4.3. Методика изучения психологического климата коллектива
4. 3. Методика изучения психологического климата коллектива Ход выполнения задания Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине: 3 – свойство проявляется в группе всегда; 2 – свойство проявляется в большинстве случаев; 1 – свойство проявляется редко; 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
Таблица II. 3 Перечень свойств психологического климата и их оценка
Обработка результатов Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 – они составят сумму А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах – это будет сумма В; найти разницу С = А – В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеет место ярко выраженный неблагоприятный психологический климат, с точки зрения индивида. Если С > 25, то в этом случае психологический климат благоприятен. Если С < 25 — климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле: LPK = С/М, где М – число членов группы. Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле: n (C–) = С/M * 100% n(С–) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный, М – число членов группы. Темы для рефератов
1. Психология невербального общения. 2. Оптимизация процесса общения. 3. Преодоление коммуникативных барьеров в общении. 4. Механизмы социальной перцепции.
Литература 1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1994. 2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры / Э. Берн. – Л., 1992. 3. Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей: Перевод с анг. / Д. Карнеги. – М., 1989. 4. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль, 1997. 5. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Минск, 1976. 6. Литвак, М. Е. Психологическое айкидо / М. Е. Литвак. – Р/Д., 1992. 7. Пайнс, Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб, 2000. 8. Пиз, А. Язык жестов / А. Пиз. – Н. Новгород, 1992. 9. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. 10. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Перевод с англ. / Э. Шостром. – М., 1994. Раздел III Человек как индивид, личность и индивидуальность Тема 5. Индивидные свойства человека План 1. Понятие о человеке как индивиде. 2. Классификация природных свойств человека. 3. Возрастно-половые особенности человека. Половой диморфизм. 4. Индивидуально-типические свойства человека. Конституционные типологии в психологии. 5. Нейропсихологические основы телесного бытия человека.
Основные психологические понятия по теме Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Активность – показывает, насколько активен человек в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках. Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или на изменение внутренней среды организма. Гетерохронность развития индивида – представляет собой неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма.
Диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов. Концентрированность – показатель меры дифференцировки раздражителей. Лабильность – скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов. Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям. Подвижность – выступает как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Половой диморфизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Процесс возбуждения – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение, процесс переноса информации о свойствах поступающих извне раздражений. Процесс торможения – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители. Ретардация – замедленное развитие какого-либо органа, тела в целом, по сравнению с предками или сверстниками. Рефлекс – реакция на возбуждение рецепторов, опосредованная нервной системой (закономерная ответная реакция организма на раздражитель). Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий. Сензитивность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы. Сила – способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток. Темп реакций – скорость протекания психических процессов и реакций. Уравновешенность, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения. Условный рефлекс – приобретенная реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|