Профессионально важные качества: этический аспект
Человеческие состояния (психические, эмоциональные, энергетические, физические) в их цельности и единстве являются основой поведения людей как человеческих существ в соответствии с этикой. Состояния человека при взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Основными человеческими состояниями и качествами являются адекватность, как соответствие поведения человеческой этике; благородство, как высокая нравственность и безукоризненная честность; благодарность как почтительное и признательное отношение к миру. Среди иных человеческих качеств и состояний — аккуратность, активность, аристократизм, бдительность, верность, внимательность, восприимчивость, гармония, дисциплинированность, достоинство, духовность, жизнерадостность, изящество, интуитивность, искренность, легкость, любовь, мудрость, настойчивость, надежность, нежность, открытость, порядочность, предусмотрительность, радость, решительность, самосознание, смелость, смирение, спокойствие, справедливость, старательность, строгость, счастье, уважение, уверенность, умиротворение, храбрость, целесообразность, целеустремленность, честность, честь, чуткость1. Рассмотрим подробнее ряд важных моральных качеств человека. Человечность — моральное качество, отражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств — благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность. Человечность воспитывается в людях и способна проявляться в практических взаимоотношениях людей в зависимости, от характера общественных отношений. В обществе, где каждый рассматривает других как
1 Более подробно о человеческих состояниях и качествах см.: Основы нравственности // Система психофизического совершенствования человеческого существа. 2 курс. Теоретическая часть. — М.: Изд-во ЦПФС «Единение», 2008. — С. 3-14. средство для достижения частных целей, как объект эксплуатации, где господствуют соперничество и вражда, во взаимоотношениях людей преобладает бесчеловечность (безработица, нищета, коррупция, войны и т.д.), человечность выступает там лишь как индивидуальное свойство «хороших» людей и трактуется исключительно в либерально-филантропическом духе. Подлинное нравственное содержание человечности возникает и развивается в процессе борьбы с социальной несправедливостью и антигуманными условиями жизни. Человечность — непременное моральное требование, относящееся ко всем областям жизни человека. Бесчеловечные поступки выступают как пережитки прошлого и осуждаются общественным мнением, а злостные проявления бесчеловечности (насилие, хулиганство) караются также законом. Благодарность — отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях. Долг благодарности приобретает более широкое значение в условиях современного общества как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, например когда бывший благодетель становится конкурентом. Благодарность является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Вместе с тем, когда обязанность благодарности по отношению к кому-либо вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, честности, служения обществу и т. п.), предпочтение должно быть отдано последним. Ведь благодарность относится к сфере частных взаимоотношений индивидов, тогда как область служения людям более широкая, затрагивает их общественные отношения.
Благородство — моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств: самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др. В разные исторические эпохи в понятие «благородство» вкладывалось различное содержание. Моральное сознание эксплуататорского общества обычно придавало благородству сословный смысл, наделяя этим качеством преимущественно господствующие классы. Рабовладельческая мораль считала благородство достоянием избранных, аристократии и связывала его с различными формами духовной и политической деятельности, противопоставляя низменным потребностям и образу мысли плебеев, рабов, занятых физическим трудом. В феодальном обществе вследствие упрочения сословных барьеров благородство стало пониматься как прирожденное качество тех, кто имел знатное происхождение. Низменность мотивов приписывалась «черни» и тем представителям «третьего сословия», деятельность которых так или иначе подрывала господство феодальной аристократии. Буржуазное сознание начинает толковать благородство как индивидуальную особенность того или иного человека, эта добродетель уже не имеет чисто сословного характера. Однако в иной форме подчеркивается все та же исключительность «благородной личности», которая возвышается над «толпой», якобы не способной подняться до благородных чувств и мыслей. В противоположность сословному пониманию благородства люди труда и передовые мыслители прошлого вкладывали в него общечеловеческое содержание — гуманность, честность, неподкупность и т. д. Великодушие — положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие, например, случаи проявления гуманности, как: самопожертвование ради интересов других людей; отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному. Великодушие не означает всепрощение, отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям. Великодушие предполагает высокую требовательность к людям, подчинено в конечном счете целям развития и совершенствования. Примером такого понимания великодушия может служить законодательно оформленное отношение к преступнику: его наказание является не просто актом воздаяния, возмездия, а преследует цель создать условия для его исправления, помочь ему осознать свою вину перед обществом и людьми и в дальнейшем стать полезным и полноправным членом общества.
