Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности профессиональной этики психолога




 

Применительно к сфере профессиональной деятельности эти­ка определяет, как должен поступать психолог, каковы должны быть его мотивы, каковы закономерности развития моральных отношений руководства и подчиненных, представлений в сфере управления людьми, формы морального сознания и регулируемая посредством его моральная деятельность, т. е. так называемая нор­мативная этика.

Этика профессиональной деятельности рассматривает мораль­ные качества психолога безотносительно к психическим механиз­мам (профессиональным привычкам, потребностям, чувствам, управленческим стереотипам), как общие характеристики пове­дения множества самых различных представителей данной про­фессии в зависимости от того, соответствуют или не соответству­ют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Она разъясняет нравственное значение тех или иных решений, мотивов, стилей руководства и т.д.

Формирующее влияние на профессиональную этику человека оказывают:

индивидуальная (персональная) этика человека;

корпоративная этика организации, в которой он работает;

этика профессии;

этика профессии руководителя.

Персональная этика человека определяется его индивидуаль­ными прежде всего моральными качествами, личным жизненным и профессиональным опытом, наличием перед глазами образцов для подражания и, главное, стремлением человека к этичному поведению.

Права и обязанности профессионального психолога основы­ваются на принципе профессиональной независимости и авто­номии безотносительно к служебному положению в определенной организации, профессионалам более высокого ранга и админи­страции.

Индивидуальную этику человека отражают, в частности, сле­дующие положения: безусловное выполнение взятых на себя обя­зательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет; отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов); профес­сионализм в избранной области деятельности; стремление к по­лезности своего труда не только для себя, но и для общества, го­сударства; признание необходимости не только конкуренции, так и сотрудничества; уважение к социальному порядку, закону; со­блюдение этикета деловых отношений и контактов.

К числу принципов персональной этики принято относить, в частности: добровольное подчинение закону и традициям, спра­ведливость, отказ от несправедливого преимущества перед дру­гими, предупреждение возможных вредных последствий своих действий, уважение права других людей быть самостоятельными, забота о благополучии других людей, честность, верность данно­му слову.

Этика профессии руководителя психологической службы име­ет различные грани, которые в соответствии с ролями управлен­ца отражаются в следующих видах этики: в административной этике; в юридической этике; в этике психолога; в этике педагога и т.д. Так, педагогическая этика требует уважения к ученику, до­бросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д. Этика судьи предполагает, в част­ности, его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную от­ветственность за принимаемые решения (отсутствует право со­слаться на приказ, распоряжение или совет), скромность, уме­ренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть честь и достоинство). Для этики пси­холога свойственны уважение к клиенту (недопустимость пред­взятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в про­тивном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиен­та), следование принципу «не навреди», соблюдение профессио­нальной конфиденциальности и целый ряд других.

Для человека, занимающегося научной деятельностью, особое значение имеет этика ученого, которая означает прежде всего бес­корыстное служение истине, недопустимость преднамеренного искажения результатов научных исследований, терпимость к чужим теориям, другим научным школам, недопустимость плагиата.

По уровню возникающих этических проблем необходимо раз­личать:

этику взаимодействия людей;

этику взаимодействия человека с организацией;

этику взаимодействия организаций.

В основе взаимодействия людей должны лежать1: осознанное, позитивное и трезвое отношение к партнеру, собеседнику и си­туации; ориентация на дело и идею; собранность и бдительность, не допускающие взятие вышестоящим руководителем под кон­троль на основе демонстрации своей социальной значимости; глубокое уважение к партнеру, собеседнику, в частности, к вы­шестоящему начальнику (это позволяет сохранить дистанцию, не задевая самолюбие собеседника); отсутствие беспокойства по по­воду возможного нарушения договора партнером, осуществление всего возможного для того, чтобы предотвратить подобный исход взаимодействия; добросовестное исполнение всех обязанно­стей.

Взаимодействие человека с социальной системой должно подчиняться следующим основным принципам2: бескорыстие, т. е. отсутствие эгоистической заинтересованности; безупречность в выполнении своих обязанностей; безусловное соблюдение пра­вил организации (системы), следование корпоративной культуре (духу); готовность к сотрудничеству, без навязывания своих пред­ставлений; целесообразность деятельности; соблюдение приня­того в организации этикета.

В составе этики взаимодействия организаций важнейшими частями являются:

этика взаимодействия организаций между собой;

этика взаимоотношений организации и государства;

- этика взаимодействия организации и потребителя (органи­зациями потребителей);

- этика взаимодействия организации и инвестора;

- этика взаимодействия организации и местных территориаль­ных сообществ.

Деятельность психолога направлена к достижению таких гу­манитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. По­скольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и

1 См.: Барасвет: альманах. — М.: ЦПФС «Единение», 2002.

2 Там же. — С. 107—113.

сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искрен­ность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...