Профессиональная компетентность практического психолога
Ядро профессиональной компетентности практического психолога составляет этика. Под профессиональной этикой психолога понимается реализация им в своей деятельности специфичных нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью[4]. Основные идеи международных профессионально-этических стандартов могут быть кратко обозначены в виде следующих принципов: ответственности; компетентности; этической и юридической правомочности; квалифицированной пропаганды психологии; конфиденциальности; благополучия клиента; профессиональной кооперации; информирования клиента о целях обследования; морально-позитивного эффекта обследования; гражданственности и патриотизма[5]. Наряду с универсальными этическими нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных, отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами и т.д.), ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы. Ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных респондентами сведений. Следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Если во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых испытуемым сведений требуется скрыть от него общественно полезные научные цели, то о них должно быть сообщено по завершении эксперимента.
Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их использования и внедрения в общественную практику. Перечислим общие нормы из этического кодекса психолога-консультанта. Выделяются границы компетентности: психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответству ющим профессиональным опытом. Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов. Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социальный статус и т.п.). Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
Предлагается описание и объяснение результатов психологической работы: в работе с клиентами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения; если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией. В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты должны с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных. Учитывается: недискриминация. В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социоэкономического статуса или иного признака, оговоренного в законе; посягательства на честь и достоинство клиентов. Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов;
отношение к личным проблемам. Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам. Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности; ненанесение вреда. Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий; неправильное использование психологических знаний. Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний;
неправильное использование результатов работы психологов-консультантов. Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии. Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок; бартер с клиентами. Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции; денежное вознаграждение. Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства. Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях. В публичных выступлениях и публикациях (брошюрах, газетных и научных статьях, резюме, интервью в СМИ, лекциях и устных выступлениях, платной или бесплатной рекламе, а также в любых материалах, распространяемых электронным путем — через Интернет, электронные конференции и т.п.) необходимо руководствоваться определенными правилами. Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией. Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.
В психологическом тестировании психологи-консультанты осуществляют оценивание; диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями. Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария. Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости. Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария. Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных. Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Под интерпретацией данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций. Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, независимо от того, кем проводилось исследование: психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме. Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария. Необходимо соблюдать процедурные нормы: - информирование клиента. При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии, как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы. Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай;
осознанное согласие. Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. В тех случаях когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность; - взаимоотношения с парой и с семьей. В тех случаях когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: кто из них является клиентом и какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации. Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе), он должен сделать выбор в направлении одной из них; - осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами. При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса; - прерывание помощи. Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента. Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам; - окончание профессиональных отношений. Психологи-консультанты не бросают клиентов. Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах. Перед прекращением психотерапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по «передаче» клиента другим специалистам. Особое внимание рекомендуется обращать на неформальные отношения: - внепрофессиональные отношения с клиентами. В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать силу своего влияния. Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепро-фессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред. Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональ-ных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны и в полном соответствии с Этическим кодексом; - сексуальные отношения. Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находятся или находились в сексуальных отношениях. Главенствующим принципом работы является конфиденциальность: это обсуждение ограничений конфиденциальности, сохранение конфиденциальности, минимизация вторжения во внутренний мир, обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации, разглашение информации исключительно с согласия клиента. Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности, целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму1. Решению этических вопросов поможет знание Этического кодекса (см. Приложение 3).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что понимается под профессиональной этикой? Что оказывает формирующее влияние на профессиональную этику психолога? Что определяет педагогическое мастерство психолога? Что является составляющей профессиональной компетентности практического психолога? Назовите общие принципы профессиональной этики.
1 Более подробно об этом см.: Этические стандарты психолога // Вопросы психологии. — 1990. — № 5. — С. 158—161. Глава 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|