Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия




Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте темперамент как индивидное свойство человека.

2. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа?

3. Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова.

4. Что является физиологической основой темперамента?

5. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?

 

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите верное, с вашей точки зрения.

 

1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

2. В основе темперамента лежит тип нервной системы.

3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлечен­ности, подготовки, волевых усилий.

4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

5. Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

6. Темперамент определяется конституцией человека.


Задание №2. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие – для характеристики эмоциональной сферы.

 

Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импуль­сивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.

Задание №3. Иммануил Кант дал психологическое описание темпераментов, которые при­водятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

 

1. ... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2. ... темперамент свойствен «людям веселого нрава».

3. .... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4. .... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыва­нием своих слов и действий.

5. .... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7. У... сильно развито чувство долга.

8. ... – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9. .... темперамент присущ «людям мрачного нрава».

10. .... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захва­тывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклон­ной, но благоразумной волей.

11. ... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успеш­ности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

12. ... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником.

13. ... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлоб­ный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

14. ... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно ед­кого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15. ... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ниче­му не придают большого значения.

16. ... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напы­щен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льсте­ца, служащего мишенью для его остроумия.    

17. ... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки.

18. У... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия.

19. ... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.


Задание №4. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.

 

1. Динамику психической жизни определяют:

а) направленность лич­ности;

б) эмоциональность;

в) воспитание;

г) темперамент;

д) способ­ности;

е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полуша­рий головного мозга;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

 

2. По параметру общей активности человек может быть:

а) инерт­ным;

б) пассивным;

в)стремительным;

г) умным;

д) добрым;

е) вспыль­чивым;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

 

3. Проявления темперамента в моторной сфере – это:

а) темп;

б) ритм;

в) агрессивность;

г) биоритмы;

д) аккуратность;

е) интенсив­ность;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

 

4. Основные свойства нервной системы – это:

а) чувствительность;

б) ритмичность;

в) импульсивность;

г) периодичность;

д) равномерность;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

 

Задание №5. Какие из приведенных в списке качеств характе­ризуют экстравертированный и интровертированный психологи­ческий тип, по К. Г. Юнгу?

 

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

 

Задание №6. Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.

 

1. Образец: психика – мозг

Темперамент: ... (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение)

2. Образец: способности – задатки

Темперамент: ... (активность, деятельность, талант, тип нервной си­стемы, индивидуальность, мозг)

3. Образец: слух – височные доли мозга 

Темперамент: ... (центральная нервная система, ретикулярная фор­мация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга)

Задание №7. Ниже перечислены литературные и сказочные ге­рои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам? Что общего вы можете об­наружить у всех интровертов и экстравертов?

 

Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Фамусов, Печорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Крас­ная Шапочка, Павел Корчагин, Мцыри, Данко, Анжелика, Ниловна, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лу­жин, Наташа Ростова.

 

Задание №8. Проанализируйте приведенные фрагменты. Чем ак­тивность ребенка отличается от реактивности и двигательной расторможенности?

 

1. Уже в первые месяцы жизни дети обнаруживают различный уровень общей двигательной, эмоциональной и ориентировочной активности. Одни дети жадно ищут, «ловят» впечатления, другие остаются сравнительно безучастными.

2. С самых первых дней жизни в поведении младенцев наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрству­ют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, шевелятся, поворачиваются, другие способны подолгу сидеть или лежать тихо.

3. Дети гораздо в большей степени подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или оби­деть. Поэтому они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катался по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими от слез глазами, опять заразительно смеяться.

4. В семье, где часты скандалы, к ребенку предъявляются чрезмерно суровые требования, дети бывают чрезмерно подвижны, у них часто ме­няется настроение, они вздрагивают от любого звука, постоянно сосут пальцы, грызут ногти, плохо спят, часто мочатся в постель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...