Профессиональный этикет психолога
В профессиональной деятельности психолога нередко важное значение имеет этикет. В общем случае под этикетом понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Эти правила регламентируют обхождение с окружающими, формы обращения и приветствия, деловую переписку, поведение в общественных местах, манеру держаться, одежду и многое другое. В конечном счете этикет выражает содержание тех или иных принципов, норм нравственности, уважения к человеку. Этикет — составная часть культуры поведения индивида, внешней культуры общества. В состав этикета входят требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. В соблюдении этих требований имеет особое значение строго определенная форма поведения. Общие требования к этикету — естественность, несение смысла повседневного благожелательного и уважительного отношения к людям, независимо от их должности и общественного положения. Общие представления о достоинстве человека, удобстве и непринужденности во взаимоотношениях людей воплощаются в учтивом обращении с женщиной, почтительном отношении к старшим, в общепринятых формах обращения и приветствия, правилах ведения разговора, поведения за столом, приема гостей, выполнении простых требований к одежде человека в различных обстоятельствах. Повышенное внимание к внешней форме проявляется здесь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. Этикет нередко выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила поведения в различных кругах (дипломатических, журналистских, военных, придворных, научных и иных), обхождения с должностными лицами (президент, следователь', судья), с духовными лицами (иерарх церкви, священник и т.д.), с представителями различных социальных стратов, сословий в соответствии с их социальным статусом.
Вместе с тем на практике этикет может становиться условным ритуалом, сохранять чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. За строгим соблюдением этикета может скрываться неуважительное и недоброжелательное отношение к людям — тогда этикет становится узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. В связи с изложенным следует иметь в виду, что любое общественное явление, поступок, мотив индивида обладает одновременно этическим и эстетическим значением, ценностью. Они могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, и с другой — как нравственное или безнравственное. Дело в том, что в общественном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство, иногда фиксируемое даже словесно. Так, понятие «прекрасное» в русском эпосе, сказках применяется для обозначения физического совершенства, нравственной чистоты и душевной силы одновременно. Указанное взаимопроникновение понятий «этическое» и «эстетическое» отражает важнейшую ценностную установку общественного сознания, которая заключается в том, что прекрасным является только то, что нравственно, что возвышает и облагораживает человека, в свою очередь нравственное не может быть признано таковым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Это внутреннее родство, сущностная связи и даже единство этической и эстетической сфер отражается в смысловом оттенке таких понятий, как «возвышенное», «героическое» и, наоборот — «безобразное», «низменное». Таким образом, распространенные попытки противопоставить этическое и эстетическое как якобы изначально несоединимые, более того, чуждые проявления человеческой деятельности, являются неправомерными и ложными, искажающими истинное соотношение и взаимосвязь указанных понятий.
Наблюдаемые нередко в реальной действительности противоречия между этическим и эстетическим, их противоестественные сочетания являются лишь следствием уродливых социальных условий, духовной незрелости индивида и его одностороннего воспитания. В целом — результатом нарушения гармонии между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности. В силу этого стремление к красоте и соблюдение общепринятых норм морали носит формальный, «показной» характер, демонстрируется в эгоистических, корыстных целях. Так, приходится констатировать, что порок, безнравственность в ряде случаев претендуют на положительное эстетическое значение, тогда как красота утрачивает нравственное начало, добро и красота исключают друг друга. Несовпадение этического и эстетического проявляется также в недооценке «формы» поступка или общения, которая может быть вежливой или грубой, изящной или вульгарной. Не менее опасно пренебрежение содержательной стороной поведения и общения, что иногда проявляется в так называемых «чистых» формах эстетического — в этикете, в моде. Другой пример: этическое и эстетическое вступают в противоречие, когда человека привлекает, доставляет удовольствие то, что аморально и ущербно в нравственном отношении: образцы так называемой массовой культуры, в которых эстетизируется насилие, жестокость, пошлость, сексуальная патология. На практике безнравственность, духовная нищета, пошлость и ограниченность зачастую маскируют свою сущность внешней красивостью формы, манеры, фразеологии. Отличие подлинной красоты от мнимой отражается в действии, поступке, в их направленности. Исключительно в самом человеке следует искать основу единства или противоречия между этическим и эстетическим. Следует отметить, что требования этикета не всегда являются общеобязательными, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств, а также целей взаимодействия. Этикет как внешняя форма культуры неотделим от внутренней культуры индивида, а возможный разрыв между ними является прямым следствием его духовного несовершенства. Правила этикета устанавливают единство двух сторон поведения:
морально-этическая сторона отражает уважительное отношение к партнеру (клиенту, пациенту); эстетическая сторона проявляется в красоте, изяществе форм поведения. Профессиональный этикет психолога предполагает, в частности, проведение ознакомительной беседы с клиентом (пациентом), письменную фиксацию результатов беседы, ознакомление клиента с практикуемыми формами и методами работы психолога, обсуждение наиболее эффективных и соответствующих конкретной проблеме путей ее решения, помощь клиенту в выборе и осуществлении способов и приемов самостоятельной работы над собой, возможно составление программы совместной работы. Важный элемент этикета психолога — неторопливая, задушевная, доверительная, подчеркнуто уважительная манера разговора. В полной мере этикет психолога включает в себя деловой этикет как форму делового общения, которая помогает ориентироваться в ситуациях, связанных с проведением встреч и переговоров. Деловой этикет в качестве комплекса норм поведения выполняет следующие основные функции: - ориентирует участников встречи, переговоров (психолога и его клиента, пациента) на достижение взаимно полезного результата; задает правила, облегчающие установление взаимопонимания людей в процессе делового общения; способствует быстрому и эффективному разрешению возможных сложных, конфликтных ситуаций, разрешению спорных вопросов; - формирует и укрепляет имидж участников встречи, переговоров. Другой элемент профессионального этикета психолога — четкая самопрезентация (иначе говоря — самоподача, самопредъявление), т.е. формирование у клиента (партнера) своего профессионального образа, соответствующего ситуации. Работа психолога основана на знании того, как люди его профессии воспринимаются представителями различных социальных групп в конкретных условиях, в частности как психолог должен выглядеть, чтобы его деятельность была эффективной. Следует привлечь внимание к тем особенностям своего внешнего облика, поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия, стереотипы общения. К таким механизмам социального восприятия относятся, в частности, самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения1.
В рамках самопрезентации уместно рассказать о своей принадлежности к определенной психологической школе, особенностях собственной методики работы, своих возможно имеющихся. публикациях, подходах к решению поставленной задачи, об успешно выполненных подобных заказах. Клиентом хорошо будет воспринята демонстрация уверенности в своих силах, в доведении задуманного до успешного результата, в успехе и полноте реализации разработанной программы. Здесь важны такие качества, как обаяние, легкость в общении, непринужденность. Успех самопрезентации во многом зависит от умения сформировать целостное, непротиворечивое представление о себе. Следующий элемент этикета психолога — четко обозначаемая обратная связь, т.е. информация, которую мы предоставляем другим для характеристики нашей реакции на их поведение. Эта информация есть не что иное, как помощь другому человеку в осознании того, как мы воспринимаем его слова и поступки. Обратная связь предотвращает появление у партнера (клиента) ощущения угрозы, она нужна для того, чтобы не спровоцировать его на психологическую защиту в виде нечувствительности к критическим замечаниям, переноса своих негативных чувств на других людей, рационализации собственных неразумных поступков и т.д. Вот несколько тезисов польского психолога Е. Мелибруда, характеризующих условия эффективной реализации механизма обратной связи. См., например: Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С. 27 — 30. 2 Мелибруда Е. Я, ты, мы. — М., 1986. «1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок... Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями «ты всегда...», «ты никогда...». Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не в историях далекого прошлого. Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удобное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника. 10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно Ничто так болезненно и остро не переживается, как неуважение и оскорбление чувства собственного достоинства. Складывающиеся у психолога представления о-партнере (клиенте) должны быть выражены так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувство обиды, возмущения или протеста. Это особенно важно, когда психолог имеет дело с человеком не вполне внутренне зрелым, неуверенным в себе, тяжело переживающим критику, страдающим различного рода «комплексами». При осуществлении обратной связи психолог руководствуется пониманием того, что, только осознавая заложенные в себе позитивные задатки, а также возможность их развития, человек начинает уважать себя и стремится к развитию и совершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств собеседника обычно вызывают у него ответную симпатию, настрой и готовность продолжить общение, идти навстречу пожеланиям психолога.
