Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Практический материал для семинарского занятия




Вопросы для обсуждения

1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

2. Раскройте содержание каждого качества внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих качеств.

3. Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового и т. д. )?

Практический материал для семинарского занятия

Задание №1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Внимание – это:

а) отражение отдельных свойств предметов;

б) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах;

в) психологическое состояние, в основе которого лежит сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание;

г) целостное психическое отражение предметов и явлений.

2. Что из перечисленного не является свойством внимания:

а) целостность;

б) объем;

в) распределение;

г) устойчивость.

 

3. Количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно – это:

а) устойчивость внимания;

б) переключение внимания;

в) объем внимания;

г) распределение внимания.


4. Произвольное внимание зависит:

а) от силы раздражителя;

б) от степени новизны раздражителя;

в) от интереса к деятельности;

г) от волевых процессов человека;

5. Послепроизвольное внимание характеризуется (выберите правильные ответы):

а) целенаправленностью;

б) непроизвольностью;

в) отсутствием напряжения;

г) наличием интереса;

д) быстрым утомлением.

6. Произвольное внимание характеризуется (выберите правильные ответы):

а) быстрое утомление;

б) легкостью возникновения;

в) напряжением;

г) целенаправленность;

д) интересом.

7. Условием возникновения непроизвольного внимания является (выберите правильные ответы):  

а) вхождение в деятельность;

б) постановка задачи;

в) действия нового или сильного раздражителя;

г) принятие задачи;

д) действие значимого раздражителя.

8. Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов – это:

а) переключение;

б) распределение;

в) объем;

г) устойчивость.

9. На уроке для возникновения и поддержания произвольного внимания уучеников следует:

а) использовать определенные потребности, с удовлетворение которых связан учебный материал;

б) установить четкий распорядок деятельности;

в) ставить значимые цели и задачи деятельности;

г) использовать определенные установки и психические состояния;

д) организовать в форме внутреннего словесного отчета осознание текущих результатов деятельности.


10. Переключение внимания это:

а) возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов;

б) длительность сосредоточения внимания на объекте;

в) намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;

г) степень сосредоточенности внимания на объекте.

 

11. Летчикам необходимо в определенной последовательности читать показания приборов, чему способствует следующее свойство внимания:

а) объем;

б) распределение;

в) устойчивость;

г) переключение.

 

Задание №2. Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приве­денном образце.

 

1. Образец: восприятие – константность.

Внимание: … (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность, устойчивость).

2. Образец: деятельность – игра.

Внимание: ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание).

Задание №3. Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.

 

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.

 

Задание №4. Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные примеры из жизни выдающихся людей? От чего зависит их внимание?

 

1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно резвым характером и неспособностью к прилежанию, но, познакомившись с началами математики, стал другим человеком, а впоследствии – ученым.

2. Б. Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке; но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что «вызвало сильнейшее сердцебиение, благодаря которому ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, чтобы вздохнуть свободно»; он кончил тем, что сделался картезианцем.

3. Когда мысль Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.

 

Задание №5. Прокомментируйте следующие ситуации. В чем причины рассеянности? Гениальность делает людей невнимательными или внимание образует из них гениев?

 

1. Однажды Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время обнаружил, что держит в руках яйцо, а варит часы.

2. Известна история, когда Н. Е. Жуковский приходит к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого? » Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин? » – «Нет». – «А хозяйка? » – «Нет и хозяйки. А что передать? » – «Скажите, что приходил Жуковский».

3. Однажды у известного математика Гильберта был званый вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его крепко спящим в постели. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать.

4. Известный композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин как-то принимал в своем доме гостей. Утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в прихожую. В другой раз А. П. Бородин отправился с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. А. П. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время подошла его жена, Екатерина Сергеевна, и А. П. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут? »

5. Дени Дидро, нанимая извозчиков, забывал отпускать их, из-за чего ему приходилось платить им за целые дни, которые они напрасно простаивали у его дома.

 

Задание №6. На основе приведенных высказываний проанализируйте, какова связь между вниманием и деятельностью. Какую из двух формул вы бы выбрали: внимание и действие или внимание = действие и почему?

1. К. С. Станиславский: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Внимание сливается с действием и, взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

2. П. Я. Гальперин: «... формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нем как психическое действие, обращенное на это содержание. ... Вторая часть этой диады есть не что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия».

3. С. Л. Рубинштейн: «Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание приобретает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанный с действием, является устремленный вовне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, на замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, а деятельность только не внешняя, а внутренняя. Внимание – это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...