Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная компетентность преподавателя психологии




 

Преподаватель психологии — это человек, профессионально выполняющий педагогическую деятельность в области психоло­гии. Характеристикам такой деятельности и моделям педагога по­священо большое количество научных работ психологов и педа­гогов (В.А. Кан-Калик, И. А. Колесникова, В.А. Крутецкий, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Л.М.Митина, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, А.И.Щербаков и др.), которые и послужат основанием для рассмотрения профессиональной ком­петентности преподавателя психологии.

Выделяют группы «первичных» и интегральных характеристик. К первой отнесем профессионально-педагогические и предмет­ные знания, умения, психофизиологические (индивидные) свой­ства, определяющие пригодность к педагогической деятельности, способности, функции, профессионально-педагогические и лич­ностные качества. Так, некоторые способности, например орга­низационные и коммуникативные, могут рассматриваться и как функции педагога (А. И. Щербаков), и как умения (Н. В. Кузьмина), и как качества личности (Б. Б. Косов). В качестве интегральных характеристик педагога рассматриваются: готовность к выполне­нию педагогической деятельности, профессиональная компетент­ность, индивидуальный стиль педагогической деятельности, пе­дагогическая культура и др.

В настоящее время компетентностный подход признается од­ним из наиболее продуктивных для построения моделей подго­товки специалистов и даже для обновления общего образования в русле решения проблемы выхода за рамки его предметно-знаниевой ориентации. Компетентность соединяет воедино, мно­жество первичных характеристик. Ее определяют как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений (М. А.Холодная), как соответствующее качество личности (А. В. Хуторской, В.В.Краевский), как един­ство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. А. Сластенин), как готовность и способность профессионально выполнять педагогические функ­ции (И. А. Колесникова), через способность — умение (Н. Ф. Ради­онова, А. П. Тряпицына) или как целостный опыт решения опре­деленных проблем (В. В. Сериков).

Компетентность — это комплексная психолого-педагогическая характеристика человека, отражающая:

субъектную характеристику человека в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром;

проявление личности; она не может существовать вне лич­ности, вне ее практической деятельности;

направленность деятельности на запланированный конкрет­ный результат, являющаяся основанием для самоконтроля и эф­фективного поведения даже в критических ситуациях при огра­ниченности ресурсов;

интеграцию духовного потенциала работника и его научных знаний, умений и навыков, выражающуюся в творческом само­развитии;

способность эффективно (результативно) выполнять опреде­ленные функции в соответствии с принятыми в социуме в кон­кретно-исторический момент нормами, стандартами, требовани­ями;

умение ориентироваться, адаптироваться, обучаться, разви­ваться;

осознанность опыта в соответствующем виде деятельности, отражает сознательный характер самоорганизуемой деятельно­сти.

Деятельность преподавателя психологии включает как мини­мум три основных этапа: конструирование психологического об­разования, его осуществление и контроль результатов.

Приобщение студентов к миру идей, идеалов и ценностей, носителем которых выступает преподаватель, согласно В. В. Се­рикову, предполагает, в частности, следующие действия педаго­га:

рефлексирование в своем жизненном опыте собственно пе­дагогических элементов (опыта влияния на становление лично­сти);

показ через свою деятельность и поведение преимущества тех ценностей, к которым педагог приобщает своих учеников;

критическая оценка и переоценка собственных ценностей как способ побуждения своих учеников к аналогичным дейст­виям;

поиск в ученике «точки опоры» — динамично развивающих­ся личностных смыслов и приоритетов;

принятие иных точек зрения и мировоззрений;

утверждение личности ученика, себя через собственное при­общение к его ценностям.

Рассмотрим образ компетентного преподавателя психологии. Знания и умения — это первое, но лишь одно из необходимых условий профессионально-педагогической компетентности. При­чем если говорить о них в таком аспекте, необходимо подчеркнуть необходимость обобщенности знаний и умений, возможность их переноса в другие условия, на иные ситуации, а также их лич­ностную значимость, взаимосвязь с мотивами и целями деятель­ности.

Второе условие компетентности — способности и личностные качества, позволяющие педагогу строить эффективное общение и взаимодействие с людьми. Сюда относятся интеллектуальные, коммуникативные, эмпатийные способности, тактичность, тер­пимость, любовь к детям, готовность принимать, поддерживать и защищать их, гражданская ответственность, доброжелатель­ность, эмоциональная стабильность, высокая культура и нрав­ственность и другие характеристики педагога.

Третье необходимое условие компетентности — это наличие выработанной (осознанной) педагогической позиции. Опыт це­лостного системного видения психологического образования, ха­рактеризующий компетентность преподавателя психологии, пред­полагает существование «матрицы», которая позволяет представ­лять педагогический процесс в определенном ракурсе, «отделять благо от зла», определять целесообразность своих действий. В ка­честве такой матрицы выступает жизненная философия — пред­ставления о Мире, человеке, его развитии и производная от нее позиция педагога — устойчивая, определяющая специфику про­фессиональной деятельности система представлений о сущности образования и педагогической деятельности и совокупность эмоционально-ценностных отношений к ученикам, себе, препо­даваемому предмету, другим людям.

Природа компетентности такова, что может проявляться толь­ко в органическом единстве с ценностями человека. Таким обра­зом, компетентный преподаватель психологии в нашем представ­лении разделяет гуманистические воззрения на человека, обра­зование и педагогическую деятельность, а также является носи­телем тех ценностей, к которым стремится приобщить учеников. Компетентность предполагает глубокую личностную заинтересо­ванность в данном виде деятельности, к перечисленным характе­ристикам можно добавить наличие потребности в реализации себя как педагога, «личностной установки на человекосозидание» (И. А. Колесникова).

Творческую индивидуальность учителя характеризует потреб­ность в самореализации, т. е. стремление к возможно более пол­ной реализации своего потенциала в профессиональной деятель­ности, что не представляется возможным без интереса и позитив­ного отношения педагога к себе, самопонимания, самопознания.

Даже возможность и способность выбора педагогической задачи, метода, формы предполагает адекватную оценку педагогом себя, своих предпочтений}Юсобенностей, ограничений.

Творческий подход к своей деятельности позволяет педагогу реализовать в ней свою «сущностную способность к созиданию другого» (И. А. Колесникова), свои взгляды, ценности, идеалы, самого себя.

Приведенный образ компетентного преподавателя психологии близок образу учителя, выстраиваемому с позиций гуманистиче­ской педагогики. Так, например, В.В.Сериков приводит следую­щие инвариантные характеристики профессиональной готовно­сти учителя к реализации личностно ориентированного образо­вания:

- самообоснование им своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;

непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования и воспитания;

- целеполагание и реализация целей на основе авторской мо­дели образования;

совместное с учениками осмысливание (наделение смыслом) элементов содержания образования;


- внесение авторских элементов в содержание образования;

- рефлексия своего личностного и профессионального пове­дения;

- ответственность за принимаемые решения;

принятие или отвержение форм педагогической деятельно­сти и общения с позиций своего педагогического идеала;

ориентация на диалог и самоизменение в процессе педаго­гического общения.

Развитие и синтез всех компонентов компетентности приво­дит педагога к высшему уровню компетентности — мастерству. Согласно И. А. Колесниковой, педагогическое мастерство опреде­ляется «степенью целостности бытия и самореализации в про­фессии» и характеризуется «умением реализовать в профессио­нальной сфере ценности и жизненные смыслы индивидуально-уникальным путем».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...