Митрополит Агафангел (преображенский) и ярославская оппозиция 11 Глава
1 Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П. Т. 1. Л. 119 об. 314 не приняло духовенство викариатств). «Есть немало пастырей и мирян, — продолжал архиепископ Варлаам, — которые болезненно чутко воспринимают всякое "крылатое " слово, сказанное в Москве с кафедры, смущаются всяким отступлением от канонов; многие прямо видят "ересь" наверху и предательство интересов Церкви; отсюда подозрительность к Вам и осуждение меня, как принявшего Вас и служившего с Вами. Ваш вынужденный отказ от московского "помина " произвел некоторое успокоение, но до полного доверия к Вам еще далеко: "у нас apxuenископ Павел не поминает, а в Москве поминает и главное — состоит членом неканонического Сергиевского Синода ". Отсюда теперь некоторые приходы отказываются и меня приглашать, как "погрешившего"». Из этого доклада следует уже, что и сам архиепископ Павел был вынужден на какое-то время отказаться от введения в Ярославской епархии «московского помина» (то есть поминовения митрополита Сергия и властей). Здесь следует на короткое время отвлечься от основной темы, чтобы лучше охарактеризовать архиепископа Павла. Этот иерарх не просто являлся постоянным членом Синода при митрополите Сергии с момента его учреждения в мае 1927 года (за что к пятилетию Синода он был возведен в сан митрополита). Архиепископ Павел был одним из идеологов политики митрополита Сергия, причем временами допускал такие заявления, до которых не доходил сам Заместитель. Так, в своем послании к пастырям и мирянам Вятской епархии от 14 декабря 1927 года он заявил: «Воззвание от 16—29 июля с. г., которым митрополит Сергий и члены Синода определенно заявили о своей полной лояльности и искреннем подчинении Советскому Правительству, создало для митрополита Сергия и Священного Патриаршего Синода обстановку вполне мирного, никем и ничем не возбраняемого труда на пользу церкви, под охраною советского законодательства»1. Действительно, июльская Декларация дала возможность «тихого и безмолвного жития» не столько Русской Православной Церкви в целом, сколько Синоду митрополита Сергия (и то ненадолго: как известно, и сам Высокопреосвященный Павел, и большинство других членов Синода были в 1937 году расстреляны). Однако, кроме архиепископа Павла, никто из членов Синода публично не выступал с такими откровенными признаниями о том, чего же в итоге удалось добиться благодаря внесшей столько нестрое-
1 Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д. 2-18199. Т. 4. Л. 374-375. 2 Вслед за июльской Декларацией // Богословский сборник. Вып. 9. С. 313.
315 ний в церковную жизнь декларации. Признание архиепископа Павла вызвало самые возмущенные отклики. Так, например, епископ Павел (Кратиров), процитировав данное место из послания Вятского архиепископа, написал: «Трудно для меня решить вопрос, кто это изрек, подлец, или церковный негодяй, или дурак предельной степени. Я никогда бы не поверил, что эта фраза принадлежит православному, как он себя называет, архиепископскому члену Сергиевского Синода, если бы собственными глазами не прочитал это отвратительное, идиотское послание»1. Можно пожалеть, что епископ Павел не нашел для выражения своих чувств более подобающих его сану выражений, но само по себе высказанное здесь недоумение кажется понятным. По поводу упомянутого выше привлечения к следствию архиепископа Павла в 1929 году заслуживающие внимание сведения обнаружены в следственном деле «Всесоюзной организации ИПЦ». В донесении из Полномочного представительства ОГПУ по Ивановской Промышленной области в центр после сообщения об аресте 50-ти человек, обвиняемых в принадлежности к «Истинно-православной церкви», говорилось: «Арестованный в числе этих лиц член Синода архиепископ Павел БОРИСОВСКИЙ по обработке освобожден и в качестве обвиняемого не привлекается. Освобождение обставлено хорошо и подозрений не вызовет»1.
