Правовые средства прокурорского надзора
Для осуществления функции надзора и выполнения задач, возложенных на прокуратуру, прокуроры наделены определенными полномочиями. Совокупность таких полномочий составляют компетенцию прокурора. Полномочия прокурора реализуются посредствам закреплённых в законодательстве действий и правовых актов, которые именуются правовыми средствами прокурорского надзора. В применении этих средств, в выявлении правонарушений и состоит суть прокурорского надзора. Классификация правовых средств осуществляется по ряду оснований: 1. По направленности правовых средств: а) направленные на выявление нарушений законодательства, их причин и условий: - истребование для проверки соответствия закону различных актов; - проверка исполнения законодательства органами и организациями - вызов должностных лиц и граждан и требование у них объяснений по поводу нарушений законодательства; - вхождение беспрепятственно на террит и др О гос орг и др организ - требование от органов дознания, предварительного следствия для проверки уголовных дел, материалов и пр. документов о совершённых преступлениях б) направленные на устранение нарушения законов и обстоятельств им способствовавших: - принесение протестов на противоречащие закону акты или действия должностных лиц; - внесение представлений об устранении нарушений закона, их причин и условий; - отмена необоснованных или незаконных постановлений следователей, дознавателей; - принесение протестов на незаконные или необоснованные приговоры, определения и постановления суда; - вынесение постановлений и предложений относительно установленного законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы.
- дача письменных указаний по делам об администр пр/нар в) направленные на привлечение к ответственности нарушителей законов: - возбуждение уголовного дела, администр пр-ва, дисцплин пр-ва, постан о привлечении к мат ответ-ти; - обращение в суд с ИЗ с защиту прав и з-ных интересов субъектов г) направленные на предупреждение нарушений законов: - в широком смысле: на предупреждение направлены все перечисленные средства; - в узком смысле: · офиц предупреждение (о недопустимости повт совершен ДЛ/ др гр-ном пр/нар или подготовки к их совершению) · заключения по поводу заявленных в суде ходатайств; · приостановление действия правового акта до рассмотрения протеста (в УПр в рамках надзорного пр-ва одновременно с истреб-ем угол дел, если есть данные, свидет о явном нарушении з-на, соотв-ий прокурор м приостановить исполнение приговора) 2. По характеру правовые средства прокурорского надзора могут быть: а) обязывающие: - требование о проведении проверок (ревизий); - обязанность рассмотрения протеста в установленный срок; (кассация – 1 мес (+1 м.б.), надзор – 15 суток (1 мес - ВС) б) приостанавливающие: - приостановление решений, приговоров, определений суда в порядке надзора и пр. в) распорядительные: - возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия на дополнительное расследование; - изъятие из органа дознания и передача следователю любого дела + м.б. отменяющие: пост ОУП, адм пр-ва, админ ИУ 3. По форме: а) действия: - поддержание государственного обвинения; - отказ от гос обвинения - высказывание мнения по вопр во время разбир-ва дела и по существу дела; - ходатайства б ) акты прокурорского реагирования (5 шт): протесты; представления постановления; предписания; официальные предупреждения. Правовое регулирование деятельности прокуратуры.
Конституционные основы деятельности прокуратуры. В соответствии с Конституцией РБ на Генерального прокурора РБ и подчиненным ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и др. нпа министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Конституция также определяет прокуратуру как единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор. Устанавливает порядок назначения Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. Конституция закрепила принцип независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий. Конституцией определены только общие вопросы организации и деятельности прокуратуры. Регламентация деятельности прокуратуры законами РБ. Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства реализации их в различных судебных инстанциях при рассмотрении гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно УПК, ГПК, КОАП. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определены Законом от 29 января 1993г. «О прокуратуре РБ». Этим законом определены основные положения статуса прокуратуры и прокурорских работников, дано понятие прокуратуры как самостоятельного органа, осуществляющего от имени государства надзора за исполнением законов. Постановления Верховного Совета РБ, Указы Президента РБ, постановления Национального собрания по вопросам деятельности прокуратуры. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 марта 2008 г. № 181 Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь Акты Конституционного Суда РБ Международные-правовые основы деятельности прокуратуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|