Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Общие положения Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить кли- ' Дается в сокращенном варианте по материалам Всероссийского съезда, май ентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования. Этические принципы призваны обеспечить: решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психолог; - сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. Основными этическими принципами являются: принцип конфиденциальности; принцип компетентности; принцип ответственности; принцип этической и юридической правомочности; принцип квалификационной пропаганды психологии; принцип благополучия клиента; принцип профессиональной кооперации; принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе. Принцип конфиденциальности Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста). Принцип компетентности Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом. Принцип ответственности Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.
Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства. Принцип этической и юридической правомочности Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса. Принцип квалифицированной пропаганды психологии В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. Принцип благополучия клиента В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди». Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.
Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту. Принцип профессиональной кооперации Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимых с ним, применяемых методах и способах информации. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Абсолютизм этический — принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или Божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. Административная этика — разновидность профессиональной этики, связанная с проблемами и спецификой бюрократических организаций, а также с проблемами государственного управления. Аристофобия — ненависть к лучшим представителям общества. Альтруизм — нравственная позиция, которая подвигает человека к совершению бескорыстных поступков во благо ради других людей или ради общих целей. Аффиляционное поведение обслуживающего персонала гостиничного сервиса заключается в гармоничном сочетании личностно-ролевого и межличностного поведения с включением доброжелательности, гибкости, эмоциональной чувствительности и способности к сопереживанию.
Вежливость — способность при общении с другими людьми выражаться с учетом всего многообразия требований морали и этикета. Вежливой форме выражения мыслей должен в полной мере соответствовать внутренний уважительный настрой работника. Выбор моральный — акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них или вопреки другому.
Гедонизм — этическое учение, целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Гуманизм — 1) система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и совершенствование, проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов; 2) принцип управления деятельностью в организации, который означает: признание приоритета человеческого фактора в управлении этой деятельностью, обеспечении ее эффективного функционирования, и прежде всего обязанность руководителя ценить и уважать личное достоинство подчиненного, проявлять постоянную заботу о всестороннем развитии его личности, о создании для него нормальных условий жизни и деятельности; а также недопустимость применения в отношении лица (лиц) мер и средств, причиняющих физические или нравственные страдания, унижающих человеческое достоинство или наносящих ущерб состоянию здоровья, незаконного распространения сведений об обстоятельствах личной жизни работника.
Деловые качества — способность работника выполнять свои должностные обязанности, решать поставленные задачи, находить в рамках своей компетенции наилучший подход к разрешению возникающих ситуаций и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и оперативно принимать обоснованные решения, последовательно и инициативно обеспечивать их выполнение. Деонтическая этика (этика долга) — направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не из последствий действий. Д. э. предполагает, что действие является морально оправданным для конкретного лица в том и только в том случае, когда причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в такой ситуации действовали так же. Обоснование Д. Э. дано философом И. Кантом. Дисциплина — выдержанность, привычка к строгому порядку. Доброжелательность — ориентация на безусловный позитив для другого человека при взаимодействии с ним. Положительному настрою на другого человека при общении с ним способствуют дружелюбное выражение лица, улыбка, зрительный контакт. Духовность — осознание единства всех мировых явлений, проявлений Духа, вследствие чего духовный человек не противопоставляется и не вступает в борьбу, он открывает новые, более гармоничные способы взаимодействия с миром.
