Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический материал по теме 4. Общение




Диагностический материал по теме 4. Общение

 

4. 1. Методика исследования межличностных отношений в группе при помощи социометрического метода

Ход выполнения задания

Суть социометрического метода исследования межличностных отношений в группе состоит в выборе учащимися других членов класса для совместной деятельности в каких-то заданных условиях (сидеть за одной партой, готовиться к контрольной работе, пойти в кино и т. п. ).

Осуществляемый каждым ребенком выбор показывает, кому из одноклассников он отдает предпочтение и пользуется ли при этом взаимностью, а статистический анализ позволяет выявить некоторые количественные характеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности ими каждого ученика и класса в целом.

Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся в случае, если класс состоит из 12-36 человек и 1-2 учащихся, если в класс состоит менее чем из 12 человек) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? » «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке? »,

Например: «Назвать трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран? » «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике? ». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.

Обработка результатов

На основании полученных результатов составляется матрица (табл. II. 1), куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3).

Например, поскольку Леонтьев выбрал в 1-ую очередь Васильева, во 2-ю – Иванова и в 3-ю – Козлова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антипова выбрала 4 – Демьянову, а Демьянова выбрала 1 – Антипову), то эти два выбора (с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом и подчеркнуты.


Таблица II. 1

Социометрическая матрица выбора

п/п

Кто

выбирает

Кого выбирают

Антипова r     3                 1 2  
Булатова   r                    
Васильев     r   2 3         1      
Демьянова 3     r                 1 2  
Иванов     1   r   3              
Козлов       r 2                
Леонтьев     1   2 3 r                
Новикова           r            
Орлов             r          
Овсеенко             r          
Петров               r        
Родионов     1             r      
Семенов 3     2               r 1  
Трофимова 2     3               1 r  
Уварова                       r

Количество полученных выборов

Количество

Взаимных выборов

 

Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма (рис. 2). Она представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками (в нашем случае – прямоугольниками), девочек – кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

 

9
 10
 5
7
 12
 3
6
 11
 4
4
 3
 8
 5
 2
 1


Рис. II. 1 Социограмма

Число выборов, полученных каждым учеником, характеризует его положение в системе личных отношений, т. е. определяет его социометрический статус ( ). Для его измерения достаточно вычислить коэффициент

,

 – сумма выборов, полученных учеником,

N – 1 – количество членов группы, участвовавших в эксперименте

 

Эксперимент может протекать и в форме «выбора в действии». В такой форме изучение межличностных отношений можно проводить даже в группе дошкольников. В данном случае исследование начинается со вступительной беседы студента (учителя) с классом. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Ее главное условие - соблюдение тайны. Положите на парту дневники и выходите из класса, а потом я буду приглашать вас к себе по одному».

Ребята идут в коридор или спортзал, где с ними организуются какие-нибудь игры. Учитель по одному вызывает их к себе и предлагает каждому по три переводные картинки, на обратной стороне которых написан номер этого ученика по списку. (Для старшеклассников выбор в действии имеет вариант «Поздравь товарища»: в качестве распределяемых предметов берутся поздравительные открытки). Учитель говорит: «Можешь положить эти картинки в дневник любым трем ученикам. Выиграет тот, кто получит больше всего картинок. Но держи выборы в тайне». После того, как школьник положил картинки, он не должен встречаться с теми, кто еще не участвовал в эксперименте. Чтобы не оказалось обиженных детей, экспериментатор в конце игры, после того как зафиксировал выборы, сделанные ребятами, может положить картинки тем, кто не получил ни одного выбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...