Общая характеристика культуры общения, поведенческого и речевого этикета
Процесс делового общения рассматривается как проявление системы взглядов и убеждений человека1. Взаимосвязь общения и этики весьма многогранна. Деловое общение охватывает все структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной деятельности, общению с другими людьми. Такие психологические механизмы, как подражание, внушение, убеждение, возникающие в процессе общения, позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей, передавать 1 См.: Рамендик Д.М., Одинцова О. В. Психологический практикум: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2008. — С. 5 — 6. их из поколения в поколение. Этика гуманизирует, облагораживает общение между людьми. Между общением и общественным мнением существует прямая связь. Формирование общественного мнения — процесс постоянного общения между людьми, в виде обмена суждениями, споров, столкновения позиций. Общественное мнение — своеобразный продукт социального общения. Содержание, характер формирующегося общественного мнения во многом зависят от межличностного и группового общения, ибо общение выступает не только как акт информационного обмена, но и как непосредственный эмоциональный контакт между людьми. Под нравственной культурой понимается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения. Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура общения.
В общем случае культура поведения — это совокупность форм повседневного поведения человека: в труде, в быту, в общении с другими людьми — в которых находят внешнее выражение нравственные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения отражает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Так, уважение к людям применительно к повседневному поведению выражается в вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время, ценить труд другого человека и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в исполнении обещаний, своевременное возвращение позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений. Особо следует выделить культуру речи, умение правильно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов, в частности высокого качества производимой продукции. Можно сказать, что культура поведения является общепринятой формой внешнего выражения подлинной человечности. Культура поведения того или иного человека во многом характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием.
Вместе с тем если человек рассматривает манеру вести себя, одеваться и демонстрацию изысканного эстетического вкуса исключительно как признак принадлежности к «высшему кругу», то внешняя культура может не соответствовать истинному внутреннему облику человека. Не следует забывать, что вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывают за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное и даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. А этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывается на действительной человечности. Для формирования культуры общения весьма важной представляется также культура чувств, как степень общественной развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Речь идет, с одной стороны, о том, какие чувства и эмоции испытывает человек в различных жизненных ситуациях, а с другой — как он их выражает. Чувства — во многом продукт жизненного, общественного опыта индивида, его общения и воспитания. Эмоции — одно из средств общения и регулятор общественного поведения людей. Так, уважение достоинства других людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается преимущественно в форме непосредственного эмоционального контакта или отклика, в чувстве такта, проявляющегося через простейшие средства эмоционального взаимодействия: интонацию, взгляд, жест. Культура чувств предполагает преобладание положительных эмоциональных состояний. В известном смысле «называться человеком» и «быть культурным» — синонимы, если согласиться с Кантом, что суть культуры «в общественной ценности человека». Культура чувств достигается «воспитанием» органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, в межличностных контактах, посредством знакомства с искусством. Культура чувств позволяет судить об общей культуре, воспитанности человека. Это нечто большее, чем просто соблюдение принятых в обществе правил поведения, этикета. Главное в культуре чувств — ее содержательная сторона, т. е. доброжелательное отношение к другим людям. Культура выражения эмоций — необходимое условие полноценной нравственной жизни, признак культуры поведения и нравственной культуры индивидуума.
Вместе с тем интонация, взгляд, жест способны как соединять, так и отталкивать людей друг от друга. Взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если это взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И наоборот, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен. Недостаток культуры чувств, выражаясь в бестактности, грубости или демонстративном равнодушии, не только портит настроение окружающим, но и имеет серьезные социальные и нравственные последствия, разобщая людей, иногда даже соединенных друг с другом общими целями и идеалами. Самые благородные побуждения и искренние чувства рискуют остаться непонятыми, если они облекаются в грубую, развязную или иную негативную форму. В форме человеческих чувств и переживаний проявляется взаимосвязь этического и эстетического моментов поведения и общения, как вообще в поведении и общении, в эмоциональных проявлениях форма и содержание тесно взаимосвязаны друг с другом. Культура общения во многом отражает стиль жизни индивида. Стиль жизни — устойчиво воспроизводимые отличительные черты общении, бытового уклада, манеры поведения, привычки, склонности и т. п., свойственные какому-либо человеку или группе людей и выявляющие своеобразие их духовного мира, направленность жизни индивида через внешние формы бытия: организация рабочего времени, проведение досуга, отдыха, устройство быта, манера держаться и говорить и т.д. Будучи конкретизацией и определенным срезом более общего понятия «образ жизни», стиль жизни в большей мере фиксирует, учитывает индивидуальные и психологические особенности поведения, вкусов, предпочтений, интересов, склонностей людей. Так, в разные времена говорили об «аристократическом», «купеческом», «крестьянском», «богемном», «монашеском», «демократическом» и т. д. стиле жизни, а применительно к отдельному индивиду — еще и о стиле жизни обывателя, аскета, англомана, разночинца, бюргера и т.д.
