Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностический материал по теме 13. Память




Диагностический материал по теме 13. Память

13. 1. Методика определения типа памяти

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки слов прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятими­нутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

 

Обработка результатов

Тип памяти ученика характеризуется тем, в каком из рядов было больше воспроизведено слов. Подсчитывается коэффициент типа памяти (С):

, где а – количество правильно воспроизведенных слов.

Чем ближе коэффициент к 1, тем лучше развит у школьника данный тип памяти.


 

I ДИРИЖАБЛЬ ЛАМПА ЯБЛОКО КАРАНДАШ ГРОЗА УТКА ОБРУЧ МЕЛЬНИЦА ПОПУГАЙ ЛИСТОК   III ПАРОХОД СОБАКА ПАРТА САПОГИ СКОВОРОДА КАЛАЧ РОЩА ГРИБ ШУТКА СЕНО
II САМОЛЕТ ЧАЙНИК БАБОЧКА НОГИ БРЕВНО СВЕЧА ТАЧКА ЖУРНАЛ МАШИНА СТОЛБ   IV ВОЛК БОЧКА КОНЬКИ САМОВАР ПИЛА ВЕСЛО ЗАГАДКА ПРОГУЛКА КНИГА ТРАКТОР

 

 

13. 2. Методика исследования логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов

Ход выполнения задания

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (пример см. в материале к данной методике). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10–15 пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10–15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 

Обработка результатов

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу IV. 1


Таблица IV. 1

Схема протокола к методике исследования логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов

 

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (а) Количество запомнившихся слов (б) Коэффициент смысловой памяти C1=б1/а1 Количество слов второго ряда (a2) Количество запомнившихся слов (б2) Коэффициент механической памяти С2=б2/а2
                       

 

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.

 

Первый ряд

КУРИЦА — ЯЙЦО                      НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ 

КУКЛА — ИГРАТЬ                    ЛАМПА — ВЕЧЕР

ГРУША — КОМПОТ                 КНИГА — ЧИТАТЬ

КОРОВА — МОЛОКО               УЧЕНИК — ШКОЛА

ПАРОВОЗ — ЕХАТЬ                  РУЧКА — ПИСАТЬ

ЛЕД — КОНЬКИ                         ЩЕТКА — ЗУБЫ

СНЕГ — ЗИМА                            ЛОШАДЬ — САНИ

БАБОЧКА — МУХА

 

Второй ряд

СПИЧКИ — КРОВАТЬ              ЖУК — КРЕСЛО

ЛСИНИЦА — СЕСТРА             РЫБА — ПОЖАР

ШЛЯПА — ПЧЕЛА                   БОТИНКИ — САМОВАР

ЛЕЙКА — ТРАМВАЙ               КОМПАС — КЛЕЙ

МУХОМОР — ДИВАН              НЕБО — РАК

ДЕРЕВО — ОВЦА                       ГРЕБЕНКА — ВЕТЕР

БУСЫ — ЗЕМЛЯ                         ПИЛА — ЖУРНАЛ

ГРАФИК — ТУМАН

 

 


13. 3. Методика «Заучивание 10 слов» (А. Р. Лурия)

Ход выполнения задания

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи, и фиксирует их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «–» в бланке, где отведено несколько строк под номерами (№ 1 – № 5) для результатов соответственно первого, второго и т. д. воспроизведения (см. материал к методике).

Первый этап: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно? » Экспериментатор медленно и четко читает слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, – все вместе, в любом порядке».

Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». При комплексном обследовании школьника последующий час желательно заполнить другими методиками, а затем повторить воспроизведение, но уже без прочтения слов экспериментатором.

По полученному протоколу составляется «кривая запоминания» (см. материал к методике). По ней анализируют особенности запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением растет число правильно названных слов; умственно отсталые дети воспроизводят меньшее число, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.

Если ребенок сразу воспроизвел 8–9 слов, а потом с каждым ра­зом все меньше и меньше (кривая не возрастает, а снижается на гра­фике), то это отражает повышенную утомляемость. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

Таблица IV. 2

Образец протокола

№ воспро­изведения Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед
+ + + + +
+ + + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + +
+ + + + + + + + + +
Спустя час + + + + + + + + + +

 


 

Рис IV. 17. График для методики «Заучивание 10 слов»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...