тебе». Признавая абсолютную свободу мировой воли, Шопенгауэр отказывает в ней отдельному человеку. Такой подход типичен для эссенци-альной философии, т.е. монистической философии сущности (частным случаем которой является пантеизм). В то же время философ не снимает нравственной ответственности с человека. Считая высшей нравственной целью прекращение страдания, Шопенгауэр рекомендует человеку освобождение от эгоистичных желаний, незаинтересованную бескорыстную деятельность (подобную деятельности художника или ученого). Ф. Ницше Творчество Фридриха Ницше (1844—1900) находится в русле философии жизни. Ницше видит природу мира в некоей иррациональной жизненной энергии — «воле к власти». Благодаря ее давлению всякое существо инстинктивно стремится к непрерывной экспансии. Подобное освоение жизненного пространства обычно происходит за счет других, отсюда неизбежность конфликтов, войн, и как следствие — страданий. Считая, как и Шопенгауэр, такие явления естественными, Ницше в отличие от своего старшего современника преисполнен исторического оптимизма. По его мнению, в таких условиях формируется истинная нравственность, идеалом которой является сверхчеловек. В произведениях «Так говорил Заратустра», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла» и др. немецкий мыслитель резко критикует традиционные представления о морали как продукты сознания слабого человека, привыкшего к подчиненному состоянию внутри группы. Такой человек биологически предназначен подчиняться более сильной личности, поэтому он предрасположен к -коллективистским ценностям -взаимовыручке, самопожертвованию, состраданию и т.д. Коллективистской нравственности рабов Ницше противопоставляет аристократическую нравственность господ — от природы сильных личностей. Мораль сверхчеловека основана на властном инстинкте: абсолютной ценностью признается собственная жизнь, добром — гордость, энергичность, волевые качества и т.д. С точки зрения такой нравственности «обычное» милосердие к слабым будет пустой тратой жизненной энергии на вырожденцев (а следовательно, злом). «Падающего подтолкни!» — таково, по мнению Ницше, истинное милосердие.
Недовольство мыслителя вызывает то обстоятельство, что в процессе развития общества нравственность рабов стала господствующей, подчинив себе и лидеров. Распространение и абсолютизация рабской морали привели к возникновению христианской религии, а в наше время — к демократическим и социалистическим теориям, требующим всеобщего равенства. Такое положение дел, считает Ницше, противно самой природе, наносит ущерб естественным потенциям сильных личностей, а через них и самой жизни. Отсюда становится понятен смысл борьбы Ницше против традиционных ценностей, призыв к их переоценке. Антропологический метод, используемый Ницше в исследовании нравственности, а также критика современных ему концепций морали стали стимулами для дальнейшего развития этической теории. 3. Фрейд Психоанализ является популярным психологическим учением, основанным на интерпретации бессознательных процессов и мотиваций человека. Представители этого направления видят в фундаментальных принципах учения этико-философский смысл, близкий к философии жизни. Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд (1856—1939). По его мнению, динамические изменения в психике каждого человека -результат действия «либидо», т.е. влечения, сексуально окрашенной 94 жизненной энергии. Эта энергия составляет наиболее архаичную часть психики — безличную, бессознательную, стремящуюся к сексуальной разрядке. Мыслитель называет эту часть «Оно». Надстройкой над архаичным «Оно» является индивидуальное сознание, разум, здравый смысл — «Я». Его задача трансформировать сексуальную энергию в социально приемлемые формы — труд, творчество и т.д. Такой процесс получил в психоанализе название сублимации (лат. — возносить).
Деятельность индивидуального «Я» не является свободной, так как над ней стоит еще одна психическая инстанция — «Сверх-Я», которая формируется с детства в результате восприятия извне социальных установок (норм, запретов и поощрений), ее задача контролировать деятельность «Я», задавать ей стереотипы поведения. Таким образом, Фрейд предлагает трехступенчатую структуру психики человека — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В последней очевиден источник традиционных нравственных требований, неслучайно поэтому мыслитель отождествлял «Сверх-Я» с совестью. Следует отметить декларируемый Фрейдом антагонизм между сознанием «Сверх-Я» и бессознательным «Оно». Так как «Оно» первично, то и его принцип удовольствия является весьма значимым. Противостоящие этому гедонистическому принципу нормы традиционной морали приобретают в психоанализе противоестественный характер. Задача нравственных ограничений заключается в создании жестких рамок для бесконтрольных сексуальных влечений с целью использования энергии последних в социальных нуждах. Ярким свидетельством этому, по мнению Фрейда, служат наиболее древние нравственные запреты — табу (например, на инцест). Жестокость их соблюдения являлась адекватным способом обуздания инстинктов. Конфликт «Оно» и «Сверх-Я» в индивидуальном сознании приводит к процессу сублимации. Не решаясь реализовывать свою сексуальную энергию непосредственно, человек реализует ее косвенно, в заданных обществом рамках. Поэтому любой продукт трудовой или творческой деятельности, внешне совершенно не связанный с половой сферой, тем не менее настойчиво на нее намекает. Из такой концепции следует и характерный в среде психоаналитиков взгляд на культуру как на форму психопатологии. Последователями Фрейда, реализовавшими несколько иные варианты его учения, стали А. Адлер (перенес внимание с сексуального на властный инстинкт), К. Юнг (учение о коллективном бессознательном), Э. Фромм (концепция гуманистического психоанализа) и др. 95 А. Швейцер * г Альберт Швейцер (1875—1965), исходя из принципов философии жизни, пытался выработать нормы универсальной космической этики. Этой задаче посвящен его труд «Культура и этика». По Мнению мыслителя, фундаментом универсальной этики должно стать особое душевное-состояние — «благоговение перед жизнью». Первоначалом человеческого бытия, считает Швейцер, является не мышление, а абсолютное желание жить. Оно же выступает в ' качестве критерия различения добра и зла: все, что сохраняет жизнь, есть добро; все, что наносит ей ущерб, — зло.