4.4. Духовно-нравственное развитие человека В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии — Л. С. Выготского, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Основой для анализа нравственности поступков, мыслей, чувств, отношений могут служить теоретические положения в работах К.А.Абульхзановой-Славской, Б. С. Братуся, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, Д.А.Леонтьева, В. П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, Л. Кольберга и др. Американский психолог Лоренс Колберг утверждает, что уровень нравственного развития определяется не объемом познавательного научения, но качественно разными способами мышления относительно добра и зла. Согласно его исследованиям могут быть выделены следующие основные стадии нравственного развития человека. Первая стадия «Наказание и ориентация на послушание» — соответствует эгоцентрической позиции. Человек строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия и считается с мнением любого, кто сильнее его. Правила на этой стадии выполняются для того, чтобы избежать наказания со стороны олицетворяющих власть. Люди, находящиеся на этой стадии, не проводят разграничение между собственным восприятием и тем, как воспринимают происходящее располагающие властью. Вторая стадия «Ориентация на взаимозависимость». Пребывающие на этой стадии отличают свои интересы от интересов других людей. «Правильное поведение» есть система взаимности, посредством которой защищается личный интерес. «Правильный поступок» ассоциируется с выгодой для конкретного человека. Каждый человек преследует исключительно собственные интересы, общественные отношения рассматриваются преимущественно с точки зрения собственной выгоды. Правила существуют для того, чтобы регулировать возникающие конфликты. Третья стадия — «Ориентация на хорошего мальчика или девочку». Нравственным полагается решение, которое может быть одобрено «значительными людьми». Все, что оправдывает ожидания общества, рассматривается как поступок «правильный». Получает развитие идеальный образ, подсказывающий желание оказаться на месте другого человека. Осознание других остается конкретным, а не абстрактным. Такая позиция означает желание действовать и быть при этом замеченным. Такие люди обращаются за руководством к правилам и лицам, олицетворяющим власть. Четвертая стадия — «Ориентация на закон и порядок». Находящиеся на этой стадии воспринимают свои нравственным обязанности с позиций своего долга и отношения к властям. Этический выбор решается в пользу повиновения некоей внешней власти — закону, боссу, правительству. Сплоченность общества объясняется приверженностью правилам. Вместе с тем совесть требует, чтобы человек исполнял свои обязательства, а не просто удовлетворял свою потребность получить одобрение вышестоящих. Пятая стадия — «Ориентация на общественно-правовое согласие». На этой стадии человек входит в «постконвенциональный» или принципиальный способ нравственного рассуждения. В его сознании существует не просто понимание необходимости подчинения механистическим правилам, скрепляющим общество, но гораздо более глубокая приверженность общественному договору, который основан на наборе понятных ценностей — равенство, справедливость, свобода. Указанная приверженность ценностям более приоритетна, чем дружеские отношения или семейные привязанности. Плохое и хорошее определяется с точки зрения превосходства взаимных соглашений над морально-правовыми ценностями. Соображения относительно того, что лучше для общества, основываются на необходимости достижения «наибольшего блага для наибольшего числа людей». Человек убежден, что закон создан для людей, а не люди существуют для закона. На этой стадии люди остро ощущают и даже осознают несоответствие между юридическими и этическими представлениями. Шестая стадия — «Ориентация на всеобщие этические принципы». Универсальные этические принципы рассматриваются в качестве основы для создания справедливых законов. Правильность действий оценивается с позиций соответствия всеобщим нравственным принципам. Когда самостоятельно собранные принципы морали вступают в противоречие с общественными или правовыми нормами, всеобщие этические принципы берут верх. Человек способен на гражданское неповиновение, когда законы вступают в противоречие с этическими принципами. В его сознании присутствует глубокая приверженность универсальной этике. Другие люди рассматриваются им в качестве цели, а не средства. По Колбергу, чтобы действовать нравственно высоким образом, нужно находиться на высокой стадии способности к нравственному рассуждению. Человек не может следовать моральным принципам (стадии 5 и 6), если он их не понимает или не верит в них. Вместе с тем человек может рассуждать в терминах таких принципов и не соответствовать им в жизни. Будет ли данный человек вести себя в определенной ситуации сообразно той стадии нравственного рассуждения, в которой он пребывает, зависит от целого ряда факторов, хотя нравственная позиция является хорошим индикатором поведения в различных жизненных обстоятельствах, прежде всего в ситуации нравственного выбора. По мнению Колберга, двое из каждых троих взрослых американцев останавливаются в своем нравственном развитии на четвертой стадии или ниже. Остальные взрослые способны достичь более высокого уровня нравственности, они пытаются определить нравственные обязанности с позиций всеобщего блага, т.