Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.3. Методика изучения психологического климата коллектива




4. 3. Методика изучения психологического климата коллектива

Ход выполнения задания

Оцените, пожалуйста, как проявляются пе­речисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

 

                                                                                         Таблица II. 3

Перечень свойств психологического климата и их оценка

 

№ п/п Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение  
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношени­ях, антипатия  
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой  
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют к более тесному общению безразличие, вы­ражают отрицательное от­ношение к совместной дея­тельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопережива­ние, искреннее участие всех членов группы Успехи или неудачи товари­щей оставляют равнодуш­ными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные Достижения и неудачи груп­пы не находят отклика у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного» В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руково­дство К похвалам и поощрениям группы относятся равнодуш­но
Группа активна, полна энер­гии Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует спра­ведливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», прене­брежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

 

Обработка результатов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 – они составят сумму А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – это будет сумма В; найти разницу С = А – В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеет место ярко выраженный неблагоприятный психологический климат, с точки зрения индивида. Если С > 25, то в этом случае психологический климат благоприятен. Если С < 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

LPK = С/М,

где М – число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

n (C–) = С/M * 100%

n(С–) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, М – чис­ло членов группы.

Темы для рефератов

1. Психология невербального общения.

2. Оптимизация процесса общения.

3. Преодоление коммуникативных барьеров в общении.

4. Механизмы социальной перцепции.

 

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1994.

2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Л., 1992.

3. Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Перевод с анг. / Д. Карнеги. – М., 1989.

4. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль, 1997.

5. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск, 1976.

6. Литвак, М. Е. Психологическое айкидо / М. Е. Литвак. – Р/Д., 1992.

7. Пайнс, Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб, 2000.

8. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Н. Новгород, 1992.

9. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995.

10. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Перевод с англ. / Э. Шостром. – М., 1994.


Раздел III Человек как индивид, личность и индивидуальность

Тема 5. Индивидные свойства человека

План

1. Понятие о человеке как индивиде.

2. Классификация природных свойств человека.

3. Возрастно-половые особенности человека. Половой диморфизм.

4. Индивидуально-типические свойства человека. Конституционные типологии в психологии.

5. Нейропсихологические основы телесного бытия человека.

 

Основные психологические понятия по теме

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях.

Активность – показывает, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках.

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или на изменение внутренней среды организма.

Гетерохронность развития индивида   – представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма.

Диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую.

Динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов.

Концентрированность – показатель меры дифференцировки раздражителей.

Лабильность – скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов.

Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.

Подвижность –  выступает как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически.

Процесс возбуждения – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение, процесс переноса информации о свойствах поступающих извне раздражений.

Процесс торможения – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Ретардация – замедленное развитие какого-либо органа, тела в целом, по сравнению с предками или сверстниками.

Рефлекс – реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой (закономерная ответная реакция организма на раздражитель).

Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

Сензитивность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

Сила – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток.

Темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций.

Уравновешенность, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

Условный рефлекс – приобретенная реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...