Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России





Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основопола­гающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональ­ной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при раз­решении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить кли-

' Дается в сокращенном варианте по материалам Всероссийского съезда, май ентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребен­ка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную под­готовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы прак­тической психологии образования.

Этические принципы призваны обеспечить:

решение профессиональных задач в соответствии с этическими нор­мами;

защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в про­фессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которы­ми работает психолог;

- сохранение доверия между психологом и клиентом;

- укрепление авторитета психологической службы образования среди об­учающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются: принцип конфиден­циальности; принцип компетентности; принцип ответственности; принцип этической и юридической правомочности; принцип квалификационной про­паганды психологии; принцип благополучия клиента; принцип профессио­нальной кооперации; принцип информирования клиента о целях и резуль­татах обследования.



Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, при­нятыми в работе психологов в международном сообществе.

Принцип конфиденциальности

Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психоло­гических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентифика­цию личности клиента окружающими людьми.

На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирова­ния необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

Принцип компетентности

Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетент­ности.

Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Принцип ответственности

Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического ко­декса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

Психолог несет профессиональную ответственность за собственные вы­сказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой ин­формации и в публичных выступлениях.

При принятии решения об оказании психологической помощи недее­способным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Принцип этической и юридической правомочности

Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действу­ющим законодательством и профессиональными требованиями к проведе­нию психологической деятельности.

Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психо­логического образования, следует избегать избыточной информации, рас­крывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная инфор­мация возможна только в сообщениях для специалистов.

Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел.

Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессио­нально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на дан­ный момент.

Принцип благополучия клиента

В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благо­получие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В слу­чаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

В профессиональной деятельности психолога образования приоритетны­ми объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образо­вательного процесса.

Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отноше­ния к клиенту.

Принцип профессиональной кооперации

Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять ува­жение к другим специалистам и методам их работы независимо от собствен­ных теоретических и методических предпочтений.

Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным пу­тем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объ­единения (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию ре­гионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимых с ним, применяемых методах и способах информа­ции.

В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает соб­ственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, ис­ключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельно­го решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участво­вать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, диском­форт, неприятный эмоциональный опыт и др.

Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним пси­холог должен использовать понятную терминологию и доступный для по­нимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категориче­ский характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомен­даций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невы­полнимых условий.

В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способ­ности и возможности клиента.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Абсолютизм этический — принцип истолкования природы нравствен­ности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как из­вечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или Божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их по­требностями, с историческими законами развития человечества.

Административная этика — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами и спецификой бюрократических организаций, а также с проблемами государственного управления.

Аристофобия — ненависть к лучшим представителям общества.

Альтруизм — нравственная позиция, которая подвигает человека к со­вершению бескорыстных поступков во благо ради других людей или ради общих целей.

Аффиляционное поведение обслуживающего персонала гостиничного сервиса заключается в гармоничном сочетании личностно-ролевого и меж­личностного поведения с включением доброжелательности, гибкости, эмо­циональной чувствительности и способности к сопереживанию.

 

Вежливость — способность при общении с другими людьми выражать­ся с учетом всего многообразия требований морали и этикета. Вежливой форме выражения мыслей должен в полной мере соответствовать внутрен­ний уважительный настрой работника.

Выбор моральный — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкрет­ного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять мо­ральное решение в пользу одного из них или вопреки другому.

 

Гедонизм — этическое учение, целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло — как то, что влечет за собой страдание.

Гуманизм — 1) система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и совершенствование, проявление сво­их способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; 2) принцип управления деятельностью в организации, который означает: признание приоритета человеческого фактора в управлении этой деятельностью, обеспечении ее эффективного функционирования, и пре­жде всего обязанность руководителя ценить и уважать личное достоинство подчиненного, проявлять постоянную заботу о всестороннем развитии его личности, о создании для него нормальных условий жизни и деятельности; а также недопустимость применения в отношении лица (лиц) мер и средств, причиняющих физические или нравственные страдания, унижающих чело­веческое достоинство или наносящих ущерб состоянию здоровья, незакон­ного распространения сведений об обстоятельствах личной жизни работ­ника.

 

Деловые качества — способность работника выполнять свои долж­ностные обязанности, решать поставленные задачи, находить в рамках сво­ей компетенции наилучший подход к разрешению возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышле­нии и оперативно принимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение.

Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действий. Д. э. пред­полагает, что действие является морально оправданным для конкретного лица в том и только в том случае, когда причина, по которой осуществляет­ся это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в такой ситуации действовали так же. Обоснование Д. Э. дано фило­софом И. Кантом.

Дисциплина — выдержанность, привычка к строгому порядку.

Доброжелательность — ориентация на безусловный позитив для дру­гого человека при взаимодействии с ним. Положительному настрою на дру­гого человека при общении с ним способствуют дружелюбное выражение лица, улыбка, зрительный контакт.

Духовность — осознание единства всех мировых явлений, проявлений Духа, вследствие чего духовный человек не противопоставляется и не всту­пает в борьбу, он открывает новые, более гармоничные способы взаимо­действия с миром.

 

Заботливость — выражение искренней заинтересованности в благопо­лучии других людей при взаимодействии с ними и совершение для этого конкретных действий.

Законность — точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение государственных законов и других норм права, регулирующих отношения в сфере управления деятельностью организации.

Искренность — способность человека делать и говорить то, в правиль­ность, истинность чего верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться не только самому себе, но и другим. И. противополож­на лицемерию, лживости, попыткам создать выгодное впечатление о моти­вах, которыми человек руководствуется, формальному выполнению им определенных требований без уверенности в правоте совершаемого, ради собственной выгоды, из тщеславия, из соображений карьеризма.

Категорический императив — термин, введенный Э.Кантом в книге «Критика практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики, которым должны руководствоваться все люди, независимо от их происхождения, социального положения и т.д. К.и. включает в себя три основные формулировки. Первая из них требует всегда поступать так, что­бы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального нравственного закона. Вторая — призыва­ет не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья — строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных, пусть самых вы­соких и общественно значимых, целей.

Кодекс этический — свод нравственных правил, предписываемых к исполнению.

Компетенция — 1) принадлежность по праву; 2) круг полномочий, пре­доставленных законом, уставом или другим актом конкретному органу или должностному лицу; 3) совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятым в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Конформизм — это свободное или вынужденное признание групповых норм.

Конформность — личное качество, проявляющееся в податливости че­ловека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяемой им позицией большинства.

Корпоративная культура — комплекс предположений, бездоказатель­но принимаемых всеми участниками организации и задающий общие рам­ки поведения, проявляется в философии и идеологии управления, цен­ностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения.

Корректность — проявляется в умении сохранять собственное досто­инство, держать себя в руках, в рамках приличия в любых ситуациях, в том числе в конфликтных.

Культура управления — комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и характерные особенности.

Личные качества работника — его индивидуальные свойства: миро­воззрение и идеалы; способности и темперамент; уровень развития психо­логических функций и их взаимосвязи; эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты; индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вку­сы; и т.д.

Любезность — постоянная готовность оказать другому человеку мел­кую услугу. Проявляется в готовности работника сделать больше, чем он обязан согласно должностной инструкции.

Настройка — психоэмоциональная перестройка восприятия, основан­ная на создании положительного эмоционального состояния.

Неопозитивизм — направление в современной теории морали, в много­образии явлений нравственности видит лишь специфичные термины и суж­дения, задачу философии морали сводит к изучению морального языка.

Нравственная слабость — неспособность человека совершить посту­пок, признаваемый им нравственно правильным.

Обходительность — обладание «хорошими манерами», способность при общении с другими людьми тонко учитывать их настроение и склады­вающуюся ситуацию, «обходить острые углы», базирующееся на знании и владении этикетом.

Ответственность — обязательство и способность человека действовать, исходя из интересов тех (того), за кого (что) он отвечает.

Патриотизм — любовь и преданность Отечеству, гордость за его исто­рическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины, привязанность к родной земле, языку, приверженность культурным тради­циям.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

Право — 1) совокупность общеобязательных норм поведения, установ­ленных государством; 2) возведенная в закон воля народа, класса, социаль­ной группы. Соблюдение норм П. обеспечивается добровольно или при­нудительно силой государства.

Прагматизм — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX века до 1960-х годов. Основу П. заложил У.Джемс. Ис­ходные принципы П.: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует со­вершенно нового решения. П. придает большое значение разуму в реше­нии вопросов морали, при этом утверждается, что с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставлен­ных целей, сами же цели якобы не могут обосновываться разумом, вопрос о них выходит за границы этики и нравственности.