Верность — моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения; означает неизменную приверженность делу; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с другими людьми, скоторы-ми человек связан узами дружбы, любви, брака. Верность тесно связана с другими моральными качествами, которыми она обусловливается: идейность, глубокая убежденность в правоте избранного дела, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях и действиях, стойкость по отношению к трудностям, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению верности, к измене. Верность является лишь формальной характеристикой индивида и его действий и сама по себе ничего не говорит об их содержании. Однако именно содержание дела и его общественное значение во многом обусловливают ту степень верности, которую обычно проявляют его участники. Чем выше цель деятельности, тем крепче моральное единство ее участников. Качествами, противоположными верности, являются предательство, вероломство, склонность к измене.
Искренность — моральное качество, характеризующее индивида и его поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых он готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию, обману, ханжеству, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему (формальному) выполнению им определенных требований без веры и правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. Принято считать, что искренность характеризует не содержание действия, а его соответствие побудительному мотиву. Она составляет субъективную сторону убежденности, служит выражением того, как взаимное соответствие убеждений и действий осознается самим индивидом. Человек может искренне заблуждаться относительно моральной ценности своих поступков, совершать аморальные действия, руководствуясь благими намерениями, причинять людям зло из соображений неправильно понимаемой гуманности и т. п. Ответственность — нравственная категория этики, характеризующая индивида с точки зрения выполнения им нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия индивида и социальных групп как в их собственном нравственном развитии и совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в его невыполнении, — это вопрос о личной ответственности. Таким образом, ответственность есть соответствие моральной деятельности индивида его долгу, рассматриваемое с точки зрения возможностей индивида. В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования; в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли отвечать человек за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства, может ли он предвидеть эти последствия. Все эти вопросы решались теоретиками морали в зависимости от того, как им представлялось действиях тельное положение человека в обществе, в котором они сами жили. Философы при решении проблемы ответственности большей частью либо признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, которых добивается (деонтологический интуитивизм). К ответственности необходимо подходить конкретно, исходя из органического единства прав и обязанностей, учитывая, какое место занимают индивиды и группы людей в системе социальных связей. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности. Проблема ответственности в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая в полной мере осуществляется лишь с гармоническим развитием всех его способностей.
Скромность — моральное качество, характеризующее индивида с точки зрения его отношения к окружающим и к самому себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни, относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам. Скромность — форма осознания индивидом своих обязанностей перед обществом и окружающими людьми. Скромный человек потому не придает особого значения своим положительным качествам, что считает их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Это особенно характерно для людей, обладающих действительно исключительными достоинствами, например, для тех, кто добровольно посвятил свою жизнь служению человечеству. «Скромность — венец добродетели», «Скромность украшает героя» — в этих имеющих долгую историю изречениях заложена мысль: подлинная добродетель состоит не в стремлении к славе, а в свободной деятельности на благо человечества. Качества, противоположные скромности: самолюбование, самовлюбленность, чрезмерная самоуверенность, нетерпимость по отношению к товарищам, капризность. Самообладание — одна из форм самоконтроля; моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (чувства, эмоции, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Эмоциональная сторона человеческой психики играет большую роль в повседневной жизни и общественной деятельности индивида. Однако чувства и склонности являются в значительной мере стихийно сложившимся двигателем человеческого поведения и нуждаются в целенаправленно-сознательном