Заботливость — выражение искренней заинтересованности в благополучии других людей при взаимодействии с ними и совершение для этого конкретных действий. Законность — точное, неукоснительное и единообразное применение и выполнение государственных законов и других норм права, регулирующих отношения в сфере управления деятельностью организации. Искренность — способность человека делать и говорить то, в правильность, истинность чего верит, действовать из тех соображений, в которых он готов признаться не только самому себе, но и другим. И. противоположна лицемерию, лживости, попыткам создать выгодное впечатление о мотивах, которыми человек руководствуется, формальному выполнению им определенных требований без уверенности в правоте совершаемого, ради собственной выгоды, из тщеславия, из соображений карьеризма. Категорический императив — термин, введенный Э.Кантом в книге «Критика практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики, которым должны руководствоваться все люди, независимо от их происхождения, социального положения и т.д. К.и. включает в себя три основные формулировки. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т. е. мог быть возведен в ранг универсального нравственного закона. Вторая — призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья — строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных, пусть самых высоких и общественно значимых, целей. Кодекс этический — свод нравственных правил, предписываемых к исполнению. Компетенция — 1) принадлежность по праву; 2) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или другим актом конкретному органу или должностному лицу; 3) совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятым в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Конформизм — это свободное или вынужденное признание групповых норм. Конформность — личное качество, проявляющееся в податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделяемой им позицией большинства. Корпоративная культура — комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми участниками организации и задающий общие рамки поведения, проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корректность — проявляется в умении сохранять собственное достоинство, держать себя в руках, в рамках приличия в любых ситуациях, в том числе в конфликтных. Культура управления — комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и характерные особенности. Личные качества работника — его индивидуальные свойства: мировоззрение и идеалы; способности и темперамент; уровень развития психологических функций и их взаимосвязи; эмоциональные, интеллектуальные и волевые черты; индивидуальные потребности, мотивы, склонности и вкусы; и т.д. Любезность — постоянная готовность оказать другому человеку мелкую услугу. Проявляется в готовности работника сделать больше, чем он обязан согласно должностной инструкции. Настройка — психоэмоциональная перестройка восприятия, основанная на создании положительного эмоционального состояния. Неопозитивизм — направление в современной теории морали, в многообразии явлений нравственности видит лишь специфичные термины и суждения, задачу философии морали сводит к изучению морального языка. Нравственная слабость — неспособность человека совершить поступок, признаваемый им нравственно правильным. Обходительность — обладание «хорошими манерами», способность при общении с другими людьми тонко учитывать их настроение и складывающуюся ситуацию, «обходить острые углы», базирующееся на знании и владении этикетом. Ответственность — обязательство и способность человека действовать, исходя из интересов тех (того), за кого (что) он отвечает. Патриотизм — любовь и преданность Отечеству, гордость за его историческое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины, привязанность к родной земле, языку, приверженность культурным традициям. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Право — 1) совокупность общеобязательных норм поведения, установленных государством; 2) возведенная в закон воля народа, класса, социальной группы. Соблюдение норм П. обеспечивается добровольно или принудительно силой государства. Прагматизм — направление в философии морали, распространенное в США с начала XX века до 1960-х годов. Основу П. заложил У.Джемс. Исходные принципы П.: добро есть то, что отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения. П. придает большое значение разуму в решении вопросов морали, при этом утверждается, что с помощью разума может решаться лишь вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей, сами же цели якобы не могут обосновываться разумом, вопрос о них выходит за границы этики и нравственности. Предупредительность — стремление оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и возможных неприятностей. Приветливость — готовность, склонность, способность человека начинать любое общение с другими людьми в позитивном состоянии, при приеме, встрече и общении с другими людьми проявлять к ним уважение и заинтересованность. Профессионализм — совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных с профессией, т. е. с основным родом занятий работника, его трудовой деятельностью. Профессиональная этика — подразумеваемый или обусловленный (устно или письменно) набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности. Профессионально-нравственная управленческая концепция — совокупность нравственных черт, определяющих отношение должностного лица как субъекта управления к занимаемой должности, исполнению своих функциональных обязанностей, склонность реагировать и поступать в определенной ситуации определенным образом. Пунктуальность — строгое и точное исполнение инструкций и договоренностей, аккуратность в исполнении услуг. Радушие — человеческое качество, способность и стремление человека, принимая у себя других людей в качестве хозяина, проявлять искреннюю радость и другие позитивные эмоции. Рационализм этический — методологический принцип, ориентирующий на создание всеобщей дедуктивной системы нравственности, построенной в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, на поиск универсального морального принципа, из которого можно было бы вывести все конкретные требования нравственности применительно к самым различным ситуациям. Релятивизм этический — принцип истолкования природы нравственности, выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Р. фиксирует, что моральные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. Самодисциплина — внутреннее волевое самоуправление и самоупорядочивание, уважение времени своего собственного и других людей. Самостоятельность — качество индивида, проявляющееся в независимости его установок и поведения от группы, устойчивости к групповому воздействию. Самообладание — умение контролировать свое настроение и чувства, сохранение спокойствия и трезвости в любой ситуации, способность к трансформации в себе негативных качеств и состояний. Сдержанность — обуздание в себе негативных эмоциональных проявлений, умение управлять своими эмоциональными реакциями, не допуская проявления и развития отрицательных эмоций, сохранение невозмутимости, позитивного расположения духа в любых ситуациях даже провокационного характера, в частности в общении с различными людьми, проявляющими свои акцентурированные черты характера. Скромность — способность не придавать преувеличенного значения своим положительным качествам, ощущение их для себя совершенно обязательными, само собой разумеющимися. Добровольное и осознанное подчинение себя требованиям общественной дисциплины, отношение ко всем людям с уважением, проявление необходимой терпимости к мелким их недостаткам и одновременно критическое отношение к собственным заслугам и недоработкам. Смирение — принятие самого себя, своей судьбы и жизни. Совесть — категория этики, характеризующая способность.человека осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и проводить самооценку совершенных поступков. Сознательность — деятельность людей с опорой на познанные ими законы, направляющая развитие к поставленной цели. Способности — 1) индивидуально-психологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо деятельности, обусловливающие быстроту и легкость усвоения им соответствующих знаний, умений и навыков; 2) возможность, умение делать что-либо в результате накопленного опыта. Способы повышения этического уровня организации — к наиболее распространенным относятся: составление этических кодексов, разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этичному поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз. Стереотип социальный — устойчивые социальные установки человека в отношении людей и ситуаций определенного типа, возникшие у него под влиянием жизненного опыта, поступков или мнения других людей. Скромность — смирение, способность не подчеркивать свои достоинства, заслуга, отсутствие тщеславия, высокомерия, сдержанность в поведении. Теодицея — оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле. Точность — оказание услуг в срок строго в соответствии с ее заявленной сущностью.
