Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка
В условиях расширяющихся гласности и демократии органы прокуратуры, как и другие государственные органы, в том числе правоохранительные, не могут работать изолированно от общественности, ее органов, трудовых коллективов. Практика подтверждает, что прокурор не сможет успешно выполнить возложенные на него обязанности по укреплению законности и правопорядка, если не будет координировать свою деятельность с местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями и трудовыми коллективами, опираться на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка. Принцип взаимодействия и координации закреплен в ст. 12 Закона о прокуратуре. Особенно активным должно быть взаимодействие прокуратуры с Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами, администрациями), правоохранительными органами, трудовыми коллективами и гражданами. Принимая меры по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями, прокурору необходимо установить тесное взаимодействие с органами власти и управления, чаще практиковать совместные проверки исполнения законов на предприятиях, в организациях, учреждениях, регулярно информировать местные органы о состоянии законности на их территории, вносить конкретные предложения об улучшении этой работы, всемерно использовать помощь актива общественности в предупреждении и расследовании преступлений, выявлении лиц, извлекающих нетрудовые доходы, алкоголиков и наркоманов. Вместе с тем прокурорам надлежит при анализе состояния законности на соответствующей территории использовать материалы местных органов власти и управления о результатах проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.
Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укрепления законности и правопорядка путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие и предупреждение преступлений, устранение причин, способствующих их совершению. Основными направлениями координационной деятельности правоохранительных органов являются: – совместный всесторонний анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций, а также анализ деятельности по выявлению, расследованию, предупреждению и пресечению преступлений для определения основных направлений борьбы с преступностью; – выполнение республиканских программ по борьбе с преступностью; – разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями мероприятий и предложений по предупреждению преступлений; – подготовка и направление информации по вопросам борьбы с преступностью Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию и Правительству Республики Беларусь, а также органам местного самоуправления; – обобщение по согласованной программе практики применения законов по борьбе с преступными проявлениями и подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности; – разработка предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; – обобщение практики исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений; – изучение практики координации действий правоохранительных органов, распространение их положительного опыта.
В координации деятельности по борьбе с преступностью участвуют органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Комитета государственной безопасности, налоговые органы, а также иные государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия, а также процессуального надзора (контроля) за соблюдением законов при их осуществлении. Координация осуществляется на основе: – соблюдения законности; – равенства всех участников координационной деятельности в постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций; – самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Республики Беларусь полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и мероприятий; – гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, государственной и иной охраняемой законом тайны; – ответственности руководителей каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений. Координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в следующих основных формах: – проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; – текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; – совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта; – создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений; – проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и условий, способствующих их совершению; – взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренных законом; – издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;
– издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью; – разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости – перспективных планов координационной деятельности. В борьбе с нарушениями законности органы прокуратуры взаимодействуют с Комитетом государственного контроля, контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Республики Беларусь, учреждениями Национального банка и других государственных банков, Госстандарта, департаментом государственной инспекции труда, инспекцией по качеству товаров и другими контролирующими органами. Такое взаимодействие особенно эффективно в борьбе с нарушениями законов об охране государственной собственности, законодательства о труде и охране труда, с бесхозяйственностью. Генеральный прокурор Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях коллегий министерств, государственных комитетов. На заседаниях коллегий Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, военной и транспортной прокуратур могут быть также заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, государственных комитетов, других органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений, организаций о состоянии законности в подконтрольных и подведомственных организациях. Взаимодействуя с хозяйственными судами и юридическими службами субъектов хозяйствования, органы прокуратуры эффективнее вскрывают и устраняют нарушения законности. Эффективны проверки, проводимые прокурорами совместно со специализированными органами контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства о соблюдении законов о труде и охране труда на промышленных предприятиях и строительных объектах, в учреждениях, организациях. Прокурорами и специалистами отделов образований проводятся совместные проверки законности мер, принимаемых комиссиями по делам несовершеннолетних к несовершеннолетним и их родителям при совершении соответствующих нарушений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|