Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональный этикет психолога




В профессиональной деятельности психолога нередко важное значение имеет этикет. В общем случае под этикетом понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявле­ния отношения к людям. Эти правила регламентируют обхожде­ние с окружающими, формы обращения и приветствия, деловую переписку, поведение в общественных местах, манеру держаться, одежду и многое другое. В конечном счете этикет выражает со­держание тех или иных принципов, норм нравственности, ува­жения к человеку.

Этикет — составная часть культуры поведения индивида, внеш­ней культуры общества. В состав этикета входят требования, ко­торые приобретают характер строго регламентированного цере­мониала. В соблюдении этих требований имеет особое значение строго определенная форма поведения. Общие требования к эти­кету — естественность, несение смысла повседневного благоже­лательного и уважительного отношения к людям, независимо от их должности и общественного положения. Общие представле­ния о достоинстве человека, удобстве и непринужденности во взаимоотношениях людей воплощаются в учтивом обращении с женщиной, почтительном отношении к старшим, в общеприня­тых формах обращения и приветствия, правилах ведения разго­вора, поведения за столом, приема гостей, выполнении простых требований к одежде человека в различных обстоятельствах. По­вышенное внимание к внешней форме проявляется здесь постоль­ку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в пове­дении и внешнем облике человека.

Этикет нередко выражается в сложной системе детально раз­работанных правил учтивости, четко классифицирует правила поведения в различных кругах (дипломатических, журналистских, военных, придворных, научных и иных), обхождения с должност­ными лицами (президент, следователь', судья), с духовными ли­цами (иерарх церкви, священник и т.д.), с представителями раз­личных социальных стратов, сословий в соответствии с их соци­альным статусом.

Вместе с тем на практике этикет может становиться условным ритуалом, сохранять чисто внешнюю, оторванную от своего нрав­ственного содержания форму, строго канонизированный харак­тер. За строгим соблюдением этикета может скрываться неуважи­тельное и недоброжелательное отношение к людям — тогда этикет становится узаконенной формой лицемерия в повседневных взаи­моотношениях людей.

В связи с изложенным следует иметь в виду, что любое обще­ственное явление, поступок, мотив индивида обладает одновре­менно этическим и эстетическим значением, ценностью. Они могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или без­образное, и с другой — как нравственное или безнравственное. Дело в том, что в общественном сознании нравственное и пре­красное мыслятся как некое органическое единство, иногда фик­сируемое даже словесно. Так, понятие «прекрасное» в русском эпосе, сказках применяется для обозначения физического совер­шенства, нравственной чистоты и душевной силы одновременно. Указанное взаимопроникновение понятий «этическое» и «эстети­ческое» отражает важнейшую ценностную установку обществен­ного сознания, которая заключается в том, что прекрасным явля­ется только то, что нравственно, что возвышает и облагораживает человека, в свою очередь нравственное не может быть признано таковым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Это вну­треннее родство, сущностная связи и даже единство этической и эстетической сфер отражается в смысловом оттенке таких поня­тий, как «возвышенное», «героическое» и, наоборот — «безобраз­ное», «низменное». Таким образом, распространенные попытки противопоставить этическое и эстетическое как якобы изначально несоединимые, более того, чуждые проявления человеческой дея­тельности, являются неправомерными и ложными, искажающими истинное соотношение и взаимосвязь указанных понятий.

Наблюдаемые нередко в реальной действительности противо­речия между этическим и эстетическим, их противоестественные сочетания являются лишь следствием уродливых социальных усло­вий, духовной незрелости индивида и его одностороннего воспи­тания. В целом — результатом нарушения гармонии между реаль­ным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внеш­ним в самой человеческой жизнедеятельности. В силу этого стрем­ление к красоте и соблюдение общепринятых норм морали носит формальный, «показной» характер, демонстрируется в эгоисти­ческих, корыстных целях. Так, приходится констатировать, что порок, безнравственность в ряде случаев претендуют на положи­тельное эстетическое значение, тогда как красота утрачивает нрав­ственное начало, добро и красота исключают друг друга. Несов­падение этического и эстетического проявляется также в недоо­ценке «формы» поступка или общения, которая может быть веж­ливой или грубой, изящной или вульгарной. Не менее опасно пренебрежение содержательной стороной поведения и общения, что иногда проявляется в так называемых «чистых» формах эсте­тического — в этикете, в моде. Другой пример: этическое и эсте­тическое вступают в противоречие, когда человека привлекает, доставляет удовольствие то, что аморально и ущербно в нрав­ственном отношении: образцы так называемой массовой культу­ры, в которых эстетизируется насилие, жестокость, пошлость, сексуальная патология. На практике безнравственность, духовная нищета, пошлость и ограниченность зачастую маскируют свою сущность внешней красивостью формы, манеры, фразеологии. Отличие подлинной красоты от мнимой отражается в действии, поступке, в их направленности. Исключительно в самом челове­ке следует искать основу единства или противоречия между эти­ческим и эстетическим.