контролировании, чтобы человек мог действовать наиболее целесообразно. Если человек не будет контролировать свои эмоции и побуждения, они могут придать его действиям пагубное для общества и для него самого направление, привести к антиобщественным актам, причинить вред и неудобства окружающим, оказать разрушительное воздействие на здоровье, психику и моральный облик. Распущенность, трусость, грубость, бестактность — все эти и многие другие явления антиобщественного характера всегда так или иначе связаны с отсутствием самообладания. Воспитание в людях самообладания является одним из условий повседневного следования ими нормам высокой нравственности и правил культуры поведения. Убежденность — субъективное отношение человека к своим поступкам и убеждениям, в котором проявляется его уверенность в собственной правоте. Являясь одной из форм нравственного самосознания, убежденность представляет собой идейно-психологическую основу для развития в человеке определенных волевых качеств: мужества, стойкости, самообладания, выдержки, инициативности, верности избранным идеалам. Убежденность может быть подлинной, когда она основывается на действительной сознательности, на глубоком понимании социально-исторических процессов, потребностей общества и людей, смысла требований нравственности, которые человек проводит в жизнь. Но она может принимать и извращенные формы, когда человек некритически усвоил определенные представления, догматически уверовал в непререкаемость исповедуемых им принципов, в чей-либо авторитет или же в собственную непогрешимость. Подобного рода извращенным формам убежденности обычно сопутствуют авторитаризм, косность, догматизм, фанатизм, чванство, неспособность учитывать прошлый опыт и обосновывать свои убеждения, нежелание обращать внимание на факты и прислушиваться к суждениям других людей. Для поведения такого человека часто характерны формализм, ригоризм, лицемерие. Ложная убежденность зачастую скрывает за собой извращенное понимание смысла нравственных требований и служит для оправдания (перед собой и другими) аморальных поступков. Таким образом, убежденность в зависимости от ее содержания может представлять собой и положительное, и отрицательное моральное качество. Требованиям нравственности отвечает только такая убежденность, которая органически сочетается с подлинной сознательностью, идейностью и поиниипияльнпстыо Любовь — чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть самыми различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов), наконец, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т. п.). В самом же обобщенном, абстрактном смысле любовь понимается в этике и философии как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления; добровольно физически и духовно отдаст себя другому и стремится взаимно обладать им. Противоположностью любви является ненависть. Категория любви играла большую роль в истории моральных учений, этике. Понятие «любовь» как представление об особого рода общности между людьми с самого начала возникает в моральном сознании человечества в противовес той действительной разобщенности людей в обществе, которая обусловлена противоположностью частных интересов. В условиях частной собственности и классовых антагонизмов любовь в качестве принципа человеческих взаимоотношений реально возможна лишь в крайне узких рамках. Она почти целиком замыкается сферой личных отношений людей, находящихся в кровнородственных, брачных, семейных или дружественных связях (между супругами, родителями и детьми, близкими друзьями). Но именно в этих отношениях люди часто видели для себя идеал совместной и даже общественной жизни. Неудовлетворенность взаимной отчужденностью, соперничеством, враждой очень давно породила у людей мечту об установлении любви не только между отдельными индивидами, но и между всеми людьми, во всех сферах их социальной жизни. Так возникает заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя», которую мы находим в Библии. Христианство придало этой заповеди специфически религиозное толкование (в основе принципа любви лежит происхождение всех людей от бога). Уже сама религиозная форма истолкования данной заповеди отражала практическую невозможность ее реального осуществления в обществе, основанном на частной собственности. В то же время по мере того как в процессе общественного развития половая любовь и дружба все более наполнились нравственным содержанием (брач-но-семейная мораль), ее стали рассматривать как высший образец социальных отношений между людьми вообще. Примером может служить этическое учение Фейербаха, который идеальным мыслил общество, основанное на естественном влечении, любви людей друг к другу. Проповедь любви с самого начала имела крайне противоречивый смысл. С одной стороны, она воплощала в себе стремление трудящихся к установлению подлинно человеческих