Свойства восприятия. Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, конста
Свойства восприятия Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность. Предметность восприятия проявляется в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Восприятие выносит воспринимаемый объект в реальное пространство, а не относит его, например, к раздражаемым рецепторам или структурам мозга. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает ребенку открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Сеченов И. М. подчеркивал, что предметность формируется на основе внешне двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. В отличии от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета при воздействии на органы чувств, восприятие есть целостный образпредмета. При любом зрительном восприятии, прежде всего, бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали. Благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки объединяются в фигуру. Классическим примером целостности восприятия служит заполнение в восприятии того участка окружающего мира, который проецируется на слепое пятно. Эта область сетчатки нечувствительна к свету и не посылает поэтому никакой информации в мозг. Однако, никакой пустой «дыры» в окружающем мире мы не замечаем. Мозг заполняет её на основе информации, получаемой от окружающих участков.
С целостностью восприятия связана его структурность – свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр, или один рояль. Целостная структура мелодии в нашем сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях. Аналогичный процесс наблюдается при восприятии ритма, В каждый момент можно услышать всего один удар. Однако ритм – это не одиночные удары, а продолжительное звучание всей системы ударов. Взаимосвязь ударов между собой определяет восприятие ритма. Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, величины цвета при изменении условий восприятия. Мир, в котором мы живем, воспринимается не только как целостный и организованный, но также и как постоянный и неизменный. За уже структурированными предметами наше восприятие сохраняет их размеры, форму и цвет независимо от того, с какого расстояния мы на них смотрим и под каким углом их видим. Посмотрите на ваши пальцы: одни – на расстоянии вытянутой руки, другие – вдвое ближе; пальцы будут казаться точно одного размера, в то время как изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет в два раза меньше изображения пальцев ближней руки. Точно так же дверь сохраняет для наших глаз свою форму независимо от того, открыта она или закрыта. Белая рубашка остается белой как на ярком свету, так и в тени. Реально мы осознаем, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, лишь тогда, когда рассматриваем фотографии объектов, снятых в определенных ракурсах. В этом случае изображения объективно воспроизводятся фотоаппаратом.
Легко понять, как велико значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было константно, то при каждом нашем движении, при повороте головы, изменения освещения, т. е. практически непрерывно, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Константность восприятия не является врожденным. В основном она развивается только к двум годам и прогрессирует до 14 лет. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, т. е. константность восприятия. Константность восприятия опирается не на устойчивость самих ощущений, а на устойчивость закона их изменения. Например, форма и размеры предметов воспринимаются как неизменные, если перемещение их изображения на сетчатке происходят по законам перспективной проекции. Способность перцептивной системы исправлять неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира, и адекватно воспринимать окружающее хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений на сетчатке. Когда человек надевает эти очки, то некоторое время видит предметы вверх ногами. Однако затем сознание корректирует оптическое искажение, и человек начинает воспринимать все без переворотов. Когда же он снимает очки, то первое время опять все видит перевернутым. Интересно, что когда человек надевал и снимал очки, нарушенное взаимодействие зрительного, вестибулярного и кинестезического анализаторов вызывало у него головокружение и тошноту. Способность «переучиваться» сильно зависила от возможности испытуемого активно перемещаться в пространстве и ощупывать предметы. Те люди, которые свободно ходили по помещению быстро приспосабливались к искажающим очкам, тогда как люди сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, адаптировались значительно медленнее, либо вообще не адаптировались.
Иными словами, там, где это возможно, мозг предпочитает истолковывать изменения ощущений как результат изменения условий восприятия, как движение организма или объекта, как изменения освещения и т. п., а не как изменения самого объекта. Генетическая причина этого в том, что наш мир устойчив. За короткое время изменение ощущений чаще всего происходит из-за движения. Поэтому такое истолкование сенсорных данных является наиболее вероятным. Итак, пользуясь стандартной интерпретацией ощущений, восприятие обычно оказывается право. Однако, возможны случаи, когда восприятие ошибается (см. Иллюзии). Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это свойство восприятия сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе предметов, обобщить его в слове, Вспоминая стол, карандаш, велосипед и обозначая их соответствующим словом, мы отвлекаемся от частных признаков этого предмета и относим его к определенной категории. Стол воспринимается нами как часть мебели, карандаш как предмет, относящийся к письменным принадлежностям, велосипед – как средство передвижения. Этот обобщенный характер осмысленного восприятия связан с абстрагированием от несущественных индивидуальных признаков предмета и отнесением этого предмета к определенной категории. Рис. IV. 8. Избирательность восприятия
Достаточно по нескольким признакам угадать, что за вещь перед нами, как большинство её свойств можно с высокой вероятностью предсказать, т. е угадать. Поэтому знакомые вещи воспринимаются намного быстрее, чем незнакомые, «бессмысленные». Часто мы просто не замечаем того, чего не понимаем, а также остаемся буквально слепы ко многим несущественным деталям и особенностям того, что видим. Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимается то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмысливанием и называнием.