Следует отметить, что требования этикета не всегда являются общеобязательными, их соблюдение зависит от места, времени и обстоятельств, а также целей взаимодействия. Этикет как внеш­няя форма культуры неотделим от внутренней культуры индиви­да, а возможный разрыв между ними является прямым следстви­ем его духовного несовершенства. Правила этикета устанавлива­ют единство двух сторон поведения:

морально-этическая сторона отражает уважительное отно­шение к партнеру (клиенту, пациенту);

эстетическая сторона проявляется в красоте, изяществе форм поведения.

Профессиональный этикет психолога предполагает, в частно­сти, проведение ознакомительной беседы с клиентом (пациен­том), письменную фиксацию результатов беседы, ознакомление клиента с практикуемыми формами и методами работы психоло­га, обсуждение наиболее эффективных и соответствующих кон­кретной проблеме путей ее решения, помощь клиенту в выборе и осуществлении способов и приемов самостоятельной работы над собой, возможно составление программы совместной рабо­ты. Важный элемент этикета психолога — неторопливая, заду­шевная, доверительная, подчеркнуто уважительная манера раз­говора. В полной мере этикет психолога включает в себя деловой этикет как форму делового общения, которая помогает ориенти­роваться в ситуациях, связанных с проведением встреч и перего­воров. Деловой этикет в качестве комплекса норм поведения вы­полняет следующие основные функции:

- ориентирует участников встречи, переговоров (психолога и его клиента, пациента) на достижение взаимно полезного резуль­тата;

задает правила, облегчающие установление взаимопонима­ния людей в процессе делового общения;

способствует быстрому и эффективному разрешению воз­можных сложных, конфликтных ситуаций, разрешению спорных вопросов;

- формирует и укрепляет имидж участников встречи, перего­воров.

Другой элемент профессионального этикета психолога — чет­кая самопрезентация (иначе говоря — самоподача, самопредъ­явление), т.е. формирование у клиента (партнера) своего про­фессионального образа, соответствующего ситуации. Работа пси­холога основана на знании того, как люди его профессии вос­принимаются представителями различных социальных групп в конкретных условиях, в частности как психолог должен выгля­деть, чтобы его деятельность была эффективной. Следует при­влечь внимание к тем особенностям своего внешнего облика, поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия, стерео­типы общения. К таким механизмам социального восприятия относятся, в частности, самоподача превосходства, привлека­тельности, отношения, актуального состояния и причин поведе­ния1.

В рамках самопрезентации уместно рассказать о своей при­надлежности к определенной психологической школе, особенно­стях собственной методики работы, своих возможно имеющихся. публикациях, подходах к решению поставленной задачи, об успешно выполненных подобных заказах.

Клиентом хорошо будет воспринята демонстрация уверенно­сти в своих силах, в доведении задуманного до успешного резуль­тата, в успехе и полноте реализации разработанной программы. Здесь важны такие качества, как обаяние, легкость в общении, непринужденность. Успех самопрезентации во многом зависит от умения сформировать целостное, непротиворечивое представле­ние о себе.