Трудно представить, как мог позволить себе постоянный член Синода митрополита Сергия, активно выступающий в защиту его церковной политики, только что назначенный им на одну из важнейших кафедр, не поминать его за богослужением. Однако не мог же архиепископ Варлаам сообщать неверные сведения об архиепископе Павле в рапорте самому архиепископу Павлу. Но если архиепископ Павел до своей «обработки» в ОГПУ не вводил в Ярославле «московского помина», то это уже неопровержимо свидетельствует о том, что святитель Агафангел до своей кончины этого помина так и не ввел. Как следует из обвинительного заключения по делу «Ярославского филиала ИПЦ», «московский помин» архиепископ Павел попытался ввести только под новый, 1929 год. «Он, — говорилось в деле, — в новый год (по нов [ому] стилю) устроил торжественную новогоднюю службу и впервые в Ярославле за этой службой совершил моление о власти. Если верующая масса отнеслась к этому как к вполне 1 Иванов П. Н. Новомученик Российской Церкви Святитель Павел (Кратиров). С. 27. 1 ЦА ФСБ РФ. Д. Н-7377. Т. 6. Л. 9. нормальному факту, то реакционная часть из духовенства и мирян сразу же объявили ему бойкот и своим давлением повлияли на его помощника архиепископа Варлаама Ряшенцева, который за это новшество отказался от сослужения с архиеп[ископом] Павлом». Для апробации такого важного нововведения была выбрана Сретенская церковь города Ярославля, настоятель которой протоиерей Василий Добровольский отличался особыми симпатиями к политике митрополита Сергия2. Однако и это обстоятельство не позволило утвердиться нововведению. Сам протоиерей Василий на этот счет показал 18 сентября 1929 года: «Я даже один из первых на Новый год 1929-й по н. ст. ввел в присутствии архиепископа и по его распоряжению моление за митроп[олита] Сергия, как за главу церкви, и моление о гражданской власти. <...> Продолжать далее это мне не пришлось, но по независящим от меня причинам». «Независящие причины» — это начавшееся народное возмущение, причем, по словам протоиерея Василия, протестующих «было незначительное число», но их голос оказался достаточным для того, чтобы моление за митрополита Сергия, как за главу церкви, и моление о гражданской власти в храме прекратилось. Заключал свои показания протоиерей Василий так: «Целиком декларация митроп[олита] Сергия в Ярославских церквах не проводится, и ярославцы до сих пор не выявили своего лица по отношению к митроп[олиту] Сергию и его декларации, и верующие массы до сих пор находятся в возбужденном состоянии, идут различные толки и кривотолки и т. я.*3 Можно обратить внимание на то, что к тому моменту, когда протоиерей Василий давал эти показания, прошел уже почти год с момента кончины святителя Агафангела, а ярославцы все еще «не выявили своего лица по отношению к митрополиту Сергию».
По поводу нестроений в Ярославской епархии архиепископ Варлаам направил 20 января 1929 года доклад самому митрополиту Сергию, в котором говорилось: «По-видимому, у Вашего Высокопреосвященства об Ярославской епархии составилось не совсем одобрительное представление: здесь-де смута и неповиновение. Ярославский край особенный в духовном отношении. Здесь и миряне очень интересу- 1 Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П. Т. 2. Л. 492-493; ЦА ФСБ РФ. Д. Н-7377. Т. 3. Л. 538 об.-539. 2 Свою солидарность с митрополитом Сергием протоиерей Василий в полной мере проявил еще летом 1922 года, поспешив вступить в «Живую церковь». Среди ярославских обновленцев он был «удостоен» первого места в секретной сводке 6-го отделения СО ГПУ, направленной шести высшим большевистским деятелям (Троцкому, Сталину, Дзержинскому и др.) (см.: Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 319). 3 Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П. Т. 1. Л. 68 об. — 71 об.
ются церковной жизнью. Знают каноны, подозрительно относятся ко всем новшествам. <...> Волнение умов увеличилось еще тем, [что] присланный Вами архиепископ Павел назначил службу архиерейскую на новый год по н. ст. Между тем службы эти после попытки ввести в церкви новый стиль любовью не пользовались. Возбужденный народ не отдавал себе отчета, повторил по адресу Павла: "красный ", "зачем приехал, зачем смущает народ ". Хотя все городское духовенство и было приглашено на молебен, но из-за опасения потерять место не явились. Далее указываете нам, что и Патриарх Тихон вводил моление за власть: вводил, но не настаивал. Вы же настаиваете. Из-за этого люди стали даже уходить в раскол, считая за грех молиться за власть, уничтожающую религию».