Избирательность восприятия – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты – как «фон». В избирательности восприятия проявляется активность сознания. Избирательность восприятия зависит как от объективных свойств предметов, которые воспринимаются, так и от воспринимающего субъекта. Механизм перцептивной фильтрации отбирает, прежде всего, сигналы, несущие новые сведения о реальности. Неизменные длительно действующие стимулы благодаря адаптации постепенно перестают замечаться. Так мы смотрим на постоянно окружающие нас обычные неизменные предметы и образы: лица родных; дома на нашей улице; вещи, к которым привыкли, но не видим их. Поэтому мы хуже всего знаем то, что ближе всего к нам. Преимущественно выделяются также наиболее сильные, интенсивные, контрастные раздражители. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретная личность. Одним из проявлений избирательности восприятия является апперцепция. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Многочисленные данные показывают, что воспринимаемая субъектом картина не является просто суммой мгновенных ощущений; она часто содержит такие детали, которых даже и нет в данный момент на сетчатке глаза, но которые человек как бы видит на основе предшествующего опыта. Опыт у каждого человека своеобразен, он определяется его личной историей. Поэтому, глядя на один и тот же объект, каждый видит в нем свое. Так, например, где обычный горожанин видит просто траву, червяков, жуков, мух, там ботаник видит множество разных видов растений, энтомолог – определенные виды насекомых, членистоногих и т. д. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия определяется также потребностями человека, его влечениями, интересами, мотивами, общей направленностью личности. В одном опыте испытуемым показывали на экране смутные пятна и давали общее указание, что надо отыскать «людей, которые что-то делают». Одной группе испытуемых изображения показывали через час после еды, другой через 4 часа, а третьей – через 16. Чем голоднее были испытуемые, тем больший процент их «видел» что-то относящееся к еде (хотя на экране вообще не было никаких изображений). Аналогично, напуганный человек видит в полной темноте какие-то устрашающие фигуры. Мы видим различные картины в нагромождениях облаков, в чернильных кляксах (тест Роршаха). Анализ ответов показывает, что «увиденное» человеком в этих случаях обычно связано с его желаниями, интересами, тревогами и надеждами.
Следующий фактор, который определяет избирательность восприятия – это задача, которая стоит перед человеком в данный момент. Так, например, шофер, ведущий машину, отчетливо воспринимает огни светофоров, дорожные знаки, движение других машин. Тот же шофер, едущий в качестве пассажира – туриста в новом городе, видит главным образом архитектурные особенности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, являются установки субъекта, т. е. внутренние ожидания, которые связаны у человека с данной ситуацией. Механизм избирательности восприятия отбирает сигналы, которые соответствуют ожиданиям человека. Иногда этот механизм оказывается настолько силен, что человек замечает в окружающем мире только то, что подтверждает его ожидания, и просто не видит всего, что им противоречит. Так, Дон Кихот ожидал встречи с великанами, заколдованными принцессами, злыми волшебниками. И самые обычные вещи «превращались» в образы этих романтичных ожиданий. При всей разнице личного опыта, потребностей и установок, у людей, живущих в одну эпоху и в рамках одной культуры, имеется много общего в мировосприятии. Они сталкиваются, в общем, с одним и темже кругом вещей, понятий, ценностей, деятельностей. Общество внедряет в человека свою картину мира, свою систематизацию, оценку вещей и явлений через обучение, язык и искусство, через книги и средства массовой информации, идеологию и т. п. Таким образом, в восприятии мира каждым отдельным человеком невидимо присутствует опыт общества, его практика, знания, ценности.
Подводя итог, можно заключить, что восприятие – активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|