Следующий элемент этикета психолога — четко обозначаемая обратная связь, т.е. информация, которую мы предоставляем другим для характеристики нашей реакции на их поведение. Эта информация есть не что иное, как помощь другому человеку в осознании того, как мы воспринимаем его слова и поступки. Об­ратная связь предотвращает появление у партнера (клиента) ощу­щения угрозы, она нужна для того, чтобы не спровоцировать его на психологическую защиту в виде нечувствительности к крити­ческим замечаниям, переноса своих негативных чувств на других людей, рационализации собственных неразумных поступков и т.д. Вот несколько тезисов польского психолога Е. Мелибруда, ха­рактеризующих условия эффективной реализации механизма об­ратной связи.


См., например: Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. посо­бие. — М.: ИНФРА-М, 1998. — С. 27 — 30. 2 Мелибруда Е. Я, ты, мы. — М., 1986.

«1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.

Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не соз­давайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реаль­ность.

Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...

Описывая поведение другого человека, старайтесь не поль­зоваться категориями «ты всегда...», «ты никогда...».

Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не в историях далекого прошлого.

Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше выска­зывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информаци­ей с партнером.

Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчерк­нуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может при­нести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональ­ной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.

Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.

Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения об­ратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удоб­ное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать воз­можности собеседника.

10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно
при наличии известной смелости, понимания и уважительного
отношения к себе и другим».

Ничто так болезненно и остро не переживается, как неуваже­ние и оскорбление чувства собственного достоинства. Склады­вающиеся у психолога представления о-партнере (клиенте) долж­ны быть выражены так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувство обиды, возмущения или протеста. Это особенно важно, когда психолог имеет дело с человеком не вполне внутренне зрелым, неуверен­ным в себе, тяжело переживающим критику, страдающим раз­личного рода «комплексами». При осуществлении обратной свя­зи психолог руководствуется пониманием того, что, только осо­знавая заложенные в себе позитивные задатки, а также возмож­ность их развития, человек начинает уважать себя и стремится к развитию и совершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств собеседника обычно вызывают у него ответную симпатию, настрой и готовность продолжить об­щение, идти навстречу пожеланиям психолога.

 

4.4. Духовно-нравственное развитие человека

В отечественной психологии проблема духовности получила освещение в работах классиков психологии — Л. С. Выготского, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Основой для анализа нравственности поступков, мыслей, чувств, от­ношений могут служить теоретические положения в работах К.А.Абульхзановой-Славской, Б. С. Братуся, М. И. Воловиковой, Ф. Е. Василюка, Д.А.Леонтьева, В. П. Зинченко, В.Д. Шадрикова, Л. Кольберга и др.

Американский психолог Лоренс Колберг утверждает, что уро­вень нравственного развития определяется не объемом познава­тельного научения, но качественно разными способами мышле­ния относительно добра и зла. Согласно его исследованиям могут быть выделены следующие основные стадии нравственного раз­вития человека.

Первая стадия «Наказание и ориентация на послушание» — соответствует эгоцентрической позиции. Человек строит свою нравственность вокруг физических последствий выполнения определенного действия и считается с мнением любого, кто силь­нее его. Правила на этой стадии выполняются для того, чтобы избежать наказания со стороны олицетворяющих власть. Люди, находящиеся на этой стадии, не проводят разграничение между собственным восприятием и тем, как воспринимают происходя­щее располагающие властью.

Вторая стадия «Ориентация на взаимозависимость». Пребы­вающие на этой стадии отличают свои интересы от интересов других людей. «Правильное поведение» есть система взаимности, посредством которой защищается личный интерес. «Правильный поступок» ассоциируется с выгодой для конкретного человека. Каждый человек преследует исключительно собственные интере­сы, общественные отношения рассматриваются преимуществен­но с точки зрения собственной выгоды. Правила существуют для того, чтобы регулировать возникающие конфликты.

Третья стадия — «Ориентация на хорошего мальчика или де­вочку». Нравственным полагается решение, которое может быть одобрено «значительными людьми». Все, что оправдывает ожида­ния общества, рассматривается как поступок «правильный». По­лучает развитие идеальный образ, подсказывающий желание ока­заться на месте другого человека. Осознание других остается кон­кретным, а не абстрактным. Такая позиция означает желание дей­ствовать и быть при этом замеченным. Такие люди обращаются за руководством к правилам и лицам, олицетворяющим власть.

