Профессиональная компетентность преподавателя психологии
Преподаватель психологии — это человек, профессионально выполняющий педагогическую деятельность в области психологии. Характеристикам такой деятельности и моделям педагога посвящено большое количество научных работ психологов и педагогов (В.А. Кан-Калик, И. А. Колесникова, В.А. Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, А.И.Щербаков и др.), которые и послужат основанием для рассмотрения профессиональной компетентности преподавателя психологии. Выделяют группы «первичных» и интегральных характеристик. К первой отнесем профессионально-педагогические и предметные знания, умения, психофизиологические (индивидные) свойства, определяющие пригодность к педагогической деятельности, способности, функции, профессионально-педагогические и личностные качества. Так, некоторые способности, например организационные и коммуникативные, могут рассматриваться и как функции педагога (А. И. Щербаков), и как умения (Н. В. Кузьмина), и как качества личности (Б. Б. Косов). В качестве интегральных характеристик педагога рассматриваются: готовность к выполнению педагогической деятельности, профессиональная компетентность, индивидуальный стиль педагогической деятельности, педагогическая культура и др. В настоящее время компетентностный подход признается одним из наиболее продуктивных для построения моделей подготовки специалистов и даже для обновления общего образования в русле решения проблемы выхода за рамки его предметно-знаниевой ориентации. Компетентность соединяет воедино, множество первичных характеристик. Ее определяют как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений (М. А.Холодная), как соответствующее качество личности (А. В. Хуторской, В.В.Краевский), как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин), как готовность и способность профессионально выполнять педагогические функции (И. А. Колесникова), через способность — умение (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына) или как целостный опыт решения определенных проблем (В. В. Сериков).
Компетентность — это комплексная психолого-педагогическая характеристика человека, отражающая: субъектную характеристику человека в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром; проявление личности; она не может существовать вне личности, вне ее практической деятельности; направленность деятельности на запланированный конкретный результат, являющаяся основанием для самоконтроля и эффективного поведения даже в критических ситуациях при ограниченности ресурсов; интеграцию духовного потенциала работника и его научных знаний, умений и навыков, выражающуюся в творческом саморазвитии; способность эффективно (результативно) выполнять определенные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями; умение ориентироваться, адаптироваться, обучаться, развиваться; осознанность опыта в соответствующем виде деятельности, отражает сознательный характер самоорганизуемой деятельности. Деятельность преподавателя психологии включает как минимум три основных этапа: конструирование психологического образования, его осуществление и контроль результатов. Приобщение студентов к миру идей, идеалов и ценностей, носителем которых выступает преподаватель, согласно В. В. Серикову, предполагает, в частности, следующие действия педагога:
рефлексирование в своем жизненном опыте собственно педагогических элементов (опыта влияния на становление личности); показ через свою деятельность и поведение преимущества тех ценностей, к которым педагог приобщает своих учеников; критическая оценка и переоценка собственных ценностей как способ побуждения своих учеников к аналогичным действиям; поиск в ученике «точки опоры» — динамично развивающихся личностных смыслов и приоритетов; принятие иных точек зрения и мировоззрений; утверждение личности ученика, себя через собственное приобщение к его ценностям. Рассмотрим образ компетентного преподавателя психологии. Знания и умения — это первое, но лишь одно из необходимых условий профессионально-педагогической компетентности. Причем если говорить о них в таком аспекте, необходимо подчеркнуть необходимость обобщенности знаний и умений, возможность их переноса в другие условия, на иные ситуации, а также их личностную значимость, взаимосвязь с мотивами и целями деятельности. Второе условие компетентности — способности и личностные качества, позволяющие педагогу строить эффективное общение и взаимодействие с людьми. Сюда относятся интеллектуальные, коммуникативные, эмпатийные способности, тактичность, терпимость, любовь к детям, готовность принимать, поддерживать и защищать их, гражданская ответственность, доброжелательность, эмоциональная стабильность, высокая культура и нравственность и другие характеристики педагога. Третье необходимое условие компетентности — это наличие выработанной (осознанной) педагогической позиции. Опыт целостного системного видения психологического образования, характеризующий компетентность преподавателя психологии, предполагает существование «матрицы», которая позволяет представлять педагогический процесс в определенном ракурсе, «отделять благо от зла», определять целесообразность своих действий. В качестве такой матрицы выступает жизненная философия — представления о Мире, человеке, его развитии и производная от нее позиция педагога — устойчивая, определяющая специфику профессиональной деятельности система представлений о сущности образования и педагогической деятельности и совокупность эмоционально-ценностных отношений к ученикам, себе, преподаваемому предмету, другим людям.
Природа компетентности такова, что может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека. Таким образом, компетентный преподаватель психологии в нашем представлении разделяет гуманистические воззрения на человека, образование и педагогическую деятельность, а также является носителем тех ценностей, к которым стремится приобщить учеников. Компетентность предполагает глубокую личностную заинтересованность в данном виде деятельности, к перечисленным характеристикам можно добавить наличие потребности в реализации себя как педагога, «личностной установки на человекосозидание» (И. А. Колесникова). Творческую индивидуальность учителя характеризует потребность в самореализации, т. е. стремление к возможно более полной реализации своего потенциала в профессиональной деятельности, что не представляется возможным без интереса и позитивного отношения педагога к себе, самопонимания, самопознания. Даже возможность и способность выбора педагогической задачи, метода, формы предполагает адекватную оценку педагогом себя, своих предпочтений}Юсобенностей, ограничений. Творческий подход к своей деятельности позволяет педагогу реализовать в ней свою «сущностную способность к созиданию другого» (И. А. Колесникова), свои взгляды, ценности, идеалы, самого себя. Приведенный образ компетентного преподавателя психологии близок образу учителя, выстраиваемому с позиций гуманистической педагогики. Так, например, В.В.Сериков приводит следующие инвариантные характеристики профессиональной готовности учителя к реализации личностно ориентированного образования: - самообоснование им своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации; непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования и воспитания; - целеполагание и реализация целей на основе авторской модели образования; совместное с учениками осмысливание (наделение смыслом) элементов содержания образования; - внесение авторских элементов в содержание образования; - рефлексия своего личностного и профессионального поведения; - ответственность за принимаемые решения; принятие или отвержение форм педагогической деятельности и общения с позиций своего педагогического идеала; ориентация на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения. Развитие и синтез всех компонентов компетентности приводит педагога к высшему уровню компетентности — мастерству. Согласно И. А. Колесниковой, педагогическое мастерство определяется «степенью целостности бытия и самореализации в профессии» и характеризуется «умением реализовать в профессиональной сфере ценности и жизненные смыслы индивидуально-уникальным путем».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|