Как выход из положения архиепископ Варлаам предлагал митрополиту Сергию «оставить Ярославскую епархию в том положении, в каком она была при митр[ополите] Агафангеле и никаких новшеств не вводить»1. Таким образом, на основании многих свидетельств можно считать установленным, что при митрополите Агафангеле никакие «новшества» (так называемый «московский помин») в Ярославской епархии введены не были. Движение «непоминающих» вплоть до кончины святителя Агафангела продолжало обымать собой всю его епархию. Отправление им перед смертью священника к митрополиту Сергию за святым миром должно было подтвердить только их личное примирение (взаимное прощение всех бывших обид, чтобы не нести их груз в вечность). Что же касается «выявления своего лица по отношению к митрополиту Сергию и его декларации» (или, по-другому говоря, «насаждения сергиевщины как системы мировоззрения»), то никаких шагов в этом направлении святитель Агафангел не сделал, до последнего момента оберегая свою паству от соблазнов, порождаемых политикой Заместителя. Фактически он остался на той позиции, которая была им выражена в заявлении митрополиту Сергию от 10 мая: «Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. <... > Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не 1 Там же. Т. 2. Л. 500; ЦАФСБ РФ. Д. Н-7377. Т. 3. Л. 542 об. 318 можем». Говорить о примирении митрополита Агафангела с митрополитом Сергием можно с оговоркой, что политики Заместителя Ярославский святитель так и не принял. Он лишь согласился восстановить с ним церковно-административное единство. Как представляется, лучше всего позицию святителя Агафангела выразил его викарий и последователь епископ Вениамин (Воскресенский) в письме от 27 ноября 1928 года Ярославскому благочинному протоиерею Флегонту Понгильскому: «"Воссоединение" или вообще "единение" <с митрополитом Сергием> не означает "примирения "и тем более "искания дружбы и покровительства богоборцев " и "общения с велиаром ". <...> М[итрополит] Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь м[итрополиту] Сергию. Это не значит, что я соглашаюсь с Декларацией, в которой действительно есть "искание " и "общение". Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не "мирюсь " и не "соглашаюсь " с митрополитом Сергием и считаю его виновным, я просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. <Отец...> не убоялся и выступил. Кто поступает лучше — предоставляю решить церковному сознанию»*.
Что касается личности самого святителя Вениамина, то в упоминавшемся уже очерке «Краткая годичная история Русской Православной Церкви. 1927—1928 гг.» о нем было сказано: «Первой жертвой за осуждение декларации митрополита Сергия перед власть имущими был епископ Рыбинский Вениамин, который и поехал на жительство в Туркестан в одном вагоне с сифилитиками»1. В действительности, арест епископа Вениамина произошел до опубликования Декларации митрополита Сергия, а именно 12 июня 1927 года, за якобы допущенную им во время богослужения монархическую агитацию3. Однако отношение священномученика Вениамина к июльской Декларации в очерке было передано верно. 1 Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2: Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович); Епископ Романовский Вениамин (Воскресенский). С. 35—36. 2 ЦАФСБ РФ. Д. Н-7377. Т. 4. Л. 165. 3 В обвинительном заключении по делу епископа Вениамина 1927 года было сказано: «12/VIсего года ВОСКРЕСЕНСКИМ совершалась служба в местном соборе г. П[ошехонъе-]Володарска в присутствии 10 попов, во время этого богослужения архиерейский дьякон на возгласах поминал царя, а именно "господи силою твоею да возвеселится царь и о спасении твоем возрадуется зело "» (Архив УФСБ РФ по Ярославской обл. Д. С-7211. Л. Ш). (Столь возмутившее сотрудников ОГПУ диаконское возглашение является словами прокимна, взятыми из двадцатого псалма.)