отношений в обществе, к преодолению противоположности частных интересов. Сыграв важную роль в устранении мести как родового принципа осуществления справедливости, заповедь любви вместе с тем настраивала людей на отказ от всякого насилия в борьбе за справедливость («Возлюбите врагов ваших»). Ведь любовь как моральное понятие христианства предполагает отказ от собственных интересов ради служения другим (альтруизм), смирение, непротивление злу насилием, прощение врагу, нанесшему зло, сострадание к грешнику. Поэтому, с другой стороны, принцип любви может использоваться как средство сохранения эксплуатации и социальной несправедливости. В такой идеологии заповедь любви приобретает все более лицемерный смысл: она призвана не действительно уничтожить отношения вражды, а лишь создать у людей иллюзию, что помимо этих реальных общественных отношений существуют еще некоторые потусторонние законы «любовь между ближними» (теономная этика). Конкретность — способность и готовность однозначно и адекватно действовать и говорить в любой ситуации общения, готовность отвечать однозначно и понятно на вопросы. Аутентичность — способность быть самим собой в любой ситуации, при взаимодействии, в разнообразных контактах с другими людьми. Ответственность — способность действовать исходя из интересов других людей. Доброжелательность — стремление сделать добро для другого, умение чувствовать и проявлять уважение, симпатию, понимание людей, готовность поддержать их не осуждая их поступки, не обязательно одобряя их. Доброжелательность — ориентация на безусловный позитив для другого человека при взаимодействии с ним. Положительному настрою на другого человека при общении с ним способствуют дружелюбное выражение лица, улыбка, зрительный контакт. Психологу целесообразно свои высказывания облекать в форму вопроса, избегая при этом категоричности. Не следует допускать в общении с клиентом слов-раздражителей, носящих негативный оттенок, таких как «претензии», «заблуждение», «неправильно», «ошибка», «давно устарело». Инициативность — способность проявлять созидательную активность и ответственность в различных ситуациях. Непосредственность — позитивная включенность человека в ситуацию. Открытость — искренность, отсутствие замкнутости на себя, готовность взаимодействовать с окружающим миром. Благоприятное впечатление производят на клиента и иные человеческие качества, которые проявляют в соответствующих ситуациях, в их числе — дисциплинированность, искренность, предусмотрительность, благородство, внимательность, старательность, спокойствие, решительность. Установления между психологом и пациентом неформальных взаимоотношений, иногда достаточно длительных, практически невозможно без высокого уровня самообладания психолога, исключающего его подверженность негативным состояниям. Необходимо проявлять радушие, приветливость, вежливость, обходительность, любезность, сдержанность и тактичность, заботливость, ответственность и иные человеческие качества. Эти же качества психологам необходимо демонстрировать перед клиентом в общении друг с другом. Радушие — человеческое качество, способность и стремление человека, принимая у себя других людей в качестве хозяина, проявлять искреннюю радость и другие позитивные эмоции. Особенно важно это качество при первом контакте с клиентом. От того, каким будет первое общение в контактной зоне и первое впечатление клиента, во многом зависит, приобретет он услугу или от нее откажется. Приветливость — готовность, склонность, способность человека начинать любое общение с другими людьми в позитивном состоянии, при приеме, встрече и общении с другими людьми проявлять к ним уважение и заинтересованность. Вежливость — способность при общении с другими людьми выражаться с учетом всего многообразия требований морали и этикета. Вежливой форме выражения мыслей должен в полной мере соответствовать внутренний настрой психолога. Недопустима демонстративная вежливость при внутреннем раздражении и в целом негативном настрое психолога. Обходительность — обладание хорошими манерами, способность при общении с другими людьми тонко учитывать их настроение и складывающуюся ситуацию, «обходить острые углы». Любезность — постоянная готовность оказать другому человеку мелкую услугу. В противоположность этому резкий тон, нелюбезность способствуют проявлению клиентом придирчивости, провоцируют его предвзятость по отношению к психологу. Заботливость — выражение искренней заинтересованности в благополучии других людей при взаимодействии с ними и совершение для этого конкретных действий. Проявление психологом заинтересованности в эффективности оказываемой услуги повышает качество самой услуги, а также ее оценку клиентом. Радушие и доброжелательность психолога, его приветливость, обходительность, любезность, вежливость формируют у пациента позитивное настроение, сглаживают