Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально важные качества: этический аспект




Человеческие состояния (психические, эмоциональные, энер­гетические, физические) в их цельности и единстве являются основой поведения людей как человеческих существ в соответ­ствии с этикой. Состояния человека при взаимодействии с окру­жающим миром проявляются как человеческие качества. Основ­ными человеческими состояниями и качествами являются адек­ватность, как соответствие поведения человеческой этике; благо­родство, как высокая нравственность и безукоризненная чест­ность; благодарность как почтительное и признательное отноше­ние к миру. Среди иных человеческих качеств и состояний — ак­куратность, активность, аристократизм, бдительность, верность, внимательность, восприимчивость, гармония, дисциплинирован­ность, достоинство, духовность, жизнерадостность, изящество, интуитивность, искренность, легкость, любовь, мудрость, настой­чивость, надежность, нежность, открытость, порядочность, пред­усмотрительность, радость, решительность, самосознание, сме­лость, смирение, спокойствие, справедливость, старательность, строгость, счастье, уважение, уверенность, умиротворение, хра­брость, целесообразность, целеустремленность, честность, честь, чуткость1.

Рассмотрим подробнее ряд важных моральных качеств чело­века.

Человечность — моральное качество, отражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелатель­ность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великоду­шие, самопожертвование ради интересов других, а также предпо­лагает скромность, честность, искренность. Человечность воспи­тывается в людях и способна проявляться в практических взаи­моотношениях людей в зависимости, от характера общественных отношений. В обществе, где каждый рассматривает других как

 

1 Более подробно о человеческих состояниях и качествах см.: Основы нрав­ственности // Система психофизического совершенствования человеческого существа. 2 курс. Теоретическая часть. — М.: Изд-во ЦПФС «Единение», 2008. — С. 3-14.

средство для достижения частных целей, как объект эксплуата­ции, где господствуют соперничество и вражда, во взаимоотно­шениях людей преобладает бесчеловечность (безработица, нище­та, коррупция, войны и т.д.), человечность выступает там лишь как индивидуальное свойство «хороших» людей и трактуется ис­ключительно в либерально-филантропическом духе. Подлинное нравственное содержание человечности возникает и развивается в процессе борьбы с социальной несправедливостью и антигу­манными условиями жизни. Человечность — непременное мо­ральное требование, относящееся ко всем областям жизни чело­века. Бесчеловечные поступки выступают как пережитки про­шлого и осуждаются общественным мнением, а злостные прояв­ления бесчеловечности (насилие, хулиганство) караются также законом.

Благодарность — отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выра­жающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным бла­годеянием и в соответствующих практических действиях. Долг благодарности приобретает более широкое значение в условиях современного общества как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположно­сти интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, например когда бывший благодетель становится конкурентом. Благодарность является одним из проявлений принципа справед­ливости во взаимоотношениях людей. Вместе с тем, когда обя­занность благодарности по отношению к кому-либо вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, чест­ности, служения обществу и т. п.), предпочтение должно быть от­дано последним. Ведь благодарность относится к сфере частных взаимоотношений индивидов, тогда как область служения людям более широкая, затрагивает их общественные отношения.

Благородство — моральное качество, характеризующее по­ступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных по­ложительных качеств: самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др. В разные исторические эпохи в понятие «благородство» вкладывалось различное содер­жание. Моральное сознание эксплуататорского общества обычно придавало благородству сословный смысл, наделяя этим каче­ством преимущественно господствующие классы. Рабовладельче­ская мораль считала благородство достоянием избранных, ари­стократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным по­требностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом. В феодальном обществе вследствие упрочения сословных барьеров благородство стало пониматься как прирожденное ка­чество тех, кто имел знатное происхождение. Низменность моти­вов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего со­словия», деятельность которых так или иначе подрывала господ­ство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать благородство как индивидуальную особенность того или иного человека, эта добродетель уже не имеет чисто сослов­ного характера. Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», которая возвышает­ся над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. В противоположность сословному пониманию благородства люди труда и передовые мыслители прошлого вкла­дывали в него общечеловеческое содержание — гуманность, чест­ность, неподкупность и т. д.

