Принцип единства и централизации органов прокуратуры
Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующих правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления, вынесение постановлений, направление предписаний, объявление письменного официального предупреждения. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокуроры областей, города Минска и специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает
Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. Единоначалие в деятельности органов прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным проблемам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает состояние работы по основным направлениям деятельности органов прокуратуры, обсуждает вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Белорусского военного прокурора, Белорусского транспортного прокурора, прокуроров областей, начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры. На заседании также заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
В случае необходимости принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение для всех органов прокуратуры, проводятся расширенные заседания коллегий Генеральной прокуратуры с участием руководителей нижестоящих прокуратур. Единство и централизация органов прокуратуры обеспечиваются исключительным правом Генерального прокурора Республики Беларусь в пределах выделенной ему штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штат и структуру Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также подчиненных ему прокуратур, определять их права и обязанности, разграничивать компетенцию органов прокуратуры.
Принцип законности Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере соответствующих правовых отношений от имени Республики Беларусь в целом как единая система. В пределах своей компетенции каждый прокурор наделен едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления, вынесение постановлений, направление предписаний, объявление письменного официального предупреждения. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.
Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокуроры областей, города Минска и специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. Единоначалие в деятельности органов прокуратуры находит сочетание с коллегиальностью при принятии решений по актуальным проблемам прокурорской и следственной работы. Коллегия Генеральной прокуратуры на своих заседаниях рассматривает состояние работы по основным направлениям деятельности органов прокуратуры, обсуждает вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты важнейших приказов и инструкций, заслушивает отчеты Белорусского военного прокурора, Белорусского транспортного прокурора, прокуроров областей, начальников управлений и отделов Генеральной прокуратуры. На заседании также заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения законодательства. Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
В случае необходимости принятия решения по кардинальным вопросам, имеющим значение для всех органов прокуратуры, проводятся расширенные заседания коллегий Генеральной прокуратуры с участием руководителей нижестоящих прокуратур. Единство и централизация органов прокуратуры обеспечиваются исключительным правом Генерального прокурора Республики Беларусь в пределах выделенной ему штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штат и структуру Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, а также подчиненных ему прокуратур, определять их права и обязанности, разграничивать компетенцию органов прокуратуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|