Особенности профессиональной этики психолога
Применительно к сфере профессиональной деятельности этика определяет, как должен поступать психолог, каковы должны быть его мотивы, каковы закономерности развития моральных отношений руководства и подчиненных, представлений в сфере управления людьми, формы морального сознания и регулируемая посредством его моральная деятельность, т. е. так называемая нормативная этика. Этика профессиональной деятельности рассматривает моральные качества психолога безотносительно к психическим механизмам (профессиональным привычкам, потребностям, чувствам, управленческим стереотипам), как общие характеристики поведения множества самых различных представителей данной профессии в зависимости от того, соответствуют или не соответствуют они нравственным требованиям, дает им положительную или отрицательную оценку. Она разъясняет нравственное значение тех или иных решений, мотивов, стилей руководства и т.д. Формирующее влияние на профессиональную этику человека оказывают: индивидуальная (персональная) этика человека; корпоративная этика организации, в которой он работает; этика профессии; этика профессии руководителя. Персональная этика человека определяется его индивидуальными прежде всего моральными качествами, личным жизненным и профессиональным опытом, наличием перед глазами образцов для подражания и, главное, стремлением человека к этичному поведению. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии безотносительно к служебному положению в определенной организации, профессионалам более высокого ранга и администрации.
Индивидуальную этику человека отражают, в частности, следующие положения: безусловное выполнение взятых на себя обязательств, независимо от того, зафиксированы они письменно или нет; отказ от неоправданного риска и применения методов силового давления на других (партнеров и конкурентов); профессионализм в избранной области деятельности; стремление к полезности своего труда не только для себя, но и для общества, государства; признание необходимости не только конкуренции, так и сотрудничества; уважение к социальному порядку, закону; соблюдение этикета деловых отношений и контактов. К числу принципов персональной этики принято относить, в частности: добровольное подчинение закону и традициям, справедливость, отказ от несправедливого преимущества перед другими, предупреждение возможных вредных последствий своих действий, уважение права других людей быть самостоятельными, забота о благополучии других людей, честность, верность данному слову. Этика профессии руководителя психологической службы имеет различные грани, которые в соответствии с ролями управленца отражаются в следующих видах этики: в административной этике; в юридической этике; в этике психолога; в этике педагога и т.д. Так, педагогическая этика требует уважения к ученику, добросовестности при передаче ему знаний, проявления к нему должной требовательности и т.д. Этика судьи предполагает, в частности, его независимость (подчинение исключительно закону), справедливость, беспристрастность, неподкупность, личную ответственность за принимаемые решения (отсутствует право сослаться на приказ, распоряжение или совет), скромность, умеренность, порядочность в личной жизни, разборчивость в личных связях (необходимость избегать связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть честь и достоинство). Для этики психолога свойственны уважение к клиенту (недопустимость предвзятости, унижения его достоинства, позиции покровительства и опеки), воздержание от прямых советов клиенту (поскольку в противном случае он берет на себя ответственность за судьбу клиента), следование принципу «не навреди», соблюдение профессиональной конфиденциальности и целый ряд других.
Для человека, занимающегося научной деятельностью, особое значение имеет этика ученого, которая означает прежде всего бескорыстное служение истине, недопустимость преднамеренного искажения результатов научных исследований, терпимость к чужим теориям, другим научным школам, недопустимость плагиата. По уровню возникающих этических проблем необходимо различать: этику взаимодействия людей; этику взаимодействия человека с организацией; этику взаимодействия организаций. В основе взаимодействия людей должны лежать1: осознанное, позитивное и трезвое отношение к партнеру, собеседнику и ситуации; ориентация на дело и идею; собранность и бдительность, не допускающие взятие вышестоящим руководителем под контроль на основе демонстрации своей социальной значимости; глубокое уважение к партнеру, собеседнику, в частности, к вышестоящему начальнику (это позволяет сохранить дистанцию, не задевая самолюбие собеседника); отсутствие беспокойства по поводу возможного нарушения договора партнером, осуществление всего возможного для того, чтобы предотвратить подобный исход взаимодействия; добросовестное исполнение всех обязанностей. Взаимодействие человека с социальной системой должно подчиняться следующим основным принципам2: бескорыстие, т. е. отсутствие эгоистической заинтересованности; безупречность в выполнении своих обязанностей; безусловное соблюдение правил организации (системы), следование корпоративной культуре (духу); готовность к сотрудничеству, без навязывания своих представлений; целесообразность деятельности; соблюдение принятого в организации этикета. В составе этики взаимодействия организаций важнейшими частями являются: этика взаимодействия организаций между собой; этика взаимоотношений организации и государства; - этика взаимодействия организации и потребителя (организациями потребителей);
- этика взаимодействия организации и инвестора; - этика взаимодействия организации и местных территориальных сообществ. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и 1 См.: Барасвет: альманах. — М.: ЦПФС «Единение», 2002. 2 Там же. — С. 107—113. сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|