Великодушие — положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотноше­ниях людей, при которой гуманность превосходит меру общепри­нятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оценива­ются как великодушие такие, например, случаи проявления гу­манности, как: самопожертвование ради интересов других людей; отказ от требования наказать совершившего проступок или при­чинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. Вели­кодушие не означает всепрощение, отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. Великодушие предпола­гает высокую требовательность к людям, подчинено в конечном счете целям развития и совершенствования. Примером такого по­нимания великодушия может служить законодательно оформлен­ное отношение к преступнику: его наказание является не просто актом воздаяния, возмездия, а преследует цель создать условия для его исправления, помочь ему осознать свою вину перед обще­ством и людьми и в дальнейшем стать полезным и полноправным членом общества.

Верность — моральное качество, характеризующее нравствен­ную личность и ее линию поведения; означает неизменную при­верженность делу; неукоснительное выполнение данных обяза­тельств; постоянство в отношениях с другими людьми, скоторы-ми человек связан узами дружбы, любви, брака. Верность тесно связана с другими моральными качествами, которыми она обу­словливается: идейность, глубокая убежденность в правоте из­бранного дела, принципиальность, требующая от человека после­довательности в убеждениях и действиях, стойкость по отноше­нию к трудностям, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению верности, к измене. Вер­ность является лишь формальной характеристикой индивида и его действий и сама по себе ничего не говорит об их содержании.

Однако именно содержание дела и его общественное значение во многом обусловливают ту степень верности, которую обычно про­являют его участники. Чем выше цель деятельности, тем крепче моральное единство ее участников. Качествами, противополож­ными верности, являются предательство, вероломство, склонность к измене.

Искренность — моральное качество, характеризующее инди­вида и его поступки; выражается в том, что человек делает и го­ворит то, в правильность чего он верит, действует ради тех сооб­ражений, в которых он готов признаться самому себе и др. Ис­кренность противоположна лицемерию, обману, ханжеству, по­пыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, кото­рыми человек руководствуется, чисто внешнему (формальному) выполнению им определенных требований без веры и правиль­ность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. Принято считать, что ис­кренность характеризует не содержание действия, а его соответ­ствие побудительному мотиву. Она составляет субъективную сто­рону убежденности, служит выражением того, как взаимное со­ответствие убеждений и действий осознается самим индивидом. Человек может искренне заблуждаться относительно моральной ценности своих поступков, совершать аморальные действия, ру­ководствуясь благими намерениями, причинять людям зло из со­ображений неправильно понимаемой гуманности и т. п.


Ответственность — нравственная категория этики, харак­теризующая индивида с точки зрения выполнения им нравствен­ных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия индивида и социальных групп как в их собственном нрав­ственном развитии и совершенствовании, так и в совершенство­вании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в ко­тором он находится, и практически осуществить моральные тре­бования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в его невыполнении, — это вопрос о личной ответственности. Таким образом, ответствен­ность есть соответствие моральной деятельности индивида его долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей индивида. В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписы­ваемые ему требования; в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли отвечать человек за достижение требу­емого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он пред­видеть эти последствия. Все эти вопросы решались теоретиками морали в зависимости от того, как им представлялось действи­ях тельное положение человека в обществе, в котором они сами жили. Философы при решении проблемы ответственности боль­шей частью либо признают человека целиком повинным в по­следствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоя­тельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он непра­вильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, которых добивается (деонтологический интуитивизм). К ответственности необходимо подходить конкретно, исходя из органического един­ства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают ин­дивиды и группы людей в системе социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности. Проблема ответственности в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе чело­века, которая в полной мере осуществляется лишь с гармониче­ским развитием всех его способностей.

Скромность — моральное качество, характеризующее инди­вида с точки зрения его отношения к окружающим и к самому себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добро­вольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно су­ществующим в данном обществе материальным условиям жизни, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки за­трагивают лишь его собственные интересы, и одновременно кри­тически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромность — форма осознания индивидом своих обязанностей перед обществом и окружающими людьми. Скромный человек потому не придает особого значения своим положительным ка­чествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Это особенно характерно для людей, об­ладающих действительно исключительными достоинствами, на­пример, для тех, кто добровольно посвятил свою жизнь служению человечеству. «Скромность — венец добродетели», «Скромность украшает героя» — в этих имеющих долгую историю изречениях заложена мысль: подлинная добродетель состоит не в стремлении к славе, а в свободной деятельности на благо человечества. Каче­ства, противоположные скромности: самолюбование, самовлюб­ленность, чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отно­шению к товарищам, капризность.

