Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Традиционные нравственные проблемы




Это проблемы, сопутствующие человечеству на протяжении ис­торически длительного времени. К ним относятся различные соци­ально-экономические, национальные и религиозные конфликты (в

136

крайней форме — революции, войны и т.д.), разногласия, возни­кающие между различными социальными и возрастными группами внутри общества, отношение к собственности и т.д.

Неизменность этих проблем позволила многим мыслителям прийти к выводу об изначальной предрасположенности человека к агрессии, о его злой или греховной природе. Такая точка зрения бы­ла характерна для Средневековья, Нового времени, склоняются к ней и некоторые современные ученые.

Ряд философов видит в деструктивных порывах (человека или социальных групп) здоровое начало. Так, например, Г. Гегель счи­тал, что война приводит в исполнение исторический приговор це­лым народам, которые не связаны с Абсолютным духом, т.е. война — двигатель исторического прогресса, она помогает сохранить здоро­вую нравственность народов, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье. Такие взгляды характерны для Ф. Ницше, призывающего к «естественному» насилию.

Существует также точка зрения, которая усматривает причину традиционных проблем в действиях объективных факторов, которые могут и должны быть со временем изменены. Условиями изменений может стать разумное устройство общества (И. Кант и др.), смена форм собственности (марксизм), волевое усилие, освобождающее человека от родовых стереотипов (экзистенциализм) и т.д.

Тем не менее многие современные исследователи считают, что эти проблемы еще долго будут находиться в центре внимания, чему способствуют такие обстоятельства, как ограниченность ресурсов, социальное расслоение, рост национального, религиозного и циви-лизационного самосознания и др. Необходимость решения этих проблем на новом уровне с учетом опыта предыдущих поколений остается актуальной и в начале 21 в.

3.8.2. Современные нравственные проблемы

Это проблемы, остро заявившие о себе в последнее время. Они связаны с целым рядом факторов: относительным ростом уровня жизни, увеличением численности населения, объемов производства и потребления, возникновением досуга и т.д.

Несомненно, в этот круг входит экология. В конце 20 в. челове­чество столкнулось с недостатком экологических ресурсов, обеспе­чивающих репродуктивность окружающей среды, ресурсов хозяйст­венной емкости биосферы. Многие развитые страны разрушили свои естественные экосистемы, что привело к необратимым послед-

ствиям: возникновению природных аномалий, росту заболеваний и т.д. Обозначенные проблемы входят в ведение экологической этики.

Современные достижения в области медицинского знания при­вели к оформлению такой этической дисциплины, как биоэтика, цель которой — «систематическое исследование человеческого пове­дения в области наук о жизни и здравоохранения в той мере, в какой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Под биоэтикой также подразумевается дисциплина, определяющая «меру ответственности тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практи­ке» («Медицина и права человека: Нормы и правила международ­ного права, этики, католической, протестантской, иудейской, му­сульманской и буддийской религиозной морали»/Пер. с фр. М.: А/О ИГ «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1992. С. 18.) Следует отметить, что правовые документы, составленные на основе Конституции Рос­сийской Федерации, закрепляют права граждан на охрану здоровья, информацию о состоянии здоровья, отказ от медицинского вмеша­тельства, разрешают искусственное оплодотворение, искусственное прерывание беременности в определенные сроки, медицинскую сте­рилизацию, регламентируют порядок изъятия органов и тканей для трансплантации и определение момента смерти человека, запреща­ют эвтаназию (помощь в добровольном уходе из жизни). Эти поло­жения сформировались в том числе и под воздействием мнений раз­личных религиозных конфессий.

Кроме указанных выше к современным проблемам, находящим­ся в сфере внимания философов-этиков, можно отнести такие, как оптимизация политического управления (демократические преобра­зования), проблемы трудовой мотивации, наркоманию и др.

Анализ современных проблемных ситуаций указывает на то, что в следующем веке эти нравственные угрозы будут доминировать.

3.8.3. Потенциальные нравственные проблемы

Это проблемы ближайшего будущего, которые не существовали ранее, они связаны с развитием науки и качественно новым уровнем человеческого существования. К обозначенным проблемам относят­ся создание искусственной реальности, искусственной жизни, ис­кусственного интеллекта и т.д.

В технической и философской литературе обсуждаются темы, еще недавно относившиеся к области фантастики. Открытия по­следнего времени настолько фундаментальны, что трансформация традиционного бытия человека в скором времени представляется

138

просто неизбежной. Осмысление данного процесса привело в на­стоящий момент к широкой дискуссии на страницах научной и не­научной печати как у нас, так и (главным образом) за рубежом.

Вот лишь один характерный пример, показывающий, как от­крытия в области науки могут повлиять на традиционный уклад жизни. Речь идет о научной медицине, генетике. Открытия здесь дают возможность создавать потомство без помощи полового парт­нера (в этом смысл клонирования). Клонирование в отличие от есте­ственной репродукции не разбавляет «свой» набор генов «чужими», т.е. человек может получить свою полную копию, решая проблему воспроизводства буквально.