Стиль жизни — существенный признак индивидуальности, развития человека, который во многом зависит от ценностных ориентации, уровня культуры и психологических особенностей конкретного человека. Поэтому процесс становления индивидуальности совпадает с формированием собственного, «индивидуального» стиля жизни. Отсутствие такового ведет к произволу, эклектике, господству «каприза» и т.п. Индивид организует свою жизненную линию согласно определенным принципам, правилам, вкусам, в соответствии с собственными представлениями о нравственном и должном, а не просто отдаваясь во власть стихии повседневности. Заботу человека о стиле жизни не следует смешивать с самолюбованием, «дурным своеобразием», с претензией на оригинальность, с желанием выделиться среди других в пустяках, ничтожных мелочах, усматривая именно в этом проявление свободы своей индивидуальности. Понятие «стиль жизни» имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку нацеленность человека на этичность поведения, развитие и совершенствование, прямо связано с интересами других людей, интересами общества. Вместе с тем стиль жизни отдельного индивида или группы людей не сводится к простому усвоению или повторению того «общего» и «особенного», что присуще жизнедеятельности членов данного общества. Обладая индивидуальным своеобразием, уникальностью, относительной самостоятельностью и ценностью, он способен оказывать формообразующее влияние на тот или иной образ жизни. Индивидуальный (или групповой, «субкультурный») стиль жизни порой интегрируется и кристаллизуется в уклад и образ жизни, который разделяет и которому следует та или иная (большая или меньшая) социальная общность, вплоть до воплощения его в образ жизни, ставший нормой для массового поведения и массового сознания. Так, после победы социалистической революции в СССР на основе «пролетарского» стиля жизни сложился социалистический образ жизни. В современном мире широко рекламируется американский образ жизни.
Нравственная культура общения позволяет предотвращать, разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные способы поведения. Многообразие способов и форм поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации, т. е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта. Известны пути разрешения конфликтов: сотрудничество, компромисс, соперничество, подавление, отсрочка, превращение конфликта в деловой разговор. Нравственная культура является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций. Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения. Реальный процесс общения — это общение реальных, живых людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже в повседневном общении выявляется общность человеческих переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают симпатии и антипатии, дружеские и товарищеские связи — словом, все, что можно объединить термином «межличностные отношения». Общение не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, настроением. У человека как общественного существа развивается специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек чрезвычайно много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше нравственная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается на всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания. Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в каких бы формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общение руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные и массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только по содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами. Речевой этикет — составляющая общего этикета, часть правил ритуализированного поведения человека в обществе. Основные составляющие такого этикета: речевые формулы при обращении, благодарности, извинении, приветствии, поздравлении, пожелании, просьбе. Не стоит забывать о «волшебных словах»: спасибо, извините, пожалуйста, благодарю, простите, нельзя ли и т.д. В богатом русском языке имеется достаточное количество речевых формул, связанных с пожеланием чего-либо. Они могут иметь оттенок возвышенности, торжественности: Примите самые сердечные (добрые) пожелания. Мы можем также передать пожелание через посредника: Передайте мою искреннюю благодарность; поблагодарите, пожалуйста, от меня... Не нужно пренебрегать в повседневном общении комплиментами, стесняться похвалить человека за хороший поступок, ободрить его в случае неудачи: Вы очень любезны; Вы такой добрый; Вы настоящий джентльмен; прекрасно, талантливо; не огорчайся; не бери в голову; не грусти и т.