Самообладание — одна из форм самоконтроля; моральное ка­чество, выражающееся в способности и привычке человека кон­тролировать чувственную сторону своей психики (чувства, эмо­ции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятель­ность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Эмоциональная сторона человеческой психики играет большую роль в повседневной жиз­ни и общественной деятельности индивида. Однако чувства и склонности являются в значительной мере стихийно сложившим­ся двигателем человеческого поведения и нуждаются в целена­правленно-сознательном контролировании, чтобы человек мог действовать наиболее целесообразно. Если человек не будет кон­тролировать свои эмоции и побуждения, они могут придать его действиям пагубное для общества и для него самого направление, привести к антиобщественным актам, причинить вред и неудоб­ства окружающим, оказать разрушительное воздействие на здо­ровье, психику и моральный облик. Распущенность, трусость, грубость, бестактность — все эти и многие другие явления анти­общественного характера всегда так или иначе связаны с отсут­ствием самообладания. Воспитание в людях самообладания яв­ляется одним из условий повседневного следования ими нормам высокой нравственности и правил культуры поведения.

Убежденность — субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в котором проявляется его уверенность в собственной правоте. Являясь одной из форм нравственного самосознания, убежденность представляет собой идейно-психо­логическую основу для развития в человеке определенных воле­вых качеств: мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности избранным идеалам. Убежденность может быть подлинной, когда она основывается на действитель­ной сознательности, на глубоком понимании социально-исто­рических процессов, потребностей общества и людей, смысла требований нравственности, которые человек проводит в жизнь. Но она может принимать и извращенные формы, когда человек некритически усвоил определенные представления, догматически уверовал в непререкаемость исповедуемых им принципов, в чей-либо авторитет или же в собственную непогрешимость. Подоб­ного рода извращенным формам убежденности обычно сопут­ствуют авторитаризм, косность, догматизм, фанатизм, чванство, неспособность учитывать прошлый опыт и обосновывать свои убеждения, нежелание обращать внимание на факты и прислу­шиваться к суждениям других людей. Для поведения такого че­ловека часто характерны формализм, ригоризм, лицемерие. Лож­ная убежденность зачастую скрывает за собой извращенное по­нимание смысла нравственных требований и служит для оправ­дания (перед собой и другими) аморальных поступков. Таким образом, убежденность в зависимости от ее содержания может представлять собой и положительное, и отрицательное моральное качество. Требованиям нравственности отвечает только такая убежденность, которая органически сочетается с подлинной со­знательностью, идейностью и поиниипияльнпстыо

Любовь — чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтере­сованности и склонности. Проявления любви могут быть самыми различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (лю­бовь к природе, к истине, к жизни и т. п.). В самом же обобщен­ном, абстрактном смысле любовь понимается в этике и филосо­фии как такое отношение между людьми, когда один человек рас­сматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потреб­ность к объединению и сближению; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдаст себя другому и стремится взаимно обладать им. Противоположностью любви является ненависть. Категория люб­ви играла большую роль в истории моральных учений, этике. По­нятие «любовь» как представление об особого рода общности между людьми с самого начала возникает в моральном сознании человечества в противовес той действительной разобщенности людей в обществе, которая обусловлена противоположностью частных интересов. В условиях частной собственности и классо­вых антагонизмов любовь в качестве принципа человеческих вза­имоотношений реально возможна лишь в крайне узких рамках. Она почти целиком замыкается сферой личных отношений лю­дей, находящихся в кровнородственных, брачных, семейных или дружественных связях (между супругами, родителями и детьми, близкими друзьями). Но именно в этих отношениях люди часто видели для себя идеал совместной и даже общественной жизни. Неудовлетворенность взаимной отчужденностью, соперниче­ством, враждой очень давно породила у людей мечту об установ­лении любви не только между отдельными индивидами, но и между всеми людьми, во всех сферах их социальной жизни.