Ему, например, принадлежит такая оценка действий Заместителя: «Митрополит Сергий начал предприятие сложное и трудное по своей духовной основе. В целях упорядочения гражданского положения Церкви в современном государстве, митр[ополит] Сергий совершил опыт беспримерный в истории Церкви — опыт соприкосновения двух взаи-моотрицающихся стихий — Царства Божия и царства антихриста. Митр[ополит] Сергий всегда отличался известной гибкостью своего ума, здесь он перешел ее меру и стал ее жертвой. Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого (отношения) она принять не может, оставаясь Церковью»1. Примечательна и та оценка, которую дал святитель Вениамин выступлению митрополита Агафангела и его единомышленников в целом. В своем письме от 13 ноября 1928 года (письмо цитируется в рапорте архиепископа Варлаама) епископ Вениамин писал: «Архи-еп[ископ] Павел должен подумать и узнать, что не личные мотивы были основой выступления митрополита... Личное ушло, а идея осталась... Текущая действительность опровергла и другое порицание м[итрополита] Агафангела, будто его основания очень шаткие и несерьезные, как простые предположения... За митрополитом я признаю историческую заслугу более широкого радиуса, нежели простое скрещение оружия двух противных сторон по принципиальным вопросам. Наша Православная Церковь была и есть в текущей внутренней распре не только субъектом, но и объектом наблюдения различных "внешних ". Я читал летом обновленческий вестник, там имеется некоторый материал относительно "внешних"... Кто со скорбью, кто с злорадством, кто с недоумением, но никто не прошел мимо этого знаменитого своего рода "Пакта Келлога "1. При всем разнообразии отношений, у всех проявилось о Православной нашей Церкви и нечто общее: духовная христианская репутация нашей Церкви во взгляде и чувстве их понесла очень существенный ущерб, потерпела заметное умаление. "Стена " церковная пробита. Это общее впечатление у всех указанных "внешних". Митрополит показал, что их впечатление ошибочно. Ошибка в том, что за м[итрополитом] Сергием и его олигархической коллегией видели всю Церковь. Митрополит показал, что 1 Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч. 2. С. 39. Такая оценка Декларации митрополита Сергия прозвучала в письме епископа Вениамина архиепископу Павлу (Борисовскому) от 16 июня 1929 года. Содержание письма стало известно ОГПУ и послужило основанием нового ареста свяшенномученика Вениамина. ' Пакт Келлога — Парижский пакт об отказе от войны как орудия национальной политики, подписанный 27 августа 1928 года представителями 15-ти государств (США, Великобритании, Франции, Германии, Японии и др.). Получил свое название по имени госсекретаря США Фрэнка Келлога. 320 м[итрополит] Сергий и коллегия лишь часть Церкви, а не вообще — Русская Церковь. Наложенная "внешними " тень на Русскую Православную Церковь локализована была на небольшом участке. В этом историческая заслуга локализировавшихся». Теперь, после уточнения позиции святителя Агафангела, остается немного сказать о дальнейшей судьбе других представителей Ярославской оппозиции. Митрополит Елевферий вслед за своим утверждением об «умиротворении» митрополита Агафангела писал: «За митрополитом Агафангелом, как передавали мне, присоединились архиепископ Серафим и епископ Евгений, хотя и высланные властью из Ярославльской митрополии. <...