Управление — 1) Перевод системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на ее элементы с целью изменения (сохранения) его состояния, поведения или действия. 2) Деятельность по осуществлению социального управления — управленческая деятельность. 3) Вид организационной структуры управления (органа управления). Уровень нравственного развития — ориентация человека на определенный (преобладающий) способ обоснования своих этических представлений (ценностей) — боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие этические принципы. Утилитаризм — 1) индивидуалистическое направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности, особое распространение получил в Англии конца XVIII — начала XIX века; 2) узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.
Целесообразность — поиск истинного соотношения сил во всех состояниях жизни. Ценности моральные — одна из форм проявления моральных отношений общества: 1) общественное значение, достоинство человека (группы лиц, коллектива) и их поступков; 2) нравственные характеристики общественных институтов; 3) представления, относящиеся к области морального сознания — моральные принципы, идеалы, нормы. Эвдемонизм — способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей, разновидность рационализма, исходным принципом Э. считает понятие счастья, достижение которого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Эгалитаризм — идея об устранении противоречий капитализма путем уравнительного (эгалитарного) передела частной собственности. Эгалитарный — уравнительный. Эгоизм (лат. ego — Я) — жизненный принцип и негативное моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям. Означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей. Эгоцентризм — крайняя форма эгоизма и индивидуализма, мировоззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное «Я» человека. Экзистенциализм — одно из течений в современной теории морали, разновидность этического иррационализма. Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных или предполагаемых свойств к потребностям субъекта. Эмпатия — сопереживание. Эсхатология — учение о конечной судьбе мира, имеющее большое значение для христианского толкования нравственности. Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль, это учение о нравственности. Этика выгодных связей — решение деловых и личных проблем в нарушение существующего юридического, экономического и морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. Этика нейтралитета — этическая концепция, согласно которой администраторы (управленцы) обязаны выполнять распоряжения своего руководства, проводить в жизнь политику организации и не могут выносить самостоятельных, независимых моральных суждений. Этика ритуала (конфуцианство) — философско-этическое учение, рассматривающее этические проблемы бытия человека и его положение в обществе, основной идеей является соблюдение строгой общественной иерархии. Этика структуры — этическая концепция, согласно которой моральная ответственность администраторов (должностных лиц) распространяется только на действия, входящие в их профессиональную компетенцию, и не распространяются на действия организации в целом. Этика управления — вид профессиональной этики, система этических норм поведения участников управленческого процесса, прежде всего руководителей и работников аппарата управления. Этикет — совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда и т.д.). Э. — составная часть внешней культуры общества. Существует дипломатический, военный, придворный, церковный, спортивный и т.д. этикет. Юридическая этика — вид профессиональной этики, обусловленной спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. - М., 2003. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: в 4 т. — М., 1983. — Т. 4. Баранова СВ. Вставшим на путь нравственного совершенствования. — М.: ЦПФС «Единение», 2010. Баранова С. В. Путь Воина Духа. Этика человека. — М.: ЦПФС «Единение», 2008. Барасвет / Альманах. — М.: ЦПФС «Единение», 2002. Барышева А. Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса). — М., 2006. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие. — М., 1999. Ботавина Р. И. Этика деловых отношений. — М., 2004. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. — М., 1994. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Избр. произв. — М., 1990. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. — М., 1982 Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М., 1998. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. — М., 2004. Деловое общение. Деловой этикет / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — М., 2005. Дятлева Г. В. Энциклопедия этикета. — Ростов н/Д, 2006. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М., 1977. История этических учений / под ред. А.А.Гусейнова. — М., 2003. Кановская М.Б. Этикет. — М.; СПб., 2005. Кант И. Критика практического разума // Соч.: в 6 т. — М., 1963 — 1966. - Т. 4. Капитонов Э.А., Зинченко Г. О., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. — М., 2005. Капто А. С Профессиональная этика: учеб. пособие. — М., 1997. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. — Ростов н/Д, 1998. Корпоративная культура делового общения / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — М.; Минск, 2005. Корпоративная культура: учеб. пособие / под ред. чл.-корр. РАН, проф. А. Г. Поршнева, д-ра экон. наук, проф. Б. 3. Мильнера. — М., 2003. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А.Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. — М., 1995. Кодекс Воина Духа, Воительницы Души. — М.: ЦПФС «Единение», 2003. Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. Методические указания к проведению практических занятий по спецкурсу «Этика и психология управления» / сост. Л.Ф.Фаткин, Д.С.Петросян. — М.: Рос. экон. акад. Им. Г.В.Плеханова, 1992. Одинцов А. А., Одинцова О. В. Управленческая психология: учебник для сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. Одинцова О. В. Управленческая психология предпринимательства в сфере сервиса: монография. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2010. Одинцов А.А., Одинцова О. В. Профессиональная этика. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2011. Основы нравственности / Система психофизического совершенствования человеческого существа. 2-й курс. Теоретическая часть. — М.: Изд-во ЦПФС «Единение», 2008. Основы этики: учеб. пособие / В.Д.Губин, Е.Н.Некрасова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд-во НПО «Модэк». — 2010. Петрунин Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса: учеб. пособие. — М.: Дело, 2001. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. — М., 1998. Пролеев СВ. Энциклопедия нравов. — М., 2002. Солонкина О.В., Рамендик Д.М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. Рамендик Д.М., Одинцова О. В. Психологический практикум: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / под ред. Ю.В.Наумкина. - М., 1999. Психология человека в современном мире. Т. 6: Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15—16 октября 2009 г.) / отв. ред. А.Л.Журавлев, М.И.Воловикова, Т.А.Ребеко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Развитие и Совершенствование человеческого существа. — М.: ЦПФС «Единение», 2001. — (Концепция Развития и Совершенствования). Росенко М.Н. Основы этических знаний для высшей школы. — СПб., 1998. Руднев В.Н., Егоров П. А., Гаах Н.А. Этика и деловой этикет. — Сабиров В.М., Соина О. С. Этика и нравственная жизнь человека. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. Серова Н. В. Этика: учеб. пособие. — М.: РИОР, 2007. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1981. Смирнов Т.Н. Этика деловых отношений. — М., 2006. Уткин Э.А. Этика бизнеса: учебник для вузов. — М., 1998. Шапарь В. Б., Мирошниченко В.Н. Этика и психология менеджмента. — Ростов н/Д, 2002. Шейное В. П. Психология и этика делового контакта. — Минск, 1997. Шиян Л. К. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие. — М.: РИЦ «Альфа», 2008. Шрейдер А. Благоговенье перед жизнью. — М., 1992. Шрейдер Ю.А. Этика. — М., 1998. Энциклопедия этикета / сост. О. И. Максименко. — М., 2004. Этика сотрудников правоохранительных органов / под ред. Г.В.Дубова. - М., 2002. Этикет от Я до А / авт.-сост. И. Е. Гусев. — М., 1999. Южин В. И. Полная энциклопедия этикета. — М., 2007. Гуревич П. С. Этика: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. Скворцов А.А. Этика: учебник / под общ. ред. А.А. Гусейнова. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. KohlbergL. Stages and Aging in Moral Development: Some Speculations // Gerontolist. — 1973. - Vol. 13. - P. 497-502. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3 Глава 1. Этика в системе гуманитарного знания и духовной культуры 4 Этика как учение о морали и нравственности 4 Предпосылки возникновения этики 14 Краткий очерк истории учений об этике 19 Основные проблемы прикладной этики 31 Этика и психология 33 Глава 2. Универсальные понятия и категории этики 36 Свобода и ответственность: основы морального выбора 36 Этический смысл счастья 38 Справедливость как регулятивный принцип межличностных отношений 41 Ценностные ориентации как основа психологической и этической культуры личности 44 Добро и зло: соотнесенность с идеалом 47 Долг как одна из основных категорий этики 50 Глава 3. Этика профессиональной деятельности 55 Сущность профессиональной этики. Деонтология и аксиология 55 Особенности профессиональной этики психолога 60 Профессиональная компетентность преподавателя психологии 63 Профессиональная компетентность практического психолога 66 Глава 4. Профессионально важные качества и профессиональная этика психолога 73 Профессионально важные качества: этический аспект 73 Общая характеристика культуры общения, поведенческого и речевого этикета 94 Профессиональный этикет психолога ЮЗ Духовно-нравственное развитие человека 108 Материалы для самостоятельной работы г. Ш Приложения 11 Терминологический словарь 133 Список литературы 140
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|