Так возникает заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», которую мы находим в Библии. Христианство придало этой за­поведи специфически религиозное толкование (в основе прин­ципа любви лежит происхождение всех людей от бога). Уже сама религиозная форма истолкования данной заповеди отражала прак­тическую невозможность ее реального осуществления в обществе, основанном на частной собственности. В то же время по мере того как в процессе общественного развития половая любовь и дружба все более наполнились нравственным содержанием (брач-но-семейная мораль), ее стали рассматривать как высший обра­зец социальных отношений между людьми вообще. Примером может служить этическое учение Фейербаха, который идеальным мыслил общество, основанное на естественном влечении, любви людей друг к другу. Проповедь любви с самого начала имела край­не противоречивый смысл. С одной стороны, она воплощала в себе стремление трудящихся к установлению подлинно человече­ских отношений в обществе, к преодолению противоположности частных интересов. Сыграв важную роль в устранении мести как родового принципа осуществления справедливости, заповедь люб­ви вместе с тем настраивала людей на отказ от всякого насилия в борьбе за справедливость («Возлюбите врагов ваших»). Ведь лю­бовь как моральное понятие христианства предполагает отказ от собственных интересов ради служения другим (альтруизм), сми­рение, непротивление злу насилием, прощение врагу, нанесшему зло, сострадание к грешнику. Поэтому, с другой стороны, прин­цип любви может использоваться как средство сохранения экс­плуатации и социальной несправедливости. В такой идеологии заповедь любви приобретает все более лицемерный смысл: она призвана не действительно уничтожить отношения вражды, а лишь создать у людей иллюзию, что помимо этих реальных обще­ственных отношений существуют еще некоторые потусторонние законы «любовь между ближними» (теономная этика).

Конкретность — способность и готовность однозначно и адекватно действовать и говорить в любой ситуации общения, готовность отвечать однозначно и понятно на вопросы.

Аутентичность — способность быть самим собой в любой ситуации, при взаимодействии, в разнообразных контактах с дру­гими людьми.

Ответственность — способность действовать исходя из ин­тересов других людей.

Доброжелательность — стремление сделать добро для друго­го, умение чувствовать и проявлять уважение, симпатию, пони­мание людей, готовность поддержать их не осуждая их поступки, не обязательно одобряя их. Доброжелательность — ориентация на безусловный позитив для другого человека при взаимодействии с ним. Положительному настрою на другого человека при обще­нии с ним способствуют дружелюбное выражение лица, улыбка, зрительный контакт. Психологу целесообразно свои высказыва­ния облекать в форму вопроса, избегая при этом категоричности. Не следует допускать в общении с клиентом слов-раздражителей, носящих негативный оттенок, таких как «претензии», «заблужде­ние», «неправильно», «ошибка», «давно устарело».

Инициативность — способность проявлять созидательную активность и ответственность в различных ситуациях.

Непосредственность — позитивная включенность человека в ситуацию.

Открытость — искренность, отсутствие замкнутости на себя, готовность взаимодействовать с окружающим миром.

Благоприятное впечатление производят на клиента и иные че­ловеческие качества, которые проявляют в соответствующих си­туациях, в их числе — дисциплинированность, искренность, пред­усмотрительность, благородство, внимательность, старательность, спокойствие, решительность.

Установления между психологом и пациентом неформальных взаимоотношений, иногда достаточно длительных, практически невозможно без высокого уровня самообладания психолога, ис­ключающего его подверженность негативным состояниям.

Необходимо проявлять радушие, приветливость, вежливость, обходительность, любезность, сдержанность и тактичность, за­ботливость, ответственность и иные человеческие качества. Эти же качества психологам необходимо демонстрировать перед кли­ентом в общении друг с другом.

Радушие — человеческое качество, способность и стремление человека, принимая у себя других людей в качестве хозяина, про­являть искреннюю радость и другие позитивные эмоции. Осо­бенно важно это качество при первом контакте с клиентом. От того, каким будет первое общение в контактной зоне и первое впечатление клиента, во многом зависит, приобретет он услугу или от нее откажется.

Приветливость — готовность, склонность, способность че­ловека начинать любое общение с другими людьми в позитивном состоянии, при приеме, встрече и общении с другими людьми проявлять к ним уважение и заинтересованность.

Вежливость — способность при общении с другими людьми выражаться с учетом всего многообразия требований морали и этикета. Вежливой форме выражения мыслей должен в полной мере соответствовать внутренний настрой психолога. Недопусти­ма демонстративная вежливость при внутреннем раздражении и в целом негативном настрое психолога.

Обходительность — обладание хорошими манерами, способ­ность при общении с другими людьми тонко учитывать их на­строение и складывающуюся ситуацию, «обходить острые углы».

Любезность — постоянная готовность оказать другому чело­веку мелкую услугу. В противоположность этому резкий тон, не­любезность способствуют проявлению клиентом придирчивости, провоцируют его предвзятость по отношению к психологу.

Заботливость — выражение искренней заинтересованности в благополучии других людей при взаимодействии с ними и со­вершение для этого конкретных действий. Проявление психоло­гом заинтересованности в эффективности оказываемой услуги повышает качество самой услуги, а также ее оценку клиентом.