возникающие противоречия, способствуют тому, что клиент не обращает внимания на мелкие недостатки в обслуживании. Сдержанность — обуздание в себе негативных эмоциональных проявлений при общении с другими людьми, сохранение невозмутимости, позитивного расположения духа в любой ситуации даже провокационного характера. Самообладание — умение контролировать свое настроение и чувства, сохранение спокойствия и трезвости в любой ситуации, способность к трансформации в себе негативных качеств и состояний. Наиболее сложно психологу быть сдержанным, проявлять самообладание, когда клиент ведет себя агрессивно, вызывающе, предъявляет несправедливые претензии, игнорирует общепринятые нормы поведения. Тактичность — свойство, заключающееся в том, чтобы при общении с другими людьми своими словами и действиями не наносить им морального ущерба и способствовать тем самым сохранению ими позитивного состояния. Базируется на эмпатии, умении ощутить настроение клиента, учесть его индивидуальные особенности, позволяет выбрать наиболее адекватную тактику обслуживания. Все указанные и иные человеческие качества проявляются одновременно в направленности внимания психолога, в его речи, интонациях и тембре голоса, выражении лица, мимике, жестах, позе, в конкретных действиях. Эмпатия — это способность к сопереживанию, позволяет видеть и чувствовать мир глазами других, понимать его так же, как они. Эмоциональная отзывчивость на переживания других относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Противоположные человеческим качества: эгоизм, душевная черствость, тщеславие, самовлюбленность, лень, зависть, корыстолюбие, лицемерие, нечестность, жадность, склочность, интриганство, трусость, раздражительность, агрессивность, коварство, авторитаризм, мелочность, — отражают меру и характер отрицания индивидом себя как человека, осуждают меру и характер отрицания индивидом себя как человека, осуждаются моралью, разрушают нормальные отношения между людьми, опускают проявляющего их на уровень животного. Для выполнения этических требований определяющее значение имеют профессионально важные качества. Для реализации задач (исследовательских, коммуникативных, информационных, развивающих, организационно-методических, диагностических, консультационных, корреляционных и др.) необходим сложный набор профессионально важных качеств, которые есть скорее требования со стороны профессии к субъекту деятельности. Эффективность управления и успешность деятельности службы психологической помощи напрямую связаны не только с чисто профессиональными, но и со всеми иными человеческими качествами. В частности, существуют ситуации, успешное разрешение которых зависит определяющим образом именно от нравственных качеств личности. Подобные ситуации предполагают наличие различного рода межличностных и иных конфликтов, связанных с возникновением проблем этического характера. В них психолог выступает прежде всего в роли судьи, посредника. Способ и характер разрешения психологом подобных ситуаций имеют весьма долговременные последствия и определяют отношение со стороны подчиненных, партнеров, конкурентов. Среди важнейших качеств лиц психолога особое значение имеют: мотивации, самооценка и уровень притязаний, особенности мышления, волевые факторы, субъективная значимость денег. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие ситуации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно или, наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем. Важны для успешности работы общее отношение к жизни и деятельности и нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность (творческие способности), самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового. Трудно переоценить значение для психолога коммуникативных качеств: прежде всего общительность, тактичность, умение слушать и понимать собеседника, умение ладить с людьми, вежливость, умение психологически корректно воздействовать на людей, умение сохранять дистанцию. Весьма необходимы волевые качества: настойчивость, терпение, самообладание, способность к длительной концентрации внимания. Большое значение для эффективности работы имеют эмоциональные проявления: естественность поведения, непринужденность, искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию. Искренность психолога означает, что он делает и говорит то, в правильность, истинность чего верит, действует из тех соображений, в которых он готов признаться не только самому себе, но и другим. Искренность противоположна лицемерию, лживости, попыткам создать выгодное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется, формальному выполнению им определенных требований без уверенности в правоте совершаемого, ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма. Следует отметить и иные качества, нередко забываемые, такие как смертность (расслабленная собранность, мгновенная