> Не примиренным из "Ярославльской" группы иерархов, как мне точно известно, остался один митрополит Иосиф»2. В примечаниях же к своей книге «Неделя в Патриархии» митрополит Елевферий писал: «Митрополит Иосиф теперь покаялся перед митрополитом Сергием и получил от него в управление епархию»1. В действительности, не только митрополит Иосиф, но и никто другой из подписавших обращение от 6 февраля 1928 года после этого от Заместителя никаких епархий в управление не получал. Митрополит Елевферий оказался слишком доверчивым к ходившим тогда слухам, в которых тогда и впрямь недостатка не было. Недругами митрополита Иосифа был даже пущен слух о том, что он пытался покончить с собой. В октябре 1928 года в письме протоиерею Александру Советову митрополит Иосиф писал: «То, что Вы написали мне о моих "покушениях "на жизнь, и посмешило меня, и возмутило до глубины души. Да уж, вот действительно "шедевр " клеветы и гнусной лжи. И в мыслях пока еще не бывало ничего подобного, не только в действительности. То же самое и о моем якобы "покаянии ", подчинении и прочих нелепостях. Ну, пусть себе утешаются да подбадривают себя хоть этими нелепостями»*. Распространители слухов, однако, были весьма настойчивы. На Рождество 1928/1929 года митрополит Иосиф вновь писал протоиерею Александру на ту же тему: «"Приятели " пустили новый слух обо мне, якобы я приношу "покаяние " Сергию и получаю "хозяйство " после умершего Агаф[ангела]. Что за цель и кем только придумана эта нелепица? А она уже достигла Могилева и смутила моего сотоварища по 1 Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д. 2—18199. Т. 4. Л. 374—374 об. 2 Митрополит Елевферий (Богоявленский). Неделя в Патриархии. С. 272. 3 Тамже. С. 295. 4 Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-83017. Т. 6. Л. 254. 321 изгнанию (Сераф[има] Угличского]). Кто-то из Питера "плюнул "ему туда этой харкотиной». В конце концов слухи сделали свое дело и очередная «нелепица» была поведана митрополитом Елевферием уже всему миру. Однако, как видно, никаких объективных оснований под собой сообщение о «покаянии митрополита Иосифа перед митрополитом Сергием» не имело. Даже с разъяснением от 10 мая 1928 года, которое вовсе не было покаянием перед митрополитом Сергием, митрополит Иосиф не согласился. Хотя в центре практической деятельности «правой» оппозиции и находился другой иерарх (епископ Димитрий), митрополит Иосиф оставался духовным возглавителем самой многочисленной и организованной ее ветви, получившей в связи с этим наименование «иосифлянства». Впоследствии даже митрополит Мануил (Лемешевский), пустивший в ход ложную версию о «примирении» с митрополитом Сергием митрополита Кирилла, незадолго до его кончины 2, не рискнул писать про «покаяние» митрополита Иосифа и констатировал: «Он пошел дальше своих сотоварищей. В то время как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив названный его именем раскол»3. Что же касается архиепископа Серафима, то и о нем сторонниками митрополита Сергия охотно распространялись ложные сведения. И. А. Стратонов, например, в 1932 году без тени сомнения писал: «Архиепископ Серафим покаялся и получил кафедру в Западном крае»4. Действительно, как было показано, в мае 1928 года священномученик Серафим, в отличие от митрополита Иосифа, признал компромиссное разъяснение февральского воззвания правильным. Но говорить о примирении архиепископа Серафима с митрополитом Сергием в середине 1928 года можно лишь с той же оговоркой, что и в отношении митрополита Агафангела: от своих взглядов на политику Заместителя Ярославские святители не отказывались и становиться ее проводниками совершенно не желали. Никакой речи о «покаянии» не было, была лишь попытка, говоря словами архиепископа Серафима, «выйти из положения, которое может сделаться безнадежным»5. Однако если и был момент, когда архиепископ Серафим был настроен примирительно, то изменение ситуации после кончины 1Тамже. Л. 246об. 2 Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи... Т. 4. С. 120. 3 Там же. С. 25. 4 Стратонов И. А. Русская церковная смута. С. 155. 5 ЦАФСБ РФ. Д. Р-44340. Л. 50.