Радушие и доброжелательность психолога, его приветливость, обходительность, любезность, вежливость формируют у пациента позитивное настроение, сглаживают возникающие противоречия, способствуют тому, что клиент не обращает внимания на мелкие недостатки в обслуживании.

Сдержанность — обуздание в себе негативных эмоциональ­ных проявлений при общении с другими людьми, сохранение не­возмутимости, позитивного расположения духа в любой ситуации даже провокационного характера.

Самообладание — умение контролировать свое настроение и чувства, сохранение спокойствия и трезвости в любой ситуации, способность к трансформации в себе негативных качеств и со­стояний. Наиболее сложно психологу быть сдержанным, прояв­лять самообладание, когда клиент ведет себя агрессивно, вызы­вающе, предъявляет несправедливые претензии, игнорирует об­щепринятые нормы поведения.

Тактичность — свойство, заключающееся в том, чтобы при общении с другими людьми своими словами и действиями не на­носить им морального ущерба и способствовать тем самым со­хранению ими позитивного состояния. Базируется на эмпатии, умении ощутить настроение клиента, учесть его индивидуальные особенности, позволяет выбрать наиболее адекватную тактику обслуживания.

Все указанные и иные человеческие качества проявляются од­новременно в направленности внимания психолога, в его речи, интонациях и тембре голоса, выражении лица, мимике, жестах, позе, в конкретных действиях.

Эмпатия — это способность к сопереживанию, позволяет ви­деть и чувствовать мир глазами других, понимать его так же, как они. Эмоциональная отзывчивость на переживания других отно­сится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме со­чувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоцио­нальный отклик зависит от адекватности восприятия пережива­ний людей и эмоций животных, а также от представления о вы­звавших их причинах. Такая отзывчивость становится побуди­тельной силой, направленной на оказание помощи.

Противоположные человеческим качества: эгоизм, душевная черствость, тщеславие, самовлюбленность, лень, зависть, коры­столюбие, лицемерие, нечестность, жадность, склочность, интри­ганство, трусость, раздражительность, агрессивность, коварство, авторитаризм, мелочность, — отражают меру и характер отрица­ния индивидом себя как человека, осуждают меру и характер от­рицания индивидом себя как человека, осуждаются моралью, раз­рушают нормальные отношения между людьми, опускают прояв­ляющего их на уровень животного.

Для выполнения этических требований определяющее значе­ние имеют профессионально важные качества. Для реализации задач (исследовательских, коммуникативных, информационных, развивающих, организационно-методических, диагностических, консультационных, корреляционных и др.) необходим сложный набор профессионально важных качеств, которые есть скорее тре­бования со стороны профессии к субъекту деятельности. Эффек­тивность управления и успешность деятельности службы психо­логической помощи напрямую связаны не только с чисто про­фессиональными, но и со всеми иными человеческими качества­ми. В частности, существуют ситуации, успешное разрешение которых зависит определяющим образом именно от нравственных качеств личности.

Подобные ситуации предполагают наличие различного рода межличностных и иных конфликтов, связанных с возникновени­ем проблем этического характера. В них психолог выступает пре­жде всего в роли судьи, посредника. Способ и характер разреше­ния психологом подобных ситуаций имеют весьма долговремен­ные последствия и определяют отношение со стороны подчинен­ных, партнеров, конкурентов.

Среди важнейших качеств лиц психолога особое значение име­ют: мотивации, самооценка и уровень притязаний, особенности мышления, волевые факторы, субъективная значимость денег.

В процессе своей деятельности психолог неизбежно проеци­рует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие ситуации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно или, наоборот, усугубляются, способствуют возникновению но­вых проблем.

Важны для успешности работы общее отношение к жизни и деятельности и нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, опти­мизм, открытость, любознательность, креативность (творческие способности), самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброже­лательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, велико­душие, скромность, чувство нового.

Трудно переоценить значение для психолога коммуникатив­ных качеств: прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, веж­ливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию. Весьма необходимы воле­вые качества: настойчивость, терпение, самообладание, способ­ность к длительной концентрации внимания.

Большое значение для эффективности работы имеют эмоцио­нальные проявления: естественность поведения, непринужден­ность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоцио­нальная стабильность, способность к сопереживанию. Искрен­ность психолога означает, что он делает и говорит то, в правиль­ность, истинность чего верит, действует из тех соображений, в которых он готов признаться не только самому себе, но и другим. Искренность противоположна лицемерию, лживости, попыткам создать выгодное впечатление о мотивах, которыми человек ру­ководствуется, формальному выполнению им определенных тре­бований без уверенности в правоте совершаемого, ради собствен­ной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как смертность (расслабленная собранность, мгновенная готов­ность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором про­исходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя).