Кроме того, генная инженерия помогает заменять старые «детали» на новые, причем улучшенные. Это позволит радикально увеличить продолжительность индивидуальной жизни, и эта воз­можность, несомненно, будет реализована (а как влияет качество и продолжительность жизни на рождаемость, видно по демографиче­ской ситуации развитых стран). В перспективе же продолжитель­ность жизни вообще не лимитируется. Темпы роста научного знания таковы, что, возможно, уже следующее поколение людей (или часть его) никогда не умрет. В случае биологического бессмертия индиви­да его воспроизводство в потомках просто теряет смысл. Зачем про­изводить копии, если есть «нетеряемый» оригинал. Таким образом, очевидно, что современные достижения ученых-генетиков ведут к нравственной революции в святая святых традиционного общест­ва—в институте семьи.

Интенсивный рост научного знания может привести к «распадению связи времен», радикальной смене поколений и, как следствие, к не менее радикальной смене поведенческих стереоти­пов. Причем предсказать структуру грядущих стереотипов крайне трудно, так как неизвестно, каково будет новое поколение «биотехнических» видов, где именно, используя какие ресурсы и в каких микро- и макросоциальных формах оно будет существовать. Будет ли оно вообще в той степени социально, чтобы быть нравст­венным? Ведь вектор развития человека очевиден — это идеальная личность. Если же принять за эталон Бога, то следует признать в со­ответствии с аристотелевской логикой «неподвижного перводвига-теля», что он, являясь нравственным законодателем, сам вне морали (также как и вне природы, общества и мышления).

Исследователи уделяют внимание и ценностному конфликту, отражающему хрестоматийный конфликт поколений. Некоторые философы предсказывают контрреволюционные погромы исследо-

139

вательских центров и прочие неприятности в духе движения лудди­тов начала 19 в., пессимисты описывают взаимоотношения поколе­ний как межвидовую борьбу. По мнению футурологов, люди, при­держивающиеся традиционного образа жизни, постепенно уйдут на периферию истории, а их институты, в том числе и мораль, потеряют современный вселенский смысл, сменив свой родовой статус на ви­довой. Они предупреждают, что к концу 21 в. неизбежна трансфор­мация семьи, этноса, расы, пола и человечества в целом, а следова­тельно, и ценностных систем, основанных на этих социальных фор­мах жизни.

Эти и многие другие проблемы, связанные с качественно новым уровнем человеческого существования требуют серьезного осмысле­ния.

Вопросы

1. Изложите точки зрения различных мыслителей на такие со­циальные явления, как война и революция.

2. Что такое биоэтика?

3. Каковы нравственные коллизии современных научных ис­следований?

Обязательная литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Указ. соч.

2. Сартр Ж.П. Указ. соч.

3. Сенека. О благодеяниях//*Римские стоики». М. 1995.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Дополнительная литература

1. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1987.

2. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//Вопросы философии. 1994, № 3.

3. «Этическая мысль: научно-публицистические чтения». М., 1990.

Содержание

Предисловие..................................................................................... 3

1. ТЕОРИЯ ЭТИКИ....................................................................... 5

1.1. Место этики в структуре философского знания................ 5

1.2. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».................. 6

1.3. Категории этики................................................................. 7

1.4. Предметэтики.................................................................... 11

1.4.1. Происхождение и эволюция нравственности................ 12

1.4.2. Структура нравственности........................................ 15

1.4.3. Основные свойства нравственности............................ 17

1.4.4. Функции нравственности и задачи этики.................... 19

1.5. Классификация этических направлений............................ 21

/. 5.1. По представлению о смысле жизни (гедонизм,

аскетизм, эвдемонизм, ригоризм, утилитаризм).......... 21

7. 5.2. По способу обоснования морали (идеализм,

натурализм, социальный историзм)............................. 23

7. 5.3. По отношению морали к разуму (рационализм,

иррационализм)............................................................ 27

7. 5.4. По количеству оснований морали (монизм, дуализм,

плюрализм)................................................................... 29

1. 5.5. По качеству морали (абсолютизм, релятивизм).......... 30

1.5.6. По предмету этики (аксиология, деонтология)............ 31

2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.........................,............... 33

2.1. Этические представления в Древней Индии...................... 33

2.7.7. Особенности древнеиндийского мировоззрения............. 33

2.7.2. Ведический период........................................................ 34

2.7. 3. Древнеиндийская этико-философская мысль

(локаята, джайнизм, буддизм)..................................... 35

2.2. Этические представления в Древнем Китае....................... 39

2.2.1. Особенности древнекитайского мировоззрения............ 39

2.2.2. Расцвет нравственной философии Древнего Китая (натурфилософия, школа закона, даосизм, конфуцианство)........................................................... 40

2.3. Нравственная составляющая учения зороастризма (Древний Иран).................................................................. 43

2.4. Нравственные представления в иудаизме.......................... 44

2.5. Этика Древней Греции и Древнего Рима............................ 47

2.5.7. Особенности античного мировоззрения........................ 47

141

25.2. Периодизация...............................................................

2 5.3. Эпоха становления этических воззрений

(Гомер, Гесиод, «семь мудрецов»)..................................

2.5.4. Античное Просвещение (софисты, Сократ,

сократические школы)................................................