Предупредительность — стремление оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и возможных неприятностей.

Приветливость — готовность, склонность, способность человека начи­нать любое общение с другими людьми в позитивном состоянии, при при­еме, встрече и общении с другими людьми проявлять к ним уважение и заинтересованность.

Профессионализм — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных с профессией, т. е. с основным родом занятий работ­ника, его трудовой деятельностью.

Профессиональная этика — подразумеваемый или обусловленный (устно или письменно) набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

Профессионально-нравственная управленческая концепция — со­вокупность нравственных черт, определяющих отношение должностного лица как субъекта управления к занимаемой должности, исполнению своих функциональных обязанностей, склонность реагировать и поступать в определенной ситуации определенным образом.

Пунктуальность — строгое и точное исполнение инструкций и догово­ренностей, аккуратность в исполнении услуг.

Радушие — человеческое качество, способность и стремление человека, принимая у себя других людей в качестве хозяина, проявлять искреннюю радость и другие позитивные эмоции.

Рационализм этический — методологический принцип, ориентирую­щий на создание всеобщей дедуктивной системы нравственности, постро­енной в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, на поиск универсального морального принципа, из которого можно было бы вывести все конкретные требования нравственности применительно к са­мым различным ситуациям.

Релятивизм этический — принцип истолкования природы нравствен­ности, выражается в том, что моральным понятиям и представлениям при­дается относительный, изменчивый и условный характер. Р. фиксирует, что моральные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем зна­чении условиями места и времени.

Самодисциплина — внутреннее волевое самоуправление и самоупоря­дочивание, уважение времени своего собственного и других людей.

Самостоятельность — качество индивида, проявляющееся в независи­мости его установок и поведения от группы, устойчивости к групповому воздействию.

Самообладание — умение контролировать свое настроение и чувства, сохранение спокойствия и трезвости в любой ситуации, способность к трансформации в себе негативных качеств и состояний.

Сдержанность — обуздание в себе негативных эмоциональных прояв­лений, умение управлять своими эмоциональными реакциями, не допуская проявления и развития отрицательных эмоций, сохранение невозмутимо­сти, позитивного расположения духа в любых ситуациях даже провокаци­онного характера, в частности в общении с различными людьми, проявля­ющими свои акцентурированные черты характера.

Скромность — способность не придавать преувеличенного значения своим положительным качествам, ощущение их для себя совершенно обя­зательными, само собой разумеющимися. Добровольное и осознанное под­чинение себя требованиям общественной дисциплины, отношение ко всем людям с уважением, проявление необходимой терпимости к мелким их не­достаткам и одновременно критическое отношение к собственным заслу­гам и недоработкам.

Смирение — принятие самого себя, своей судьбы и жизни.

Совесть — категория этики, характеризующая способность .человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и про­водить самооценку совершенных поступков.

Сознательность — деятельность людей с опорой на познанные ими за­коны, направляющая развитие к поставленной цели.

Способности — 1) индивидуально-психологические особенности чело­века, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности, обусловливающие быстроту и легкость усвоения им соответствующих зна­ний, умений и навыков; 2) возможность, умение делать что-либо в резуль­тате накопленного опыта.


Способы повышения этического уровня организации — к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов, разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

Стереотип социальный — устойчивые социальные установки человека в отношении людей и ситуаций определенного типа, возникшие у него под влиянием жизненного опыта, поступков или мнения других людей.

Скромность — смирение, способность не подчеркивать свои достоинства, заслуга, отсутствие тщеславия, высокомерия, сдержанность в поведении.

Теодицея — оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

Точность — оказание услуг в срок строго в соответствии с ее заявлен­ной сущностью.

 

Управление — 1) Перевод системы из одного состояния в другое по­средством целенаправленного воздействия на ее элементы с целью измене­ния (сохранения) его состояния, поведения или действия. 2) Деятельность по осуществлению социального управления — управленческая деятель­ность. 3) Вид организационной структуры управления (органа управле­ния).

Уровень нравственного развития — ориентация человека на опреде­ленный (преобладающий) способ обоснования своих этических представ­лений (ценностей) — боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие этические принципы.

Утилитаризм — 1) индивидуалистическое направление в этике, при­знающее пользу или выгоду критерием нравственности, особое распро­странение получил в Англии конца XVIII — начала XIX века; 2) узкий прак­тицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.