С другой стороны, для различных сфер деятельности — науч­ной, практической, консультационной — можно выделить неко­торые качества, которые имеют для этих сфер особое значение. Так, например, для руководителя чрезвычайно важны его лидер­ские способности. Для ученого — его спонтанная любознатель­ность, способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность.

Необходимыми качествами для практического психолога, а также консультанта является уверенность в поведении соответ­ственно с подчиненными, партнерами и клиентами. Вместе с тем эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявле­ний — самоуверенности и самоутверждения. Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельно­сти практического психолога и консультанта.

Принципиальным образом противоречит требованиям этики конфликтное поведение, возможное девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение.

Весьма опасно в психологе непомерное честолюбие. Оно про­является как мотив действий, совершаемых исключительно ради достижения первенства, главенствующей роли в той или иной сфере деятельности. При этом общественные интересы учитыва­ются лишь постольку, поскольку они не противоречат его личным интересам. В отличие от тщеславия честолюбие связано не столь­ко с жаждой неформального признания со стороны окружающих, сколько со стремлением достигнуть высокого социального стату­са, приобрести влияние в обществе, официальное признание и связанные с этим почести, звания, награды, льготы.

Чванство и непомерное честолюбие обычно сочетаются с лож­но понимаемой заботой о «чести мундира». Во имя этого люди демонстрируют нетерпимость к критике, нежелание признавать ошибки. Совершают иногда бесчестные поступки, не хотят «вы­носить сор из избы», препятствуют доступу к информации обще­ственности, прибегают к дезинформации под предлогом секрет­ности проводимых работ, усугубляя негативизм ситуации. «Честь мундира», действительно, необходимо беречь и укреплять, но до­стойными способами, прежде всего собственным вниманием к поручениям, активностью, что называется своими «праведными делами».

Предъявление к себе высочайших требований, проявление в любых, самых сложных ситуациях истинно человеческих качеств способствует нравственному самосовершенствованию психолога. Способность в корректной форме предъявить справедливые тре­бования, спросить за исполнение поручения также весьма важное качество психолога. Требовательность должна сочетаться с дове­рием и уважением к другим. Это и есть одна из форм проявления уважения к нему.

Честность — моральное качество, отражающее одно из важ­нейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъек­тивную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противопо­ложностью честности являются обман, ложь, воровство, веролом­ство, лицемерие. Честность и правдивость помогают быстрее на­ходить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мо­тивах их поступков и действий, улавливать настроение, понимать их психологию. Глубже понять феномен честности помогут сле­дующие афоризмы.

Совершить ошибку и осознать ее — в этом заключается мудрость. Осо­знать ошибку и не скрыть ее — это и есть честность (Цзи Юнь).

Честность есть простейшее выражение принципа правды (Ф. Смайлс).

Сила честности настолько велика, что мы ее ценим даже у врага (Ан­тичный афоризм).

Человеку невозможно жить честно и в то же время быть уважаемым всеми (Г. Д. Торо).

Тот, кто не страдает недугом угрызений совести, пусть и не помышля­ет о честности (Ж. Ренар).

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают (Демокрит).

Честный человек боится позора преступления, бесчестный — позора наказания за преступление (Античный афоризм).

Честный и мошенник просто путают понятия «мое» и «твое». Один при­нимает первое за второе, а другой — второе за первое (Лихтен-берг).

У честных всегда бывает больше врагов, чем у бесчестных (ф. М.До­стоевский).

Единственный совет, который можно дать честным людям, как сохра­нить свою честность: «Будьте горды!» (К.Л.Берне).

Требование честности обусловлено необходимостью совмест­ной деятельности людей в процессе социальной практики, вза­имной координации их действий и потребностями повседневно­го общежития.

 

 

ТЕСТЫ

Опросник «Честность»1

 

Выявим уровень честности и открытости. Внимательно прочитайте сле­дующие утверждения. В зависимости от того согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов «да» или «нет». Если Вам слож­но выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слиш­ком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

Утверждения

Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

У меня бывают денежные затруднения.

Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, доби­вается заслуженного успеха.

Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

В компании я веду себя не так, как дома.

Я полностью свободен от всяких предрассудков.

Я не всегда говорю правду.

Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

Иногда я сержусь.

В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...