Четвертая стадия — «Ориентация на закон и порядок». Нахо­дящиеся на этой стадии воспринимают свои нравственным обя­занности с позиций своего долга и отношения к властям. Этиче­ский выбор решается в пользу повиновения некоей внешней вла­сти — закону, боссу, правительству. Сплоченность общества объ­ясняется приверженностью правилам. Вместе с тем совесть требу­ет, чтобы человек исполнял свои обязательства, а не просто удо­влетворял свою потребность получить одобрение вышестоящих.

Пятая стадия — «Ориентация на общественно-правовое со­гласие». На этой стадии человек входит в «постконвенциональ­ный» или принципиальный способ нравственного рассуждения. В его сознании существует не просто понимание необходимости подчинения механистическим правилам, скрепляющим общество, но гораздо более глубокая приверженность общественному дого­вору, который основан на наборе понятных ценностей — равен­ство, справедливость, свобода. Указанная приверженность цен­ностям более приоритетна, чем дружеские отношения или семей­ные привязанности. Плохое и хорошее определяется с точки зре­ния превосходства взаимных соглашений над морально-право­выми ценностями. Соображения относительно того, что лучше для общества, основываются на необходимости достижения «наи­большего блага для наибольшего числа людей». Человек убежден, что закон создан для людей, а не люди существуют для закона. На этой стадии люди остро ощущают и даже осознают несоответствие между юридическими и этическими представлениями.

Шестая стадия — «Ориентация на всеобщие этические прин­ципы». Универсальные этические принципы рассматриваются в качестве основы для создания справедливых законов. Правиль­ность действий оценивается с позиций соответствия всеобщим нравственным принципам. Когда самостоятельно собранные принципы морали вступают в противоречие с общественными или правовыми нормами, всеобщие этические принципы берут верх. Человек способен на гражданское неповиновение, когда за­коны вступают в противоречие с этическими принципами. В его сознании присутствует глубокая приверженность универсальной этике. Другие люди рассматриваются им в качестве цели, а не средства.

По Колбергу, чтобы действовать нравственно высоким обра­зом, нужно находиться на высокой стадии способности к нрав­ственному рассуждению. Человек не может следовать моральным принципам (стадии 5 и 6), если он их не понимает или не верит в них. Вместе с тем человек может рассуждать в терминах таких принципов и не соответствовать им в жизни. Будет ли данный человек вести себя в определенной ситуации сообразно той ста­дии нравственного рассуждения, в которой он пребывает, зависит от целого ряда факторов, хотя нравственная позиция является хо­рошим индикатором поведения в различных жизненных обстоя­тельствах, прежде всего в ситуации нравственного выбора.

По мнению Колберга, двое из каждых троих взрослых американ­цев останавливаются в своем нравственном развитии на четвертой стадии или ниже. Остальные взрослые способны достичь более вы­сокого уровня нравственности, они пытаются определить нрав­ственные обязанности с позиций всеобщего блага, т.е. действовать в соответствии с тем, что характерно для пятой и шестой стадий.

Нравственная надежность — это психологическое свойство личности, при котором жизненные цели и способы их достиже­ния осознанны, организованны и упорядочены в соответствии с этическими нормами. Нравственная надежность личности пони­мается как показатель ее нравственного развития, характеризую­щий стремление строить свою трудовую деятельность в соответ­ствии с социально одобряемыми этическими нормами и требо­ваниями закона. Е. Ю. Стрижов выделяет четыре критерия нрав­ственной надежности личности: принятие ответственности на себя за выполнение нравственных норм, их одобрение и поддерж­ка; понимание необходимости соблюдения этических норм в по­вседневной жизни; учет моральных норм в своем поведении; устойчивость к негативным моральным нормам.

В книге «Происхождение человечности» В. Д. Шадриков пи­шет: «У нас есть все основания в качестве ведущей движущей силы становления человечности рассматривать духовность». Ду­ховность представляет собой интеграцию многих смыслообразу-ющих ценностей личности, обусловливающих нравственное по­ведение и реализацию творческих способностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Назовите профессионально важные качества психолога.

Что такое честность?

Какова роль нравственной культуры в общении?

Назовите способы нейтрализации уловок и приемов психологического манипулирования.

Укажите основные положения этического кодекса для начинающих раз­виваться.


