Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия
Вопросы для обсуждения 1. Охарактеризуйте темперамент как индивидное свойство человека. 2. В чем заключается суть учения о темпераменте Гиппократа? 3. Расскажите об исследовании проблемы темперамента в трудах И. П. Павлова. 4. Что является физиологической основой темперамента? 5. В чем выражаются особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека?
Практический материал для семинарского занятия Задание №1. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите верное, с вашей точки зрения.
1. Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов. 2. В основе темперамента лежит тип нервной системы. 3. Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий. 4. Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова. 5. Темперамент определяется количеством общей энергии в организме. 6. Темперамент определяется конституцией человека. Задание №2. Какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие – для характеристики эмоциональной сферы.
Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный. Задание №3. Иммануил Кант дал психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.
1. ... темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию. 2. ... темперамент свойствен «людям веселого нрава». 3. .... трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.
4. .... темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий. 5. .... темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом. 6. Эмоции... быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная. 7. У... сильно развито чувство долга. 8. ... – шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу. 9. .... темперамент присущ «людям мрачного нрава». 10. .... очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей. 11. ... вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны. 12. ... избегает ответственности и труда, но обладает организаторскими качествами и готов быть начальником. 13. ... можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются. 14. ... часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности. 15. ... необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения. 16. ... любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует (часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия. 17. ... не способен долго расстраиваться, печали его неглубоки. 18. У... низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые занятия. 19. ... долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно. Задание №4. Выберите правильный вариант из предложенных ответов.
1. Динамику психической жизни определяют: а) направленность личности; б) эмоциональность; в) воспитание; г) темперамент; д) способности; е) процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга;
ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
2. По параметру общей активности человек может быть: а) инертным; б) пассивным; в)стремительным; г) умным; д) добрым; е) вспыльчивым; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
3. Проявления темперамента в моторной сфере – это: а) темп; б) ритм; в) агрессивность; г) биоритмы; д) аккуратность; е) интенсивность; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
4. Основные свойства нервной системы – это: а) чувствительность; б) ритмичность; в) импульсивность; г) периодичность; д) равномерность; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
Задание №5. Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологический тип, по К. Г. Юнгу?
Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.
Задание №6. Из указанных в скобках слов выберите те (то), которые находятся к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце. Укажите принцип построения аналогии.
1. Образец: психика – мозг Темперамент: ... (характер, эмоции, тип нервной системы, знания, отражение) 2. Образец: способности – задатки Темперамент: ... (активность, деятельность, талант, тип нервной системы, индивидуальность, мозг) 3. Образец: слух – височные доли мозга Темперамент: ... (центральная нервная система, ретикулярная формация, лобные доли, лимбическая система, ствол мозга) Задание №7. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам? Что общего вы можете обнаружить у всех интровертов и экстравертов?
Анна Каренина, Чиполлино, Родион Раскольников, Буратино, Катерина Измайлова, Алиса, Пьер Безухов, братец Кролик и братец Лис, Колобок, д'Артаньян, Скарлетт О'Хара, Баба-яга, Отелло, Джульетта, Дон Кихот, Чацкий, Плюшкин, Онегин, Фамусов, Печорин, Емеля, Санчо Панса, Макар Нагульнов, Сонечка Мармеладова, кот Матроскин, Золушка, Настасья Филипповна, Снежная Королева, Белоснежка, Красная Шапочка, Павел Корчагин, Мцыри, Данко, Анжелика, Ниловна, Ионыч, Чеширский кот, Манилов, Обломов, Ноздрев, Коробочка, Собакевич, Остап Бендер, Людоедка Эллочка, Киса Воробьянинов, Паниковский, Шура Балаганов, кот Бегемот, кот Базилио и лиса Алиса, Лужин, Наташа Ростова.
Задание №8. Проанализируйте приведенные фрагменты. Чем активность ребенка отличается от реактивности и двигательной расторможенности?
1. Уже в первые месяцы жизни дети обнаруживают различный уровень общей двигательной, эмоциональной и ориентировочной активности. Одни дети жадно ищут, «ловят» впечатления, другие остаются сравнительно безучастными. 2. С самых первых дней жизни в поведении младенцев наблюдаются заметные различия. Одни дети много кричат, плачут, другие ведут себя спокойно; некоторые спят в определенные часы, другие спят и бодрствуют вне всякого расписания; одни подвижны, постоянно ворочаются, шевелятся, поворачиваются, другие способны подолгу сидеть или лежать тихо. 3. Дети гораздо в большей степени подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Поэтому они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катался по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими от слез глазами, опять заразительно смеяться. 4. В семье, где часты скандалы, к ребенку предъявляются чрезмерно суровые требования, дети бывают чрезмерно подвижны, у них часто меняется настроение, они вздрагивают от любого звука, постоянно сосут пальцы, грызут ногти, плохо спят, часто мочатся в постель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|