е. действовать в соответствии с тем, что характерно для пятой и шестой стадий. Нравственная надежность — это психологическое свойство личности, при котором жизненные цели и способы их достижения осознанны, организованны и упорядочены в соответствии с этическими нормами. Нравственная надежность личности понимается как показатель ее нравственного развития, характеризующий стремление строить свою трудовую деятельность в соответствии с социально одобряемыми этическими нормами и требованиями закона. Е. Ю. Стрижов выделяет четыре критерия нравственной надежности личности: принятие ответственности на себя за выполнение нравственных норм, их одобрение и поддержка; понимание необходимости соблюдения этических норм в повседневной жизни; учет моральных норм в своем поведении; устойчивость к негативным моральным нормам. В книге «Происхождение человечности» В. Д. Шадриков пишет: «У нас есть все основания в качестве ведущей движущей силы становления человечности рассматривать духовность». Духовность представляет собой интеграцию многих смыслообразу-ющих ценностей личности, обусловливающих нравственное поведение и реализацию творческих способностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Назовите профессионально важные качества психолога. Что такое честность? Какова роль нравственной культуры в общении? Назовите способы нейтрализации уловок и приемов психологического манипулирования. Укажите основные положения этического кодекса для начинающих развиваться. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Вопросы для обсуждения 1. Что первично: нравственный закон или моральный закон? 2. Что выше: нравственный закон или юридический закон? 3. Как связаны мировоззрение и этичность человека? 4. Как вы понимаете ответственность психолога? 5. Существует ли абсолютное добро? абсолютное зло? 6. Совместимы ли справедливость и рыночные отношения? 7. В чем смысл этики взаимодействия человека с социальной системой? 8. Существует ли ложная убежденность? 9. Как возникает извращенное понимание смысла нравственных требований? 10. В чем заключается свобода? 11. Имеет ли отношение свобода к нравственности? 12. В чем сложность морального выбора? 13. Что такое «этика выгодных связей»? Этично ли использование выгодных связей? 14. Существуют ли этические взаимоотношения индивида и государства? 15. Существуют ли этические взаимоотношения предприятия (корпорации) и государства? 16. Существуют ли этические взаимоотношения государств? 17. Существуют ли механизмы влияния корпоративной этики на профессиональную этику психолога? 18. Насколько возможен контроль выполнения этических норм? 19. Имеет ли значение этичность для эффективности деятельности социальной организации? 20. Имеет ли значение этичность для эффективности деятельности индивидуума? 21. Оказывает ли влияние генетика на уровень нравственного развития человека? 22. Может ли человек изменить уровень своего нравственного развития? Что для этого нужно? 23. Имеют ли понятия «стиль жизни», «образ жизни» этические аспекты? 24. Прокомментируйте с этических позиций выражение «честь мундира». 25. Этична ли на Ваш взгляд экономическая'конкуренция? 26. Сравните с этических позиций принципы «сотрудничества» и «борьбы». 27. Насколько, на Ваш взгляд, связана с реальной жизнью этика христианства? буддизма? ислама? иудаизма? 28. Повлияла ли на формирование современных этических представлений философия Сократа? Платона? Гегеля? Канта? 29. Основываясь на материале, приведенном в кратком очерке из истории учений об этике, сопоставьте уровень этических представлений в прошлое и в наше время. 30. Как Вы понимаете выражение «культура чувств»? Какое это имеет отношение к этике? 31. Что такое человечность? 32. Что такое любовь? Усматриваете ли Вы связь между любовью и этикой? 33. Имеет ли качество «настойчивость» этический аспект? 34. Все ли человеческие качества (в частности, алертность, аккуратность, активность, бдительность, восприимчивость, дисциплинированность, предусмотрительность, решительность и др.) имеют этический аспект? 35. Этично ли смирение? Можно ли определить смирение как приятие мира? 36. Как соотносятся этическое и эстетическое? 37. Имеет ли смысл понятие «профессиональная нравственность»? 38. Каково Ваше отношение к теодицее — оправданию Бога в отношении допускаемого им зла на земле? 39. Справедливо ли выражение «цель оправдывает средства»?
Вопросы к экзамену (зачету) 1. Место этики в системе гуманитарного знания и духовной культуры общества. 2. Этика как учение о морали и нравственности. 3. Предпосылки возникновения этики. 4. Исторические этапы формирования учений об этике. 5. Основные проблемы прикладной этики. 6. Этика и психология: предмет исследования. 7. Основные категории этики. 8. Свобода и ответственность: основы морального выбора. 9. Духовность. 10. Этический смысл счастья. 11. Справедливость как регулятивный принцип общественных и индивидуальных отношений. 12. Совесть, долг и честь. 13. Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности. 14. Идеал. Добро и зло. 15. Этика профессиональной деятельности: принципы и проблемы. 16. Сущность профессиональной этики. 17. Особенности профессиональной этики психолога. 18. Значение корпоративной этики для профессиональной деятельности психолога. 19. Профессиональная компетентность преподавателя психологии. 20. Профессиональная компетентность практического психолога.
21. Профессионально важные качества и профессиональная этика психолога. 22. Профессионально важные качества: этический аспект. 23. Нравственная культура общения. 24. Этические правила беседы с трудным человеком. 25. Манипуляции, их причины, виды и способы противостоять им. 26. Духовно-нравственное развитие человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|