д. Нельзя забывать и о вежливых формах отказа: Я вынужден отказать Вам...; Я бы разрешил, но...; Это не в моих силах...; Не я решаю такие вопросы... Ведь не зря русский народ говорит: «Язык хлебом кормит и дело портит», «Язык — телу якорь». Речевой этикет — важная составляющая социальных взаимоотношений. Он напрямую связан с уровнем культуры человека. Например, нарушением речевого этикета является обращение к человеку по половому признаку*. «Мужчина!», «Женщина!». Все мы знаем, что в нашей стране это распространено очень широко: «Мужчина! Как пройти к телефонному узлу?», «Женщина! Где здесь остановка?». Почему в современной России так часто нарушаются основы речевого этикета? С одной стороны, причина в том, что в сфере межличностного общения ощущается недостаток общей культуры. Как известно, мат, бранная лексика давно стали нормой для радио и телевидения. А средства массовой информации формируют мировоззрение людей. С другой стороны, у нас нет универсальной формы обращения незнакомых людей друг к другу. Товарищ — слово это ушло из нашей жизни в 90-е гг. XX в. Гражданин — ассоциируется с чем-то уголовно-подсудным («Пройдемте, гражданин!» — эта фраза в нашем сознании четко связана с милицией). Сударь, сударыня, судари — хорошо, благозвучно, но пока не для нашей суровой действительности. При всем этом обращения «Молодой человек!», «Девушка!», «Мальчик!», «Девочка!» являются вполне приемлемыми и соответствуют нормам речевого этикета. «Уважаемые присутствующие! Товарищ судья и господин прокурор!» — такое обращение использовал один адвокат. В этом случае имеет место социальная дифференциация индивида с помощью формы обращения: советское «товарищ» и постсоветское «господин». Разумный консерватизм необходим нам не только в общественно-политической жизни, но и в сфере речевого этикета. Вот два примера. Пример первый Пример второй Добрый день! - Добрый день! Да! - Добрый! ? -? Каждый из нас хотя бы раз сталкивался с такими «приветствиями». И как-то сразу не хочется дальше продолжать диалог, неловко чувствуешь себя. А дело в том, пишет лингвист О. А. Крылова, что эти варианты, столь распространенные в нашем обществе, «не соответствуют ни синтаксической, ни стилистической норме, а также нарушают правила речевого этикета»1. Оказывается, перед нами пример коммуникативного сбоя. Такие отклонения от правильного, естественного, разумного течения дел происходят и в результате ответов типа: Как дела? — Твоими молитвами! Как дела? — Пока не родила. Как дела? — Не дождетесь. После таких фраз ощущается эмоциональный дискомфорт. Человек понимает, что его сообщение было проигнорировано, его не уважают, им пренебрегают и т. п. Культурные люди с огорчением наблюдают, как в русском языке обосновываются слова-«тюрьмизмы» (лексика уголовная, блатная), в целом отечественная речь вульгаризируется, опошляется. Все это объясняется реалиями сегодняшней действительности. В связи со сказанным сошлемся на авторитетное мнение ученых-языковедов: «Речевой этикет — национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устных формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д. Ситуации речевого этикета не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения»2. 1 Крылова О. А. Приветствия и этикет // Русская речь. — 2001. — № 4. — С. 59-60. 2 Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. — М., 1979. — С. 254. Русская культура выработала такие основные принципы речевого этикета, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность. Тактичность — это умение избегать неэтичных вопросов, задевающих честь и достоинство человека, оскорбительных фраз и намеков. Предупредительность — это способность предвидеть возможные вопросы и замечания собеседника, любезность, внимательность к человеку, даже если он является вашим оппонентом (в ходе спора, дискуссии). Терпимость (толерантность) — спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, взглядах, оценках и т.д. Ни в коем случае недопустима такая точка зрения: «Есть два мнения. Одно — мое, другое — неправильное». Для этого необходимо в разговоре обладать выдержкой, т.е. терпением, стойкостью и самообладанием. Доброжелательность — включает в себя и подбор слов, и выбранную интонацию (спокойную), готовность содействовать мирному решению конфликта. В. И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит многочисленные пословицы и поговорки, иллюстрирующие эти принципы русского речевого этикета: «От одного слова — да навек ссора», «Худое слова доведет до дела», «От слова да за нож», «За худые слова слетит и голова», «Слово слову рознь: словом Господь мир создал, словом Иуда предал Господа», «Для красного словца не пожалеет ни матери, ни отца», «Птицу — кормом, человека — словом обманывают», «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», «Не шути словом», «Слово пуще стрелы разит» и др. В деловом общении нормативности значительно больше, чем в межличностном общении. Вступая в межличностные отношения, люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной среде условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой — программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей. Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение. Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально-ролевых отношений, и тогда они определяются содержанием этих отношений и непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму-мораль. В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально однородной средой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|