 

Целесообразность — поиск истинного соотношения сил во всех со­стояниях жизни.

Ценности моральные — одна из форм проявления моральных отноше­ний общества: 1) общественное значение, достоинство человека (группы лиц, коллектива) и их поступков; 2) нравственные характеристики обще­ственных институтов; 3) представления, относящиеся к области морально­го сознания — моральные принципы, идеалы, нормы.

Эвдемонизм — способ обоснования морали и истолкования ее приро­ды и целей, разновидность рационализма, исходным принципом Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием вся­кой добродетели и основой моральных поступков.

Эгалитаризм — идея об устранении противоречий капитализма путем уравнительного (эгалитарного) передела частной собственности.

Эгалитарный — уравнительный.

Эгоизм (лат. ego — Я) — жизненный принцип и негативное моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к об­ществу и другим людям. Означает оказание предпочтения при выборе ли­нии поведения собственным интересам перед интересами общества и окру­жающих людей.

Эгоцентризм — крайняя форма эгоизма и индивидуализма, мировоз­зрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное «Я» человека.

Экзистенциализм — одно из течений в современной теории морали, разновидность этического иррационализма.

Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного при­страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обуслов­ленного отношением их объективных или предполагаемых свойств к по­требностям субъекта.

Эмпатия — сопереживание.

Эсхатология — учение о конечной судьбе мира, имеющее большое зна­чение для христианского толкования нравственности.

Этика — философская наука, объектом изучения которой является мо­раль, это учение о нравственности.

Этика выгодных связей — решение деловых и личных проблем в на­рушение существующего юридического, экономического и морального по­рядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих при­вилегированный доступ к товарам и услугам.

Этика нейтралитета — этическая концепция, согласно которой адми­нистраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего руко­водства, проводить в жизнь политику организации и не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений.

Этика ритуала (конфуцианство) — философско-этическое учение, рассматривающее этические проблемы бытия человека и его положение в обществе, основной идеей является соблюдение строгой общественной иерархии.

Этика структуры — этическая концепция, согласно которой мораль­ная ответственность администраторов (должностных лиц) распространяет­ся только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяются на действия организации в целом.

Этика управления — вид профессиональной этики, система этических норм поведения участников управленческого процесса, прежде всего руко­водителей и работников аппарата управления.

Этикет — совокупность правил, касающихся внешнего проявления от­ношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и при­ветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и т.д.). Э. — составная часть внешней культуры общества. Существует дипломатический, военный, придворный, церковный, спортивный и т.д. этикет.

Юридическая этика — вид профессиональной этики, обусловленной спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста : учеб. посо­бие. - М., 2003.

Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4 т. — М., 1983. — Т. 4.

Баранова СВ. Вставшим на путь нравственного совершенствова­ния. — М. : ЦПФС «Единение», 2010.

Баранова С. В. Путь Воина Духа. Этика человека. — М. : ЦПФС «Единение», 2008.

Барасвет / Альманах. — М.: ЦПФС «Единение», 2002.

Барышева А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сер­виса). — М., 2006.

Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие. — М., 1999.

Ботавина Р. И. Этика деловых отношений. — М., 2004.

Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. — М., 1994.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Избр. произв. — М., 1990.

Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. — М., 1982

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М., 1998.

Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М., 2004.

Деловое общение. Деловой этикет / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — М., 2005.

Дятлева Г. В. Энциклопедия этикета. — Ростов н/Д, 2006. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М., 1977. История этических учений / под ред. А.А.Гусейнова. — М., 2003. Кановская М.Б. Этикет. — М.; СПб., 2005.

Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6 т. — М., 1963 — 1966. - Т. 4.

Капитонов Э.А., Зинченко Г. О., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. — М., 2005.

Капто А. С Профессиональная этика : учеб. пособие. — М., 1997.

Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. — Ростов н/Д, 1998.

Корпоративная культура делового общения / авт.-сост. И. Н. Кузне­цов. — М.; Минск, 2005.

Корпоративная культура: учеб. пособие / под ред. чл.-корр. РАН, проф. А. Г. Поршнева, д-ра экон. наук, проф. Б. 3. Мильнера. — М., 2003.

Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А.Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 1998.

Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. — М., 1995. Кодекс Воина Духа, Воительницы Души. — М.: ЦПФС «Единение», 2003.

Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельно­сти: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003.

