Диагностический материал по теме 12. Внимание
Диагностический материал по теме 12. Внимание 12. 1. Методика исследования особенностей распределения внимания (методика Т. Е. Рыбакова) Ход выполнения задания Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов, рис. IV. 11). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Обработка результатов Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.
Рис. IV. 11. Стимульный материал к методике исследования 12. 2. Исследование концентрации и устойчивости внимания Ход выполнения задания Испытуемому предлагается бланк, на котором изображены перепутанные линии (см. рис. IV. 12), и предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполнять задание нужно, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Обработка результатов Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Рис. IV. 12. Перепутанные линии
12. 3. Методика исследования объема внимания Ход выполнения задания Испытуемому на короткое время (1 сек) предъявляются по одной из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (см. рис. 1). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2–5 точками дается 10 секунд, 6–7 точками – 15 секунд, 8–9 точками – 20 секунд.
Обработка результатов Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое он правильно воспроизвел на карточке. Выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек. Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом. 10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек; 9–8 баллов – на карточке без ошибочно воспроизведено 4–5 точки; 7–6 баллов – на карточке воспроизведено 3–4 точки; 5–4 баллов – правильно воспроизведено 2–3 точки; 0–3 баллов – правильно воспроизведено не более 1 точки. Выводы об уровне развития объема внимания: 10 баллов – очень высокий; 9–8 баллов – высокий; 6–7 баллов – средний; 4–5 баллов – низкий; 0–3 балла – очень низкий. Рис. IV. 13. Стимульный материал к заданию
12. 4. Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бурдона) Ход выполнения задания Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы и состоит из двух серий, следующих одна за другой с перерывом в 5 минут. Продолжительность каждой серии – 5 минут. В первой серии опыта испытуемый, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две буквы, а одну — обводить кружком. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта» и продолжать работу дальше. Во второй серии опыта испытуемый выполняет ту же работу на новых бланках, зачеркивая и обводя другие элементы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|