Преклонение перед жизнью и провозглашение человека высшей ценностью позволяет, по мнению Швейцера, отбросить все, что разъединяет людей. Нравственный подход, видящий в человеке представителя человечества (а не конкретного народа, страны и т.д.), жизни как таковой, способен обеспечить его единство с другими людьми, с природой, со всеми явлениями жизни. Он направлен на усиление чувства ответственности и должен быть подтвержден личным действием, имеющим чистую мотивацию и осуществляемым ненасильственными средствами. Такая переориентация сознания стимулирует подвижничество, индивидуальное нравственное миссионерство (врач по профессии, Швейцер сам был примером такой деятельности). В работе «Учение о благоговении перед жизнью» Швейцер формулирует главные этические принципы: социальный («человек человеку») и экологический («человек природе»). Первый соединяет индивидуальное нравственное совершенствование с активной социальной деятельностью, второй утверждает нравственную ценность природы и необходимость этического к ней отношения. Гуманистически и экологически ориентированная этика личности, по мнению мыслителя, является единственным средством возможного преодоления духовного кризиса в условиях техногенной цивилизации. 2.8.3. Этическая теория исторического материализма Предметом диалектического материализма является материя в ее бесконечных формах и проявлениях. Диалектический материализм придерживается монистического и рационалистического принципов (признавая тем самым единство и познаваемость объективного мира), однако отрицает идеалистическое восприятие бытия. Фундаментальные принципы диалектического материализма (в форме исторического материализма) распространяются и на область общественных явлений. Первичность материи и вторичность созна- 96 ния конкретизируются в социальных явлениях как первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания (т.е. духовной стороны исторического процесса). Общественное сознание отражает в той или иной форме общественное бытие. Одна из таких форм общественного сознания — нравственность. Основателями исторического материализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Философскими источниками их учения стал диалектический метод, развитый немецкой классической философией (главным образом Г. Гегелем), и метафизический материализм (особенно философское учение Л. Фейербаха). Л. Фейербах В центре учения Людвига Фейербаха (1804—72) — человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». Материалистическая точка зрения Фейербаха в обосновании нравственности опирается на принцип эгоизма. Он понимает эгоизм как соответствие поведения человека его природе и разуму, из чего следуют эвдемонизм и утилитаризм его нравственной теории. Фейербах трактует добро как удовлетворение индивидуальных, обусловленных природой (т.е. в первую очередь биологических, а не социальных) потребностей человека. Стремясь избежать крайнего индивидуализма, мыслитель утверждает, что личное счастье невозможно без счастья других людей. Таким образом, добродетелью становится стремление к своему и чужому счастью. Фейербах критикует религиозные представления о нравственности. Он видит в религии форму отчуждения человека от его собственной природы. Таким образом, требования Бога есть требования человечества к самому себе. В критике религии проявляется характерный для мыслителя материалистический антропологизм. Фейербах уделяет внимание роли общественных институтов в стимулировании нравственности. По его мнению, для нравственного развития необходимы развитие социальное, повышение качества жизни. В этом плане Фейербаху присущ исторический оптимизм, вера в социальный и нравственный прогресс. Марксистская этика Материалистическое учение Фейербаха оказало влияние на философское творчество основоположников диалектического материализма К. Маркса (1818-83) и Ф. Энгельса (1820-95). В своих произведениях «Экономическо-философские рукописи», «Манифест Коммунистической партии», «Капитал» и др. эти филосо- 97 фы, активно применяя диалектический метод, преодолели созерцательность прежнего материализма, его, метафизичность. Марксизм — философия действия, преобразований, неслучайно это учение стало программой революционных движений. Маркс отмечал, что «философы прошлого лишь различным образом объясняли мир, но главное заключается в том, чтобы изменить егд» (или, как интерпретировали этот лозунг оппоненты Маркса, разрушить). В соответствии с этим вся этическая проблематика переводилась в практическую плоскость. По мнению Маркса и Энгельса, нравственность есть специфическое отражение общественных отношений людей в процессе жизнедеятельности. Таким образом, источник нравственности находится в социальной сфере и детерминирован ей. Абсолютных нравственных норм и представлений не существует,-гаждому конкретному уровню развития общества соответствует определенный уровень развития морали, ее регулятивных функций. Мыслители выделяют несколько таких уровней (общественно-экономических формаций) в истории