готовность к адекватному действию без суеты и перенапряжения) и трезвость (подход к жизни и ситуациям в ней, при котором происходит объективная, истинная оценка происходящих событий и действий всех участвующих в них лиц, в том числе самого себя). С другой стороны, для различных сфер деятельности — научной, практической, консультационной — можно выделить некоторые качества, которые имеют для этих сфер особое значение. Так, например, для руководителя чрезвычайно важны его лидерские способности. Для ученого — его спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением одной и той же проблемы, творческое мышление, фантазия и наблюдательность. Необходимыми качествами для практического психолога, а также консультанта является уверенность в поведении соответственно с подчиненными, партнерами и клиентами. Вместе с тем эта уверенность не должна доходить до своих крайних проявлений — самоуверенности и самоутверждения. Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического психолога и консультанта. Принципиальным образом противоречит требованиям этики конфликтное поведение, возможное девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение. Весьма опасно в психологе непомерное честолюбие. Оно проявляется как мотив действий, совершаемых исключительно ради достижения первенства, главенствующей роли в той или иной сфере деятельности. При этом общественные интересы учитываются лишь постольку, поскольку они не противоречат его личным интересам. В отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой неформального признания со стороны окружающих, сколько со стремлением достигнуть высокого социального статуса, приобрести влияние в обществе, официальное признание и связанные с этим почести, звания, награды, льготы. Чванство и непомерное честолюбие обычно сочетаются с ложно понимаемой заботой о «чести мундира». Во имя этого люди демонстрируют нетерпимость к критике, нежелание признавать ошибки. Совершают иногда бесчестные поступки, не хотят «выносить сор из избы», препятствуют доступу к информации общественности, прибегают к дезинформации под предлогом секретности проводимых работ, усугубляя негативизм ситуации. «Честь мундира», действительно, необходимо беречь и укреплять, но достойными способами, прежде всего собственным вниманием к поручениям, активностью, что называется своими «праведными делами». Предъявление к себе высочайших требований, проявление в любых, самых сложных ситуациях истинно человеческих качеств способствует нравственному самосовершенствованию психолога. Способность в корректной форме предъявить справедливые требования, спросить за исполнение поручения также весьма важное качество психолога. Требовательность должна сочетаться с доверием и уважением к другим. Это и есть одна из форм проявления уважения к нему. Честность — моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие. Честность и правдивость помогают быстрее находить контакт и взаимопонимание с людьми, разбираться в мотивах их поступков и действий, улавливать настроение, понимать их психологию. Глубже понять феномен честности помогут следующие афоризмы. Совершить ошибку и осознать ее — в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть ее — это и есть честность (Цзи Юнь). Честность есть простейшее выражение принципа правды (Ф. Смайлс). Сила честности настолько велика, что мы ее ценим даже у врага (Античный афоризм). Человеку невозможно жить честно и в то же время быть уважаемым всеми (Г. Д. Торо). Тот, кто не страдает недугом угрызений совести, пусть и не помышляет о честности (Ж. Ренар). Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают (Демокрит). Честный человек боится позора преступления, бесчестный — позора наказания за преступление (Античный афоризм). Честный и мошенник просто путают понятия «мое» и «твое». Один принимает первое за второе, а другой — второе за первое (Лихтен-берг). У честных всегда бывает больше врагов, чем у бесчестных (ф. М.Достоевский). Единственный совет, который можно дать честным людям, как сохранить свою честность: «Будьте горды!» (К.Л.Берне). Требование честности обусловлено необходимостью совместной деятельности людей в процессе социальной практики, взаимной координации их действий и потребностями повседневного общежития.
ТЕСТЫ Опросник «Честность»1
Выявим уровень честности и открытости. Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов «да» или «нет». Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным. Утверждения Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо. У меня бывают денежные затруднения. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно. В компании я веду себя не так, как дома. Я полностью свободен от всяких предрассудков. Я не всегда говорю правду. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить. Иногда я сержусь. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|