2 5. 5. Классический период античной этики

(Пла"тон, Аристотель).................................................

2 5. 6. Эллинистический период античной этики

(Эпикур, стоики, скептики, неоплатоники)................

25.7. Итоги развития античной этики................................

2.6. Этические воззрения в эпоху Средневековья.....................

2 6.1. Особенности средневекового мировоззрения..................

2.6.2. Периодизация...............................................................

2 6.3. Становление средневековой нравственности (гностицизм, возникновение христианства, евангельская нравственная доктрина, патристика)....

2.6.4. Религиозная этика Раннего Средневековья

(Византия, ислам)........................................................

265. Этическая мысль Позднего Средневековья

(схоластика, мистика, еретические учения)................

2.6.6. Итоги развития средневековой этики........................

2.7. Этика Нового времени.......................................................

2 7. 1. Особенности мировоззрений Нового времени...............

2 7.2 Периодизация..............................................................

2 7.3. Этические воззрения в эпоху Возрождения..................

2 7.4. Этика протестантизма.............................................

2 7.5. Этические воззрения в эпоху Просвещения (Р.Декарт,

Г.Гоббс, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, английский и

французский сенсуализм, французский материализм). 2.7.6. Этика немецкой классической философии

(И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель)..................

2 7.7. Общие итоги развития этического знания

Нового времени............................................................

2.8. Этика 19-20 вв...

2.8.1. 2.8.2.

2.8.3. 2.8.4. 2.8.5.

2.8.6.

Особенности постклассической этики..................

Этика философии жизни (А.Шопенгауэр,

Ф.Ницше, З.Фрейд, А.Швейцер)............................

Этическая теория исторического материализма.,

Этика позитивизма и неопозитивизма................

Этика философии существования (С.Кьеркегор,

эволюция экзистенциальной этики).....................

Итоги развития постклассической этики...........

2.9. Этические искания в российской философии.

48 48 50 54

57 61 62 62 65

65 68

70 74 75 75 76 76 78

79 84

90 91 91

102 105 106

2 9.1. Характерные черты российской нравственной

мысли........................................................................... ]06

2.9.2. Периодизация............................................................... Ю7

2. 9.3. Богословская мысль в рамках православия.................... 107

2 9.4. Секуляризация нравственного сознания........................ 108

2 9. 5. Формирование национальной этической мысли (западники, славянофилы, Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой).............................................................. 109

2 9.6. Возникновение этико-философских систем (философия «всеединства», неоромантизм,

экзистенциализм Н. Бердяева и Л. Шестова)............... 112

2. 9.7. Марксистско-ленинская этика в Советском

Союзе........................................................................... Ц4

2.10. Общие итоги развития этического знания......................... 116

3. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКИ................................. 119

3.1. Актуальные проблемы нравственной теории..................... 119

3.2. Нравственность и другие формы общественного

сознания.............................................................................. 119

3.2.1. Нравственность и искусство....................................... 119

3.2.2. Нравственность и политика........................................ 120

3.2.3. Нравственность и религия........................................... 121

3.2.4. Нравственность и наука.............................................. 122

J.25. Нравственность и экономика...................................... 123

3.2.6. Нравственность и право.............................................. 124

3.3. Проблемы сущего и должного в этике................................ 125

3.4. Нравственные типы личности............................................ 127

3.5. Проблемы общего и особенного в этике............................ 129

Зтб. Профессиональная нравственность................................... 130

3.6.1. Профессиональная этика юриста................................ 131

3.6.2. Профессиональная этика предпринимателя................. 133

3.6.3. Профессиональная этика социального работника........ 134

3.7. Понятие конфликта в этике................................................ 135

3.8. Нравственные вызовы на рубеже веков.............................. 136

3.8.1. Традиционные нравственнее проблемы........................ 136

3.8.2. Современные нравственные проблемы.......................... 137

3.8.3. Потенциальные нравственные проблемы...................... 138

142

^узьменко Г.Н. ЭТИКА

Учебное пособие

Верстка С. С. Востриковой

ЛР №070824 от 21.01.93 («ИНФРА-М») ИД №03510 от 15.12.2000 («Весь Мир»)

Сдано в набор 10.05.2000. Подписано в печать 05.07.2002

Формат 60х88'/16. Бумага тип. №2. Гарнитура NewtonC

Усл. печ. л. 8,82. Печать офсетная

Тираж 4000 экз. Заказ № 605

Изд. № 44/02-4

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214 Москва, Дмитровское ш., 107

Тел.:(095)485-70-63

Факс:(095)485-53-18

E-mail: [email protected]

http://www.infra-m.ru

ООО Издательство «Весь Мир»

Юридический адрес: 127214 Москва, ул. Софьи Ковалевской, д.1, стр.52

Почтовый адрес: 101831 Москва-Центр, Колпачный пер., 9а

Тел.: (095) 923-68-39, 923-85-68

Факс: (095) 925-42-69

E-mail: [email protected]

http://www.vesmirbooks.ru

Отпечатано в ООО

типографии «ПОЛИМАГ»

127247, Москва, Дмитровское ш., 107

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...