человечества: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Каждому из них соответствует и свой тип нравственности. Так, например, особенности производства материальных благ в рабовладельческой формации (использование рабского труда) обусловили специфику рабовладельческой мор*али. Теория научного коммунизма Для марксизма важно установление и изучение объективных закономерностей исторического (в первую очередь экономического) развития общества. В этом смысле марксизм продолжает рационалистические традиции Нового времени. По мнению мыслителей, формирование научной теории позволит оптимизировать общественные, а следовательно, и нравственные отношения. Этой задаче был посвящен фундаментальный труд Маркса «Капитал». В целях создания более эффективной экономики, а значит, и более справедливого общества был систематизирован и осмыслен большой фактический материал. На основе проведенного анализа Маркс пришел к выводу, что объективные тенденции исторического развития ведут к возникновению коммунистической формации, где средства производства будут принадлежать всему обществу. Коммунизм стал идеалом социального устройства и одновременно средством нравственного развития. Ведь, по мнению Маркса, человек есть продукт общественных отношений, и, чтобы изменить человека в лучшую сторону, необходимо сначала изменить в лучшую сторону общество. Коммунистическое общество, реализуя лозунги «от каждого по способностям, каждому по потреб- ностям» и «условием развития всех является развитие каждого», способно воспитать нравственно совершенного человека. При этом Маркс пришел к выводу, что естественный, но продолжительный период смены форм собственности (с частной на общественную) можно радикально ускорить с помощью революции. Классовая мораль Коммунистическая революция для Маркса не была самоцелью. Она служила средством для скорейшего создания достойной жизни для каждого человека. В середине 19 в. качество жизни трудящихся было на низком уровне. Положение усугубляло крайне циничное отношение к эксплуатируемым массам со стороны буржуазии, стремящейся к максимальным прибылям. В разделении общества по экономическим показателям Маркс увидел его нравственное расслоение. По его мнению, время, когда уровень развития буржуазии соответствовал историческому прогрессу (период буржуазных революций), прошло. Теперь капиталист, а еще шире — частный собственник, заинтересован в сохранении существующего положения. Поэтому и его нравственные установки санкционируют эксплуатацию, нищету и т.д., т.е., по сути, безнравственны. Трудящиеся же, лишенные собственности и потому свободные, наоборот, заинтересованы в переменах. Таким образом, интересы трудящихся объективно совпадают с тенденциями исторического развития. Отсюда истинность их нравственной позиции, нацеленной на скорейшее преобразование общества. Характерные черты марксистской этики Выявленная марксизмом зависимость нравственности от условий и характера социального бытия дала возможность сделать этику научной, т.е. предоставить ей объективный материал для анализа. В качестве исходных посылок выступали не произвольные (и поэтому непредсказуемые) требования Бога или субъективный (и поэтому непознаваемый) мир человека, а конкретные социально-исторические условия. Немалое значение в марксистской этике придается и принципу историзма, т.е. рассмотрению нравственности как (прогрессивно) развивающегося явления. Кроме того, следует отметить практико-ориентированный характер марксистской этики. С ним связано и участие многих марксистов в политике. Истинная мораль, по мнению Маркса и Энгельса, должна быть нацелена не на пассивное осуждение несовершенного состояния действительности, а на активное участие в ее революционном преобразовании. Поэтому предлагаемая марксизмом цель — коммунизм обосновывается как реальная задача, для осуще- ствления которой разрабатывается соответствующая стратегия политической борьбы, революции и ведущей роли пролетариата. А устранение моральных противоречий связывается с решением в первую очередь социальных проблем и нравственное совершенствование человека зависит от справедливого общественного устройства и экономического процветания. „, Критика марксистской этики Критики марксизма отмечают следующие, на их взгляд, существенные недостатки учения. Во-первых, признание вторичности общественного (нравственного в том числе) сознания по отношению к определяющему его общественному бытию. По мнению критиков, такое положение делает сознание ведомым, ограничивает его творческий потенциал. Во-вторых, стремление к объективности, анализу способов поведения больших групп населения -(классов) ведет к игнорированию субъективного универсума личности. Марксизм оказал решающее воздействие на судьбу 20 в. Он стал идеологией социалистических революций и национально-освободительных движений. Среди знаменитых философов-марксистов, исследовавших проблемы нравственности, можно назвать К. Каутского, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, А. Грамши, Д. Лукача и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|