Методические указания к проведению практических занятий по спецкурсу «Этика и психология управления» / сост. Л.Ф.Фаткин, Д.С.Петросян. — М. : Рос. экон. акад. Им. Г.В.Плеханова, 1992.

Одинцов А. А., Одинцова О. В. Управленческая психология: учебник для сред. проф. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Акаде­мия», 2009.

Одинцова О. В. Управленческая психология предпринимательства в сфере сервиса: монография. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2010.

Одинцов А.А., Одинцова О. В. Профессиональная этика. — М. : ИИЦ МГУДТ, 2011.

Основы нравственности / Система психофизического совершен­ствования человеческого существа. 2-й курс. Теоретическая часть. — М. : Изд-во ЦПФС «Единение», 2008.

Основы этики: учеб. пособие / В.Д.Губин, Е.Н.Некрасова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО «Модэк». — 2010.

Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: учеб. пособие. — М. : Дело, 2001.

Попов Л.А. Этика: Курс лекций. — М., 1998.

Пролеев СВ. Энциклопедия нравов. — М., 2002.

Солонкина О.В., Рамендик Д.М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведе­ний. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.

Рамендик Д.М., Одинцова О. В. Психологический практикум: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Ака­демия», 2008.

Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / под ред. Ю.В.Наумкина. - М., 1999.

Психология человека в современном мире. Т. 6: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обще­стве. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвя­щенной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15—16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л.Журавлев, М.И.Воловикова, Т.А.Ребеко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.

Развитие и Совершенствование человеческого существа. — М. : ЦПФС «Единение», 2001. — (Концепция Развития и Совершенствова­ния).

Росенко М.Н. Основы этических знаний для высшей школы. — СПб., 1998.

Руднев В.Н., Егоров П. А., Гаах Н.А. Этика и деловой этикет. —

Сабиров В.М., Соина О. С. Этика и нравственная жизнь челове­ка. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010.

Серова Н. В. Этика: учеб. пособие. — М. : РИОР, 2007.

Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. — 4-е изд. — М. : Политиз­дат, 1981.

Смирнов Т.Н. Этика деловых отношений. — М., 2006.

Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов. — М., 1998.

Шапарь В. Б., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менедж­мента. — Ростов н/Д, 2002.

Шейное В. П. Психология и этика делового контакта. — Минск, 1997.

Шиян Л. К. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие. — М. : РИЦ «Альфа», 2008.

Шрейдер А. Благоговенье перед жизнью. — М., 1992. Шрейдер Ю.А. Этика. — М., 1998.

Энциклопедия этикета / сост. О. И. Максименко. — М., 2004.

Этика сотрудников правоохранительных органов / под ред. Г.В.Дубова. - М., 2002.

Этикет от Я до А / авт.-сост. И. Е. Гусев. — М., 1999.

Южин В. И. Полная энциклопедия этикета. — М., 2007.

Гуревич П. С. Этика: учебник для студентов вузов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Скворцов А.А. Этика: учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова. — М. : Изд-во Юрайт, 2011.

KohlbergL. Stages and Aging in Moral Development: Some Speculations // Gerontolist. — 1973. - Vol. 13. - P. 497-502.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Этика в системе гуманитарного знания и духовной

культуры 4

Этика как учение о морали и нравственности 4

Предпосылки возникновения этики 14

Краткий очерк истории учений об этике 19

Основные проблемы прикладной этики 31

Этика и психология 33

Глава 2. Универсальные понятия и категории этики 36

Свобода и ответственность: основы морального выбора 36

Этический смысл счастья 38

Справедливость как регулятивный принцип межличностных отношений 41

Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности 44

Добро и зло: соотнесенность с идеалом 47

Долг как одна из основных категорий этики 50

Глава 3. Этика профессиональной деятельности 55

Сущность профессиональной этики. Деонтология и аксиология 55

Особенности профессиональной этики психолога 60

Профессиональная компетентность преподавателя психологии 63

Профессиональная компетентность практического психолога 66

Глава 4. Профессионально важные качества и профессиональная

этика психолога 73

Профессионально важные качества: этический аспект 73

Общая характеристика культуры общения, поведенческого

и речевого этикета 94

Профессиональный этикет психолога ЮЗ

Духовно-нравственное развитие человека 108

Материалы для самостоятельной работы г. Ш

Приложения 11

Терминологический словарь 133

Список литературы 140





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.