Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная компетентность практического психолога




 

Ядро профессиональной компетентности практического пси­холога составляет этика. Под профессиональной этикой психо­лога понимается реализация им в своей деятельности специфич­ных нравственных требований, норм поведения как во взаимо­отношениях с коллегами, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью[4]. Основ­ные идеи международных профессионально-этических стандар­тов могут быть кратко обозначены в виде следующих принципов: ответственности; компетентности; этической и юридической пра­вомочности; квалифицированной пропаганды психологии; кон­фиденциальности; благополучия клиента; профессиональной ко­операции; информирования клиента о целях обследования; морально-позитивного эффекта обследования; гражданственно­сти и патриотизма[5].

Наряду с универсальными этическими нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на осно­ве непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами и т.д.), ученый-психолог при проведении исследований не дол­жен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие до­стоинство личности испытуемых, их интересы. Ему следует стро­го соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных респондентами сведений. Следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Если во избежа­ние сознательного или неосознаваемого искажения даваемых ис­пытуемым сведений требуется скрыть от него общественно по­лезные научные цели, то о них должно быть сообщено по завер­шении эксперимента.

Если участие в исследовании предполагает вторжение психо­лога в сферу личных интересов или интимных переживаний, ис­пытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возмож­ность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследо­вании на любом этапе его проведения.

Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответствен­ность за последствия их использования и внедрения в обществен­ную практику.

Перечислим общие нормы из этического кодекса психолога-консультанта. Выделяются границы компетентности: психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью толь­ко в границах своей компетентности, которая определяется об­разованием, формами повышения квалификации и соответству ющим профессиональным опытом. Психологи-консультанты осу­ществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) кон­сультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. Психолог-консультант, принимая решение, свя­занное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, на­циональность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разно­видность психологической проблемы, физического или психиче­ского расстройства, язык или социальный статус и т.п.). Психо­логи-консультанты наделяют своих подчиненных и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

Предлагается описание и объяснение результатов психологиче­ской работы: в работе с клиентами психологи-консультанты ис­пользуют понятные для них термины и объяснения; если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результа­тов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

­ В своей профессиональной деятельности психологи-консуль­танты должны с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их соб­ственных. Учитывается:

недискриминация. В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискри­минации на основе возраста, пола, национальности, вероиспо­ведания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социоэкономического ста­туса или иного признака, оговоренного в законе;

посягательства на честь и достоинство клиентов. Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов;

 


отношение к личным проблемам. Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам. Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для рас­познавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явить­ся препятствием в осуществлении их профессиональной деятель­ности;

ненанесение вреда. Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от сво­ей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий;

неправильное использование психологических знаний. При­знавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний;

неправильное использование результатов работы психологов-консультантов. Психологи-консультанты не участвуют в деятель­ности, результаты которой могут быть использованы для дискре­дитации психологии. Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок;

бартер с клиентами. Психологи, как правило, воздержива­ются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на ока­занную им помощь, поскольку такая практика является серьез­ным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации про­фессиональных отношений. Психолог-консультант может уча­ствовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает про­фессиональной деятельности и не приводит к манипуляции;

денежное вознаграждение. Вопросы денежного вознаграж­дения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодей­ствия с клиентом, но в любом случае до момента психологиче­ского вмешательства.

Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распро­странения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстан­циях. В публичных выступлениях и публикациях (брошюрах, га­зетных и научных статьях, резюме, интервью в СМИ, лекциях и устных выступлениях, платной или бесплатной рекламе, а также в любых материалах, распространяемых электронным путем — через Интернет, электронные конференции и т.п.) необходимо руководствоваться определенными правилами. Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не до­пускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией. Для подтверждения своего про­фессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государ­ством и психологическим сообществом.

В психологическом тестировании психологи-консультанты осу­ществляют оценивание; диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношения­ми. Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диа­гнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария. Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты долж­ны быть уверены, что данный инструментарий адекватен реше­нию поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости. Психологи-консультанты, пользующиеся инстру­ментарием, знают границы достоверности, валидизации, стан­дартизации и другие особенности применения инструментария. Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации по­лученных с его помощью данных. Психологи-консультанты дела­ют все возможное для определения ситуаций, в которых психо­логические техники или инструментарий могут быть использова­ны неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Под интерпретацией данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достовер­ность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или огра­ничения интерпретаций. Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, независимо от того, кем проводилось исследование: психологом-консультантом, ас­систентом или в автоматическом режиме. Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасно­сти психологического инструментария.

Необходимо соблюдать процедурные нормы:

- информирование клиента. При установлении профессио­нальных отношений между психологом-консультантом и клиен­том необходимо как можно раньше обсудить то, что будет проис­ходить во время сессии, как будет соблюдаться конфиденциаль­ность и как будут решаться финансовые вопросы. Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт ого­варивается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай;

осознанное согласие. Психологи-консультанты должны по­лучить осознанное согласие на консультирование, пользуясь по­нятным для участников консультирования языком. В тех случаях когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность;

- взаимоотношения с парой и с семьей. В тех случаях когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким лю­дям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются про­яснить: кто из них является клиентом и какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации. Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного кон­сультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бра­коразводном процессе), он должен сделать выбор в направлении одной из них;

- осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами. При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их пра­ва, информацию, направленную на уменьшение риска непонима­ния или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса;

- прерывание помощи. Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожи­данного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничения­ми, о чем заранее уведомляют клиента. Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для по­следующего оказания помощи клиентам;

- окончание профессиональных отношений. Психологи-консультанты не бросают клиентов. Психологи-консультанты пре­кращают свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Перед прекращением психо­терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекраще­нию работы или предпринимает усилия по «передаче» клиента другим специалистам.

Особое внимание рекомендуется обращать на неформальные отношения:

- внепрофессиональные отношения с клиентами. В ситуаци­ях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофес­сиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать силу своего влияния. Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепро-фессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред. Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональ-ных отношений, то проблема должна решаться, исходя из инте­ресов слабой стороны и в полном соответствии с Этическим ко­дексом;

- сексуальные отношения. Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находятся или находились в сексуальных отношениях.

Главенствующим принципом работы является конфиденциаль­ность: это обсуждение ограничений конфиденциальности, сохра­нение конфиденциальности, минимизация вторжения во внутрен­ний мир, обеспечение сохранности и неприкосновенности со­бранной информации, разглашение информации исключительно с согласия клиента.

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по по­воду этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта. Психологические исследования в нормальной си­туации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности, целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму1. Решению эти­ческих вопросов поможет знание Этического кодекса (см. При­ложение 3).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Что понимается под профессиональной этикой?

Что оказывает формирующее влияние на профессиональную этику пси­холога?

Что определяет педагогическое мастерство психолога?

Что является составляющей профессиональной компетентности прак­тического психолога?

Назовите общие принципы профессиональной этики.

 

1 Более подробно об этом см.: Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 158—161.


Глава 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...