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вопросы для обсуждения

1. Что первично: нравственный закон или моральный закон?

2. Что выше: нравственный закон или юридический закон?

3. Как связаны мировоззрение и этичность человека?

4. Как вы понимаете ответственность психолога?

5. Существует ли абсолютное добро? абсолютное зло?

6. Совместимы ли справедливость и рыночные отношения?

7. В чем смысл этики взаимодействия человека с социальной системой?

8. Существует ли ложная убежденность?

9. Как возникает извращенное понимание смысла нравственных требо­ваний?

10. В чем заключается свобода?

11. Имеет ли отношение свобода к нравственности?

12. В чем сложность морального выбора?

13. Что такое «этика выгодных связей»? Этично ли использование выгод­ных связей?

14. Существуют ли этические взаимоотношения индивида и государства?

15. Существуют ли этические взаимоотношения предприятия (корпора­ции) и государства?

16. Существуют ли этические взаимоотношения государств?

17. Существуют ли механизмы влияния корпоративной этики на профес­сиональную этику психолога?

18. Насколько возможен контроль выполнения этических норм?

19. Имеет ли значение этичность для эффективности деятельности со­циальной организации?

20. Имеет ли значение этичность для эффективности деятельности инди­видуума?

21. Оказывает ли влияние генетика на уровень нравственного развития человека?

22. Может ли человек изменить уровень своего нравственного развития? Что для этого нужно?

23. Имеют ли понятия «стиль жизни», «образ жизни» этические аспекты?

24. Прокомментируйте с этических позиций выражение «честь мундира».

25. Этична ли на Ваш взгляд экономическая'конкуренция?

26. Сравните с этических позиций принципы «сотрудничества» и «борь­бы».

27. Насколько, на Ваш взгляд, связана с реальной жизнью этика христи­анства? буддизма? ислама? иудаизма?

28. Повлияла ли на формирование современных этических представле­ний философия Сократа? Платона? Гегеля? Канта?

29. Основываясь на материале, приведенном в кратком очерке из исто­рии учений об этике, сопоставьте уровень этических представлений в прошлое и в наше время.

30. Как Вы понимаете выражение «культура чувств»? Какое это имеет от­ношение к этике?

31. Что такое человечность?

32. Что такое любовь? Усматриваете ли Вы связь между любовью и эти­кой?

33. Имеет ли качество «настойчивость» этический аспект?

34. Все ли человеческие качества (в частности, алертность, аккуратность, активность, бдительность, восприимчивость, дисциплинированность, предусмотрительность, решительность и др.) имеют этический аспект?

35. Этично ли смирение? Можно ли определить смирение как приятие мира?

36. Как соотносятся этическое и эстетическое?

37. Имеет ли смысл понятие «профессиональная нравственность»?

38. Каково Ваше отношение к теодицее — оправданию Бога в отношении допускаемого им зла на земле?

39. Справедливо ли выражение «цель оправдывает средства»?

 

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Место этики в системе гуманитарного знания и духовной культуры общества.

2. Этика как учение о морали и нравственности.

3. Предпосылки возникновения этики.

4. Исторические этапы формирования учений об этике.

5. Основные проблемы прикладной этики.

6. Этика и психология: предмет исследования.

7. Основные категории этики.

8. Свобода и ответственность: основы морального выбора.

9. Духовность.

10. Этический смысл счастья.

11. Справедливость как регулятивный принцип общественных и индиви­дуальных отношений.

12. Совесть, долг и честь.

13. Ценностные ориентации как основа психологической и этической куль­туры личности.

14. Идеал. Добро и зло.

15. Этика профессиональной деятельности: принципы и проблемы.

16. Сущность профессиональной этики.

17. Особенности профессиональной этики психолога.

18. Значение корпоративной этики для профессиональной деятельности психолога.

19. Профессиональная компетентность преподавателя психологии.

20. Профессиональная компетентность практического психолога.

 

21. Профессионально важные качества и профессиональная этика пси­холога.

22. Профессионально важные качества: этический аспект.

23. Нравственная культура общения.

24. Этические правила беседы с трудным человеком.

25. Манипуляции, их причины, виды и способы противостоять им.

26. Духовно-нравственное развитие человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...