322 святителя Агафангела привело к новому обострению его отношений с митрополитом Сергием. Извещенный архиепископом Варлаамом о начавшихся нестроениях в их епархии, священномученик Серафим писал ему в ответ 19 ноября 1928 года: «Получил Ваше скорбное письмо и смутился за мир и благополучие Ярославской Церкви. Меня только удивляет, как м[итрополит] Сергий мог потерять чуткость сердца в таком поспешном назначении управляющим Ярославской епархией архиеп[ископа] Павла. Неужели он только и дожидался смерти великого святителя, чтобы сейчас же после его смерти с еще большим упорством начать проводить в жизнь пресловутую декларацию (1927 г. от 16/29 июля), не считаясь ни с религиозной совестью верующих, ни с тем, что этим актом ущемляет и Вас, не оказывая Вам доверия и снисхождения тем, которые страдают и болезнуют за судьбы Церкви. Он должен был деликатно попросить Вас продолжать управлять Ярославской епархией, как Вы уже и управляли в последние недели перед кончиной м[итрополита] Агафангела по его просьбе, и м[итрополит] Сергий должен это сделать, иначе ничего доброго впереди не ждать: должен отозвать архиеп[ископа] Павла и оставить на Вашем попечении Ярославскую епархию»1. Митрополит Сергий, однако, свой образ действий на более деликатный не изменил (может быть, ему не позволяло сделать это ОГПУ, может быть, у него были какие-то свои причины). Напряжение нарастало. Подводя итог года скорби и печали, архиепископ Серафим писал в своем дневнике: «Страждет наша св. Церковь. Вот и год миновал — канул в вечность — год тяжелый — большой, много пришлось всем пережить и перечувствовать, но и мне лично он много принес горестей, обид и, все же, духовного высокого настроения. Я прошел через великое горнило и испытаний, и искушений. Только к празднику Р[ождества] Хр[истова] получил полное духовное умиротворение, окончательно выравнивается наше делание, и становится определеннее и политика м[итрополита] С[ергия] и наше противление этому новооб-новленцу. Мне кажется, пора уже сказать свое слово и отмежеваться от м[итрополита] С[ергия], ибо мы своим именем смущаем слабых и немощных, а людям, сожженным в своей совести, даем повод говорить о силе их политики и незыблемости их положения». В переводе на новый стиль эта дневниковая запись относится к 13 января 1929 года. Через неделю произошел окончательный разрыв двух Заместителей Патриаршего Местоблюстителя — бывшего и дей- 1 Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д. 2—18199. Т. 4. Л. 374 об. 2 «Год скорби и печали». С. 44. 323 ствовавшего. 20 января священномученик Серафим составил «Послание ко всей Церкви», в котором во всеуслышание заявлял: «Мы считаем своим долгом поведать всем верным по нашей архиерейской совести, что все прещения, налагаемые так называемым] Заместителем Патриаршего Местоблюстителя м[итрополитом] Сергием и его так называемым] Вр[еменным] Патр[иаршим] Синодом, незаконны и неканоничны, — ибо м[итрополит] Сергий и его единомышленники нарушили соборность, прикрывши ее "олигархической коллегией", попрали внутреннюю свободу Церкви, уничтожили самый принцип выборного начала епископата, принесли много страданий Церкви Божией, заменили на кафедрах многих епископов своими единомышленниками, а противных им лишили общения с их верными паствами, болезнующими со своими страдальцами и мучениками за истину Христову». В части административной, по управлению церковными делами, архиепископ Серафим рекомендовал принять к руководству воззвание митрополита Агафангела от 18 июня 2 1922 года и свой циркуляр от 29 декабря 1926 года (в обоих этих документах говорилось о широком самоуправлении епархий3). Согласно сведениям, приводимым М. В. Шкаровским, вскоре архиепископ Серафим пошел еще дальше. Ссылаясь на неназванный частный архив, М. В. Шкаровский пишет: «В феврале 1929 Владыка <Серафим> отправил ярославскому викарию епископу Романове-Борисоглебскому Вениамину открытку, в которой сообщал, что окончательно отделился от митрополита Сергия, выступил вновь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и даже передал заместительство митрополиту Ленинградскому Иосифу (от которого в свое время его и принял)»*. Весьма вероятно, однако, что в данном случае имелся в виду не какой-то новый акт архиепископа Серафима, а все то же его послание от 20 января, в котором, действительно, была рекомендация обращаться в крайней нужде к Высокопреосвященному митрополиту Иосифу5. Выпустив свое послание (как он сам потом на допросе сказал, преждевременно6), архиепископ Серафим стал ждать ответных действий митрополита Сергия. В письме Т. Л. Катуар он писал: «По- 1 «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 2 Архиепископом Серафимом в послании был ошибочно указан май 1922 года. 3 См.: Акты... С. 219-221; 490-492. 4 Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 131. 5 «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года. С. 328. 6 Тамже. С. 314.
прошу Вас и дядю <М. А. Новоселова> последить за ответом м[итрополита] С[ергия], который наверно будет разбивать меня по слогам и буквам и едко напишет свою отповедь... Конечно, это он сумеет — распространить и повергнуть меня в прах, но силен Бог и смирных своих он сохранит, а гордых поразит. Я верю, что те, кто будет с нами, найдут теперь твердую точку опоры, а потом и иные прочие примкнут к нам»1. Автору, однако, не известно никаких документов, в которых митрополит Сергий «разбивал бы по слогам» послание священномученика Серафима от 20 января. Известно другое. Кем-то, имевшим доступ к личной печати Заместителя (явно не из доброжелателей архиепископа Серафима), оно было аккуратно перепечатано, заверено, а затем доставлено в ОГПУ. После того как в распоряжении этой организации оказалась такая важная «улика», арест священно-мученика Серафима не заставил себя долго ждать. Если это все произошло с ведома митрополита Сергия, то такой образ его действий удивительнейшим образом напоминает способ ведения борьбы со своими оппонентами жившего за двести лет до того архиепископа Феофана (Прокоповича), указанием на которого нередко обозначал Заместителя в своих шифрованных письмах митрополит Кирилл2. Возможно, однако, что митрополит Сергий к заверению его печатью копии послания архиепископа Серафима и не был причастен. Не исключено даже, что в распоряжении ОГПУ был собственный экземпляр этой печати, который оно использовало для своих провокаций. Можно отметить, что в копии послания архиепископа Серафима, содержащейся в его следственном деле 1929 года3, рядом с круглой печатью Патриархии отсутствует подпись заверяющего лица, обычно бывавшая в таких случаях4. 2 марта 1929 года священномученик Серафим был арестован в Буйничском монастыре и вскоре препровожден в Москву. Хотя никакой контрреволюционной деятельностью он не занимался, уполномоченному 6-го отделения А. В. Казанскому (третьему лицу в отделении после Е. А. Тучкова и И. В. Полянского) с заверенной копией послания от 20 января на руках не составило большого труда найти подходящее обвинение. Святитель Серафим был обвинен в 1 ЦА ФСБ РФ. Д. Р-44340. Л. 49 об. 2 Например, в сравнительно небольшом письме архимандриту Неофиту (Осипову) от 15 апреля 1934 года святитель Кирилл трижды упомянул о «прокоповичах» и «прокоповическом действе» (Акты... С. 867—868). 3 См.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-40943. Л. 20-20 об. 4 Примеры см.: Акты... С. 531,602,611, 617.
том, что он «выпускал антисоветские документы с призывом к мученичеству, о гонениях со стороны Совправительства на верующих за веру и т. д.»1 (Имелись в виду слова послания о страдальцах и мучениках за истину Христову.) В итоге постановлением Особого совещания от 17 мая 1929 года архиепископ Серафим был приговорен к трем годам заключения в концлагере, отбывать которое он был отправлен на Соловки2. О дальнейшем выявлении взглядов архиепископа Серафима и его постепенном сближении с митрополитом Кириллом было уже сказано в предыдущей главе. Можно лишь добавить к этому выдержку из показаний священномученика Серафима от 17 февраля 1933 года: «Сообщаю, что с занятой мной позиции по отношению к митрополиту Сергию в 1927 году я никогда не отступал и в этом вопросе колебаний у меня не было. Я лично твердо стою на позиции непризнания митрополита Сергия, т. к. я уже сказал, что я не согласен с его политикой в вопросе признания им советской власти и внесения поминовения, т. е. моления за нее при богослужении». Такое заявление следствию, конечно, требовало немалого мужества. Слова святителя Серафима о том, что у него не было колебаний по отношению к митрополиту Сергию, как видно, плохо согласуются с версией, будто бы он в 1928 году примирился с Заместителем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|